Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Бурак Алла Михайловна

С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных  технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой формы взаимодействия, как  речевой практикум.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО)  речевой  практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных  развивающих технологий»

Цель: создать условия для повышения уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития дошкольников  средствами развивающей  ОТСМ-ТРИЗ – технологии.  

Образовательные: познакомить родителей с современными развивающими технологиями, как средством речевого  развития дошкольников.

Развивающие: инициировать каждого участника мероприятия в активный познавательный процесс.

Воспитывающие: формировать у родителей умение ориентироваться в методах и приёмах ТРИЗ - технологии и правильного взаимодействия с ребенком с учетом его возрастных особенностей.

 

Предварительная работа:

• приглашение родителей на мероприятие;

• анкетирование родителей воспитанников по теме речевого развития дошкольников (анкеты заполняются дома до мероприятия и их результаты используются в ходе его проведения);

• диагностика уровня развития связной речи дошкольников;  

• разработка буклетов «Памятка для родителей» по использованию приёмов «системный оператор» и метода «ступенчатый эвроритм» в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста.  

План проведения мероприятия:

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

1. Инициация (5 мин.)

Метод «Любознательная Людмила».

Цель метода: поприветствовать участников мероприятия.

Задачи метода:

• создать комфортную обстановку для совместной деятельности;

• снять напряжение, настроить на открытое, доверительное взаимодействие.

Технология проведения:

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Я предлагаю пройти «перекличку», чтобы войти в «круг доверия». Для этого встаньте в круг, назовите свое имя и какой–нибудь эпитет–прилагательное, начинающиеся с той же буквы, что и имя (например: «Я – активная Алиса». Следующий повторяет услышанное имя вместе с прилагательным, затем называет себя («Это активная Алиса, а я –  любознательная Людмила»). Третий участник повторяет оба услышанных имени с прилагательными и добавляет своё, и так далее, по кругу. Если кто-то чувствует затруднения, можно шёпотом подсказать забытое имя.

2. Вхождение или погружение в тему (10 мин.)

Метод «Проблема»

Цель метода: сформулировать и конкретизировать цели мероприятия.

Задачи метода:

обобщить взгляды родителей на процесс развития мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста, выявить проблемы в работе по данному направлению;

• настроить родителей на доброжелательное общение;

• организовать эффективное погружение в тему мероприятия.

Необходимые материалы: ноутбук, мультимедийное оборудование, слайд-презентация.

Предварительная подготовка: подготовка презентации ( по результатам анкетирования родителей).

Технология проведения:

Участники мероприятия садятся на стулья. Педагог предлагает вниманию родителей результаты анкетирования «Речевое развитие дошкольников»

 и озвучивает цель сегодняшней встречи.

Педагог: Уважаемые родители, у нас получился замечательный  «круг доверия». Проблема развития мышления и  связной речи  детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда.      Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью в дошкольном периоде. Только, обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества. А так же, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточный высокий уровень развития связной речи школьника. И наконец, речь рассматривается как главное средство общения детей как со сверстниками, так и со взрослыми.

        Потребность в новых подходах к методике развития связной  речи дошкольников объясняется тем, что традиционные подходы не дают требуемого качества. Сейчас политика государства в области образования меняется, активно обсуждаются возможности применения  эффективных инновационных развивающих технологий в образовательном процессе.  

       Уважаемые родители, чтобы общение в нашем «круге доверия» было продуктивным, давайте постараемся вместе определить цель нашей сегодняшней встречи. В этом нам помогут результаты анкетирования, которые вы видите на слайде. Проведённый опрос показал, что:

- 54% родителей знают, какую роль играет связная речь детей в дальнейшем школьном обучении,  67%  рассматривают  речь как основное средство коммуникации и отражения результатов мышления, 76% слышали об инновационных развивающих  образовательных технологиях в области речевого развития и хотели бы получить практические знания по их применению с дошкольниками.

- Сформулируйте, пожалуйста, проблему, если вы обнаружили её на основе результатов анкетирования. Высказывания родителей.

Таким образом, сегодня нам нужно уточнить:

- что включает в себя речевое развитие дошкольников;

- какие методы и приёмы развивающей ОТСМ-ТРИЗ- технологии  можно использовать в развитии связной речи детей дошкольного возраста ;

- получить практические знания по их применению с дошкольниками;                      - обогатить методическую копилку для родителей «Домашний      

 «Речевичок»;

3. Формирование ожиданий и выявление опасений участников (7 мин.)

   Метод «Вместе мы построим дом!».

Цель метода: выяснение ожиданий и опасений у участников мероприятия от общения.

Задачи метода:

• определить эмоциональное настроение участников;

• сосредоточиться на том, что хочет каждый получить от общения;

• выявить, какие опасения имеют участники на данный момент.

