Развитие звуковой стороны речи у детей от 1года жизни до 7
статья по развитию речи (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) на тему

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научится говорить, - правильно и чётко, как и взрослые, произносить звуки, связывать между собой слова. Изменяя их в роде , числе, падеже. строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли- нельзя однозначно. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Развитие  звуковой стороны речи у детей от 1года жизни до 7 лет.                                                                                              Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.                                                                                                                                                                                    Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научится говорить, - правильно и чётко, как и взрослые, произносить звуки, связывать между собой слова. Изменяя их в роде , числе, падеже. строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли- нельзя однозначно. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда  головной мозг, слух, речедвигательный  аппарат ребёнка достигнут определённого уровня. Но имея даже достаточно развитой речевой аппарат. Сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в  дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда. Важно, чтобы у ребёнка самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребёнка (и прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в их образовании. В момент произнесения речевого звука происходит сближение или смыкание отдельных органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба) с неподвижными частями: зубами, альвеолами, твёрдым нёбом.

Для произнесения отдельных звуков требуется простая установка артикуляционного аппарата, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш и усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.

К концу года ребёнок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и некоторые согласные м,п, н, т, д, к, г причём одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие – меньше и менее чётко. Качество произносимых звуков зависит от состояния и подвижности артикуляционного аппарата который ещё только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета в его развитии имеет большое значение.

Итак, первый год жизни ребёнка является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредотачивает своё внимание на источнике звука , на лице говорящего), развивается понимание речи, в процессе гуления, лепета идёт интенсивное развитие артикуляционного аппарата.

На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как а, у, и, о, но звуки ы, э заменяют звуками и,е; большинство согласных малыш ещё или совсем не произносит, или произносит неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твёрдых согласных заменяется мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам т, д, с, з («дяй» вместо «дай», «сянки» - «санки»). Отсутствуют шипящие звуки, звуки л, рь, р.

        В произношении слов кроме неправильного произношения звуков, отмечается упрощение их произношения, когда слово укорачивается или произносится только слог, чаще всего ударный или первый(«ко» или «моно» вместо «молоко»).

       Часто одно и тоже слово ребёнок произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного то другого звука, то есть у него не всегда есть устойчивое произношение одних и тех же слов. На этом возрастном этапе у ребёнка ещё не достаточно окреп голосовой аппарат. Речевой выдох очень слабый, в результате чего голос у малыша еще недостаточно громкий. Возможны замены звонких согласных глухими («пам-пам» вместо «бам - бам»). Дети уже в состоянии менять интонацию голоса, например выражать свою просьбу требовательным тоном.

                                  Упражнения.

  1. Дыхание: вдох через нос – выдох чрез рот и наоборот; сдувать ватку, снежинку.
  2. Сила голоса: игра «эхо»
  3. Арт .  упражнения (поможет обрести целенаправленность движения языка)

Упражнения: - улыбка;

          - трубочка;

          -  окошечко;

        - цокать;

        - надувание щёк.

4.  фонематическое восприятие:

          - «Кто кричит?»

       - «Что где звенит?»

       - повтори слоги, слова в той же последовательности.

 На третьем году жизни  хотя значительно улучшается подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти), но произношение детей всё ёщё далеко от нормы. Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усиление звуков. Имея уже достаточно развитое фонетическое восприятие (дети почти не смешивают слова, близкие по значению, порой отличающихся только одним звуком), малыши пытаются «подогнать» своё произношение к общепринятому. Но это им не всегда удаётся , и они заменяют недостающие звуки другими, более лёгкими для произношения, например р, л       й или Ль ; шипящие и твёрдые согласные        мягкими свистящими звуками, а иногда звуками Ть, Дь («сюба», «тюба» - вместо «шуба»; «тянки» - «санки»; «зюк», «дюк» - «жук»). В этом возрасте дети правильно и четко произносят гласные звуки а, у, и, о(некоторые дети ещё могут заменять или недостаточно чётко произносить звуки ы, э), согласные м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х, (некоторые дети ещё заменяют звук х звуком к : “клеп” – хлеб, смягчённо произносят звуки т, д :” тянк” – танк; йотированные звуки й,я,ю,е,ё усваивают мягкие согласные  сь, зь, твёрдые согласные большинство детей начинают правильно произносить к концу года  (ц),(ль).                                                         В произношении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: не всегда могут сохранять слоговую структуру слова ( укорачивают слово), переставляют слоги ,заменяют или опускают определённые звуки.                                                                                                                              Дети этого возраста имеют укороченный  слабый выдох (1,5 – 2 сек.), многие говорят недостаточно громко. Но умеют говорить шёпотом , когда требует обстановка ( когда спят дети, во время обеда). В этом возрасте у ребёнка ещё недостаточно устойчиво внимание к речи взрослых, он может  часто отвлекаться. Следует отметить , что к 3 годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме  р  и  шипящих, или даже все звуки. У некоторых детей наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи. Например, ребёнок заменяет шипящие  и  твёрдые свистящие звуки звуками ть, дь; межзубное произношение звуков с, з.                         В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию , что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед  за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат.                                                                      

