Рабочая программа
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
1.1.1.Цель, задачи рабочей Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.2.Планируемые результаты освоения Программы
1.3.Характеристика речевых расстройств детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
2.1.Содержание коррекционно-развивающей деятельности обучающихся с ТНР в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательной области «Речевое развитие»
2.2.Формы и средства организации непосредственно-образовательной деятельности
2.3.Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе
2.4.Взаимодействие с родителями (законными представителями)
2.5.Взаимодействие участников образовательного процесса
2.6.Специальные условия для получения образования детьми с ТНР
2.7.Содержание дифференциальной диагностики речевых и неречевых функций обучающихся с ТНР
2.8.Осуществление квалифицированной коррекции нарушений речеязыкового развития обучающихся с ТНР (по ФАОП)
3.1.Организация предметно-развивающей среды
3.2.Циклограмма учета рабочего времени учителя-логопеда
3.3.Учебный план коррекционной работы учителя-логопеда в старшей группе
3.4.Литература
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. По ная записка
Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основании Адаптированной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ________________ и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования»;
Приказом №2678 от 18.05.2016г. «Об утверждении положения об обеспечении прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Белгородской области»;
Распоряжением Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. № Р-75
«Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
Распоряжением Министерства просвещения РФ от 6.04.2021 г. № Р-77 «О внесении изменений в примерное Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденное распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации № Р-75»;
Распоряжением Министерства просвещения России от 09.09.2019г. №Р-93
«Об утверждении Положения психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
Письмом Министерства просвещения РФ от 20.02.2019 г. № ТС-551-07 «О
сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.01.2009 г. № 03-132 «О Методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико- педагогической комиссии»;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2002 №03-51-5 ИН/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам дошкольного образования» (с изм. на 01.12.2022);
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил» СП 2.4.3648-20;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Законом Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», принятым Государственной Думой 02.06.1999г.;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149);
Методическими рекомендациями по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ от 31.08.2023г № АБ-3569/07;
Пунктом 4 главы 1 ФАОП ДО (регламентирует рамочный и модульный характер содержания адаптированных программ). Структура рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный. По своему организационно-управленческому статусу Программа обладает модульной структурой.
Рабочая программа является инструментом коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения, предусматривающая наиболее оптимальные и эффективные для конкретной группы воспитанников содержание, формы, методы и приемы организации воспитательного, образовательного и коррекционно-развивающего процесса с целью получения наиболее эффективного результата.
Рабочая программа рассчитана на один учебный год (2024-2025 уч.год).
Цель, задачи рабочей Программы.
Цель рабочей программы - обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающихся дошкольного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями их развития и состояния здоровья.
Построение системы образовательной и коррекционной деятельности в группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, родителей дошкольников.
Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи).
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
- реализация содержания АОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ТНР, овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей.
Основные задачи коррекционного обучения:
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
- Уточнение, расширение и обогащение лексического словаря дошкольников с ОНР.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
1.2 Планируемые результаты реализации Программы
В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ТНР к концу данного этапа обучения.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы в соответствии с ФАОП (10.4.3.3).
Речевое развитие:
- ребенок обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
- усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;
- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
- правильно употребляет основные грамматические формы слова;
- составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;
- владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
- осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
- правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
- пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме;
- ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно- ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками;
- хорошо понимает связную речь;
- без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, несмешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении;
- обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов;
- правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных;
- умеет строить простые распространенные предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, в том числе с использованием подчинительных союзов; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно оставленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану;
- устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
- определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры;
- определяет времена года, части суток;
- самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
- пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся;
- составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
- составляет с помощью педагогического работника небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;
- владеет предпосылками овладения грамотой.
1.3. Характеристика речевых расстройств детей старшей группы компенсирующей напрвленности
В старшую группу компенсирующей направленности для детей с ТНР зачислено человек ( мальчиков, девочек). Дети имеют следующие логопедические заключения: ОНР II ур.р.р. - человек; ОНР III ур.р.р. - человек.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи - это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
Группу компенсирующей напрвленности № 9 посещают 8 детей с тяжелыми нарушениями речи: 1 ребенок имеет заключение ОНР, II уровень речевого развития, 7 детей- ОНР, III уровень речевого развития.
При II уровне речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарь расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже присутствуют простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т.д. понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
У детей с третьим уровнем речевого развития (по Р.Е. Левиной) на фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. При использовании простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги.
Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло — диван, вязать — плести) или близкими по звуковому составу (смола — зола). Иногда, для того чтобы назвать предмет или действие, дети прибегают к пространным объяснениям.
Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избегать их (памятник — героям ставят).
Даже знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются детьми по значению (поить — кормить). Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку.
Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка).
Наречия используются редко. Дети употребляют местоимения разных разрядов, простые предлоги (особенно для выражения пространственных отношений — в, к, на, под и др.). Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значительно реже. Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и др.).
Предлоги могут опускаться или заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться.
Это указывает на неполное понимание значений даже простых предлогов.
