Рабочая программа
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Карпова Ирина Олеговна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx208.27 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

1.1.1.Цель, задачи рабочей Программы

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

1.2.Планируемые результаты освоения Программы

1.3.Характеристика речевых расстройств детей старшей группы компенсирующей направленности  для детей с ТНР

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Содержание коррекционно-развивающей  деятельности обучающихся с ТНР в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательной области «Речевое развитие»

2.2.Формы и средства организации непосредственно-образовательной деятельности

2.3.Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе

2.4.Взаимодействие  с родителями (законными представителями)

2.5.Взаимодействие участников образовательного процесса

2.6.Специальные условия для получения образования детьми с ТНР

2.7.Содержание дифференциальной диагностики речевых и неречевых функций обучающихся с ТНР

2.8.Осуществление квалифицированной коррекции нарушений речеязыкового развития обучающихся с ТНР (по ФАОП)

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Организация предметно-развивающей среды

3.2.Циклограмма учета рабочего времени учителя-логопеда

3.3.Учебный план коррекционной работы учителя-логопеда в старшей группе

3.4.Литература

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.    По        ная записка

Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основании Адаптированной образовательной программы дошкольного образования  МБДОУ ________________  и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования»;

Приказом №2678 от 18.05.2016г. «Об утверждении положения об обеспечении прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Белгородской области»;

Распоряжением Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. № Р-75

«Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;

Распоряжением Министерства просвещения РФ от 6.04.2021 г. № Р-77 «О внесении изменений в примерное Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденное распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации № Р-75»;

Распоряжением Министерства просвещения России от 09.09.2019г. №Р-93

«Об утверждении Положения психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;

Письмом Министерства просвещения РФ от 20.02.2019 г. № ТС-551-07 «О

сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.01.2009 г. № 03-132 «О Методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста»;

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико- педагогической комиссии»;

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2002 №03-51-5 ИН/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»;

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

  • образовательным программам дошкольного образования» (с изм. на 01.12.2022);

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил» СП 2.4.3648-20;

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

Законом Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», принятым Государственной Думой 02.06.1999г.;

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149);

Методическими рекомендациями по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ от 31.08.2023г № АБ-3569/07;

Пунктом 4 главы 1 ФАОП ДО (регламентирует рамочный и модульный характер содержания адаптированных программ). Структура рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный. По своему организационно-управленческому статусу Программа обладает модульной структурой.

Рабочая программа является инструментом коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения, предусматривающая наиболее оптимальные и эффективные для конкретной группы воспитанников содержание, формы, методы и приемы организации воспитательного, образовательного и коррекционно-развивающего процесса с целью получения наиболее эффективного результата.

Рабочая программа рассчитана на один учебный год (2024-2025 уч.год).

  • Цель, задачи рабочей Программы.

Цель рабочей программы - обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающихся дошкольного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями их развития и состояния здоровья.

Построение системы образовательной и коррекционной деятельности в группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, родителей дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи).

Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Рабочая программа способствует решению следующих задач:

  • реализация содержания АОП ДО;
  • коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ТНР, овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  • создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей.

Основные задачи коррекционного обучения:

  • Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность    осуществлять операции   различения    и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  • Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
  • Уточнение, расширение и обогащение лексического словаря дошкольников с ОНР.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие коммуникативности, успешности в общении.

1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип        признания        каждого        ребенка        полноправным        участником образовательного процесса;
  • принцип        поддержки        детской        инициативы        и        формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

1.2 Планируемые результаты реализации Программы

В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ТНР к концу данного этапа обучения.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы в соответствии с ФАОП (10.4.3.3).

Речевое развитие:

  •    ребенок обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
  •    усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  •    употребляет        слова,        обозначающие        личностные характеристики, многозначные;
  •    умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
  •    правильно употребляет основные грамматические формы слова;
  •    составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;
  •  владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным  переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
  •  осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
  •  правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
  •  пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме;
  •  ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно- ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками;
  •  хорошо понимает связную речь;
  •  без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, несмешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении;
  •  обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов;
  •  правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных;
  •  умеет строить простые распространенные предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, в том числе с использованием подчинительных союзов; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно оставленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану;
  •  устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
  •  определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры;
  •  определяет времена года, части суток;
  •  самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
  •  пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся;
  •  составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
  •  составляет с помощью педагогического работника небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;
  •  владеет предпосылками овладения грамотой.

1.3. Характеристика речевых расстройств детей старшей группы  компенсирующей напрвленности

В старшую  группу компенсирующей направленности для детей с ТНР зачислено    человек ( мальчиков,   девочек). Дети имеют следующие логопедические заключения: ОНР II ур.р.р. -   человек; ОНР III ур.р.р. -   человек.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи - это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

Группу компенсирующей напрвленности № 9 посещают 8 детей с тяжелыми нарушениями речи: 1 ребенок имеет заключение ОНР, II уровень речевого развития, 7 детей- ОНР,  III уровень речевого развития.

При  II уровне речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарь расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже присутствуют простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т.д. понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У детей с третьим уровнем речевого развития (по Р.Е. Левиной) на фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. При использовании простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги.

Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло — диван, вязать — плести) или близкими по звуковому составу (смола — зола). Иногда, для того чтобы назвать предмет или действие, дети прибегают к пространным объяснениям.

Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избегать их (памятник — героям ставят).

Даже знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются детьми по значению (поить — кормить). Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку.

Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка).