Необходимые материалы: силуэт нарисованного дома на листе ватмана,  заготовленные заранее бумажные листочки в форме брёвен, ручки, клей -карандаши, спокойная музыка.

Предварительная подготовка: подобрать музыкальное сопровождение для проведения метода, заготовка силуэта дома, заготовка бумажных листочков в форме брёвен.  

Технология проведения: педагог предлагает на листочках - брёвнышках   написать, чего родители ожидают от сегодняшней встречи и чего опасаются. Свои сбывшиеся «ожидания» и свои не сбывшиеся «опасения» в конце встречи прикрепить на макет дома.  

Педагог: Уважаемые родители! Мы определились с целями нашего мероприятия  и совместно озвучили их. Но у каждого из вас есть собственные цели, ожидания, а также опасения в отношении возможности их достижения. Перед вами лежат брёвнышки, из которых мы должны построить дом. Поделитесь своими мыслями и чувствами. Напишите на брёвнышках, что вы ожидаете от сегодняшнего общения, и   свои опасения, тревоги, неуверенности по поводу сегодняшней встречи и оставьте их пока у себя.  

Все свои ожидания и опасения мы проговорили и наше общение продолжается!

Фаза 2 «Работа над темой»

4. Интерактивная лекция (15 мин.)

   Метод «Информационная угадай-ка»

Цель метода: оживить внимание родителей; систематизировать знания участников мероприятия о речевом развитии старших дошкольников, как основном средстве коммуникации с детьми и взрослыми, какие инновационные развивающие технологии можно использовать;

Задачи метода:

• формировать у родителей умение обсуждать и анализировать данную тему, выделять главное.

Необходимые материалы:  ноутбук, мультимедийное  оборудование, слайд - презентация, плакат, фломастеры, алгоритмы  приёмов ТРИЗ – технологии: «системный оператор» и  «ступенчатый эвроритм».

 Предварительная подготовка: подготовка презентации, плаката с названием темы сообщения и с разделёнными секторами.

Технология проведения:

Педагог называет тему своего сообщения. На доске размещён ватман или стенная газета, вверху  которой указано название темы «Речевое развитие старших дошкольников». Пространство ниже плаката разделено на пять секторов или квадратов, но они пока не заполнены. Начиная с первого сектора, ведущий вписывает название раздела темы, о котором он сейчас начнёт говорить с родителями. Можно предложить родителям подумать над этим разделом, узнать их мнение и обобщить их ответы слайдами. Закончив изложение материала по первому разделу темы, педагог переходит ко второму разделу темы, и так далее. Наглядно представлены таким образом существующие по данной теме «белые пятна», которые постепенно заполняются педагогом совместно с родителями.

Педагог: Уважаемые родители! Сегодня мы с вами вместе попробуем разобраться  в вопросах речевого развития старших дошкольников, какие аспекты в этом развитии являются приоритетными, и с помощью каких приёмов и методов мы сможем это сделать наиболее эффективно.  

Тема нашего заседания «Речевое развитие старших дошкольников». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область «Речевое развитие» и включает в себя:

- формирование и обогащение активного словаря дошкольников;

- развитие грамматической стороны речи;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой;

- Уважаемые родители, как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?  Ответы родителей фиксируются на доске и записываются в первый столбик: грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой и т. д. Это так должно быть.  А что же получается на самом деле? В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой (педагог записывает за родителями фразы, немного их корректируя во второй столбик):

-  односложная речь (состоящая из одних простых предложений с аграмматизмами),  слова – «паразиты» (замусоривание речи, употребление не литературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых), не грамотные вопросы (недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос), составление рассказов (неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст (а к школе это умение приобрести просто необходимо),  не могут логически объяснять. Поэтому, работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в образовательной деятельности  дошкольного учреждения, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Эффективное развитие связной речи детей на этапах дошкольного развития,  это основа  для дальнейшего успешного  обучения  на начальных этапах в школе.  В старшем дошкольном возрасте особое место уделяется развитию связной речи детей, а именно: составлению творческих рассказов, составлению рассказов по картине, по серии картин, пересказам, с использованием схем, так же и игры по развитию речи.   

Поэтому, потребность в новых подходах  к методике развития связной  речи дошкольников объясняется тем, что традиционные подходы не дают требуемого качества. В результате поиска наиболее эффективных методов и приемов развития  связной речи детей,  именно нетрадиционная развивающая ОТСМ-ТРИЗ - технологии стала  основой для создания системы работы с детьми  по данному направлению. Такими методами ОТСМ-ТРИЗ – технологии  по составлению описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы являются: «системный оператор» и «ступенчатый эвроритм».

5. Проработка содержания темы (20 мин.)