У детей третьего уровня недостаточно сформированы грамматические формы. Они допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются. Большое количество ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях: смешение окончаний существительных мужского и женского рода (висит ореха); замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительного женского рода (зеркало — зеркалы, копыто — копыта); склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода (пасет стаду); неправильные падежные окончания существительных женского рода с основой на мягкий согласный (солит сольи, нет мебеля); неправильное соотнесение существительных и местоимений (солнце низкое,он греет плохо); ошибочное ударение в слове (с пола , по ство лу); неразличение вида глаголов (сели, пока не перестал дождь — вместо сидели); ошибки в беспредложном и предложном управлении (пьет воды, кладетдров); неправильное согласование существительных и прилагательных, особенно среднего рода (небо синяя), реже- неправильное согласование существительных и глаголов (мальчик рисуют).
Словообразование у детей сформировано недостаточно. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов. Часто словообразование заменяется словоизменением (снег - снеги). Редко используются суффиксальный и префиксальный способы словообразования, причем образование слов является неправильным (садовник — садник).
Изменение слов затруднено звуковыми смешениями, например, к слову город подбирается родственное слово голодный (смешение [Р] — [Л]), к слову свисток — цветы (смешение [С] — [Ц]). В активной речи дети используют преимущественно простые предложения. Большие затруднения (а часто и полное неумение) отмечаются у детей при распространении предложений и при построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Во фразовой речи детей обнаруживаются отдельные аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные причинно-следственные отношения (Сегодня уже весь снег растаял, какпрошел месяц.).
У большинства детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает значительные трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом. Дефекты звукопроизношения проявляются в затруднениях при различении сходных фонем. Диффузность смешений, их случайный характер отсутствуют. Дети пользуются полной слоговой структурой слов. Редко наблюдаются перестановки звуков, слогов (колбаса — кобалса). Подобные нарушения проявляются главным образом при воспроизведении незнакомых и сложных по звукослоговой структуре слов. Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, недифференцированность грамматических форм. Возникают ошибки в понимании речи, связанные с недостаточным различением форм числа, рода и падежа существительных и прилагательных, временных форм глагола, оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Описание образовательной деятельности обучающихся с ТНР в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными
в образовательной области «Речевое развитие» (по ФАОП).
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя- логопеда.
В образовательной области «Речевое развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:
- овладения речью как средством общения и культуры;
- обогащения активного словаря;
- развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развития речевого творчества;
- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомства с книжной культурой, детской литературой;
- развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- профилактики речевых нарушений и их системных последствий.
ФАОП ДО оставляет учителю-логопеду право выбора способа речевого развития обучающихся, в том числе с учетом особенностей реализуемых основных образовательных программ и других особенностей реализуемой образовательной деятельности, отражённых в АОП дошкольной организации.
Основное содержание образовательной деятельности «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по ФАОП.
Ведущим направлением работы в рамках образовательной области «Речевое развитие» является формирование связной речи обучающихся с ТНР.
В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности обучающихся. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи обучающихся. Для развития фразовой речи обучающихся проводятся занятия с использованием приемов комментированного рисования, обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу. Для совершенствования планирующей функции речи обучающихся обучают намечать основные этапы предстоящего выполнения задания. Совместно с педагогическим работником, а затем самостоятельно детям предлагается составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в различных видах деятельности.
Педагогические работники создают условия для развития коммуникативной активности обучающихся с ТНР в быту, играх и на занятиях. Для этого, в ходе специально организованных игр и в совместной деятельности, ведется формирование средств межличностного взаимодействия обучающихся. Педагогические работники предлагают детям различные ситуации, позволяющие моделировать социальные отношения в игровой деятельности. Они создают условия для расширения словарного запаса через эмоциональный, бытовой, предметный, социальный и игровой опыт обучающихся.
У обучающихся активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социально- коммуникативного и других видов развития. Педагогические работники могут стимулировать использование речи для познавательно-исследовательского развития обучающихся, например, отвечая на вопросы "Почему?..", "Когда?..", обращая внимание обучающихся на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их.
В сфере приобщения обучающихся к культуре чтения литературных произведений педагогические работники читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию прочитанного. Детям, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность.
Для формирования у обучающихся мотивации к школьному обучению, в работу по развитию речи обучающихся с ТНР включаются занятия по подготовке их к обучению грамоте. Эту работу воспитатель и учитель-логопед проводят, исходя из особенностей и возможностей развития обучающихся старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Содержание занятий по развитию речи тесно связано с содержанием логопедической работы, а также работы, которую проводят с детьми другие специалисты.
2.2.Формы и средства организации непосредственно-образовательной деятельности.
Форма организации обучения - групповая и индивидуальная.
На занятиях, обеспечивая принцип вариативности обучения, предусматриваются следующие виды помощи со стороны учителя-логопеда: стимулирующая и направляющая.
При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР.
Количество занятий распределено по периодам и рекомендациям парциальных программ развития и обучения воспитанников с общим недоразвитием речи.
Обучение в логопедической группе принято разделять на 3 периода:
- 1 период: сентябрь, октябрь, ноябрь.
- 2 период: декабрь, январь, февраль.
- 3 период: март, апрель, май.
Групповые логопедические занятия реализуются с 15 сентября до 15 мая, индивидуальные с 1 сентября по 31 мая.
Длительность групповых занятий в старшей группе – 25 минут.
Длительность индивидуальных занятий - 15-20 минут.
Групповая форма коррекционно-развивающей деятельности
Основная цель групповой формы работы – воспитание навыков коллективной работы. В ходе данных форм работы дети учатся адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников; формируются коммуникативные навыки (взаимопомощь, взаимопроверка, умение выслушать, понять, выполнить задание самостоятельно, удержать общий темп коллективной работы и прочее).