Наречия используются редко. Дети употребляют местоимения разных разрядов, простые предлоги (особенно для выражения пространственных отношений — в, к, на, под и др.). Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значительно реже. Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и др.).

Предлоги могут опускаться или заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться.

Это указывает на неполное понимание значений даже простых предлогов.

У детей третьего уровня недостаточно сформированы грамматические формы. Они допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются. Большое количество ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях: смешение окончаний существительных мужского и женского рода (висит ореха); замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительного женского рода (зеркало — зеркалы, копыто — копыта); склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода (пасет стаду); неправильные падежные окончания существительных женского рода с основой на мягкий согласный (солит сольи, нет мебеля); неправильное соотнесение существительных и местоимений (солнце низкое,он греет плохо); ошибочное ударение в слове (с пола , по ство лу); неразличение вида глаголов (сели, пока не перестал дождь — вместо сидели); ошибки в беспредложном и предложном управлении (пьет воды, кладетдров); неправильное согласование существительных и прилагательных, особенно среднего рода (небо синяя), реже- неправильное согласование существительных и глаголов (мальчик рисуют).

Словообразование у детей сформировано недостаточно. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов. Часто словообразование заменяется словоизменением (снег - снеги). Редко используются суффиксальный и префиксальный способы словообразования,  причем образование  слов является неправильным (садовник — садник).

Изменение слов затруднено звуковыми смешениями, например, к слову город подбирается родственное слово голодный (смешение [Р] — [Л]), к слову свисток цветы (смешение [С] — [Ц]). В активной речи дети используют преимущественно простые предложения. Большие затруднения (а часто и полное неумение) отмечаются у детей при распространении предложений и при построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Во фразовой речи детей обнаруживаются отдельные аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные причинно-следственные отношения (Сегодня уже весь снег растаял, какпрошел месяц.).

У большинства детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает значительные трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом. Дефекты звукопроизношения проявляются в затруднениях при различении сходных фонем. Диффузность смешений, их случайный характер отсутствуют. Дети пользуются полной слоговой структурой слов. Редко наблюдаются перестановки звуков, слогов (колбаса — кобалса). Подобные нарушения проявляются главным образом при воспроизведении незнакомых и сложных по звукослоговой структуре слов. Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, недифференцированность грамматических форм. Возникают ошибки в понимании речи, связанные с недостаточным различением форм числа, рода и падежа существительных и прилагательных, временных форм глагола, оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Описание образовательной деятельности обучающихся с ТНР в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными

в образовательной области «Речевое развитие» (по ФАОП).

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя- логопеда.

В образовательной области «Речевое развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:

  • овладения речью как средством общения и культуры;
  • обогащения активного словаря;
  • развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развития речевого творчества;
  • развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомства с книжной культурой, детской литературой;
  • развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
  • профилактики речевых нарушений и их системных последствий.

ФАОП ДО оставляет учителю-логопеду право выбора способа речевого развития обучающихся, в том числе с учетом особенностей реализуемых основных образовательных программ и других особенностей реализуемой образовательной деятельности, отражённых в АОП дошкольной организации.

Основное содержание образовательной деятельности «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по ФАОП.

Ведущим направлением работы в рамках образовательной области «Речевое развитие» является формирование связной речи обучающихся с ТНР.

В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности обучающихся. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи обучающихся. Для развития фразовой речи обучающихся проводятся занятия с использованием приемов комментированного рисования, обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу. Для совершенствования планирующей функции речи обучающихся обучают намечать основные этапы предстоящего выполнения задания. Совместно с педагогическим работником, а затем самостоятельно детям предлагается составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в различных видах деятельности.

Педагогические работники создают условия для развития коммуникативной активности обучающихся с ТНР в быту, играх и на занятиях. Для этого, в ходе специально организованных игр и в совместной деятельности, ведется формирование средств межличностного взаимодействия обучающихся. Педагогические работники предлагают детям различные ситуации, позволяющие моделировать социальные отношения в игровой деятельности. Они создают условия для расширения словарного запаса через эмоциональный, бытовой, предметный, социальный и игровой опыт обучающихся.

У обучающихся активно развивается способность к использованию речи  в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социально- коммуникативного и других видов развития. Педагогические работники могут стимулировать использование речи для познавательно-исследовательского развития обучающихся, например, отвечая на вопросы "Почему?..", "Когда?..", обращая внимание обучающихся на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая  идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их.

В сфере приобщения обучающихся к культуре чтения литературных произведений педагогические работники читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию прочитанного. Детям, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность.

Для формирования у обучающихся мотивации к школьному обучению, в работу по развитию речи обучающихся с ТНР включаются занятия по подготовке их к обучению грамоте. Эту работу воспитатель и учитель-логопед проводят, исходя из особенностей и возможностей развития обучающихся старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Содержание занятий по развитию речи тесно связано с содержанием логопедической работы, а  также работы, которую проводят с детьми другие специалисты.

2.2.Формы и средства организации непосредственно-образовательной деятельности.

Форма организации обучения - групповая и индивидуальная.

На занятиях, обеспечивая принцип вариативности обучения, предусматриваются следующие виды помощи со стороны учителя-логопеда: стимулирующая и направляющая.

При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР.

Количество занятий распределено по периодам и рекомендациям парциальных программ развития и обучения воспитанников с общим недоразвитием речи.

Обучение в логопедической группе принято разделять на 3 периода:

  • 1 период: сентябрь, октябрь, ноябрь.
  • 2 период: декабрь, январь, февраль.
  • 3 период: март, апрель, май.

