Главные вкладки

    Рекомендации для родителей по речевому развитию детей дома
    консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Кокина Марина Владимировна

    !

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rekomendatsii_roditelyam.docx20.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации для родителей по  речевому развитию детей дома

    Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, губ, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем его зубов, носоглотки, состоянием прикуса, уздечки. Наиболее активно участвует в образовании звуков язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный или образует желоб, сужен и касается верхних резцов и т.д.) зависит произношение большинства звуков русского языка.                                                                                                

    Тренировать подвижность артикуляционного аппарата поможет общий комплекс артикуляционных упражнений. Возьмем зеркала и выполним некоторые из них. Выполнять упражнения необходимо перед зеркалом для того, чтобы ребенок мог осуществлять зрительный контроль за правильностью выполнения движений.

    Игры на тренировку артикуляционного аппарата.

    • Мы превращаемся в веселых мартышек. Что любят делать мартышки?

    Правильно, дразниться, строить рожицы. Некоторые дети тоже любят это делать. Оказывается, это полезно. Мартышки дразнят лягушку и слоненка - губы растянуты в улыбку, вытянуты вперед «хоботком».                                  

    • «Толстячки» и «худышки» - надуть щеки, втянуть щеки.
    • «Поймай мышку за хвост» - рот широко открыть, выдвинуть язычок, прикусить кончик языка.
    • «Лошадка фыркает» - выдыхать воздух через coмкнутыe губы, вибрация губ.
    • «Лошадка скачет» - рот широко открыт, щелканье языком.
    • «Лошадка цокает копытами» - рот широко открыт, цоканье языком по бугоркам у верхних резцов.
    • «Вкусное варенье» - облизывание губ языком.

    Для исправления конкретных звуков существуют определенные упражнения, их вам порекомендует логопед на индивидуальной консультации.                                      - Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.  Для образования большинства звуков необходимо, чтобы воздушная струя была направлена на середину языка, а не уходила в щёки. Силу, длительность и направленность выдоха помогут развить следующие упражнения:

    • «Футбол» - понадобится кусочек ватки или комочек бумаги, кубики- ворота. Ребенок дует на ватку, не раздувая щеки. Можно дуть на язычок. Задуваем ватку - мяч в ворота.
    • «Фокус» - эту же ватку кладем на нос, открываем рот, широкий язык поднимаем вверх, дуем вверх, стараясь сдуть ватку с носа.
    • «Подуй в трубочку» - язык сворачиваем в трубочку, дуем.
    • «Шторм в стакане» - дуть в воду через соломинку для коктейля.

    Дети выполняют упражнения совместно с родителями.

    Игры на развитие фонематического слуха.

    • «Отгадай, что я делаю» - на развитие слухового внимания и различение неречевых звуков. Взрослый располагается за ширмой.  «Слушая звуки, догадайтесь, что я делаю: рву бумагу, переливаю воду, насыпаю крупу, режу ножницами  бумагу и т.п».
    • «Веселый попугайчик» - формирование чувства ритма.

    Ведущий проговаривает слоговые ряды с отхлопыванием каждого слога. По команде взрослого ребенок повторяет и отхлопывает - па-па-ба, та-да-та, са-са-за-за и т.д.

    • «Поймай звук» - я буду произносить разные звуки, а ты, когда услышишь звук «З», хлопни в ладоши (поймай комара). Выделять можно любой звук.
    • «Собери словечко» - м - а - к «мак» и т.п.

    В дошкольном возрасте ребенок должен научиться классифицировать предметы.

    • Игра «Назови одним словом» (картинки: посуда, мебель, одежда, обувь и т.д.).

    В старшем дошкольном  возрасте ребенок должен уметь выделять лишний предмет и обосновывать свой выбор.

    • Игра «Третий лишний», «четвертый лишний». Учим подбирать слова-антонимы.

    На доске три иллюстрации одной смысловой серии (например,  транспорт) и одна лишняя (например, игрушка).

    -Обогащать словарный запас детей можно везде и всюду. Идем по улице, едем в машине, готовим на кухне, возимся на огороде, купаемся в ванной.

    Например, купаясь в ванной рассмотрите два полотенца: махровое и льняное, сравните их (пушистое - гладкое, большое маленькое, длинное - короткое, широкое - узкое и т. д.). Расскажите,  как оно попало к нам (ткач сделал ткань, швея - сшила, водитель - привез в магазин, продавец - продал, мы - купили). Занимаясь на кухне, расскажите, какие продукты лежат в холодильнике, из чего они сделаны, кто потрудился в их приготовлении, что из них готовят и как (режут, жарят, варят, тушат и т.п.).