Групповые формы коррекционно-развивающей деятельности организуются на основе единого для всего ДОУ тематического подхода, т.е. в содержание обучения и воспитания дошкольников введены лексические темы. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной - двух недель), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми словаря (импрессивная сторона речи), так и для его активизации, правильного употребления (экспрессивная сторона речи). В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.
Групповые формы коррекционно-развивающей деятельности проводятся в соответствии с перспективным календарно-тематическим планированием работы, которое строится по лексическим темам и направлено на формирование элементарных лексико-грамматических и фонетико- фонематических категорий русского языка. Групповые занятия для детей в группе 5-6 лет с ОНР (первый год обучения, старшая группа) ориентированы на формирование лексико - грамматических категорий языка, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте и проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 25 мин.
В зависимости от направления коррекционного воздействия фронтально проводятся следующие виды коррекционно-развивающей деятельности:
1.Коррекционно-развивающая деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи, развитию связной речи.
2. Коррекционно-развивающая деятельность по формированию фонетико-фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте. Структурные компоненты групповой формы работы:
1.Организационный момент.
2.Введение в тему.
3.Ознакомление с новым материалом или наиболее сложные упражнения закрепляемого материала.
4.Динамическая пауза.
5.Игры и упражнения для закрепления материала.
6.Самостоятельная работа детей.
7.Динамическая пауза для мелкой моторики или для глаз.
8.Подведение итога.
9.Формирование самооценки, рефлексия.
В структуру групповой формы взаимодействия могут быть внесены изменения, связанные с особенностями изучаемой темы, места данной темы в перспективном плане логопеда, динамики усвоения материала детьми и другие.
Индивидуальные занятия составляют существенную часть деятельности учителя-логопеда. Они направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных форм работы фиксируется в журнале учета
коррекционно-образовательной деятельности.
План коррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР (сентябрь) и корректируется на второй год обучения (сентябрь). В плане индивидуальной работы отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально
– личностные особенности.
Основная задача индивидуальных форм коррекционно-развивающей деятельности заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.
Существенной особенностью индивидуальных форм работы является предваряющая отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на подгрупповых/групповых логопедических занятиях.
Подлежащий изучению и отработке фонетический материал распределяется по периодам обучения в соответствии с программой.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.
Содержание индивидуальных форм работы:
- нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры (при дизартрии - обучение самомассажу лица);
- нормализация артикуляционной моторики;
- нормализация голоса (при дизартрии);
- нормализация речевого дыхания;
- нормализация просодики;
- развитие мелкой моторики;
- развитие чувства ритма;
- уточнение произношения и постановка звуков;
- автоматизация уточненных или поставленных звуков;
- дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами;
- развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза как органичная составляющая процесса нормализации звуковой стороны речи;
- уточнение, обогащение, активизация лексического запаса, совершенствование грамматического строя и развитие связной речи в процессе работы по коррекции звукопроизношения;
- развитие и коррекция неречевых психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Организация и содержание коррекционно-развивающей работы зависит от этапа коррекционного воздействия.
Структура индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности на подготовительном этапе
1. Организационный момент.
2.Артикуляционная гимнастика:
а) специальные артикуляционные упражнения б) упражнения по развитию голоса и выдоха.
3.Игры, упражнения на восприятие корригируемого звука, определение его позиции в слове в речи логопеда.
4.Вызывание или постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием)
5. Анализ артикуляции по плану:
а) положение губ б) положение зубов
в) положение языка (кончик, спинка, корень) г) участие голосовых складок
д) характер выдыхаемой струи
6.Закрепление изолированного звука: индивидуальное и сопряженное проговаривание, игры на звукоподражание.
7.Подведение итогов занятия и оценивание работы ребенка проводим с положительной направленностью.
Структура индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности на этапе автоматизации звука.
1.Организационный момент.
2.Объявление темы занятия.
3.Произношение изолированного звука (совместно с логопедом, индивидуальное)
4.Анализ артикуляции по плану.
5.Характеристика звука (гласный, согласный, глухой - звонкий, твердый - мягкий).
6.Развитие фонематических процессов (восприятия, анализа, синтеза, представлений).
7.Автоматизация звука на речевом материале различной сложности, в зависимости от готовности ребенка (в слогах; в словах; в предложениях, стишках, скороговорках; в тексте).
8.Подведение итогов занятия и оценивание работы ребенка проводим с положительной направленностью.
Структура индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности на этапе дифференциации звуков
1.Организационный момент.
2.Артикуляционная гимнастика. Планируются только упражнения, направленные на переключаемость органов артикуляционного аппарата и моделирующие главные артикуляционные движения для того или другого звука.
3.Объявление темы занятия.
4.Проговаривание изолированных звуков, которые дифференцируются (совместное, индивидуальное, с использованием звукоподражания).
5.Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции.
6.Характеристика звуков.
7.Развитие фонематических процессов (восприятия, дифференцировок, анализа, синтеза, представлений).
8.Дифференциация звуков на материале различной сложности, в зависимости от подготовленности ребенка (в слогах; в словах; в предложениях, стихах, скороговорках; в текстах).