Групповые логопедические занятия реализуются с 15 сентября  до 15 мая, индивидуальные с 1 сентября по 31 мая.

Длительность групповых занятий в старшей группе – 25 минут.

Длительность индивидуальных занятий - 15-20 минут.

Групповая форма коррекционно-развивающей деятельности

Основная цель групповой формы работы – воспитание навыков коллективной работы. В ходе данных форм работы дети учатся адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников; формируются коммуникативные навыки (взаимопомощь, взаимопроверка, умение выслушать, понять, выполнить задание самостоятельно, удержать общий темп коллективной работы и прочее).

Групповые формы коррекционно-развивающей деятельности организуются на основе единого для всего ДОУ тематического подхода, т.е. в содержание обучения и воспитания дошкольников введены лексические темы. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной - двух недель), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми словаря (импрессивная сторона речи), так и для его активизации, правильного употребления (экспрессивная сторона речи). В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

Групповые формы коррекционно-развивающей деятельности проводятся в соответствии с перспективным календарно-тематическим планированием работы, которое строится по лексическим темам и направлено на  формирование элементарных лексико-грамматических и фонетико- фонематических категорий русского языка. Групповые занятия для детей в группе 5-6 лет с ОНР (первый год обучения, старшая группа) ориентированы  на формирование лексико - грамматических категорий языка, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте и проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 25 мин.

В зависимости от направления коррекционного воздействия фронтально проводятся следующие виды коррекционно-развивающей деятельности:

1.Коррекционно-развивающая        деятельность        по формированию лексико-грамматических компонентов речи, развитию связной речи.

2. Коррекционно-развивающая        деятельность        по формированию фонетико-фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте. Структурные компоненты групповой формы работы:

1.Организационный момент.

2.Введение в тему.

3.Ознакомление        с        новым        материалом        или        наиболее сложные упражнения закрепляемого материала.

4.Динамическая пауза.

5.Игры и упражнения для закрепления материала.

6.Самостоятельная работа детей.

7.Динамическая пауза для мелкой моторики или для глаз.

8.Подведение итога.

9.Формирование самооценки, рефлексия.

В структуру групповой  формы        взаимодействия        могут         быть внесены изменения, связанные с особенностями изучаемой темы, места данной темы в перспективном плане логопеда, динамики усвоения материала детьми и другие.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть деятельности учителя-логопеда.        Они        направлены        на        осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных форм работы фиксируется в журнале учета

коррекционно-образовательной деятельности.

План коррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР (сентябрь) и корректируется на второй год обучения (сентябрь). В плане индивидуальной работы отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально

– личностные особенности.

Основная задача индивидуальных форм коррекционно-развивающей деятельности заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.

Существенной особенностью индивидуальных форм работы является предваряющая отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на подгрупповых/групповых логопедических занятиях.

Подлежащий изучению и отработке фонетический материал распределяется по периодам обучения в соответствии с программой.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Содержание индивидуальных форм работы:

  • нормализация        мышечного         тонуса, мимической        и артикуляционной мускулатуры (при дизартрии -  обучение самомассажу лица);
  • нормализация артикуляционной моторики;
  • нормализация голоса (при дизартрии);
  • нормализация речевого дыхания;
  • нормализация просодики;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие чувства ритма;
  • уточнение произношения и постановка звуков;
  • автоматизация уточненных или поставленных звуков;
  • дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами;
  • развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза как органичная составляющая процесса нормализации звуковой стороны речи;
  • уточнение, обогащение, активизация лексического запаса, совершенствование грамматического строя и развитие связной речи в процессе работы по коррекции звукопроизношения;
  • развитие и коррекция неречевых психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).

Организация и содержание коррекционно-развивающей работы зависит от этапа коррекционного воздействия.

Структура        индивидуальной        коррекционно-развивающей деятельности на подготовительном этапе

1. Организационный момент.

2.Артикуляционная гимнастика:

а) специальные артикуляционные упражнения б) упражнения по развитию голоса и выдоха.

3.Игры, упражнения на восприятие корригируемого звука, определение его позиции в слове в речи логопеда.

4.Вызывание или постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием)

5. Анализ артикуляции по плану:

а) положение губ б) положение зубов

в) положение языка (кончик, спинка, корень) г) участие голосовых складок

д) характер выдыхаемой струи

6.Закрепление изолированного звука: индивидуальное и сопряженное проговаривание, игры на звукоподражание.

7.Подведение итогов занятия и оценивание работы ребенка проводим с положительной направленностью.

Структура        индивидуальной        коррекционно-развивающей деятельности на этапе автоматизации звука.

1.Организационный момент.

2.Объявление темы занятия.

3.Произношение изолированного звука (совместно с логопедом, индивидуальное)

4.Анализ артикуляции по плану.

5.Характеристика звука (гласный, согласный, глухой - звонкий, твердый - мягкий).

6.Развитие фонематических процессов (восприятия, анализа, синтеза, представлений).

7.Автоматизация звука на речевом материале различной сложности, в зависимости от готовности ребенка (в слогах; в словах; в предложениях, стишках, скороговорках; в тексте).

8.Подведение итогов занятия и оценивание работы ребенка проводим с положительной направленностью.

Структура        индивидуальной        коррекционно-развивающей деятельности на этапе дифференциации звуков

1.Организационный момент.

2.Артикуляционная гимнастика. Планируются только упражнения, направленные на переключаемость органов артикуляционного аппарата и моделирующие главные артикуляционные движения для того или другого звука.