    • Игра «Кто больше скажет слов» - возьмем игрушку Зайчика. Какой зайка? (подбираем прилагательные) Что умеет делать? (подбираем глаголы).
    1. Рассмотрим следующий раздел - «Грамматический строй речи».

    Это умение согласовывать слова между собой, изменять слова.

    • Игра «Краски» - учит согласовывать существительные и прилагательные. Например: Я красный помидор, красное яблоко, красная ягодка.
    • «Хвастунишки» - образуем множественное число существительных. У меня - один предмет, а у тебя - несколько. (стол - столы, стул - стулья, яйцо - яйца и т.п.)
    • «Что из чего?» - образование прилагательных от существительных (стеклянный, шерстяной и т.п.)

    -Очень важно четко произносить окончания слов, чтоб дети смогли правильно их расслышать и повторить.

    Играем в слова на кухне.

    1.Как называются предметы мебели на кухне?                                                                                                                                               Как ты думаешь, кто потрудился, чтобы сделать нам мебель?

     (Лесник, лесорубы,  художник-дизайнер, столяры, ткачи.)

    2.         Назови посуду, которая есть на кухне. Назови её предназначение.

    З. Какие продукты лежат у нас в холодильнике?
    Из чего делают растительное масло? Из чего получают творог и кефир, сливочное масло? Из чего делают колбасу, сыр? Какое бывает мясо? (Сырое, замороженное, тушёное, жареное, варёное.)

    4. Какие продукты лежат в кухонном  шкафу?
    Крупа гречка из какого растения получается? (из гречихи) Крупа рис из какого растения? (из риса) Крупа манная? (из пшеницы) Крупа перловая? (из ячменя) Крупа геркулес? (из овса) Из чего делают макароны, вермишель? (прочтите, что написано на коробке.) Из чего делают муку? (из пшеницы.) Из чего делают сахар? (из сахарной свеклы, сахарного тростника.)

    5. Что делает мама на кухне?  Варит, режет, готовит, моет, жарит, трёт, давит, слушает радио, вытирает, включает, выключает, чистит, улыбается, поет, пробует, солит, шинкует, консервирует, наливает, выливает, разливает, убирает, достает...
    Вот сколько у мамы дел и забот, а чем можешь ты помочь маме на кухне?

    6. Как мама работает на кухне? Быстро, весело, ловко, медленно, спокойно, радостно, трудно, напряжённо, сосредоточенно...

    Играем в слова в ванной комнате.

    1. Что у нас есть в ванной комнате?

    2. Какие бывают полотенца?  Махровое, льняное, вафельное, пушистое, полосатое, маленькое, банное, ножное…

    3. Что делают в ванной комнате?  Стирают, замачивают, выкручивают, включают, выключают, чистят, намыливают, вешают, вытираются, моются, принимают душ, сидят, стоят, сыплют…

    4. Какая бывает вода в ванной комнате?
    Холодная, ледяная, горячая, теплая, прозрачная, чистая, грязная, мыльная, мутная, прохладная…

    Играем в слова в раздевалке, в коридоре.

    Какая обувь у нас в коридоре (зимой, летом)?                                                                                                                                        

    Кто участвует в изготовлении обуви?
    Скорняк выделывает кожу, чтобы можно было из неё что-то скроить, художник-модельер придумывает фасон, обувщики шьют, продавцы продают. Чтобы обувь была красивой, разноцветной нужны краска и фурнитура: пряжки, кнопки, «молнии»…
    Покажи правый ботинок, левую туфлю…     Чем отличается женская, мужская, детская обувь?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рекомендации для родителей по речевому развитию детей

    Материалы позволяют родителм четко представлять,что и в какой год жтзни может говорить Ваш ребенок,чем интересоваться и как ему помочть правильно говорить....

    Рекомендации для родителей по речевому развитию детей

    Материал для родителей по развитию речи дошкольников...

    рекомендации для родителей по речевому развитию детей

    Слышим и правильно произносим звукиВоспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте одна из главнейших задач, стоящая перед педагогами и родителями.Чтобы ребенок правильно произносил все звуки ему...

    Рекомендации для родителей по речевому развитию детей 4-5 лет.

    Рекомендации для родителей  по речевому развитию детей 4-5 лет....

    Рекомендация для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста.

    В статье рассматривается роль семьи в речевом развитии ребенка дошкольного возраста.Я представляю в статье опыт своей работы в данном направлении и формулирую практические рекомендации для родителей с...

    Рекомендации для родителей: Познавательно-речевое развитие детей

    Рекомендации для родителей: Познавательно-речевое развитие детей...

    Рекомендации для родителей по речевому развитию детей 6-7 лет

    Возрастные особенности детей 6-7 лет по речевому развитию:• дети способны правильно произносить все звуки родного языка,• способны к простейшему звуковому анализу слов,...