9.Подведение итогов занятия и оценивание работы ребенка проводим с положительной направленностью.
В июне образовательная деятельность не организуется. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-логопед организует индивидуальные занятия с детьми.
2.3.Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе (2024-2025 учебный год)
Перспективное календарно-тематическое планирование групповых занятий в старшей группе для детей с ТНР (Приложение 1) осуществляется по следующим темам:
№ п/п | Неделя | Дата | Лексическая тема | Подготовка к ОГ |
Сентябрь | ||||
1 | 1-я неделя | 02.09.24-06.09.24 | Обследование | |
2 | 2-я неделя | 09.09.24-13.09.24 | Обследование | |
3 | 3-я неделя | 16.09.24-20.09.24 | Игрушки | Речь: речь устная и письменная |
4 | 4-я неделя | 23.09.24-27.09.24 | Осень | Предложение. |
Октябрь | ||||
5 | 1-я неделя | 30.09.24-04.10.24 | Овощи | Слово-предмет |
6 | 2-я неделя | 07.10.24-11.10.24 | Фрукты | Слово-действие |
7 | 3-я неделя | 14.10.24-18.10.24 | Грибы.Ягоды | Слово-признак |
8 | 4-я неделя | 21.10.24-24.10.24 | Деревья | В мире звуков: неречевые звуки |
9 | 5-я неделя | 28.10.24-02.11.24 | Перелетные птицы | В мире звуков: речевые звуки |
Ноябрь | ||||
10 | 1-я неделя | 05.11.24-08.11.24 | Одежда | Звуки и буквы |
11 | 2-я неделя | 11.11.24-15.11.24 | Обувь.Головные уборы. | Гласные звуки |
12 | 3-я неделя | 18.11.24-22.11.24 | Посуда | Согласные звуки |
13 | 4-я неделя | 25.11.24-29.11.24 | Продукты питания | Твердые и мягкие звуки |
Декабрь | ||||
14 | 1-я неделя | 02.12.24-06.12.24 | Зимующие птицы | Звук [а], буква А |
15 | 2-я неделя | 09.12.24-13.12.24 | Зима | Звук [у], буква У |
16 | 3-я неделя | 16.12.24-20.12.24 | Зимние забавы | Звук [о], буква О |
17 | 4-я неделя | 23.12.24-28.12.24 | Новый год | Звук [и], буква И |
Январь | ||||
18 | 1-я неделя | 01.01.25-08.01.25 | Зимние каникулы | |
19 | 2-я неделя | 09.01.25-17.01.25 | Мебель | Звук [ы], буква Ы |
20 | 3-я неделя | 20.01.25-24.01.25 | Бытовая техника | Звук [э], буква Э |
21 | 4-я неделя | 27.01.25-31.01.25 | Трансорт.ПДД | Звуки [т, ть], буква Т |
Февраль | ||||
22 | 1-я неделя | 03.02.25-07.02.25 | Профессии | Звуки [п, пь], буква П |
23 | 2-я неделя | 10.02.25-14.02.25 | Инструменты | Звуки [н, нь], буква Н |
24 | 3-я неделя | 17.02.25-21.02.25 | Защитники Отечества | Звуки [м, мь], буква М |
25 | 4-я неделя | 24.02.25-28.02.25 | Наша Родина | Звуки [к, кь], буква К |
Март | ||||
26 | 1-я неделя | 03.03.25-07.03.25 | Семья. Женский праздник | Звуки [б, бь], буква Б |
27 | 2-я неделя | 10.03.25-14.03.25 | Лесные животные | Звуки [д, дь], буква Д |
28 | 3-я неделя | 17.03.25-21.03.25 | Домашние животные и птицы | Звуки [г, гь], буква Г |
29 | 4-я неделя | 24.03.25-28.03.25 | Животные жарких и холодных стран | Звуки [ф, фь], буква Ф |
Апрель | ||||
30 | 1-я неделя | 31.03.25-04.04.25 | Весна | Звуки [в, вь], буква В |
31 | 2-я неделя | 07.04.25-11.04.25 | Космос | Звуки [х, хь], буква Х |
32 | 3-я неделя | 14.04.25-18.04.25 | Подводный мир | Звуки [c, cь], буква С |
33 | 4-я неделя | 21.04.25-25.04.25 | Цветы | Звуки [з, зь], буква З |
34 | 5-я неделя | 28.04.25-30.04.25 | Насекомые | Звук [ш], буква Ш |
Май | ||||
35 | 1-я неделя | 05.05.25-07.05.25 | День Победы | Звук [ж], буква Ж |
36 | 2-я неделя | 12.05.25-16.05.25 | Времена года.Лето | Повторение |
37 | 3-я неделя | 19.05.25-23.05.25 | Обследование | |
38 | 4-я неделя | 26.05.25-30.05.25 | Обследование | |
*Возможна корректировка тем занятий по обучению грамоте, формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в связи с дистанционным форматом обучения.
2.4.Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, будет более успешной при условии активного включения в коррекционную деятельность родителей (законных представителей) воспитанников.
Организуя взаимодействие с родителями, учитель-логопед выполняет следующие функции:
- Консультационную.
- Просветительскую.
- Контролирующую.
Консультационная функция призвана познакомить родителей или лиц их заменяющих с приемами коррекционно–развивающего воздействия, которые помогут их детям достичь уровня речевого развития, достаточного для успешного обучения на следующей ступени образования.