3.Объявление темы занятия.

4.Проговаривание изолированных звуков, которые дифференцируются (совместное, индивидуальное, с использованием звукоподражания).

5.Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6.Характеристика звуков.

7.Развитие фонематических процессов (восприятия, дифференцировок, анализа, синтеза, представлений).

8.Дифференциация звуков на материале различной сложности, в зависимости от подготовленности ребенка (в слогах; в словах; в предложениях, стихах, скороговорках; в текстах).

9.Подведение итогов занятия и оценивание работы ребенка проводим с положительной направленностью.

В июне образовательная деятельность не организуется. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-логопед организует индивидуальные занятия с детьми.

2.3.Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе (2024-2025 учебный год)

Перспективное календарно-тематическое планирование  групповых занятий в старшей группе для детей с ТНР (Приложение 1) осуществляется по следующим  темам:

№ п/п

Неделя

Дата

Лексическая тема

Подготовка к ОГ

Сентябрь

1

1-я неделя

02.09.24-06.09.24

Обследование

2

2-я неделя

09.09.24-13.09.24

Обследование

3

3-я неделя

16.09.24-20.09.24

 Игрушки

 Речь: речь устная и    письменная

4

4-я неделя

23.09.24-27.09.24

 Осень

 Предложение.

Октябрь

5

1-я неделя

30.09.24-04.10.24

 Овощи

 Слово-предмет

6

2-я неделя

07.10.24-11.10.24

 Фрукты

 Слово-действие

7

3-я неделя

14.10.24-18.10.24

 Грибы.Ягоды

 Слово-признак

8

4-я неделя

21.10.24-24.10.24

 Деревья

 В мире звуков:  неречевые звуки

9

5-я неделя

28.10.24-02.11.24

 Перелетные птицы

 В мире звуков: речевые звуки

Ноябрь

10

1-я неделя

05.11.24-08.11.24

 Одежда

 Звуки и буквы

11

2-я неделя

11.11.24-15.11.24

 Обувь.Головные уборы.

 Гласные звуки

12

3-я неделя

18.11.24-22.11.24

 Посуда

 Согласные звуки

13

4-я неделя

25.11.24-29.11.24

 Продукты питания

 Твердые и мягкие звуки

Декабрь

14

1-я неделя

02.12.24-06.12.24

 Зимующие птицы

 Звук [а],  буква А

15

2-я неделя

09.12.24-13.12.24

 Зима

 Звук [у],  буква У

16

3-я неделя

16.12.24-20.12.24

 Зимние забавы

 Звук [о],  буква О

17

4-я неделя

23.12.24-28.12.24

 Новый год

 Звук [и],  буква И

Январь

18

1-я неделя

01.01.25-08.01.25

 Зимние каникулы

19

2-я неделя

09.01.25-17.01.25

 Мебель

 Звук [ы],  буква Ы

20

3-я неделя

20.01.25-24.01.25

 Бытовая техника

 Звук [э],  буква Э

21

4-я неделя

27.01.25-31.01.25

 Трансорт.ПДД

 Звуки [т, ть], буква Т

Февраль

22

1-я неделя

03.02.25-07.02.25

 Профессии

 Звуки [п, пь], буква П

23

2-я неделя

10.02.25-14.02.25

 Инструменты

 Звуки [н, нь], буква Н

24

3-я неделя

17.02.25-21.02.25

 Защитники Отечества

 Звуки [м, мь], буква М

25

4-я неделя

24.02.25-28.02.25

 Наша Родина

 Звуки [к, кь], буква К

Март

26

1-я неделя

03.03.25-07.03.25

 Семья. Женский праздник

 Звуки [б, бь], буква Б

  27

2-я неделя

10.03.25-14.03.25

 Лесные животные

 Звуки [д, дь], буква Д

  28

3-я неделя

17.03.25-21.03.25

 Домашние животные и птицы

 Звуки [г, гь], буква Г

  29

4-я неделя

24.03.25-28.03.25

 Животные жарких и холодных стран

 Звуки [ф, фь], буква Ф

Апрель

 30

1-я неделя

31.03.25-04.04.25

 Весна

 Звуки [в, вь], буква В

 31

2-я неделя

07.04.25-11.04.25

 Космос

 Звуки [х, хь], буква Х

 32

3-я неделя

14.04.25-18.04.25

 Подводный мир

 Звуки [c, cь], буква С

 33

4-я неделя

21.04.25-25.04.25

 Цветы

 Звуки [з, зь], буква З

 34

5-я неделя

28.04.25-30.04.25

 Насекомые

 Звук [ш], буква Ш

Май

 35

1-я неделя

05.05.25-07.05.25

 День Победы

 Звук [ж], буква Ж

 36

2-я неделя

12.05.25-16.05.25

 Времена года.Лето

 Повторение

 37

3-я неделя

19.05.25-23.05.25

 Обследование

 38

4-я неделя

26.05.25-30.05.25

 Обследование

*Возможна корректировка тем занятий по обучению грамоте, формированию лексико-грамматических категорий и связной речи  в связи с дистанционным форматом обучения.

2.4.Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, будет более успешной при условии активного включения в коррекционную деятельность родителей (законных представителей) воспитанников.

Организуя взаимодействие с родителями, учитель-логопед выполняет следующие функции:

  • Консультационную.
  • Просветительскую.
  • Контролирующую.

Консультационная функция призвана познакомить родителей или лиц их заменяющих с приемами коррекционно–развивающего воздействия, которые помогут их детям достичь уровня речевого развития, достаточного для успешного обучения на следующей ступени образования.

