Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «В гостях у бабушки с дедушкой»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Платонова Надежда Владимировна

Аннотация: автором представлен конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста по знакомству с материалом русской народной культуры (Муромскими сказками, играми, предметами быта и т.д.). Адресовано учителям-логопедам, воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД905.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

«В гостях у бабушки с дедушкой»

Подготовила:

Платонова Надежда

Владимировна

учитель-логопед  

МБДОУ «Детский сад

№26 комбинированного вида»

Актуальность: К сожалению, представления детей о старинных праздниках, традициях, художественных промыслах, быте своего края обрывочны и поверхносты.

Так как дошкольное детство – период начальной социализации ребенка, то формирование у него нравственных чувств, таких как патриотизм, возможно через организацию непосредственно образовательной деятельности в детском саду.

Цель: вызвать интерес к национальной культуре, истории развития нашего народа.

Задачи:

  • Воспитательные:  воспитывать эмоционально-ценностное отношение и интерес к познанию прошлого ‏ㅤ эмоционально-ценностное отношение и интерес к позанэ.
  • Развивающие:  развивать ‏ словесно ‏ - ‏ логическое ‏ мышление, ‏ внимание, память;  артикуляционную моторику.

Развивать ‏ мелкую ‏ и ‏ общую ‏ моторику.

  • Образовательные: обогащать словарный запас названиями предметов русского быта, формировать фонематический слух.

Оборудование: ТСО (мультимедийный экран), картинки для выполнения артикуляционной гимнастики «Улыбка», «Трубочка», «Чистим зубы», «Толстячки», «Худышки», «Блинчик», «Чашечка», «Иголочка», «Качели», предметные картинки для игры «Бабушкины бусы» (дымница, амбар, рукомойник, кутник, картуз, зыбка, азбука, алтын), клубочек ниток, карточки с недорисованными предметами быта, фломастеры по 2 на каждого ребенка, столы, стулья по количеству детей.   

Участники: ‏ дети ‏ подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (подгруппа воспитанников), ‏ учитель-логопед.

Взаимосвязь ‏ образовательных ‏ областей:  социализация, ‏ коммуникация,  познание, ‏ художественно-эстетическое.

Деятельность ‏ до ‏ НОД:  знакомство с обиходом русской избы в музее Дома Народного творчества г. Мурома, чтение Муромских сказок И. Климова, И.В. Карнаухова «Как Илья Муромец богатырем стал», беседы о жизни племени Мурома, рисование «Красивая изба», аппликация «Народный костюм» (см. Приложение 1).

Деятельность ‏ после ‏ НОД: ‏ㅤㅤ сюжетно-ролевые ‏ игры  «В избе», «Семья», ‏ «Чаепитие у самовара», настольные ‏ игры: «Собери картинку героя сказки», «Что сначала, что потом», раскрашивание предметов утвари.

 ‏Предполагаемый ‏ результат ‏ после ‏ НОД:  дети  интересуются  историей своего города, активно ‏ и ‏ доброжелательно ‏ взаимодействуют ‏ с ‏ педагогами ‏ и ‏ сверстниками ‏ в ‏ решении ‏ игровых ‏ и ‏ познавательных ‏ задач.

Взаимосвязь с семьями воспитанников: Консультации на тему: «Как знакомить детей с городом», «По дороге в детский сад»

конкурсы: «Лучший альбом о Муроме», «Лучший калач».

Выпуск напоминалок-памяток «Прочитайте вместе с детьми», «В выходной всей семьей в музей».

Первоисточники:

Интернет ресурсы (загадки о героях сказок);

Муромские сказки: для детей млад. школ. возраста/ Записал от И. Климова и обработал В. Светозаров. – Ярославль: Верх. -Волж. кн. изд-во ,1983 – 60с.

Учебное пособие к факультативному курсу по краеведению для начальной школы по программе «Люблю тебя, мой край родной!» «На муромской дорожке» Первый год обучения, макет и верстка Я. Филимонов корректор Н.М. Перегудова, 2006.

Содержание ‏ деятельности. (см. Приложение 2)

Этапы

Содержание

Время ‏ проведе-

ния

1.Процесс

вовлечения

Л.  Вы любите сказки? (да)

-Хотите рассказать сказку необычным образом? (да)

-В этом вам помогут губы, щеки и язык.

Логопед рассказывает сказку, а дети выполняют элементы артикуляционной гимнастики, сидя на стульях.

