Картотека пальчиковых игр для развития речи у детей с 1года до 1года 6 мес.
картотека по развитию речи

Щурова Клавдия Михайловна

В материале можно подобрать различные игры с пальчиками для развития речи детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека29.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ  

                                           С 1-1.6

Пальчиковые игры для ребёнка с 1-1.6 - начальный этап. Итак, вы уже знаете, насколько полезны ребёнку для его развития пальчиковые игры. Но, предположим, что на раннем этапе, до года, вы не играли с ребёнком в эти игры. Понятно, что пальчиковые игры в большинстве своём сложны для годовалого крохи. Ведь на каждом этапе развития у ребёнка развиваются разные зоны мозга, разные мышцы рук, поэтому использовать в малышовом возрасте игры для ребёнка 3-5 лет бессмысленно и даже нежелательно.

В возрасте от года все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.

При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т.п.)  или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

1. Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.

2. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

3. При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

4. Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок, а ребёнок с ДЦП, аутизмом или синдромом Дауна, порой и дольше.

5. Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.

Игры-подготовки.

Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры. Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться.  Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре. Не используйте для успокоения ребёнка в истерике – тогда может закрепиться устойчивое неприятие пальчиковых игр.

Первичные игры.

Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев. Поглаживание взрослым пальцев и рук. Простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом, мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет взрослый, управляя руками ребёнка. Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.

«ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ»

Утром встали пальчики-                             поочерёдное соприкосновение большого                                                                      

маленькие мальчики,                                      и указательного пальца руки взрослого                

Друг другу обрадовались,                              с кончиками пальцев руки ребёнка

Здороваться начали.

Здравствуй, пальчик,

здравствуй пальчик….

«МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ» 

Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак        ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по  часовой стрелке.  На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять»,  быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку.

Один, два, три, четыре, пять,

Вышли мышки погулять!

Испугались кошки, спрятались опять.

«ЕРШИ» 

Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на               тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку. На каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно.

На реке камыши,

Расплескались там ерши

Круг постарше,                         рисуем большой  круг по часовой стрелке на руке

Круг помладше,                         рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке

Круг совсем малыши.               щекочем точечкой в серединке.

«ГОСТИ»

Стала Маша гостей созывать:               вращение кистей рук

И Иван приди, и Степан приди,            поочередный массаж пальцев на обеих руках

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка - ну, пожалуйста.

«ЗДРАВСТВУЙ»

Здравствуй, котёнок!                                                махать расслабленными кистями

Здравствуй, козлёнок,                                               рук

Здравствуй, щенок!

Здравствуй, утёнок!

Здравствуй, забавный смешной поросёнок!

«ШАЛУН» 

 Наша Маша варила кашу                   чертить круговые линии на ладошке малыша

Кашу сварила, малышей кормила.

Этому дала, этому дала                               загибать пальцы с проговариванием      

Этому дала, этому дала,                              соответствующих слов

А этому - не дала.

Он много шалил,                                           пальцами другой руки брать мизинчик и      

Свою тарелку разбил.                                   слегка покачивать

 

«БЕЛОЧКА» 

Сидит белка на тележке,         поглаживаем руку, расправляя кулачок

Продаёт свои орешки;            поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

«ИГРУШКИ»

У Антошки есть игрушки:           раскрыть  левую руку

Вот весёлая лягушка,                    указательным пальцем правой, дотрагиваться до              

Вот железная машина.                  каждого пальчика левой руки

Это мяч, он из резины.

Разноцветная матрёшка

И с хвостом пушистым кошка.

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Довольна корова своими телятами,                      тереть руку об руку                    

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!               вытянуть руки, показать ладони

Довольна коза своими козлятами,                        тереть руку об руку                    

А я так довольная своими ребятами!                    взрослый гладит ребёнка по голове

«ДОЖДИК»

Дождик, дождик поливай,                                  пальцы рук стучат по столу

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут сладкие ватрушки.

«ПАЛЬЧИКИ»

У девочек и мальчиков                                            дети машут расслабленными

На руке пять пальчиков:                                          руками

Палец большой - парень с душой,                          взрослый дотрагивается до

Палец указательный - господин влиятельный,     каждого пальчика по очереди

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит чванный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

«КТО В ЛЕСУ ЖИВЁТ?»