Просветительская функция логопеда заключается в повышении уровня специальных знаний всех участников коррекционно-развивающего процесса, в том числе и родителей или лиц их заменяющих.

Выполняя рекомендации и задания логопеда, родители нуждаются в постоянной поддержке и советах по организации деятельности на каждом последующем этапе. В методическом обеспечении действий родителей и проверке их эффективности заключается контролирующая функция логопеда.

Формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей (Приложение 2).

а) фронтальные (в очном и дистанционном формате):

- родительские собрания;

- пятиминутки;

- круглый стол.

б) индивидуальные (в очном и дистанционном формате):

- консультации;

- мастер-классы;

- индивидуальные задания для повторения дома.

Содержание направлений работы с семьями воспитанников  по образовательной области «Речевое развитие».

Речевое развитие

  • Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
  • Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
  • Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию..
  • Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству.

Восприятие художественной литературы и фольклора

1. Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.

2. Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

3. Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование.

4. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.

5.Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.

Планируемые результаты работы с семьёй.

1.Появление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений.

2.Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических вопросах.

3.Сохранение семейных ценностей и традиций.

4.Увеличение количества обращений с вопросами к педагогу.

5.Рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ.

2.5. Взаимодействие участников образовательного процесса.

Реализация принципа комплексного подхода в коррекции общего недоразвития речи предусматривает вовлечение в коррекционный процесс всех специалистов ДОУ, прежде всего воспитателей. Преемственность в работе с воспитателями позволяет осуществлять контроль за речевой деятельностью детей в процессе непосредственной организованной образовательной деятельности и в образовательной деятельности в режимных моментах.

Все специалисты, участвующие в системе комплексного сопровождения, работают под руководством учителя-логопеда, который  является организатором и координатором всей профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.

В работе всех участников системы сопровождения наиболее эффективным является коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает:

  • Взаимное обучение видам речевой деятельности.
  • Ситуативно-тематическую организацию языкового материала.
  • Концентричность в подаче и закреплении речевого материала.
  • Опору на высказывание и текст как основные единицы языковой системы.
  • Подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.

Успех работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса.

Условиями успешной работы можно определить следующие положения:

  • Единообразие подходов логопеда и воспитателя к речевой работе с детьми.
  • Преемственность в требованиях к речи воспитанников.
  • Преемственность в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы.
  • Комплексность и многообразие средств развития и коррекции речи.
  • Использование ведущего вида деятельности - игры.

Таким образом, единственный путь осуществления логопедизации – тесное взаимодействие   логопеда  и  воспитателя  при  их различных   функциональных  задачах и методах коррекционной работы.

Учитель-логопед определяет общие и частные задачи развития речи детей, совместно с воспитателем намечает объем и содержание всей речевой работы. Многие из коррекционных задач решаются совместно.

Задачи, стоящие перед воспитателем группы компенсирующей направленности, условно делятся на общеобразовательные и коррекционные. К числу коррекционных задач относятся:

  • Создание ситуаций, стимулирующих речевое общение детей, включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения.
  • Создание мотивационной основы для логопедических занятий.
  •  Повторение, закрепление, автоматизация умений и навыков, полученных на логопедических занятиях.
  • Контроль за правильным произношением поставленных звуков и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  • Предупреждение появления стойких нежелательных отклонений в поведении, личностных нарушений.

Планирование работы воспитателем проводится совместно с логопедом в соответствии с программой коррекционного обучения детей с ОНР и соответствующим календарно-тематическим планом логопедической работы.

Взаимодействие логопеда и воспитателя:

  • Обсуждение результатов комплексного обследования детей и совместное составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
  • Посещение воспитателем групповых занятий логопеда.
  • Рекомендации логопеда к проведению групповых форм деятельности воспитателя.
  • Организация и проведение логочаса.
  • Разработка общих рекомендаций для родителей.
  • Совместная подготовка к детским праздникам.
  • Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.

Учитель-логопед

Воспитатель

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления

речевого негативизма.

1.Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.

2.Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

2.Обследование общего развития детей,  состояния их знаний и навыков по программе,        предшествующей         возрастной группы.

3.Заполнение речевой карты, изучение        результатов обследования и определение

уровня речевого развития ребенка.

3.Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного        планирования

коррекционной работы.

4.Обсуждение обследования.

результатов

4.Составление        психолого-педагогической характеристики.

5.Развитие        слухового        внимания

детей и сознательного восприятия речи.

 5.Воспитание общего и речевого поведения  детей, включая работу по развитию слухового внимания.

6.Развитие        зрительной,        слуховой,

вербальной памяти.

6. Расширение кругозора детей.

7.Активизация словарного запаса, формирование        обобщающих понятий.

7.Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим

циклам.

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов.

9.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции

звукопроизношения.

9.Развитие        общей,        мелкой        и артикуляционной моторики у детей.

10.Развитие        фонематического восприятия детей.

10.Подготовка        детей        к        предстоящему логопедическому                занятию,        включая

выполнение        заданий        и        рекомендаций логопеда.

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений.

11.Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.

12. Развитие восприятия ритмико- слоговой структуры слова.

12.Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

13.        Совершенствование        навыков словоизменения                и

словообразования.

13.Закрепление навыков словообразования и словоизменения  в различных играх и упражнениях.

