Конспект логопедического занятия по формированию навыков связной повествовательной речи.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию
навыков связной повествовательной речи.
Задачи:
1. Закрепить представление о правилах смысловой связи предложений в рассказе повествовательного характера.
2. Уточнить значения слов, сложных по семантике.
3. Автоматизировать в речи детей слова, сложные по слоговой структуре.
4. Развивать объем линейной кратковременной памяти: научить запоминать ряд, состоящий из 6 элементов.
Лексический материал:
Как-то раз котёнок играл у комода. С комода упала шляпа. Шляпа поползла к дивану. На диване дремала кошка. Кошка зашипела на шляпу. Оказывается, под шляпой спрятался котёнок.
1 этап. Организационный.
- Ребята, что умеет кошка? (мурлыкать, лакать, шипеть и т.д.)
- Я хочу подарить вам новое слово - «дремать» - полусонное состояние.
- Как мы должны говорить на занятии по развитию речи? (громко, чётко, выразительно).
- Сегодня на занятии будем учиться так рассказывать, чтобы получился рассказ.
2 этап. Чтение логопедом рассказа.
- Внимательно слушайте и запоминайте, о ком и о чём идет речь.
- Как-то раз котёнок играл у комода.
- С комода упала шляпа.
- Шляпа поползла к дивану.
- На диване дремала кошка.
- Кошка зашипела на шляпу.
- Оказывается, под шляпой спрятался котёнок.
3 этап. Сенсорно-словарная работа.
- Найдите картинки, которые не подходят к нашему рассказу.
- Ребята, все картинки правильно отобрали?
- Вы научились оставлять только подходящие к рассказу картинки.
4 этап. Знакомство с предметно-графическим планом.
- На этой странице будем записывать предложение, но не словами, а картинками. Первый прямоугольник – это слово, стрелка – слово-действие, второй прямоугольник – ещё одно слово. Всё вместе составляет целое предложение.
- С чего начинался рассказ? Какие картинки могут нам помочь? Какое предложение получилось?
- Что дальше произошло?
- Кто скажет это предложение громко, чётко, выразительно?
Таким образом заполняется вся схема.
5 этап. Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе.
Закрываем экраном все предложения, кроме первых двух.
- Посмотрите внимательно на эти предложения. Есть картинки, которые связывают эти предложения между собой. С помощью какой картинки эти предложения дружат?
- За счёт того, что картинки повторяются, наши предложения связываются в одно целое – рассказ.
6 этап. Закрепление правила смысловой связи предложений в рассказе.
- Соедините красными стрелками одинаковые картинки в соседних предложениях. Это показывает, что наши предложения дружат.
- Как соединяются колечки в гирлянде? Так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют рассказ.
7 этап. Пересказ с опорой на предметно-графическую схему.
- Сейчас будем по цепочке пересказывать, проверим, получился ли рассказ.
Дети рассказывают фронтально по доске.
- А ты как начнёшь следующее предложение?
- Ребята, придумайте название рассказа. Подумайте, о чём рассказ? Что здесь произошло?
Итог.
- Чем мы занимались на занятии? Мы учились так рассказывать, чтобы получился целый рассказ.
Домашнее задание.
- Дома расскажите этот рассказ по схеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей подготовительной группы
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Родной край»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....

Конспект логопедического занятия по формированию навыков правильного звукопроизношения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в Простоквашено». Дифференциация звуков Р – Рь ».
Методическая разработка логопедического занятия может использоваться логопедами в работе по коррекции звукопроизношения как на подрупповых так и на индивидуальных занятиях с детьми старшего дошк...

Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...

Логопедическая работа по формированию навыков связной речи у дошкольников общим нарушением речи посредством рассказов цепной структуры.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно выс...

