Картотека игровых упражнений учителя-логопеда в сенсорной комнате
картотека по логопедии

Андреева Ирина Александровна

В картотеке собраны различные упражнения для развития у детей с ОВЗ: физиологического и речевого дыхания, для снятия спастического напряжения в мышцах у дизартриков, укрепление и развитие моторики кисти рук, закрепление пространственных ориентировок, развитие и обогащение словаря на основе тактильных ощущений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

(для коррекционной деятельности учителя – логопеда ДОУ,

 в  полифункциональной среде  сенсорной комнаты)

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Наименование оборудования

Название

упражнения

Коррекционно -–логопедические задачи упражнения

Описание упражнения

Сухой бассейн

Мячи – фитболы

Подвесной модуль «Сухой дождь»

Мобайл «Светящиеся нити»

«Медвежонок»

«Страшный сон мышонка»

«Чайка»

«Ловцы жемчуга»

«Сосчитай мячики»

«Заячьи бега»

«Пожарники»

«Насос»

«Шарик»

Гармошка»

«Ветер, ветерок, ветрище»

«Костёр»

«Поиграй со светлячками»

Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.

Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом.

Учить глубокому, спокойному вдоху, согласовывать ритм дыхания с движениями рук.

Упражнять в задержке дыхания.

Упражнять правильное речевое дыхание.

Стимулировать глубокое, частое дыхание.

Тренировать короткий шумный резкий вдох, укреплять мышцы шеи.

Тренировать дыхательную мускулатуру.

Отрабатывать нижнее диафрагмальное дыхание и длительность выдоха.

Автоматизировать нижнее диафрагмальное дыхание.

Формировать направленность и силу выдоха.

Упражнять в продолжительном выдохе. Учить дышать в заданном ритме.


Отрабатывать ритм и темп дыхания.

Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок.
Логопед:
Медведь в берлоге сладко спит, и,  шумно, на весь лес сопит.
Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный.

В норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.
Логопед:

Как дышит мышка-крошка,
Коль снится злая кошка?»
Дети дышат поверхностно и учащенно.

Дети лежат в сухом бассейне на спине.  Логопед:
Спокойно на спине лежу,
Как чайка, медленно летаю.
Ладонями в воде скольжу.

На дне сухого бассейна лежит воображаемая ракушка с жемчужиной. Дети должны задержать дыхание и достать жемчужину со дна бассейна, разгребая руками мячики.

Мячики из сухого бассейна рассыпаны по полу перед детьми. Дети, наклоняясь, делают шумный вдох носом. На выдохе они поднимают мячики, считают их и кладут в бассейн.

Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на мячах - фитболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.

Дети сидят на мячах-гигантах, опираясь на них руками, спина прямая. На резком вдохе они поворачивают головы вправо, делают произвольный выдох и поворачивают головы прямо, затем повторяют движения, но уже в другую сторону.

Дети стоят и опираются прямыми руками о мячи-гиганты. На шумном резком вдохе они надавливают на мяч, на произвольном выдохе возвращаются в исходное положение.

Дети сидят на мячах-гигантах, расставив ноги и держа руки на животе. На вдох они надувают живот, на выдох втягивают, слегка надавливая на него руками.

Дети, держат перед собой мячи-гиганты и сдавливают их руками на шумном вдохе, затем делают произвольный выдох и возвращаются в исходное положение.

Дети дуют на подвесные цветные ленточки – «дождинки», изображая ветер разной интенсивности по сигналу логопеда

Логопед  включает светящуюся нить. Дети помогают ему задуть или разжечь воображаемый костер.

Логопед  включает светящуюся нить. Дети делают ритмичные вдохи и выдохи в соответствии с режимом мигания огоньков на нити.

 

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ СПАСТИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ В МЫШЦАХ ТЕЛА, У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Наименование оборудования

Название

упражнения

Коррекционно –логопедические задачи

Описание упражнения

Маты

Мячи – фитболы

«Волшебное зеркало

«Медуза»

«Ленивец»

«Отдых»

«Буратино удивляется»

«Колобок»

«Лесные обитатели»

«Настроение»

«Солнышко»

(упражнение с элементами психогимнастики)

Учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их.

 Удерживать позу общего расслабления

Учить расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса.

Активизировать мышцы плечевого пояса.

Формировать плавность и амплитуду движения мышц шеи.

Развитие мимики и пантомимики;

Снижение  мышечного напряжения

Умение выражать различные эмоциональные состояния.

Снижение  мышечного напряжения.

Снижение  мышечного напряжения.

 Дети лежат на матах, руки и ноги врозь.

 Я лежу на спине,
Как медуза на воде.
Руки расслабляю,
В воду опускаю.
На сигнал «Шторм!» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» — дети снова расслабляются, ложатся свободно

Дети ложатся животом на мячи-гиганты.
Логопед:
Я ленивец, милый, славный,
Неуклюжий и забавный.
Вишу на ветке целый день.
Даже и висеть мне лень.


Дети сидят на мячах-гигантах, широко расставив ноги, держа руки вдоль туловища, и отдыхают, опустив голову на грудь. Логопед осуществляет контроль  за качеством расслабления детей.