Просветительская функция логопеда заключается в повышении уровня специальных знаний всех участников коррекционно-развивающего процесса, в том числе и родителей или лиц их заменяющих.
Выполняя рекомендации и задания логопеда, родители нуждаются в постоянной поддержке и советах по организации деятельности на каждом последующем этапе. В методическом обеспечении действий родителей и проверке их эффективности заключается контролирующая функция логопеда.
Формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей (Приложение 2).
а) фронтальные (в очном и дистанционном формате):
- родительские собрания;
- пятиминутки;
- круглый стол.
б) индивидуальные (в очном и дистанционном формате):
- консультации;
- мастер-классы;
- индивидуальные задания для повторения дома.
Содержание направлений работы с семьями воспитанников по образовательной области «Речевое развитие».
Речевое развитие
- Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
- Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
- Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию..
- Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству.
Восприятие художественной литературы и фольклора
1. Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
2. Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
3. Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование.
4. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.
5.Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.
Планируемые результаты работы с семьёй.
1.Появление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений.
2.Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических вопросах.
3.Сохранение семейных ценностей и традиций.
4.Увеличение количества обращений с вопросами к педагогу.
5.Рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ.
2.5. Взаимодействие участников образовательного процесса.
Реализация принципа комплексного подхода в коррекции общего недоразвития речи предусматривает вовлечение в коррекционный процесс всех специалистов ДОУ, прежде всего воспитателей. Преемственность в работе с воспитателями позволяет осуществлять контроль за речевой деятельностью детей в процессе непосредственной организованной образовательной деятельности и в образовательной деятельности в режимных моментах.
Все специалисты, участвующие в системе комплексного сопровождения, работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.
В работе всех участников системы сопровождения наиболее эффективным является коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает:
- Взаимное обучение видам речевой деятельности.
- Ситуативно-тематическую организацию языкового материала.
- Концентричность в подаче и закреплении речевого материала.
- Опору на высказывание и текст как основные единицы языковой системы.
- Подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.
Успех работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса.
Условиями успешной работы можно определить следующие положения:
- Единообразие подходов логопеда и воспитателя к речевой работе с детьми.
- Преемственность в требованиях к речи воспитанников.
- Преемственность в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы.
- Комплексность и многообразие средств развития и коррекции речи.
- Использование ведущего вида деятельности - игры.
Таким образом, единственный путь осуществления логопедизации – тесное взаимодействие логопеда и воспитателя при их различных функциональных задачах и методах коррекционной работы.
Учитель-логопед определяет общие и частные задачи развития речи детей, совместно с воспитателем намечает объем и содержание всей речевой работы. Многие из коррекционных задач решаются совместно.
Задачи, стоящие перед воспитателем группы компенсирующей направленности, условно делятся на общеобразовательные и коррекционные. К числу коррекционных задач относятся:
- Создание ситуаций, стимулирующих речевое общение детей, включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения.
- Создание мотивационной основы для логопедических занятий.
- Повторение, закрепление, автоматизация умений и навыков, полученных на логопедических занятиях.
- Контроль за правильным произношением поставленных звуков и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
- Предупреждение появления стойких нежелательных отклонений в поведении, личностных нарушений.
Планирование работы воспитателем проводится совместно с логопедом в соответствии с программой коррекционного обучения детей с ОНР и соответствующим календарно-тематическим планом логопедической работы.
Взаимодействие логопеда и воспитателя:
- Обсуждение результатов комплексного обследования детей и совместное составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
- Посещение воспитателем групповых занятий логопеда.
- Рекомендации логопеда к проведению групповых форм деятельности воспитателя.
- Организация и проведение логочаса.
- Разработка общих рекомендаций для родителей.
- Совместная подготовка к детским праздникам.
- Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.
Учитель-логопед | Воспитатель | |
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма. | 1.Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе. | |
2.Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков. | 2.Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе, предшествующей возрастной группы. | |
3.Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка. | 3.Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы. | |
4.Обсуждение обследования. | результатов | 4.Составление психолого-педагогической характеристики. |
5.Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи. | 5.Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания. | |
6.Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти. | 6. Расширение кругозора детей. | |
7.Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий. | 7.Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам. | |
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям. | 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов. | |
9.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения. | 9.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей. | |
10.Развитие фонематического восприятия детей. | 10.Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда. | |
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений. | 11.Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях. | |
12. Развитие восприятия ритмико- слоговой структуры слова. | 12.Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида. | |
13. Совершенствование навыков словоизменения и словообразования. | 13.Закрепление навыков словообразования и словоизменения в различных играх и упражнениях. | |
В комплексном сопровождении детей с ОНР принимают участие инструктор по физическому развитию и музыкальный руководитель. Для составления рабочих программ реализации содержания работы по образовательным областям «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», специалистам требуются знания о психофизических, речевых, эмоционально-волевых, когнитивных особенностях воспитанников с ОНР, что требует участия указанных специалистов в стартовой комплексной диагностике детей и в обсуждении полученных результатов. Учитель-логопед выполняет при этом консультативную функцию и является координатором организации мероприятий по комплексному сопровождению воспитанников.
