Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
проект по логопедии (старшая группа)

Мельникова Валентина Миндыкановна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_proekt.docx487.34 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

для детей старшего дошкольного возраста

с нарушениями речи

«Народный фольклор - образец искусства речи»

C:\Users\Lenovo\Downloads\1654304216_6-flomaster-club-p-detskii-risunok-khorovod-krasivo-6.jpg

Информационная карта проекта :

  1. Автор проекта : Мельникова Валентина Миндыкановна, учитель-логопед.
  2. Тип, проекта, вид: информационно-практико-ориентированный, познавательно-речевой, творческий, открытый.

3.. Продолжительность: долгосрочный

4. Сроки проведения: октябрь 2022г. - май 2023 г.

5. Участники проекта : учитель-логопед – руководитель, дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (зачисленные в логопедический пункт), родители, педагоги.

Актуальность: В современном дошкольном образовании большое внимание уделяется познавательно-речевому развитию дошкольников.

На протяжении всего своего существования человек неустанно познаёт мир. Огромный пласт духовных ценностей отражён в традициях и обычаях. Накопленный опыт постижения мира трепетно передаётся из поколения в поколение. Приобщение к этому богатству является основой познавательного развития человека. Именно речь является основой успешного обучения детей в школе, умения общаться с людьми и общего интеллектуального развития.

“Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой Язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному Языку”, писал К. Д. Ушинский.

Овладение языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Это его национальное богатство. Именно в дошкольном возрасте активно усваивается речь, идет погружение в истоки национальной культуры. Устное народное творчество является основой и детской литературы. М. Горький утверждал: «… не один Пушкин учился русскому языку по песенкам и сказкам своей няньки.и Лесков, и Г. Успенский, и многие дети, впоследствии творцы русского литературного языка, постигали красоту, силу, ясность и точность его именно на забавных прибаутках, поговорках, загадках у нянек, солдаток, кучеров, пастухов». М. Горький называл народный фольклор бессмертной поэзией, родоначальницей книжной литературы.

По словам А. П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и, наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

В конце ХХ века в нашу жизнь начало вливаться огромное количество заимствованных терминов и иностранных слов, что угрожает языку, а значит и культуре. Родители, из-за нехватки времени, не могут своему ребенку преподнести “школу бабушек и дедушек”, которая играла огромную роль в воспитании любви к родному языку, истории, традициям, своими пословицами и поговорками, колыбельными и народными сказками. А большинство фильмов и мультфильмов пагубно влияют на речь ребенка. В возрасте до 5 лет, дети часто пользуются нелитературными словами. Это закрепляется и входит в их привычку.

Отсюда вытекает важная проблема: как сохранить родной язык, приобщая ребенка к культурному наследию, духовным ценностям народа? Как помочь детям использовать словесное народное творчество в повседневной жизни, проявляя при этом интерес; как привлечь родителей к данной проблеме?

Цель проекта :

• Развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР путём изучения и использования малых форм народного фольклора -загадок, пословиц и поговорок.

Задачи:

• Воспитывать интерес и вызвать эмоционально – положительное отношение к фольклору русского народа.

• Развивать умение понимать содержание произведений устного народного творчества.

• Обогащать, уточнять и активизировать словарь ребенка.

• Формировать выразительность речи.

• Способствовать переносу накопленного художественного образа в творческую деятельность. Развивать творческий потенциал ребенка.

• Прививать интерес родителей к использованию фольклора в семье.

• Развивать словесно-логическое мышление, умение сопоставлять и сравнивать.

• Развивать нравственные мотивы поведения.

Предполагаемый результат:

Дети:

• Знакомы с произведениями народного фольклора.

• Понимают, умеют отгадывать и загадывать народные загадки.

• Употребляют малые формы фольклора (пословицы и поговорки, потешки) в повседневной жизни.

Родители:

• Активно участвуют в коррекционно-образовательном процессе с позиции сотрудничества и взаимопомощи;

• Повышены языковые компетенции;

• Вовлечены в творческую и продуктивную деятельность детей, участвуют вместе с детьми в подборе материала и художественной деятельности.

Педагоги:

• Определены основные направления и содержание работы по развитию словарного запаса и формированию устной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием народного фольклора;

• Знакомы с методами и приёмами работы по ознакомлению детей с произведениями русского народного фольклора;

• Разработан методический и практический материал по проекту .

• Значительно пополнены «копилки» народных загадок, пословиц и поговорок.

Прогноз возможных негативных последствий:

Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:

1. Слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности.

Пути коррекции: внедрение дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм и приёмов работы и знакомство с ними всех участников коррекционного процесса.