Толстые внуки приехали в гости.

Дети надувают щеки.

С ними худые –

Лишь кожа да кости.

Втягивают щеки.

Бабушка с дедушкой

Всем улыбнулись.

Растягивают губы в улыбке.

Поцеловать они всех потянулись.

Тянут губы вперед.

Утром проснулись –

В улыбочку губы.

Широко улыбаются.

Чистили мы свои верхние зубы

Ставят широкий язык за верхними зубами.

Вправо и влево,

Внутри и снаружи.

Двигают языком.

С нижними зубками тоже мы дружим.

Повторяют движения за нижними зубами.

Губы сожмем мы

И рот прополощем.

Надувают щеки, губы не пропускают воздух.

И самоваром пыхтим

Что есть мочи.

Надувают щеки с последующим выпусканием воздуха через губы.

Блюдца поставим –

Блины нам положат.

 Ставят широкий язык на нижнюю губу.

Дуем на блинчик –

Не в щеки, не мимо.

Дуют на широкий язык.

Блинчик жуем,

Завернем и прикусим.

Жуют распластанный язык, прикусывают его, завернув за нижние зубы.

Блинчик с вареньем

Малиновым вкусом.

Облизывают широким языком верхнюю губу спереди назад.

Чашки поставим,

Чтоб чаю налили.

Загибают широкий язык чашечкой.

Чаю попили –

Никто не обижен.

Двигают «чашечкой» вперед и назад.

Вкусным был завтрак –

Мы губки оближем.

Облизывают кончиком языка губы по кругу.

Бабушке нашей всегда помогаем:

Нитки в иголки мы ей продеваем.

Вытягивают узкий язык вперед.

Дедушка сделал для внуков качели.

Ставят широкий язык попеременно то за верхние, то за нижние зубы.

Все мы на них покачаться успели.

Здесь нашей сказочке конец,

А кто упражнения делал, тот молодец.

На экране появляется видео горницы, в которой находятся бабушка и дедушка. Они жалуются на свой возраст. И просят помощи в уборке в доме.

2-3 мин

2.Процесс

Целепола-

гания

Л. Вы хотите помочь бабушке и дедушке?

- Как же нам попасть к ним в избу?

(предположения детей)

Л. Мы можем отправиться в деревню на машине времени.

1 мин

3.Процесс

Планиро-

вания

Л.  Но прежде, чем отправимся в гости, расскажите, что делают во время уборки в доме. Проводится совместная беседа с детьми о планировании уборки в избе.

Словесная игра «Клубочек передай, слово- действие называй».

Дети передают по кругу клубочек и называют слова-действия (глаголы), которые обычно делают во время уборки.

Л. Начинаем обратный отсчет: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1.

2 мин

4.Процесс

осуществле-ния действий

На экране фото горницы, в которой беспорядок.

Л. У бабушки нашей

Рассыпались бусы.

Чтоб бабушке бусы

Смогли мы собрать,

Нам нужно подумать,

Картинку назвать

Красиво и четко,

Конечно же, вслух,

Чтоб самый последний и первый

Все слышали звук.

Нам выделить нужно его узнать

И новое слово с него начинать. (2, с.61)

Возьмите каждый в руки по бусинке, по очереди произнесите название предмета (дымница, амбар, рукомойник, кутник, картуз, зыбка, азбука, алтын).

Л. Ну что ж, молодцы,

Все вы бусы собрали,

На тонкую ниточку их нанизали.

Л.  Посмотрите, здесь лежит книга сказок, в которой перепутались все страницы. Нужно будет отгадать героя сказки и название. Тогда мы сможем в правильной последовательности разложить страницы.

Л.   Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Илья Муромец

Сидит в корзинке девушка

У мишки за спиной,

Он сам того не ведая,

Несет ее домой.

Матрешка и медведь

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом, проявляя сноровку.

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Кто мастерица эта была?

Василиса Премудрая

 Бабусю знает целый свет,

Ей отроду лишь 300 лет.

Там на неведомых дорожках,

Дом ее на курьих ножках.

Бура Яга

Л. Все верно. А как называется книга с этими сказками? (Муромские сказки) (1, 60с.)

Л.  В сундуке лежат вещи, их нужно расставить по своим местам в избе. Я буду называть слово наоборот, а вам нужно будет догадаться, что это за предмет.