Метод «Игротека»

Цель метода: познакомить родителей с игровой технологией приёмов «системный оператор» и «ступенчатый эвроритм»

Задачи метода:

  • актуализировать коммуникативный потенциал участников мероприятия;
  • включение родителей в совместную активную практическую деятельность.

Необходимые материалы: алгоритмы метода «системный оператор»( в виде волшебного телевизионного экрана) и метода «ступенчатый эвроритм»(в виде многоэтажного дома), слайд - презентация, ноутбук, мультимедийное оборудование.

Технология проведения:

     Уважаемые родители! Сейчас, я предлагаю вам поближе познакомиться с игровой технологией  приёмов «системный оператор» и «ступенчатый эвроритм». Эти приёмы представляют собой  алгоритмы организации мыслительной деятельности при составлении рассказа об объекте, созданные  на основе ОТСМ – ТРИЗ – РТВ(предполагается расшифровка для родителей аббревиатуры). Для составления рассказа с  помощью методов «эвроритм» и «системный оператор» берутся объекты  рукотворного мира, можно брать также и объекты живой природы.

 К достоинствам данных приёмов ТРИЗ - технологии  можно отнести следующее:

-  с помощью методов «системный оператор» и «эвроритм» дети вовлекаются в активную речевую работу;

- создание речевых продуктов творческого характера - удобный ресурс для организации  комплексных (многоцелевых) тренингов. А любой  речевой продукт работает, как на формирование комплекса навыков  активной речи, так и  на формирование навыков сильного    мышления;

- педагог не даёт детям готовые знания, не раскрывает перед ними истину, он учит ее находить;

 - идет освоение не только моделей составления речевых продуктов, но и расширение словарного запаса, работа по становлению звуковой культуры, грамматического строя речи,  ознакомление с окружающим миром;

  -  у дошкольников формируются навыки поиска информации, построения гипотез,  расширяется кругозор ребёнка и формируется целостная картина мира.  

 Итак, познакомимся с методом «системный оператор». Ключевые моменты работы с «системным оператором» по составлению рассказа об объекте представлены в таблице. Разберём их  и составим рассказ об объекте. Объект  вы должны отгадать с помощью  игры «Да – нет» (самолёт).

6 

Место (где можно встретить данный объект)

3

Место (где можно встретить данный объект)

9    

Место (где можно встретить данный объект)

4          

 Прошлое объекта (каким был раньше)

1      

Объект, функция объекта

(для чего он нужен )

7  

 Будущее объекта (что со мной станет в будущем, каким я стану)

        

5

 (Из каких частей состоит)

2

Части (из каких частей состоит данный объект)

8  

 (Из каких частей состоит)

А сейчас  познакомимся с методом «ступенчатый эвроритм» или «волшебные ступеньки». Алгоритм представлен в виде многоэтажного домика.  Ключевые моменты работы  по составлению рассказа об объекте представлены в таблице. Разберём их и составим рассказ об объекте. Объект  вы должны отгадать с помощью  игры «Да – нет» (пылесос).

Код для детей

Вопросы к детям

«Дело»

Что это? Для чего этот предмет необходим человеку? Для чего он его создал (придумал)?(функция объекта)

«Главные части»

Из чего состоит объект? Для чего нужны части? Какая главная часть, без которой он не сможет выполнять свою функцию?

"Друзья"

Какие еще бывают объекты? Придумайте друзей объекта с помощью морфотаблицы, изменяя части по размеру, форме, цвету, и расскажите, что изменилось, и чем это хорошо или плохо.

«Волшебник»

Что можно добавить к объекту? Как он изменится? Чем это хорошо или плохо? Что будет с объектом, если  он подружится с другими предметами

"Неудачник"

Когда нельзя пользоваться предметом, даже если он новый и неиспорченный? (игрушечный, резиновый, деревянный и т.д.)

«SOS»

Как время может воздействовать на объект?

Что в самом объекте может  помешать им пользоваться?

«Один»

Можно пользоваться объектом, если он один на всем свете? Как правильно сохранить объект, чтобы он не испортился (найти способы сохранения раритета – условия длительного хранения для того, чтобы сделать такие же)?

«Помощник»

Что может выполнять то же дело?(объект другой, функция та же)

«Дело не нужно»

Когда бывает так, что функция объекта не нужна?

6. Проработка содержания темы (15 мин.)

Метод «Приоритеты»

Цель метода: разработка презентации методов «системный оператор» и «эвроритм»  по выбору участников мероприятия, максимально соответствующего теме практикума; выражение и обоснование своего мнения.

Задачи метода:

• раскрыть педагогические ценности приёмов ТРИЗ- технологии по составлению рассказов об объекте «системный оператор» и «эвроритм»;

• включение родителей в активную командную работу.

Необходимые материалы: алгоритмы метода «системный оператор»( в виде волшебного телевизионного экрана) и метода «ступенчатый эвроритм»(в виде многоэтажного дома), тезисы по данной теме, листы ватмана, фломастеры, мольберты, спокойная музыка.