2.6. Специальные условия для получения образования детьми с тяжёлыми нарушениями речи (по ФАОП)
Специальными условиями получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи можно считать создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, учитывающей особенности обучающихся с ТНР; использование специальных дидактических пособий, технологий, методик и других средств обучения (в том числе инновационных и информационных), разрабатываемых образовательной организацией; реализацию комплексного взаимодействия, творческого и профессионального потенциала специалистов; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с учителем-логопедом (не реже 2-х раз в неделю); обеспечение эффективного планирования и реализации в организации образовательной деятельности, самостоятельной деятельности обучающихся с ТНР, режимных моментов с использованием вариативных форм работы, обусловленных учетом структуры дефекта обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Такой системный подход к пониманию специальных условий образования, обеспечивающих эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, позволит оптимально решить задачи их обучения и воспитания в дошкольном возрасте.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТНР основывается на результатах комплексного всестороннего обследования каждого ребенка.
Обследование строится с учетом следующих принципов:
1.Принцип комплексного изучения ребенка с тяжелыми нарушениями речи, позволяющий обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития. Реализация данного принципа осуществляется в трех направлениях:
- анализ первичных данных, содержащих информацию об условиях воспитания ребенка, особенностях раннего речевого и психического развития ребенка; изучение медицинской документации, отражающей данные о неврологическом статусе таких обучающихся, их соматическом и психическом развитии, состоянии слуховой функции, получаемом лечении и его эффективности;
- психолого-педагогическое изучение обучающихся, оценивающее соответствие его интеллектуальных, эмоциональных, деятельностных и других возможностей показателям и нормативам возраста, требованиям образовательной программы;
- специально организованное логопедическое обследование обучающихся, предусматривающее определение состояния всех компонентов языковой системы в условиях спонтанной и организованной коммуникации.
2.Принцип учета возрастных особенностей обучающихся, ориентирующий на подбор и использование в процессе обследования такихметодов, приемов, форм работы и лексического материала, которые соответствуют разным возрастным возможностям обучающихся.
3.Принцип динамического изучения обучающихся, позволяющий оценивать не отдельные, разрозненные патологические проявления, а общие тенденции нарушения речеязыкового развития и компенсаторные возможности обучающихся.
4.Принцип качественного системного анализа результатов изучения ребенка, позволяющий отграничить физиологически обоснованные несовершенства речи, выявить характер речевых нарушений у обучающихся разных возрастных и этиопатогенетических групп и, соответственно с этим, определить адекватные пути и направления коррекционно-развивающей работы для устранения недостатков речевого развития обучающихся дошкольного возраста.
2.7. Содержание дифференциальной диагностики речевых и неречевых функций обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(по ФАОП).
Мониторинг логопедической работы обеспечивает комплексный и дифференцированный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений в коррекции нарушений речевого развития детей.
Логопедическое обследование проводится 2 раза: 1-15 сентября - входное, 15-30 мая – итоговое.
Проведению дифференциальной диагностики предшествует предварительный сбор и анализ совокупных данных о развитии ребенка.
С целью уточнения сведений о характере доречевого, раннего речевого (в условиях овладения родной речью), психического и физического развития проводится предварительная беседа с родителями (законными представителями) ребенка.
При непосредственном контакте учителя-логопеда с ребенком обследование начинается с ознакомительной беседы, целью которой является не только установление положительного эмоционального контакта, но и определение степени его готовности к участию в речевой коммуникации, умения адекватно воспринимать вопросы, давать на них ответы (однословные или развернутые), выполнять устные инструкции, осуществлять деятельность в соответствии с возрастными и программными требованиями.
Содержание полной программы обследования ребенка формируется учителем-логопедом в соответствии с конкретными целями и задачами, с опорой на обоснованное привлечение методических пособий и дидактических материалов. Беседа с ребёнком позволяет составить представление о возможностях диалогической и монологической речи, о характере владения грамматическими конструкциями, вариативности в использовании словарного запаса, об общем звучании голоса, тембре, интонированности, темпо-ритмической организации речи ребенка, наличии или отсутствии у него ярко выраженных затруднений в звуковом оформлении речевого высказывания. Содержание беседы определяется национальными, этнокультурными особенностями, познавательными, языковыми возможностями и интересами ребенка. Беседа может организовываться на лексических темах: "Моя семья", "Любимые игрушки", "Отдых летом", "Домашние питомцы", "Мои увлечения", "Любимые книги", "Любимые мультфильмы", "Игры". Образцы речевых высказываний ребенка, полученных в ходе вступительной беседы, фиксируются.
Обследование словарного запаса.
Содержание данного раздела направлено на выявление качественных параметров состояния лексического строя родного языка обучающихся с ТНР. Характер и содержание предъявляемых ребенку заданий определяются возрастом ребенка и его речеязыковыми возможностями и включают обследование навыков понимания, употребления слов в разных ситуациях и видах деятельности. В качестве приемов обследования можно использовать показ и называние картинок с изображением предметов, действий, объектов с ярко выраженными признаками; предметов и их частей; частей тела человека, животных, птиц; профессий и соответствующих атрибутов; животных, птиц и их детенышей; действий, обозначающих эмоциональные реакции, явления природы, подбор антонимов и синонимов, объяснение значений слов, дополнение предложений нужным по смыслу словом.
Обследование грамматического строя языка.