        Упражнения.

  1. На дыхание:

- вдох через нос, выдох через рот и наоборот;

- сдувать ватку с ладони;

- надувание щёк;

- дуть в воду через соломинку.

               2. на фонетическое восприятие:

                     - «кто кричит?»

                - «Что где звенит?»

                - повтори слоги, слова в той же последовательности.

          3. Артикуляционные упражнения.

Что же такое артикуляционная гимнастика?

     Артикуляционной гимнастикой называется специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки. Мы выполняем гимнастику для рук , ног, чтобы они становились сильными, ловкими. Такая же гимнастика необходима для речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений.

   Артикуляционную гимнастику выполняем перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится язык в данный момент(за верхними или за нижними зубами). У нас автоматизированный навык, а ребёнку необходимо зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде сказки (5-7 минут). «Сказка о весёлом язычке».

   На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата:  становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти).

  Так, укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения) твёрдых согласных: «санки» вместо ранее произносимого «сянки». Дети всё чаще начинают верно произносить слова со стечением 2-3 согласных; становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов(3 - 4 и более). Некоторые дети начинают сосредотачивать свое внимание на звуковом оформлении слов, подмечать ошибки в их звучании у сверстников.

  Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как ы, э, х, приближают к норме и более чётко произносят свистящие звуки, появляется звук ц. У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза( звуки ш, ж, ч, щ, л, р), но, как правило,  большинство малышей ещё не произносят шипящие звуки, заменяя их с соответствующими твёрдыми свистящими: звук ш       с («суба», вместо «шуба») , ж      з(«заба», вместо «жаба»), ч       ц («цасы», вместо «часы»), щ       с или сь («сенок», вместо «щенок», «савель», вместо «щавель»). Сонорные звуки р, рь, л дети заменяют звуком й или ль («йак», «ляк», вместо «рак», «лека», «йодка», вместо «река», «лодка»).

С появлением некоторых детей шипящих звуков наблюдается обратная замена, когда вновь появившиеся звуки произносятся и в тех словах, где их употребление неуместно, например там, где надо произносить свистящие звуки («катпушка» вместо капуста , «клизовник» вместо крыжовник). Однако подобные замены чаще всего наблюдаются в новых словах, а  в давно усвоенных ребёнок может по-прежнему произносить вместо шипящих свистящие звуки.

В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, малыши ещё не редко пропускают звуки и слоги, переставляют их. Например, слово «пожалуйста» могут произносить как «пожаста», «температура» как «тематура». Постепенно к концу года дети преодолевают эти трудности и начинают сохранять слоговую структуру слова. Удлиняется выдох малыши овладевают умением произносить гласные звуки а, у, и  на одном выдохе в течение 3-4 секунд и более. В этом возрасте ребёнок ещё не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи.(Игра «Эхо»)

К концу четвёртого года произношение детей значительно улучшается, закрепляются свистящие звуки начинают появляться шипящие, а у некоторых детей звуки л, р. Однако у большинства дошкольников ещё отмечаются различные несовершенства звукопроизношения, например: отсутствие шипящих звуков, л, р, что ещё не является патологией в речевом развитии ребёнка. В этом возрасте дети могут неправильно употреблять ударения, укорачивать многосложные слова.

У четырёх летних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть ещё недостаточно ясной, с неправильным произношением большинства количества звуков, со смягчением твёрдых согласных и т.п. Воспитателю следует обратить внимание на таких детей, выявить причины отставания и совместно с родителями принять меры к устранению недостатков.