Дети сидят на мячах-гигантах.
Логопед:
Удивляется полено:
— Папа Карло, где колено?
Поднимает плечики,
Смотрит так доверчиво.
Дети попеременно поднимают вверх правое, потом левое плечо.

Дети сидят на мячах-гигантах.
Логопед:
Покатился колобок,
С левого на правый бок.
А потом на спинке,
Будто по тропинке.
Дети совершают круговые вращения головой, затем расслабляют мышцы шеи, опустив голову.


Дети, стоя перед зеркалом,  изображают любое лесное животное, передавая его характерные повадки.

Ребёнок, стоя перед зеркалом,   передаёт эмоции человека: радость, огорчение, удивление.


Дети выполняют действия  в соответствии с рассказом логопеда.




ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ КИСТИ РУКИ

Наименование оборудования

Название

упражнения

Коррекционно –логопедические задачи

Описание упражнения

Сухой бассейн

Рельефные мячи и валики

«Полоскание»

«Тора»

«Можжевельник»

«Ёжик»

Выполнять упражнение с усилием, преодолевая сопротивление, укреплять кисть руки.

Развивать силу и амплитуду движений мышц плечевого пояса, укреплять кисти руки.

Самомассаж  кисти руки

Самомассаж  кисти руки

Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руки и  выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием воображаемых брызг.
Логопед:

Руки в бассейн опущу, тщательно прополощу.
Ну, а потом по порядку: выну, стряхну, разотру

Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу.

Логопед:
Это, конечно, не Эверест.
Гору нагреб я руками.
Горы покруче, наверное, есть.
Попробуйте, сделайте сами!


Дети катают рельефный валик между ладонями. Логопед читает потешку:

У пихты, сосны и ёлки,

Очень колкие иголки

Очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

Дети катают рельефный мячик между ладонями.

Под соснами, под ёлками, лежит мешок с иголками.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННВЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВОК.

Наименование оборудования

Название

упражнения

Коррекционно –логопедические задачи

Описание упражнения

«Сенсорная тропа»

Коврик «Топ – топ»

«Времена года»

«Неделька»

«Скажи правильно»

Игра «Посчитай-ка!»

Запоминание и выполнение инструкции логопеда. Закрепление названий времён года их последовательности. Временные представления (до, после, перед)  Формирование лексического строя речи. Связная речь

Запоминание и выполнение инструкции логопеда. Закрепление названий дней их последовательности.  Временные представления (до, после, перед). Лексика. Связная речь.

Выполнение инструкции логопеда. Закрепление предлога ЗА, МЕЖДУ.

Прямой, обратный, порядковый счёт. Лексический строй.

Разные  цвета «Игровой дорожки» символизируют различые времена года. Вместе с детьми,  определяется  цвет времени года: красный – лето, желтый – осень, синий – зима, зеленый – весна.

   Дети берут  картинку и занимают тот сектор, который  соответствует изображению на картинке. Заняв своё место, ребёнок,  должен сказать: «На моей  на картинке - лето. Лето наступает после весны»

  Усложнение: произнести предложение «Лето наступает после весны, перед осенью»

Дополнительный материал к игре. Карточки с цифрами от одного до семи или карточки с количеством изображений предметов от одного до семи.Карточки раскладываются на круглых ковриках  слева направо,  создавая, таким образом, календарь – «дни недели».
Дети идут по коврикам  и называют дни недели в определённой  последовательности.  Ходьба   справа налево -  закрепление названий дней недели, в обратном порядке. В игре можно дать возможность расположить карточки по словесной инструкции логопеда: он называет день недели, например, среда, а ребенок кладет карточку на соответствующий по порядку этому дню – третий коврик и так далее.

Стоя на коврике, ребёнок должен правильно сказать: Я стою ЗА Сашей

Усложнение: «Я стою МЕЖДУ Сашей и Наташей».

Шагая по коврикам,  ребёнок считает в прямом, обратном порядке.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ  И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ НА ОСНОВЕ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ

Наименование оборудования

Название

упражнения

Коррекционно –логопедические задачи

Описание упражнения

Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов

Тактильное панно «Ёжик»

«Найди на ощупь»

«Найди и покажи»

«Опиши предмет»

Развитие словаря прилагательных

Обогащение антонимического словаря

Развитие словаря прилагательных

Ребёнок достаёт шарик, называет какой он на ощупь.

По заданию логопеда, ребёнок отыскивает два шарика (твёрдый – мягкий, шершавый гладкий)

Дети прикладывают ладошку к любой понравившейся части панно и описывают свои ощущения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры и упражнения для дошкольников в сенсорной комнате»

«Игры и упражнения для дошкольников в сенсорной комнате»...

Консультация для учителей-логопедов: "Использование оборудования сенсорной комнаты в логопедической работе с детьми с ОВЗ"

Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребёнка. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ

Цель:Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.Методики работы:цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света)звуко-, музык...

Игры и упражнения для занятий в сенсорной комнате с детьми дошкольного возраста

Занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития, - один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей. В сенсорной ком...

Методическая разработка по теме: «Игры и упражнения для дошкольников в сенсорной комнате»

Сухой бассейнМассаж и укрепление мышц верхних конечностей«Игры с водой» И.п. ребенок стоит на коленях перед бассейномУпражнение № 1 «Разноцветные круги» Предложить малышу ...