Технология проведения:

Уважаемые участники  нашего речевого  практикума!  Сегодня мы с вами познакомились с развивающими  методами и приёмами ТРИЗ - технологии и отметили их практическую ценность для  речевого развития дошкольников.  Сейчас наступает  ответственный момент в нашей работе. Вам необходимо разделиться на две группы по приоритету метода: или «системный оператор» или «ступенчатый эвроритм».  Каждая группа должна презентовать свой выбранный метод другой группе, отметив его преимущества в отношении другого метода.  На подготовку дается пять минут. Работа родителей.

После презентации педагог предлагает в помощь родителям буклеты «Памятка для родителей», которые помогут  в вопросах применения методов и приёмов ТРИЗ – технологии в речевом развитии вашего ребёнка.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

7. Релаксация (5 мин.)

Метод «Хвост фазана»

Цель метода: освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.

Задачи метода:

• создать позитивный настрой на дальнейшую работу.

• обеспечить смену деятельности участников (для снижения усталости).

Необходимые материалы: карточки с изображением животных, музыкальный центр, диск с музыкальным репертуаром.

Технология проведения:

Уважаемые родители! Мы с вами познакомились с методами и приёмами ТРИЗ – технологии по развитию связной речи детей дошкольного возраста, раскрыли их достоинства, а теперь пришла пора немножко отдохнуть. Я предлагаю встать в затылок друг другу тремя командами. Первая команда (3 человека) – это голова и туловище фазана. Вторая и третья команда – это хвост фазана. Каждый держит за талию стоящего впереди. По команде «головы» фазана, его «тело» подаёт команду  «хвосту» раскрыться. Участники «хвоста» разбегаются в стороны. Все  участники держатся за впередистоящего,  и не должны его потерять. После развёртывания «хвоста» «голова» подаёт сигналы и «хвост» сворачивается. И так далее.

 8. Подведение итогов (5 мин.)

Метод рефлексии «Вместе мы построим дом!»

 Цель метода: подвести итоги образовательного мероприятия, отметить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале мероприятия.

Задачи метода:

• обобщить результаты игрового практикума;

• выявить впечатления и эмоциональный настрой участников мероприятия;

• осмыслить личные результаты каждого участника образовательного мероприятия.

Необходимые материалы: силуэт нарисованного дома на листе ватмана,  заготовленные заранее бумажные листочки в форме брёвнышек и написанными на них вначале мероприятия опасениями  и ожиданиями, клей - карандаш

Технология проведения:

Уважаемые родители! Мы с вами познакомились с современными развивающими  технологиями, их методами и приёмами по речевому развитию дошкольников,  получили практические умения по использованию этих методов и приёмов.  А сейчас, я предлагаю вам обратить свой взор на наш недостроенный дом, потому что брёвнышки с вашими ожиданиями и опасениями остались у вас. Сейчас, я предлагаю наш дом достроить. Для этого вы наклеиваете брёвнышки с вашими сбывшимися ожиданиями и несбывшимися опасениями на силуэт дома (родители наклеивают). Вот мы и построили наш дом!  Это говорит о положительных результатах нашей встречи. Мы с вами хорошо поработали, вы пополнили свой багаж знаниями и практическими умениями в области методов речевого развития старших дошкольников и поставленные цели были достигнуты. Интересуйтесь! Познавайте и творите вместе с детьми. Благодарю всех за сотрудничество!

 

     

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия с участием родителей по вопросам гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) на тему: «Мальчики и девочки: сходства и различия»

Представленный материал позволяет познакомить родителей с современными научными подходами к осуществлению процесса гендерного воспитания дошкольников, расширяет знания  об анатомо – физиологическ...

Использование педагогической технологии "Активные методы обучения" в работе с детьми с Общим недоразвитием речи

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»Я хотела бы представить вам технологию «Активных методов обучения», которая поможет обучающимся чувствовать себя на занятиях комфортно, интерес...

Конспект родительского собрания в старшей группе по теме: "Речевое развитие старших дошкольников"

Конспектродительского собрания в старшей группена тему:(слайд1) «Развитие речи старших дошкольников»Дата проведения: 10.03.2016г.Время проведения: 17.30Форма проведения: Игра-путешествие....

Интегрированное ООД с использованием технологии Активных методов обучения (АМО) – Тема: «Ёжик с грибами» (подготовительная к школе группа)

Формировать представление детей о многообразии грибов дать понятие «съедобный», «не съедобный»; побуждать к созданию художественного образа – ежа и грибов; воспитывать лю...

Реализация плана по самообразованию по теме «Психомоторное развитие старшего дошкольника средствами игр и упражнений».

Реализация плана по самообразованию по теме«Психомоторное развитие старшего дошкольникасредствами игр и упражнений»....