В комплексном сопровождении детей с ОНР принимают участие инструктор по физическому развитию и музыкальный руководитель. Для составления рабочих программ реализации содержания работы по образовательным       областям       «Художественно-эстетическое       развитие», «Физическое развитие», специалистам требуются знания о психофизических, речевых, эмоционально-волевых, когнитивных особенностях воспитанников с ОНР, что требует участия указанных специалистов в стартовой комплексной диагностике детей  и в  обсуждении полученных результатов.  Учитель-логопед выполняет при этом консультативную функцию и является координатором организации мероприятий по комплексному сопровождению воспитанников.

2.6. Специальные условия для получения образования детьми с тяжёлыми нарушениями речи (по ФАОП)

Специальными условиями получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи можно считать создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, учитывающей особенности обучающихся с ТНР; использование специальных дидактических пособий, технологий, методик и других средств обучения (в том числе инновационных и информационных), разрабатываемых образовательной организацией; реализацию комплексного взаимодействия, творческого и профессионального потенциала специалистов; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с учителем-логопедом (не реже 2-х раз в неделю); обеспечение эффективного планирования и реализации в организации образовательной деятельности, самостоятельной деятельности обучающихся с ТНР, режимных моментов с использованием вариативных форм работы, обусловленных учетом структуры дефекта обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Такой системный подход к пониманию специальных условий образования, обеспечивающих эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, позволит оптимально решить задачи их обучения и воспитания в дошкольном возрасте.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТНР основывается на результатах комплексного всестороннего обследования каждого ребенка.

Обследование строится с учетом следующих принципов:

1.Принцип комплексного изучения ребенка с тяжелыми нарушениями речи, позволяющий обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития. Реализация данного принципа осуществляется в трех направлениях:

 - анализ первичных данных, содержащих информацию об условиях воспитания ребенка, особенностях раннего речевого и психического развития ребенка; изучение медицинской документации, отражающей данные о неврологическом статусе таких обучающихся, их соматическом и психическом развитии, состоянии слуховой функции, получаемом лечении и его эффективности;

- психолого-педагогическое изучение обучающихся, оценивающее соответствие его интеллектуальных, эмоциональных, деятельностных и других возможностей показателям и нормативам возраста, требованиям образовательной программы;

- специально организованное логопедическое обследование обучающихся, предусматривающее определение состояния всех компонентов языковой системы в условиях спонтанной и организованной коммуникации.

2.Принцип учета возрастных особенностей обучающихся, ориентирующий на подбор и использование в процессе обследования такихметодов, приемов, форм работы и лексического материала, которые соответствуют разным возрастным возможностям обучающихся.

3.Принцип динамического изучения обучающихся, позволяющий оценивать не отдельные, разрозненные патологические проявления, а общие тенденции нарушения речеязыкового развития и компенсаторные возможности обучающихся.

4.Принцип качественного системного анализа результатов изучения ребенка, позволяющий отграничить физиологически обоснованные несовершенства речи, выявить характер речевых нарушений у обучающихся разных возрастных и этиопатогенетических групп и, соответственно с этим, определить адекватные пути и направления коррекционно-развивающей работы для устранения недостатков речевого развития обучающихся дошкольного возраста.

2.7. Содержание дифференциальной диагностики речевых и неречевых функций обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

(по ФАОП).

Мониторинг логопедической работы обеспечивает комплексный и дифференцированный подход к оценке промежуточных и  итоговых результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений в коррекции нарушений речевого развития детей.

Логопедическое обследование  проводится 2 раза: 1-15 сентября - входное, 15-30 мая – итоговое.

Проведению        дифференциальной        диагностики        предшествует предварительный сбор и анализ совокупных данных о развитии ребенка.

С целью уточнения сведений о характере доречевого, раннего речевого (в условиях овладения родной речью), психического и физического развития проводится предварительная беседа с родителями (законными представителями) ребенка.

При непосредственном контакте учителя-логопеда с ребенком обследование начинается с ознакомительной беседы, целью которой является не только установление положительного эмоционального контакта, но и определение степени его готовности к участию в речевой коммуникации, умения адекватно воспринимать вопросы, давать на них ответы (однословные или развернутые), выполнять устные инструкции, осуществлять деятельность в соответствии с возрастными и программными требованиями.

Содержание полной программы обследования ребенка формируется учителем-логопедом в соответствии с конкретными  целями и задачами, с опорой на обоснованное привлечение методических пособий и дидактических материалов. Беседа с ребёнком позволяет составить представление о возможностях диалогической и монологической речи, о характере владения грамматическими конструкциями, вариативности в использовании словарного запаса, об общем звучании голоса, тембре, интонированности, темпо-ритмической организации речи ребенка, наличии или отсутствии у него ярко выраженных затруднений в звуковом оформлении речевого высказывания. Содержание беседы определяется национальными, этнокультурными особенностями, познавательными, языковыми возможностями и интересами ребенка. Беседа может организовываться на лексических темах: "Моя семья", "Любимые игрушки", "Отдых летом", "Домашние питомцы", "Мои увлечения", "Любимые книги", "Любимые мультфильмы", "Игры". Образцы речевых высказываний ребенка, полученных в ходе вступительной беседы, фиксируются.

Обследование словарного запаса.

Содержание данного раздела направлено на выявление качественных параметров состояния лексического строя родного языка обучающихся с ТНР. Характер и содержание предъявляемых ребенку заданий определяются возрастом ребенка и его речеязыковыми возможностями и включают обследование навыков понимания, употребления слов в разных ситуациях и видах деятельности. В качестве приемов обследования можно использовать показ и называние картинок с изображением предметов, действий, объектов с ярко выраженными признаками; предметов и их частей; частей тела человека, животных, птиц; профессий и соответствующих атрибутов; животных, птиц и их детенышей; действий, обозначающих эмоциональные реакции, явления природы, подбор антонимов и синонимов, объяснение значений слов, дополнение предложений нужным по смыслу словом.