Игра «Зашифрованное слово»

То – си (сито), лка – прял (прялка), ник – руш (рушник), ват – ух (ухват), вар – мо – са (самовар), ка – реш – мат (матрешка), нок -  гу – чу (чугунок), на – ли – че – при (причелина).

Дети отгадывают слова и говорят, где этот предмет находится в доме и для чего он необходим.

Л. Какие вы молодцы, расставили все по своим местам. А что делают, когда устанут во время уборки? (отдыхают)

Л.  Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

Проводится подвижная игра «Кто, что делает?»

Я буду называть действие, которое делает бабушка или дедушка. Если это действие выполняет дедушка – поднимите руки вверх, если бабушка – покружитесь на месте.

Стирает, колет дрова, варит обед, топит печь, косит траву, доит корову, вырезает из дерева, плетет лапти, прядет пряжу, вышивает рушник, чинит рыболовную сеть (дети выполняют соответствующее действие). (3, с.16-19)

Л. Справились с заданием, молодцы. Отдохнули? Тогда, снова за дело.

Л. Многие предметы сломались. Их необходимо отремонтировать, то есть обвести фломастерами, чтобы было понятно, что это за предмет. Возьмите фломастеры в две руки. Дорисовывать нужно обеими руками сразу, одновременно.

Настольная игра «Дорисуй детали»

Дети проходят за столы, берут в две руки фломастеры и дорисовывают предметы. Затем каждый ребёнок называет предмет.

19 -20 мин

5.Рефлексия

Л. Посмотрите вокруг. Мы помогли дедушке и бабушке навести порядок в доме. (Появляются дедушка и бабушка, наряженные воспитатели, в руках у них блины и муромские калачи).

Л. Посмотрите, да это же настоящие дедушка и бабушка, которым мы сегодня помогали убираться.

Дедушка. Спасибо, ребята, за вашу помощь в уборке.

Бабушка. Приглашаем вас, попить чаю с блинами и муромскими калачами. 

Л. Расскажите дедушке и бабушке, что вы делали у них в избе. (ответы детей)

Затем гости и ребята проходят за столы и угощаются.

2 ‏ мин

Вывод: после проведения различных досуговых мероприятий, экскурсий, бесед, непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с родным городом и его историей, мы достигли следующих результатов:

  •  У детей появился познавательный интерес и повысился уровень знаний о родном городе, особенностях русских традиций;
  • У воспитанников сформировалось чувство любви и заботливое отношение к близким людям, сострадание к чужому горю;
  • Повысились коммуникативные и творческие способности детей;
  • Активизировался и расширился словарный запас, что способствовало развитию связной речи у детей.

Список используемой литературы

  1. Муромские сказки: для детей млад. школ. возраста/ Записал от И. Климова и обработал В. Светозаров. – Ярославль: Верх. -Волж. кн. изд-во ,1983 – 60с.
  2. Савченко Ф.А., Элементы народоведения в логопедической практике/ Ж. Логопед №1, 2011, с 58-65.
  3. Учебное пособие к факультативному курсу по краеведению для начальной школы по программе «Люблю тебя, мой край родной!» «На муромской дорожке» Первый год обучения, макет и верстка Я. Филимонов корректор Н.М. Перегудова, ООО «Издательский дом «Посад», г. Владимир, 2006 – 67с.

Приложение 1.

Различные виды деятельности перед проведением непосредственно образовательной деятельности.

 

                         

IMG-4abcf99c447a0884f1c58ec6a873cb79-VC:\Documents and Settings\Александр\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator EX\2012_12_18\IMG_0002.jpg                         

IMG_20180112_084051[1]

   

Приложение 2.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность

«В гостях у бабушки с дедушкой»

C:\Users\1\Desktop\Земля Владимирская\IMG_20190301_103042.jpg

      C:\Users\1\Desktop\Земля Владимирская\IMG_20190301_103335.jpg

C:\Users\1\Desktop\Земля Владимирская\IMG_20190304_110250.jpg

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Право на отдых. Новогоднее путешествие»

ИНТЕГРИРОВАННАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: «ПРАВО НА ОТДЫХ. НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»Приоритетная образовательная деятельность - «По...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности “Путешествие Колобка”

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Занятие направлено на закрепление пройденного материала....

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема НОД: «Книга «Школа»

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности  в подготовительной к школе группе. Тема НОД: «Книга «Школа».Конспект НОД подготовлен для итогового меропри...