Кто у нас в лесу живёт?        гладить раскрытую ладошку

Вот лисёнок, вот-вот…         взять указательным и большим пальцами мизинец

Кто у нас в лесу живёт?        гладить раскрытую ладошку

Вот зайчонок, вот-вот…       взять указательным и большим пальцами безымянный

Кто у нас в лесу живёт?        гладить раскрытую ладошку

Вот медвежонок, вот-вот… взять указательным и большим пальцами средний

Кто у нас в лесу живёт?        гладить раскрытую ладошку

Вот волчонок, вот-вот…       взять указательным и большим пальцами указательный

Как у нас в лесу живут?        гладить раскрытую ладошку

Вот!                                         сжать кулак, выделить большой палец

«ПО ГРИБЫ»

Один, два, три, четыре, пять,   сжать одну руку в кулак, второй попеременно  

Мы идём грибы искать!            разгибать пальцы, начиная с мизинца

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

«СЕМЬЯ»

Этот пальчик - дедушка                            дотронутся до большого пальца

Этот пальчик - бабушка                            дотронутся до указательного

Этот пальчик - папочка                             дотронутся до среднего

Этот пальчик - мамочка                            дотронутся до  безымянного

Этот пальчик - я                                         дотронутся до  мизинца

Вот и вся моя семья.                                  хлопать в ладоши

«Катаем шарик» 

Покатился колобок,                             учим ребёнка катать шарик ладошкой по столу

колобок-румяный бок,

по дорожке, по тропинке,

Прямо …..(имя ребёнка) в корзинку!

А где колобок?                                               движение останавливается

Вот он!                                                           ребёнок берёт шарик в руку и показывает

 

«Утюг»

Пш-ш-ш, пш—шшш, утюжок,           ладонь очень прямая и твёрдая,

Помогай-ка мне, дружок!                   гладит стол или любую ткань.

Где пройдёшь – всегда порядок,

Нет морщинок, нет и складок,

Пш-ш-ш, пш—шшш, утюжок,

Помогай-ка мне, дружок!

«ПОРОСЯТА»

 Этот толстый поросёнок                пальцы рук растопырены, прижаты ладонями к                                                

  спинку об забор чесал.                 столу, взрослый  постукивает по пальцам ребёнка                                                                                

 Этот толстый поросёнок               на слова, когда ребёнок привыкнет к игре -  

 носом землю ковырял,                 поднимает по очереди пальцы ребёнка на нужные                                                                                            

Этот толстый поросёнок                слова

целый день хвостом вилял,                          

Этот толстый поросёнок

 что-то сам нарисовал.  

Этот толстый поросёнок –

лежебока и нахал,  

Захотел спать в серединке                   руку сжимаем в кулак, большой

и всех братьев растолкал.                    палец зажимаем внутрь.

«Ягодки»

 Ягодка по ягодке                                Рука- пальцами вниз, пальцы свободно висят,

 Я кладу в корзинку,                           взрослый по стиху с каждого пальца будто

 Ягодка по ягодке,                               «снимает» ягодку с кончика пальца.

 Спелую малинку,

Вкусную клубничку,

Лесную земляничку,

Смородину, крыжовник,

Вяжущий тутовник.

«Переборы пальчиков»

У белого котенка мягкие лапки.               Поглаживаем пальчики, перебирая.

Но на каждой лапке коготки-царапки!    Попеременно то мягкой кисточкой, то                

                                                                      жесткой щеткой.

«Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?                 Растираем каждый пальчик

С этим братцем в лес ходил.                     от кончика к ладони.

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

«Прилетели гули»

Прилетели гули, гули-голубочки                               положили ручки на головку

Сели на головку, на головку детке                            помахали ручкой, отгоняя

Ты, моя детка, помаши ладошкой.                             птиц.

 Кыш, гули, кыш!

«Курочка кудахчет»

Курочка кудахчет, дочку носом тычет:             стучать по ладошке левой руки          

                                                                               указательным пальчиком правой

-А куда-куда-куда! А подай ее сюда!                тереть ладошку о ладошку

«Привет, ладошка!»

Погладьте руки малыша, добиваясь, чтобы он развел пальцы. Вложите свои большие пальцы в ладони малыша, поглаживая и разминая их.

Настало утро.

Солнышко встало.

Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И Крошка-Митрошка!

Привет, Ладошка!

 

«Ручки»

Ручки, ручки, не скучайте!             обхватите ручки в локтях, слегка потрясите,

Где вы были? Отвечайте!               чтобы расслабить пальчики

Посидели дома?                               перед лицом малыша сводите и разводите его                

                                                           ручки, держа их за локотки

                                                           похлопайте раскрытыми детскими ладошка                

И пошли к знакомым!                     щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть        

                                                           ощупает свое лицо.

«Погладим котёнка»

-Киса, кисонька, кисуля!                 одной, затем другой рукой гладить по коленочке

Позвала котёнка Юля.

-Не спеши домой, постой!-

И погладила рукой.

«Веер»

Солнце светит очень ярко,             раскрытой ладошкой помахать на лицо

И ребяткам стало жарко.

Достаём красивый веер-

Пусть прохладою повеет.

Игры со всем телом

Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом.

 Приведённые ниже примеры игр относятся к приёмам телесотерапии, их эффект аналогичен массажу, но большой плюс в том, что идёт сочетание физического воздействия и расширение словарного запаса.