2. Высокая заболеваемость детей, низкая посещаемость детского сада.

Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.

3. Низкий уровень компетентности родителей в вопросах знакомства с произведениями русского народного фольклора.

Пути коррекции: повышение уровня знаний родителей о русском народном фольклоре и его применении в повседневной жизни путём подбора фольклорных произведений по изучаемым темам и проведения консультаций, способствующих достижению намеченной цели и реализации поставленных задач.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса

План реализации проекта 

Этапы

и сроки

реализации

Задачи этапа

Формы работы

Срок реализации

1 этап — Подготовительный

(информационно-аналитический)

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для

реализации

проекта с учетом современных требований и

речевых

возможностей

детей.

1. Изучение методической литературы и ресурсов интернет источников по теме проекта.

2. Определение системы мероприятий по реализации проекта, условий его реализации.

3. Подбор и разработка методического материала по проекту

Октябрь -декабрь

В течение учебного года

2 этап — Основной (практический)

Разработка и апробирование системы

методических мероприятий для детей, родителей и педагогов д/спо вопросамразвития словарядошкольников с нарушениями речи наматериалерусскогонародного

фольклора.

1.Цикл бесед, НОД, дидактических и речевых игр, для детей по ознакомлению с народным фольклором (загадками, пословицами и поговорками, потешками).

2. Проведение консультаций для педагогов по темам:

1) «Пословицы и поговорки в повседневной жизни д/сада»

2) «Игры с использованием народных загадок»

3) Выступление на педагогическом  совете по теме: «Использование русских народных игр в речевом развитии дошкольников»

4) Знакомство детей и родителей с загадками, пословицами и поговорками по изучаемым лексическим темам.

5) Подготовка консультаций (папка-передвижка) для родителей

«Загадки в жизни наших детей»

«Народные колыбельные песни – спутники детства»;

6). Семейный конкурс рисунков «Иллюстрируем пословицы и поговорки» -

Ноябрь-январь

Январь-март

Октябрь-ноябрь

Январь-март

Март-апрель

3 этап — Заключительный (контрольно-диагностический) 

Презентация продукта деятельности.

1. Подведение итогов конкурса.

2. Организация выставки рисунков детей по материалам народного фольклора.

3. Презентация материалов  проекта для педагогов ДОУ.

Апрель-май

Практический результат проекта :

Используя в своей речи народные загадки, пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь; развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Изучая народный фольклор, дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

В итоге:

• у детей формируется интерес к родному языку;

• происходит вовлечение родителей в поисковую и творческую деятельность детей;

Вывод: После разносторонней работы по обогащению словарного запаса дошкольников с использованием произведений народного фольклора речь детей становится более осмысленной, разнообразной, точной и выразительной. Устное народное творчество способствует развитию у детей образного мышления, формирует нравственные мотивы поведения. Произведения народного фольклора помогают обогатить представления детей о прошлом и настоящем нашей Родины, усвоить высокие нравственные принципы народа. Они воспитывают любовь и уважение не только к своему народу, но и другим народам мира, вселяют уверенность в торжестве справедливости, укрепляют веру в счастливое будущее.

Таким образом, использование русского народного фольклора благоприятно сказывается на всём развитии ребёнка, а особенно на развитии устной речи дошкольников, раскрепощает их речевую активность, приучает мыслить образно и высказывать свои мысли точно и ясно.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1. Даль В. И. «Пословицы русского народа» М. : 1984

2. «Народная педагогика и здоровьесбережение в практике учителя-логопеда» Лёзина Е. А. (Ж-л «Логопед № 7 2013)

3. «Пословицы. Поговорки. Загадки» Сост. А. Н. Мартынова, В. В. Митрофанова М., 1986

4. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» сост. Ю. Г. Круглов М. : Просвещение, 1990

5. «Русские пословицы и поговорки» Сост. А. И. Соболев, - М., 1983

6. Садовников Д. Н. «Загадки русского народа» - М., 1959

7. «Старинные русские пословицы и поговорки» сост. В. П. Аникина. (М. Дет.Лит. 1983)

8. Фоминых Е. Н. «На каждую загадку есть своя отгадка» (Ж-л «Логопед № 7 2014)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Перспективный план к педагогическому проекту "Приобщение детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата к здоровому образу жизни"

Данная методическая разработка предлагает план мероприятий для всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по приобщению к ЗОЖ...

Программа психолого - педагогического сопровождения по теме: «Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством песочной терапии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Использование игровых приемов при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра созд...

Сообщение на педагогическом совете "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи".

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...