Статья по теме: "Воспитание звуковой стороны речи"
статья по логопедии (подготовительная группа)

Селезнева Ирина Алексеевна

В данной статье рассказывается о поэтапной работе воспитателя с детьми ( начиная со второй младшей группы и заканчивая старшей), над звуковой стороной речи. Такая работа способствует развитию фонематического восприятия у детей и помогает готовить детей к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_zvukovoy_kultury_rechi.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №57»

Нижегородская обл. г. Дзержинск.

Адрес: бульвар Космонавтов,14;  тел: 33 33 03

http://www.dou57ru; e-mail: ds57@uddudzr.ru

 

Сообщение для воспитателей

«Воспитание звуковой культуры речи».

Учитель- логопед:

Высшей категории

МБДОУ детский сад №57

Селезнева И.А.

г. Дзержинск 2025 г.

Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи. Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Важно заботиться о своевременном развитии детей, уделять внимание её чистоте и правильности. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Развитие речи ребенка начинается с 3-х месяцев, с периода гуления. В этот период идет активная подготовка речевого аппарата к произношению звуков, а также развивается понимание речи. Ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия. К 9 -10 месяцам ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов. Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании её в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка. Предметы надо называть правильно, не искажать слова, не имитируя речь детей. В этот период необходимо развивать пассивный словарь (те слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит их с предметом, показывает его при назывании). К 2 –м годам активный словарь насчитывает 250 – 300 слов, формируется фразовая речь. К 3 – м годам речь становится полноценным средством общения. При нормальном развитии ребенка к 5 - 6 годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. А к 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный активный словарь.

Работа по формированию правильного звукопроизношения идет поэтапно:

- обследование речи;

- развитие движений органов артикуляционного аппарата, т.е. артикуляционная гимнастика;

- занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка (звуков речи);

- предупреждение и устранение нарушения речи у детей.

       Формирование навыков правильного произношения в каждой группе, начинается с  занятий  по ознакомлению детей с органами артикуляционного аппарата, затем уточняется произнесение изолированного звука или вызывается звук по подражанию; дальше идет воспитание правильного, четкого произношения звука в словах ( в самостоятельном проговаривании и отраженном повторении за воспитателем), при назывании предметов, картинок отрабатываемый звук выделяют голосом, произнося его длительнее других звуков, а взрывные согласные (п, б, т, д, к, г) произносят более четко. Следующий этап работы – воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи. Для этих занятий воспитатель подбирает потешки, скороговорки, стихотворения, рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком. На этих занятиях необходимо воспитывать у детей спокойную, плавную и достаточно громкую речь. Важно следить за темпом речи. Если ребенок говорит быстро, нечетко произносит звуки, у него вырабатывается небрежность к своей речи, он не приучается следить за тем, как говорит.

         Дальше идет работа над дифференциацией звуков, которая проходит в три этапа:

- дифференциация изолированных звуков (здесь вырабатывается умение воспринимать на слух их различное звучание, определять разницу в положении основных органов артикуляторного аппарата при произношении дифференцируемых звуков);

- дифференциация звуков в словах (детей учат выделять звуки из слова и не смешивать их);

- дифференциация звуков во фразовой речи.

В процессе формирования правильного произношения воспитатель выделяет детей, которым необходима помощь специалиста-логопеда. Правильное понимание речевого нарушения и индивидуальный подход воспитателя к такому ребенку поможет в значительной степени помочь ему, в легких случаях даже исправить недостатки звукопроизношения.

Таким образом, в основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная работа над всеми звуками речи, начиная с самых простых в артикуляционном отношении (гласных и наиболее простых по артикуляции согласных) и кончая самыми сложными, т.е. должно идти постепенное усвоение детьми фонематической системы языка.

Проводя систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков (начиная со 2 – й младшей группы и кончая старшей группой), а также, по дифференциации часто смешиваемых звуков (в подготовительной группе), мы одновременно проводим большую работу по подготовке детей к обучению грамоте, направляем их внимание на звуковую сторону языка, на отрабатываемые звуки, воспитываем активность фонематического восприятия. Кроме того, эти занятия вырабатывают кинестетические ощущения, помогая детям овладеть правильной артикуляцией звуков.

Литература:

  1. М.Ф. Фомичева «Восприятие у детей правильного произношения», Москва, 1997 г.
  2. Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., «Просвещение», 1985 г.
  3. С.А. Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях», М., «Просвещение», 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Этапы овладения звуковой стороной речи"

В статье изложен материал об актуальности овладения звуковой стороной речи, перечислены педагоги и ученые которые занимались данной проблемой, раскрыта классификация А.А.Леонтьева...

Статья "Формирование звуковой стороны речи" для детей средней группы

Обратить внимание родителям для правильного и эффективного воздействия на формирование ребенка речи...

Календарно-тематическое планирование к курсам "Развитие речи" и "Звуковая сторона речи с элементами грамоты" ОНР 2-3 уровень

Календарно - тематическое планирование подгрупповых и индивидуальных занятий к курсам "Развитие речи" и "Звуковая сторона речи с элементами грамоты" разработано для детей с ОНР вто...

Календарно-тематическое планирование к курсам "Развитие речи" и "Звуковая сторона речи с элементами грамоты" ОНР 3-4 уровень

Данное календарно-тематическое планирование разработано на основе календарно-тематического планирования программы Н.В. Нищевой для детей с ОНР подготовительной к школе группы. При разработке был учтен...

Конспект НОД по развитию речи «ПОСУДНАЯ ЛАВКА», АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С]» с использованием технологии развития звуковой стороны речи и ИКТ

Цель: закрепить знания детей по лексической теме «Посуда» на примере сказки «Федорино горе» К. Чуковского, автоматизировать правильное произношение звука «С» в слов...

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  с испол...

Обзорная статья по теме воспитание звуковой культуры речи у детей раннего возраста

Воспитание звуковой культуры речи у детей раннего возраста...