Учтите, игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды!

«У ЖИРАФОВ»

У жирафа пятна, пятнышки везде.                 хлопаем по всему телу ладонями

На лбу, на носу, на ушах,                                указательными пальцами дотрагиваемся

На шее, на животе,                                           до соответствующих частей тела,

На коленях и носках.                                       называем любые части тела сверху вниз.

У слонов есть складки, складочки везде.         щипаем, как бы собирая складки.

На лбу, на носу, на ушах и т.д.

У котяток шёрстка, шёрсточка везде.               поглаживаем себя, как бы разглаживая                  

На лбу, ушах, на шее, на локтях,                       шёрстку

На носах, на животах,

На коленях и носках.                                            обоими указательными пальцами        

                                                                                  дотрагиваемся до соответствующих  

                                                                                  частей тела.

А у зебры есть полоски,

Есть полосочки везде.                                          проводим ребрами ладони по телу              

                                                                                  (рисуем полосочки)

На лбу, на носу, на ушах.

«ЧАСЫ»

 Мышь полезла в первый раз                   перебираем пальчиками от    

 Посмотреть, который час.                       коленочек до макушки.

Вдруг часы сказали: “Бом!”,                    рука шлёпает легонько по макушке

Мышь скатилась кувырком.                     руки "скатываются" по телу вниз

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”             два хлопка

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”    три хлопка

Мышь скатилась кувырком.

«КОШКА»

 Придёт кошка не спеша                 ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его            

 И погладит малыша.                        по спинке

-МЯУ-МЯУ! - скажет кошка,

- Наша детка хороша!

«ДОМИК»

Стенка, стенка                                                 потрогать пальчиком щечки

Потолок                                                            потрогать лобик

Две ступеньки                                                  провести пальцами по губам

Дзинь - звонок!                                                нажать на носик

«ПОЖАРНИКИ»

Пожарники побежали                      дотрагиваться пальчиками до живота, рук, ног

И на кнопочки нажали пи-пи!        нажать дважды на кончик носа

«КИСТОЧКА»

Мягкой кисточкой покрашу                расслабленной ладонью водить по всему  

Стульчик, стол и кошку Машу.          телу малыша

«ЧЕРЕПАХА»

Шла купаться черепаха                   указательным пальцем дотрагиваться до малыша

И кусала всех от страха.                  тихонько пощипывать ребёнка

- Кусь, кусь, кусь, кусь.

Не кого я не боюсь.

«ШАРИК»

Возле дома я гулял.                     гладить ребёнка

Ко мне Шарик подбежал,           указательным и средним пальцами

Поиграл чуток со мной,              бегать по ручкам ребёнка

Вместе мы пошли домой.           гладить ручки

«ПАУЧОК»

Паучок из паутинки                    гладить по ручкам

Навязал себе ботинки.

Очень любят паучки                  поочерёдно пальцами одной руки пощипываем

Вязаные башмачки.                    кожу между пальцев другой руки

«ДВЕ ЛЯГУШКИ»

Скачут две лягушки-                  указательным и средним пальцами бегать по

Зелёные подружки.                    всему телу ребёнка

Комаров они поели,                   пальцами обеих рук выполняем собирающие

Прогуляться захотели.               движения по всему телу

Шлёп-шлёп ножками,                поочерёдно похлопываем ладонями по ручкам

Хлоп-хлоп ладошками!              и ножкам

Литература:

1. Т.П. Трясорукова: Пальчиковые игры для развития речи и фонематического слуха у малышей от 0 до 3 лет.- Феникс, 2021 г.

2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999

3. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 1973.

4. Кольцова М. М., Рузина М. С.Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.  —   Екатеринбург:   У-Фактория,   2004.  

Интернет ресурсы

1.jili-blog.ru›palchikovye-igry-dlya-malyshej-ot-1…

2.kukuriku.ru›razvitie…sredstva/palchikovye-igry/

3. maam.ru›detskijsad…igr-dlja-razvitija-rechi-detei

4. pravmir.ru›palchikovye-igry-dlya-detej/

5. sibmama.ru›palchikovie_igri.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль пальчиковых игр в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

Основная задача детского сада - это подготовка ребенка к обучению в школе. Хорошо развитая речь является одним  из важных факторов его успешного обучения. С каждым годом растет количество детей, ...

картотека пальчиковых игр по развитию речи

Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук. Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук....

Картотека пальчиковых игр для развития речи у детей в первой младшей группы

Картотека пальчиковых игр направленных на развитие речи, у детей первой младшгей группы. Данные игры помогают детям развивать речь....

Картотека игр и упражнений для развития речи у детей с 1года 6 мес. до 3 лет.

В картотеке собраны пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика и игры на повторение слов для детей с 1года 6 мес. до 3 лет....