Конспект логопедического занятия по формированию навыков связной описательной речи.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию
навыков связной описательной речи.
Тема: «Осень»
ЦЕЛИ:
- Формирование исследовательской деятельности.
- Знакомство с программой описательного рассказа.
- Формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.
- Совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объем
кратковременной линейной памяти до шести элементов.
ОБОРУДОВАНИЕ: венок Осени, осенние листья с планом - схемой, тетради, цветные карандаши, магнитофон.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент
Л.: Послушайте внимательно загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья украшаю,
Но не касаюсь сосен и елочек, я ...? (Осень.)
Закройте глаза. (Надевает венок и берет букет осенних листьев.) Откройте глаза. Кто я?
Дети. Осень.
Логопед. А почему вы так думаете?
Дети. Вы похожи на Осень из сказки, у Вас букет из осенних листьев
Л.: Поиграем в игру "К нам пришла осень"
Мы ждали : (осень) Долго не было :(осени)
Мы рабы :(осени) Люди одеваются тепло :(осенью)
Дети поют песни об :(осени) Мы любим :(осень)
- Знакомство с сенсорно – графической программой исследования предмета.
1. Составление предложений по схемам
Л.: Сегодня я к вам пришла с букетом из осенних листьев. Эти листья не простые, а с сюрпризами - схемами, которые помогут нам составить рассказ об осени. Вот наш помощник первый листок-сюрприз. (На наборном полотне логопед выставляет схему "солнца".)
О чем мы будем составлять предложение?
Дети. О солнце.
Л.: Какое бывает солнце?
Дети. Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое.
Л.: А как солнце светит и греет осенью?
Дети. Осенью солнце светит, но греет слабо. Тучи часто закрывают солнце.
Л.: А теперь посмотрите на схему. О чем сейчас мы будем рассказывать? (Выставляет условное обозначение "неба".)
Дети: О небе.
Л.: Что можно сказать про осеннее небо?
Дети. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое, нерадостное, грустное; часто идет дождь.
Л.: Что вы можете сказать о деревьях, их наряде? Какими деревья становятся в начале осени?
(На наборное полотно помещает схему "дерева".)
Дети. Листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми. У отдельных растений сохраняются зеленые листья.
Л.: Как можно назвать одним словом желтые, красные, оранжевые листья? Какие они?
Дети. Разноцветные, разные, красивые.
Назовите одним словом осеннее явление природы, когда падают листья.
Дети: Листопад.
Л.: Как вы понимаете слово листопад?
Л.: А теперь давайте вспомним все, что мы говорили о деревьях.
Дети. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается
листопад. К концу осени деревья стоят голые.
Л.: О чем теперь будем составлять предложение? ( Выставляет
условное обозначение земли).
Дети. О земле.
Л.: Чем покрыта земля осенью?
Дети. Земля покрыта опавшими листьями, сухой травой, ветками,
шишками и иголками от елок.
Л.: А что это за зеленая травка на полях? Это озимые.
- Проведение динамической паузы
Тихо звучит музыка.
Л.: Ребята, давайте поиграем. Мы вместе будем рассказывать стихотворение и ритмично выполнять движения.
Осень, мы гулять идем. Дети попеременно топают носками ног,
пятки на месте
Листья сыплются дождем, Поднимают и опускают руки.
Под ногами шелестят Трут ладонями друг о друга, сначала
медленно,
И шуршат, шуршат, шуршат. Постепенно убыстряя темп
Ветер листья поднимает. Поднимают и опускают руки.
И под ноги опускает.
Гонит ветер нас долой - Попеременно топают носками ног, пятки на
месте.
Отправляемся домой.
Л.: Пока мы гуляли, появился новый листок со схемой. (На наборном полотне выставляет схему "птицы".) О ком мы будем говорить?
Дети: О птицах.
Л.: Какие изменения происходят в жизни птиц осенью?
Дети. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами.
Л.: Скажите, а почему это происходит?
Дети. Многие птицы боятся холода, летом они питались мошками, жучками, а теперь их нет.
Л.: Легко ли в пути перелетным птицам?
Дети. Нет, многие из них погибают в пути, их подстерегает опасность во время полета.
Л.: А как можно помочь зимующим птицам?
Дети. Птиц надо кормить, их нельзя пугать, к ним нужно относиться бережно.
Л.: Что делают животные осенью? (На наборное полотно помещается условное обозначение "животные".)
Дети. Животные готовятся к зиме.
Л.: Как они готовятся?
Дети. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку.
Л.: Как люди помогают животным выжить в условиях зимы?
Дети. Лесники заготавливают корм для отдельных животных.
- Словарная работа.
Логопед предлагает детям назвать последовательно все слова - стрелки.
Логопед предлагает детям отхлопать слова сложной слоговой структуры: разноцветными, листопад, опавшие, перелетные, зимующие, окраску, впадают.
Уточнение семантики слов:
озимые – засеваемые осенью, зимующие под снегом;
листопад – опадение листьев у деревьев, кустарников;
спячка – состояние некоторых животных, сходное с длительным сном.
Затем предлагает назвать слова в различной последовательности.
V. Составление рассказа с опорой на графический план.
Л.: Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень, т.е. составьте рассказ.
Дети составляют рассказ-описание по схемам.
Образец рассказа. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта опавшими листьями. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку.
VI. Итог занятия
Л.: Вот какая удивительная осень у нас! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить вам осенние листья. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям об осени, прекрасном времени года, ее приметах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков связной описательной речи. Описание натурального предмета – яблока».
Представленный материал опирается на методику развития связной речи для детей с системными нарушениями В.К.ВОРОБЬЁВОЙ....

Конспект логопедического занятия по формированию навыков правильного звукопроизношения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в Простоквашено». Дифференциация звуков Р – Рь ».
Методическая разработка логопедического занятия может использоваться логопедами в работе по коррекции звукопроизношения как на подрупповых так и на индивидуальных занятиях с детьми старшего дошк...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ С ОПОРОЙ НА ГРАФИЧЕСКИЙ ПЛАН.
консультация для логопедов на тему:Формирование навыков связной описательной речи на примере текстов параллельной структуры с опорой на графический план. ...

Итоговый практико-значимый проект Тема: «Формирование навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР»
Цель данного проекта является педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР....

Конспект логопедического занятия по формированию навыков связной повествовательной речи.
Тема: "Котёнок"...