Пятый год жизни.

На пятом году достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт ребёнку возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.

В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчённое произношение согласных, редко наблюдаются пропуски звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки ль, рь, р отчётливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру; правильно употребляют в словах ударения, соблюдают нормы литературного произношения слов. Но у некоторых детей ещё не устойчиво произношение определённых групп звуков, например: свистящие и шипящие – в одних словах звук произносится правильно, в других неверно, неотчётливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщенны шипящими и свистящими согласными одновременно, л, р(старушка, лаборатория). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечётко дифференцируют их на слух и в собственном произношении.  Под влиянием обучения такие недостатки со временем исчезают.

На пятом году жизни ребёнок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Всё это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у детей фонематическое восприятие.

В пять лет возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире использовать интонационные средства выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения. У ребёнка удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить в течение 3-7 секунд, свободный выдох при дутии на султанчик, несколько короче(от 2 до 5 секунд). В конце пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые всё ещё неправильно произносят шипящие звуки, звук р. У ряда детей отмечается искажённое произношение звуков с, з.(межзубное), звук р. Такие дети нуждаются в специальной помощи логопеда.

Шестой год жизни.

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка: чётче становится произношение, более развёрнутой фраза, точнее высказывание. Мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей ещё только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р.

Дети могут соизмерять громкость речи с учётом расстояния до слушателя. В повседневном общении дети пользуются умеренным темпом, но при пересказах их речь бывает замедленна за счёт длительных необходимых пауз. Однако в момент эмоционального подъёма , находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребёнок часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.

Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности. Более продолжительным становится выдох. Так, на одном выдохе дети могут произносить гласные звуки а, у, и, в течении 4-8 секунд. Однако у некоторых детей могут быть задержки в усвоении звуков, неправильное их формирование: р- горловое, одноударное; ш,ж- боковые; с,з- межзубные.

Некоторые дети не дифференцируют в словах свистящие шипящие звуки, л и р. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка» вместо «сушка»), но почти не встречается ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка).

     Ясность, внятность речи зависит от того как быстро говорит ребёнок. Дети СС ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, «проглатывают» даже отдельные слова. Дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная его подвижность могут быть причиной неправильного произношения звуков, нечёткой речи.

    С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, должны быть организованны дополнительные занятия, которые в зависимости от тяжести, количества и характера нарушений проводятся или воспитателем, или логопедом. Эти занятия проводятся не реже двух раз в неделю и направлены на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, на постановку звуков, или их закрепление, введение в речь.

    Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых. Трудности вызывают новые слова или слова, насыщенные сочетаниями звуков, которые он ещё недостаточно чётко дифференцирует, например, с-ш («Шла Саша по шоссе »).

    Но к семи годам  при условии систематической работы над звукопроизношением дети вполне справляются с этими трудностями.

    Седьмой год жизни.

    Произносительная сторона речи ребёнка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, чётко и внятно произносит фразы; говорит громко, но  в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шёпотом; умеет изменять темп речи с учётом содержания высказывания, чётко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности. У ребёнка развито фонематическое восприятие, владеет навыками звукового анализа слов, устанавливает последовательность звуков в словах, делит слова на слоги, предложения на слова.

    Детей с дефектами речи (заикание, дизартрия, алалия и др.) надо как можно раньше направлять в специализированные группы при дошкольных учереждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...

Использование дидактических игр и упражнений для формирования морфологической стороны речи у детей шестого года жизни

Дидактические игры и упражнения являются одним из эффективных средств формирования морфологической стороны речи у детей шестого года жизни. Способствует согласованному развитию у ребёнка психических п...

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  с испол...

Картотека пальчиковых игр для развития речи у детей с 1года до 1года 6 мес.

В материале можно подобрать различные игры с пальчиками для развития речи детей раннего возраста....

Картотека игр и упражнений для развития речи у детей с 1года 6 мес. до 3 лет.

В картотеке собраны пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика и игры на повторение слов для детей с 1года 6 мес. до 3 лет....

КООД по развитию фонетико - фонематической стороны речи у детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи .

Образовательная область: речевое развитие.Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н»Цель:  развитие фонетико-фонематической стороны речи детей 5-6 летЗадачи:Коррекционно-образовательные: поз...