Конспект логопедического занятия по формированию навыков связной описательной речи.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Малащенко Ирина Петровна

Тема: "Осень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_svyaznoy_rechi_2.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию

                               навыков связной описательной  речи.

                                                   Тема: «Осень»


ЦЕЛИ: 

  1. Формирование исследовательской деятельности.
  2. Знакомство с программой описательного рассказа.
  3. Формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.
  4. Совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объем 
    кратковременной  линейной памяти до шести элементов.

ОБОРУДОВАНИЕ: венок Осени, осенние листья с планом - схемой,    тетради, цветные карандаши, магнитофон.

 ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент
    Л.: Послушайте внимательно загадку:
    Несу я урожаи,
    Поля вновь засеваю,
    Птиц к югу отправляю,
    Деревья украшаю,

          Но не касаюсь сосен и елочек, я ...? (Осень.)
Закройте глаза. (Надевает венок и берет букет осенних листьев.) Откройте глаза. Кто я?

Дети. Осень.
Логопед. А почему вы так думаете?
Дети. Вы похожи на Осень из сказки, у Вас букет из осенних листьев
Л.: Поиграем в игру "К нам пришла осень"
Мы ждали : (осень)                              Долго не было :(осени)
Мы рабы :(осени)                                Люди одеваются тепло :(осенью)
Дети поют песни об :(осени)              Мы любим :(осень)

  1. Знакомство с сенсорно – графической программой исследования предмета.

1. Составление предложений по схемам
Л.: Сегодня я к вам пришла с букетом из осенних листьев. Эти листья не простые, а с сюрпризами - схемами, которые помогут нам составить рассказ об осени. Вот наш помощник первый листок-сюрприз. (На наборном полотне логопед выставляет схему "солнца".)
О чем мы будем составлять предложение?
Дети. О солнце.
Л.: Какое бывает солнце?
Дети. Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое.
Л.: А как солнце светит и греет осенью?
Дети. Осенью солнце светит, но греет слабо. Тучи часто закрывают солнце.
Л.: А теперь посмотрите на схему. О чем сейчас мы будем рассказывать? (Выставляет условное обозначение "неба".)
Дети: О небе.
Л.:  Что можно сказать про осеннее небо?
Дети. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое,  нерадостное, грустное; часто идет дождь.
Л.: Что вы можете сказать о деревьях, их наряде? Какими деревья становятся в начале осени?                            
(На наборное полотно помещает схему "дерева".)
Дети. Листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми. У отдельных растений сохраняются зеленые листья.
Л.: Как можно назвать одним словом желтые, красные, оранжевые листья? Какие они?
Дети. Разноцветные, разные, красивые.
Назовите одним словом осеннее явление природы, когда падают листья.

 Дети: Листопад.

Л.: Как вы понимаете слово листопад?

 Л.: А теперь давайте вспомним все, что мы говорили о деревьях.
Дети. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается        

  листопад. К концу осени деревья стоят голые.
  Л.: О чем теперь будем составлять предложение? ( Выставляет  

   условное обозначение земли).
  Дети. О земле.
  Л.: Чем покрыта земля осенью?
  Дети. Земля покрыта опавшими листьями, сухой травой, ветками,

     шишками и иголками от елок.      
  Л.: А что это за зеленая травка на полях? Это озимые.

  1. Проведение динамической паузы
    Тихо звучит музыка.
    Л.: Ребята, давайте поиграем. Мы вместе будем рассказывать стихотворение и ритмично выполнять движения.


Осень, мы гулять идем.              Дети попеременно топают носками ног,

                                                      пятки на месте
Листья сыплются дождем,         Поднимают и опускают руки.
Под ногами шелестят                 Трут ладонями друг о друга, сначала

                                                      медленно,
И шуршат, шуршат, шуршат.    Постепенно убыстряя темп
Ветер листья поднимает.            Поднимают и опускают руки.
И под ноги опускает.
Гонит ветер нас долой -              Попеременно топают носками ног, пятки на

                                                       месте.
Отправляемся домой.                              


Л.: Пока мы гуляли, появился новый листок со схемой. (На наборном полотне выставляет схему "птицы".) О ком мы будем говорить?
Дети: О птицах.
Л.: Какие изменения происходят в жизни птиц осенью?
Дети. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами.
Л.: Скажите, а почему это происходит?
Дети. Многие птицы боятся холода, летом они питались мошками, жучками, а теперь их нет.
Л.: Легко ли в пути перелетным птицам?
Дети. Нет, многие из них погибают в пути, их подстерегает опасность во время полета.
Л.: А как можно помочь зимующим птицам?
Дети. Птиц надо кормить, их нельзя пугать, к ним нужно относиться бережно.
Л.: Что делают животные осенью? (На наборное полотно помещается условное обозначение "животные".)
Дети. Животные готовятся к зиме.
Л.: Как они готовятся?
Дети. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку.
Л.: Как люди помогают животным выжить в условиях зимы?
Дети. Лесники заготавливают корм для отдельных животных.

  1. Словарная работа.

Логопед предлагает детям назвать последовательно все слова  - стрелки.

Логопед предлагает детям отхлопать слова сложной слоговой структуры: разноцветными, листопад, опавшие, перелетные, зимующие, окраску, впадают.

Уточнение семантики слов:

озимые – засеваемые осенью, зимующие под снегом;

листопад – опадение листьев у деревьев, кустарников;

спячка – состояние некоторых животных, сходное с длительным сном.

Затем предлагает назвать слова  в различной последовательности.

 V. Составление рассказа с опорой на графический план.

Л.: Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень, т.е. составьте рассказ.
Дети составляют рассказ-описание по схемам.

Образец рассказа. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта опавшими листьями. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку.

     VI. Итог занятия

Л.: Вот какая удивительная осень у нас!  Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить вам осенние листья. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям об осени, прекрасном времени года, ее приметах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков связной описательной речи. Описание натурального предмета – яблока».

Представленный  материал опирается  на  методику  развития  связной речи  для  детей  с  системными  нарушениями В.К.ВОРОБЬЁВОЙ....

Конспект логопедического занятия по формированию навыков правильного звукопроизношения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в Простоквашено». Дифференциация звуков Р – Рь ».

Методическая разработка логопедического занятия  может использоваться логопедами в работе по коррекции звукопроизношения как на подрупповых так и на индивидуальных занятиях с детьми старшего дошк...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ С ОПОРОЙ НА ГРАФИЧЕСКИЙ ПЛАН.

консультация для логопедов на тему:Формирование навыков связной описательной речи на примере текстов параллельной структуры с опорой на графический план. ...

Итоговый практико-значимый проект Тема: «Формирование навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР»

Цель данного проекта является педагогическое сопровождение процесса формирования  навыков связной описательной речи у  старших дошкольников с ОНР....