Обследование грамматического строя языка.

Обследование состояния грамматического строя языка направлено на определение возможностей ребенка с ТНР адекватно понимать и реализовывать в речи различные типы грамматических отношений. В связи с этим детям предлагаются задания, связанные с пониманием простых и сложных предлогов, употреблением разных категориальных форм, словообразованием разных частей речи, построением предложений разных конструкций. В заданиях можно использовать такие приемы, как составление фразы с опорой на вопрос, на демонстрацию действий, по картине, серии картин, по опорным словам, по слову, заданному в определенной форме, преобразование деформированного предложения.

Обследование связной речи.

Обследование состояния связной речи ребенка с ТНР включает в себя несколько направлений. Одно из них - изучение навыков ведения диалога - реализуется в самом начале обследования, в процессе так называемой вступительной беседы. Для определения степени сформированности монологической речи предлагаются задания, направленные на составление ребенком различных видов рассказов: повествовательного, описательного, творческого. Важным критерием оценки связной речи является возможность составления рассказа на родном языке, умение выстроить сюжетную линию, передать все важные части композиции, первостепенные и второстепенные детали рассказа, богатство и разнообразие используемых при рассказывании языковых средств, возможность составления и реализации монологических высказываний с опорой (на наводящие вопросы, картинный материал) и без таковой. Детские рассказы анализируются также по параметрам наличия или отсутствия фактов пропуска частей повествования, членов предложения, использования сложных или простых предложений, принятия помощи педагогического работника, наличие в рассказе прямой речи, литературных оборотов, адекватность использования лексико-грамматических средств языка и правильность фонетического оформления речи в процессе рассказывания.

Обследование фонетических и фонематических процессов.

Ознакомительная беседа с ребенком дает первичное впечатление об особенностях произношения им звуков родного языка. Для чего необходимо предъявить ряд специальных заданий, предварительно убедившись, что инструкции к ним и лексический материал понятны ребенку с ТНР. Звуковой состав слов, соответствующих этим картинкам, самый разнообразный: разное количество слогов, со стечением согласных и без него, с разными звуками. Проверяется, как ребенок произносит звук изолированно, в составе слогов (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах, в которых проверяемый звук находится в разных позициях (в начале, середине, конце слова), в предложении, в текстах. Для выяснения степени овладения детьми слоговой структурой слов отбираются предметные и сюжетные картинки по тематическим циклам, хорошо знакомые ребенку, например, обозначающие различные виды профессий и действий, с ними связанных. Обследование включает как отраженное произнесение ребенком слов и их сочетаний, так и самостоятельное. Особое внимание при этом обращается на неоднократное воспроизведение слов и предложений в разном речевом контексте. При обследовании фонетических процессов используются разнообразные методические приемы: самостоятельное называние лексического материала, сопряженное и отраженное проговаривание, называние с опорой на наглядно- демонстрационный материал. Результаты обследования фиксируют характер нарушения звукопроизношения: замены звуков, пропуски, искажение произношения, смешение, нестойкое произношение звуков, характер нарушений звуко-слоговой организации слова. Обследование фонематических процессов ребенка с нарушениями речи проводится общепринятыми приемами, направленными на выявление возможностей дифференциации на слух фонем родного языка с возможным применением адаптированных информационных технологий. В рамках логопедического обследования изучению подлежит степень сформированности всех компонентов языка, а также операций языкового анализа и синтеза: выделение первого гласного звука в слове, стоящего под ударением, первого согласного звука в слове, последнего согласного звука в слове, гласного звука в положении после согласного, определением количества гласных звуков в сочетаниях, количества звуков в односложных словах и их последовательности.

В процессе комплексного обследования изучается состояние пространственно-зрительных ориентировок и моторно-графических навыков.

2.8.Осуществление        квалифицированной        коррекции        нарушений речеязыкового развития обучающихся с ТНР (по ФАОП).

Обучение обучающихся с развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического недоразвития (третьим уровнем речевого развития) предусматривает:

  • Совершенствование понимания речи (умение вслушиваться в обращенную речь, дифференцированно воспринимать названия предметов, действий признаков; понимание более тонких значений обобщающих слов в целях готовности к овладению монологической и диалогической речью).
  • Развитие умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи: свистящие - шипящие, звонкие - глухие, твердые - мягкие, сонорные.
  • Закрепление навыков звукового анализа и синтеза (анализ и синтез простого слога без стечения согласных, выделение начального гласного или согласного звука в слове, анализ и синтез слогов со стечением согласных, выделение конечного согласного или гласного звука в слове, деление слова на слоги, анализ и синтез 2-3-сложных слов).
  • Обучение элементам грамоты. Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение элементам звуко-буквенного анализа и синтеза при работе со схемами слога и слова. Чтение и печатание отдельных слогов, слов и коротких предложений. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения включает в себя закрепление понятий "звук", "слог", "слово", "предложение", "рассказ"; анализ и синтез звуко-слоговых и звуко-буквенных структур.
  • Развитие лексико-грамматических средств языка. Этот раздел включает не только увеличение количественных, но прежде всего качественных показателей: расширение значений слов; формирование семантической структуры слова; введение новых слов и словосочетаний в самостоятельную речь существительных с уменьшительным и увеличительным значением (бусинка, голосок - голосище); с противоположным значением (грубость - вежливость; жадность - щедрость). Умение объяснять переносное значение слов (золотые руки, острый язык, долг платежом красен, бить баклуши). Подбирать существительные к прилагательным (острый -нож, соус, бритва, приправа; темный (ая) - платок, ночь, пальто; образовывать от названий действия названия предметов (блестеть - блеск, трещать - треск, шуметь -шум; объяснять логические связи (Оля провожала Таню -кто приезжал?), подбирать синонимы (смелый - храбрый).
  • Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков. Употребление этих слов в самостоятельной речи: птичница, проволока, регулировщик регулирует уличное движение, экскаваторщик, экскаваторщик работает на экскаваторе.