Обследование состояния грамматического строя языка направлено на определение возможностей ребенка с ТНР адекватно понимать и реализовывать в речи различные типы грамматических отношений. В связи с этим детям предлагаются задания, связанные с пониманием простых и сложных предлогов, употреблением разных категориальных форм, словообразованием разных частей речи, построением предложений разных конструкций. В заданиях можно использовать такие приемы, как составление фразы с опорой на вопрос, на демонстрацию действий, по картине, серии картин, по опорным словам, по слову, заданному в определенной форме, преобразование деформированного предложения.
Обследование связной речи.
Обследование состояния связной речи ребенка с ТНР включает в себя несколько направлений. Одно из них - изучение навыков ведения диалога - реализуется в самом начале обследования, в процессе так называемой вступительной беседы. Для определения степени сформированности монологической речи предлагаются задания, направленные на составление ребенком различных видов рассказов: повествовательного, описательного, творческого. Важным критерием оценки связной речи является возможность составления рассказа на родном языке, умение выстроить сюжетную линию, передать все важные части композиции, первостепенные и второстепенные детали рассказа, богатство и разнообразие используемых при рассказывании языковых средств, возможность составления и реализации монологических высказываний с опорой (на наводящие вопросы, картинный материал) и без таковой. Детские рассказы анализируются также по параметрам наличия или отсутствия фактов пропуска частей повествования, членов предложения, использования сложных или простых предложений, принятия помощи педагогического работника, наличие в рассказе прямой речи, литературных оборотов, адекватность использования лексико-грамматических средств языка и правильность фонетического оформления речи в процессе рассказывания.
Обследование фонетических и фонематических процессов.
Ознакомительная беседа с ребенком дает первичное впечатление об особенностях произношения им звуков родного языка. Для чего необходимо предъявить ряд специальных заданий, предварительно убедившись, что инструкции к ним и лексический материал понятны ребенку с ТНР. Звуковой состав слов, соответствующих этим картинкам, самый разнообразный: разное количество слогов, со стечением согласных и без него, с разными звуками. Проверяется, как ребенок произносит звук изолированно, в составе слогов (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах, в которых проверяемый звук находится в разных позициях (в начале, середине, конце слова), в предложении, в текстах. Для выяснения степени овладения детьми слоговой структурой слов отбираются предметные и сюжетные картинки по тематическим циклам, хорошо знакомые ребенку, например, обозначающие различные виды профессий и действий, с ними связанных. Обследование включает как отраженное произнесение ребенком слов и их сочетаний, так и самостоятельное. Особое внимание при этом обращается на неоднократное воспроизведение слов и предложений в разном речевом контексте. При обследовании фонетических процессов используются разнообразные методические приемы: самостоятельное называние лексического материала, сопряженное и отраженное проговаривание, называние с опорой на наглядно- демонстрационный материал. Результаты обследования фиксируют характер нарушения звукопроизношения: замены звуков, пропуски, искажение произношения, смешение, нестойкое произношение звуков, характер нарушений звуко-слоговой организации слова. Обследование фонематических процессов ребенка с нарушениями речи проводится общепринятыми приемами, направленными на выявление возможностей дифференциации на слух фонем родного языка с возможным применением адаптированных информационных технологий. В рамках логопедического обследования изучению подлежит степень сформированности всех компонентов языка, а также операций языкового анализа и синтеза: выделение первого гласного звука в слове, стоящего под ударением, первого согласного звука в слове, последнего согласного звука в слове, гласного звука в положении после согласного, определением количества гласных звуков в сочетаниях, количества звуков в односложных словах и их последовательности.
В процессе комплексного обследования изучается состояние пространственно-зрительных ориентировок и моторно-графических навыков.
2.8.Осуществление квалифицированной коррекции нарушений речеязыкового развития обучающихся с ТНР (по ФАОП).
Обучение обучающихся с развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического недоразвития (третьим уровнем речевого развития) предусматривает:
- Совершенствование понимания речи (умение вслушиваться в обращенную речь, дифференцированно воспринимать названия предметов, действий признаков; понимание более тонких значений обобщающих слов в целях готовности к овладению монологической и диалогической речью).
- Развитие умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи: свистящие - шипящие, звонкие - глухие, твердые - мягкие, сонорные.
- Закрепление навыков звукового анализа и синтеза (анализ и синтез простого слога без стечения согласных, выделение начального гласного или согласного звука в слове, анализ и синтез слогов со стечением согласных, выделение конечного согласного или гласного звука в слове, деление слова на слоги, анализ и синтез 2-3-сложных слов).
- Обучение элементам грамоты. Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение элементам звуко-буквенного анализа и синтеза при работе со схемами слога и слова. Чтение и печатание отдельных слогов, слов и коротких предложений. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения включает в себя закрепление понятий "звук", "слог", "слово", "предложение", "рассказ"; анализ и синтез звуко-слоговых и звуко-буквенных структур.
- Развитие лексико-грамматических средств языка. Этот раздел включает не только увеличение количественных, но прежде всего качественных показателей: расширение значений слов; формирование семантической структуры слова; введение новых слов и словосочетаний в самостоятельную речь существительных с уменьшительным и увеличительным значением (бусинка, голосок - голосище); с противоположным значением (грубость - вежливость; жадность - щедрость). Умение объяснять переносное значение слов (золотые руки, острый язык, долг платежом красен, бить баклуши). Подбирать существительные к прилагательным (острый -нож, соус, бритва, приправа; темный (ая) - платок, ночь, пальто; образовывать от названий действия названия предметов (блестеть - блеск, трещать - треск, шуметь -шум; объяснять логические связи (Оля провожала Таню -кто приезжал?), подбирать синонимы (смелый - храбрый).
- Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков. Употребление этих слов в самостоятельной речи: птичница, проволока, регулировщик регулирует уличное движение, экскаваторщик, экскаваторщик работает на экскаваторе.
Обучение обучающихся с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи (четвертым уровнем речевого развития) предусматривает следующие направления работы:
1.Совершенствование лексико-грамматических средств языка: расширение лексического запаса в процессе изучения новых слов и лексических групп (панцирь, скорлупа, бивни, музей, театр, выставка), активизация словообразовательных процессов (сложные слова: белоствольная береза, длинноволосая черноглазая девочка, прилагательные с различным значением соотнесенности: плетеная изгородь, соломенная крыша, марлевая повязка, приставочные глаголы с оттеночными значениями: выползать, вползать, подъехать - объехать), упражнение в подборе синонимов, антонимов (скупой - жадный, добрый - милосердный, неряшливый - неаккуратный, смешливый - веселый, веселый - грустный и проч.), объяснение слов и целых выражений с переносным значением (сгореть со стыда, широкая душа), преобразование названий профессий мужского рода в названия женского рода (портной - портниха, повар - повариха, скрипач - скрипачка), преобразование одной грамматической категории в другую (читать - читатель - читательница - читающий).
2.Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи: закрепление навыка составления предложений по опорным словам, расширение объема предложений путем введения однородных членов предложений.
3.Совершенствование связной речи: закрепление навыка рассказа, пересказа с элементами фантазийных и творческих сюжетов.
4.Совершенствование произносительной стороны речи: закрепление навыка четкого произношения и различения поставленных звуков, автоматизация их правильного произношения в многосложных словах и самостоятельных высказываниях, воспитание ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.
5.Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения: закрепление понятий "звук", "слог", "слово", "предложение"; осуществление анализа и синтеза обратных и прямых слогов в односложных и двух, трех сложных словах; развивать оптико-пространственные и моторно-графические навыки.
На протяжении всего времени обучения коррекционно-развивающая работа предусматривает целенаправленную и системную реализацию общей стратегии коррекционного воздействия, направленную на преодоление и (или) компенсацию недостатков речеязыкового, эмоционально-волевого, личностного, моторно-двигательного развития, несовершенства мыслительных, пространственно-ориентировочных, двигательных процессов, а также памяти, внимания и проч. Этот системный подход предусматривает обязательное профилактическое направление работы, ориентированное на предупреждение потенциально возможных, в том числе отсроченных, последствий и осложнений, обусловленных нарушением речеязыкового развития ребенка с ТНР.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация предметно-развивающей среды
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в ДОО должна обеспечивать реализацию АОП ДО для обучающихся с ТНР, разработанную в соответствии с ФАОП ДО.
Предметно-пространственная развивающая среда ДОО создается педагогическим работником для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.
Пространство кабинета учителя-логопеда организовано в виде центров.
Центры логопедического кабинета оснащены разнообразным развивающим материалом (Приложение 3).
Циклограмма учета рабочего времени учителя-логопеда
Дни недели | Время работы | Обучающиеся | Документация, среда | Педагоги | Родители | Всего часов |
Понедельник | 09.00-13.00 | Фронтальная КРД 09.00-09.25 Индивидуальная КРД 09.25-12.50 | Оформление документации, изготовление пособий 12.50-13.00 | 4 часа | ||
Вторник | 13.00-18.00 | Индивидуальная КРД 15.00-17.00 | Оформление документации, изготовление пособий 17.00-17.30 | Взаимодействие с педагогами 13.00-15.00 | Консультации для родителей 17.30-18.00 | 5 часов |
Среда | 09.00-13.00 | Фронтальная КРД 09.00-09.25-09.50 Индивидуальная КРД 09.50-12.30 | Оформление документации, изготовление пособий 12.30-13.00 | |||
Четверг | 15.00-18.00 | Индивидуальная КРД 15.00-17.20 | Оформление документации, изготовление пособий 17.20-17.30 | Консультации для родителей 17.30-18.00 | ||
Пятница | 09.00-13.00 | Индивидуальная КРД 09.00-12.20 | Оформление документации, изготовление пособий 12.20-13.00 | |||
15 ч. | 2 ч. | 2 ч. | 1 ч. | 20 ч. |
- Учебный план коррекционной работы учителя-логопеда
Периоды | Количество учебных часов непосредственно- образовательной деятельности (групповые занятия) | Количество индивидуальных занятий | |
При 3-разовом посещении | При 4-разовом посещении | ||
I период | 21 | 13 учебных недель (с учетом диагностики) | |
Не менее 39 | Не менее 52 | ||
II период | 23 | 11 учебных недель | |
Не менее 33 | Не менее 44 | ||
III период | 22 | 13 учебных недель (с учетом диагностики) | |
Не менее 39 | Не менее 52 | ||
3.4.Литература
- Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5−7 лет. —СПб.:КАРО, 2010.
- Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель, 2006. — 158с.
- Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. –– Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.
- Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
- Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказываниюпо картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968.
- Лопатина Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П.Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
- Лопатина Л. В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стертой дизартрией. — СПб.: СОЮЗ, 2004.
- Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Под ред. Г. В. Чиркиной. — М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...