Обучение обучающихся с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи (четвертым уровнем речевого развития) предусматривает следующие направления работы:

1.Совершенствование лексико-грамматических средств языка: расширение лексического запаса в процессе изучения новых слов и лексических групп (панцирь, скорлупа, бивни, музей, театр, выставка), активизация словообразовательных процессов (сложные слова: белоствольная береза, длинноволосая черноглазая девочка, прилагательные с различным значением соотнесенности: плетеная изгородь, соломенная крыша, марлевая повязка, приставочные глаголы с оттеночными значениями: выползать, вползать, подъехать - объехать), упражнение в подборе синонимов, антонимов (скупой - жадный, добрый - милосердный, неряшливый - неаккуратный, смешливый - веселый, веселый - грустный и проч.), объяснение слов и целых выражений с переносным значением (сгореть со стыда, широкая душа), преобразование названий профессий мужского рода в названия женского рода (портной - портниха, повар - повариха, скрипач - скрипачка), преобразование одной грамматической категории в другую (читать - читатель - читательница - читающий).

2.Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи: закрепление навыка составления предложений по опорным словам, расширение объема предложений путем введения однородных членов предложений.

3.Совершенствование связной речи: закрепление навыка рассказа, пересказа с элементами фантазийных и творческих сюжетов.

4.Совершенствование произносительной стороны речи: закрепление навыка четкого произношения и различения поставленных звуков, автоматизация их правильного произношения в многосложных словах и самостоятельных высказываниях, воспитание ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.

5.Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения: закрепление понятий "звук", "слог", "слово", "предложение"; осуществление анализа и синтеза обратных и прямых слогов в односложных и двух, трех сложных словах; развивать оптико-пространственные и моторно-графические навыки.

На протяжении всего времени обучения коррекционно-развивающая работа предусматривает целенаправленную и системную реализацию общей стратегии коррекционного воздействия, направленную на преодоление и (или) компенсацию недостатков речеязыкового, эмоционально-волевого, личностного, моторно-двигательного развития, несовершенства мыслительных, пространственно-ориентировочных, двигательных процессов, а также памяти, внимания и проч. Этот системный подход предусматривает обязательное профилактическое направление работы, ориентированное на предупреждение потенциально возможных, в том числе отсроченных, последствий и осложнений, обусловленных нарушением речеязыкового развития ребенка с ТНР.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  • Организация предметно-развивающей среды

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в ДОО должна обеспечивать реализацию АОП ДО для обучающихся с ТНР, разработанную в соответствии с ФАОП ДО.

Предметно-пространственная развивающая среда ДОО создается педагогическим работником для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.

Пространство кабинета учителя-логопеда организовано в виде  центров.

Центры        логопедического        кабинета        оснащены        разнообразным развивающим материалом (Приложение 3).

  • Циклограмма учета рабочего времени учителя-логопеда

Дни недели

Время работы

Обучающиеся

Документация, среда

Педагоги

Родители

Всего часов

Понедельник

09.00-13.00

Фронтальная КРД

09.00-09.25

Индивидуальная КРД

09.25-12.50

Оформление документации,

изготовление пособий

12.50-13.00

4 часа

Вторник

13.00-18.00

Индивидуальная КРД

15.00-17.00

Оформление документации,

изготовление пособий

17.00-17.30

Взаимодействие с педагогами

13.00-15.00

Консультации для родителей

17.30-18.00

5 часов

Среда

09.00-13.00

Фронтальная КРД

09.00-09.25-09.50

Индивидуальная КРД

09.50-12.30

Оформление документации,

изготовление пособий

12.30-13.00

Четверг

15.00-18.00

Индивидуальная КРД

15.00-17.20

Оформление документации,

изготовление пособий

17.20-17.30

Консультации для родителей

17.30-18.00

Пятница

09.00-13.00

Индивидуальная КРД

09.00-12.20

Оформление документации,

изготовление пособий

12.20-13.00

15 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

20 ч.

  • Учебный план коррекционной работы учителя-логопеда

Периоды

Количество учебных часов непосредственно- образовательной деятельности (групповые занятия)

Количество индивидуальных занятий

При 3-разовом посещении

При        4-разовом посещении

I период

21

13        учебных        недель        (с        учетом диагностики)

Не менее 39

Не менее 52

II период

23

11 учебных недель

Не менее 33

Не менее 44

III период

22

13        учебных        недель        (с        учетом диагностики)

Не менее 39

Не менее 52

3.4.Литература

  • Бойкова С.В. Занятия с  логопедом по развитию связной речи у детей 5−7 лет. —СПб.:КАРО, 2010.
  • Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель, 2006. — 158с.
  • Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. –– Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.
  • Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
  • Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказываниюпо картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.
  • Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968.
  • Лопатина Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П.Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
  • Лопатина Л. В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стертой дизартрией. — СПб.: СОЮЗ, 2004.
  • Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Под ред. Г. В. Чиркиной. — М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...