Логопедическая работа по формированию навыков связной речи у дошкольников общим нарушением речи посредством рассказов цепной структуры.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Костикова Надежда Владиславовна

       Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.И поэтому  для  речевого развития детей в  дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривается  поиск эффективных технологий развития детской речи.

   В центре внимания – развитие связной речи, и это объясняется следующими обстоятельствами:

- в связной речи наиболее ярко просматривается связь умственного и речевого развития ребёнка;

- в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование    фонетической, лексической и грамматической сторон речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_posredstvom_rasskazov_tsepnoy_struktury.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

                      Костикова Надежда Владиславовна

                      Учитель-логопед, МБДОУ № 83 г., Мурманска

                           Методическая разработка на тему:

          Логопедическая работа по формированию навыков связной речи у дошкольников  общим нарушением речи посредством рассказов цепной структуры.

                                         Речь — удивительно сильное средство,  

                                            но нужно иметь много  ума, чтобы     пользоваться им.

                                                                     Г.  Гегель

     Одним  из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

        В ФГОС ДО среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

       Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Речь – это инструмент развития высших отделов психики.  С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И поэтому  для  речевого развития детей в  дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривается  поиск эффективных технологий развития детской речи.

   В центре внимания – развитие связной речи, и это объясняется следующими обстоятельствами:

- в связной речи наиболее ярко просматривается связь умственного и речевого развития ребёнка;

- в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование    фонетической, лексической и грамматической сторон речи.

      Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал      С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Термин     «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

- процесс, деятельность  говорящего;

- продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание.

Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе:

  - диалогическая  речь (диалог) – процесс непосредственного речевого общения;

 - монологическая  речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица, обращенной к слушателям или к самому себе.

Определяющим моментом  в успешном решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать задачи в разных формах работы с детьми.

    Одной из востребованных технологий в данное время является технология мнемотехники. Авторов данной технологии много: Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова и др.

  Но для себя я выбрала  систему методов и приёмов В.К. Воробьёвой.

В. К.  Воробьёвой  разработан такой способ, который существенно отличается от широко распространённого в логопедии метода словесного выяснения.

 Методическая система включает  в себя такие разделы как:

  1. формированию навыков  смыслового (семантического) и языкового анализа текста (развёрнутого анализа текста);

2 – раздел, содержащий методические подходы к формированию навыков построения текста.

Цепной рассказ – это способ показа смысловой структуры рассказа и способа связей предложений в нём, которые наглядно демонстрируют детям, за счёт каких компонентов осуществляется переход мысли от одного предложения к другому. Процесс обучения строится н а предметных отношениях, направляя ребёнка  таким образом, чтобы он был поставлен в условия  мыслительной задачи.

Основная задача – научить детей пользоваться монологической речью.

Эта методика,  не  формирует монологическую речь глобально, а учит детей некоторым правилам, которые помогут им построить связное речевое высказывание

В.К. Воробьёва выделила в системе развития связной речи четыре взаимосвязанных между собой раздела:

I РАЗДЕЛ. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.

II РАЗДЕЛ. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.

III РАЗДЕЛ. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.

IV РАЗДЕЛ. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.

В работе над связной речью используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план. Для обогащения пересказа признаками, в план вводятся новые обозначения.

Автор этой методики выделила  этапы становления связного высказывания:

I этап – развитие первоначальных навыков связной речи практическими методами;

II этап – формирование учебных действий,  анализ по выявлению смысловых и языковых правил построения текста;

III этап  - формирование  связной речи на основе практического применения правил  в учебно-коммуникативных ситуациях.

Эти этапы плавно перетекают из одного в другой, что позволяет проводить работу по развитию связной речи  плавно и последовательно.

 На  I этапе  происходит развитие первоначальных навыков связной речи практическими методами.

 На II этапе   воспитывается формирование учебных действий,  анализ по выявлению смысловых и языковых правил построения текста.

 На III этапе   происходит формирование  связной речи на основе практического применения правил  в учебно-коммуникативных ситуациях.

  Вначале по данной предметно-подстановочной схеме В.К. Воробьева предлагает организовывать внешние развернутые действия детей по обследованию смысловой структуры конкретного рассказа и выявлению его предметной организации. На основе составленного предметно-графического плана дети учатся находить те элементы, которые  выполняют  роль смысловых связок между предложениями.

    Во время занятий происходит  формирование исследовательской деятельности, знакомство с правилами лексико-семантической связи предложений в описательной речи, пересказ описательного рассказа или его составление с опорой на сенсорно - графическую программу.

 В рамках работы над описательным рассказом необходимо сформировать у детей следующие речевые умения:

 - нахождение главного слова в прослушанном описательном рассказе;

 - определение его позиции (места) в линейной структуре предложений;

 - выявление его роли как элемента связывающего все предложения рассказа;

 - нахождение других, вариативных средств  связи предложений, при которых было бы ясно, о каком предмете идёт речь.

Для этого использую такие задания:

-восстановите заданный порядок картинок по памяти ("Предложения "рассыпались");

-найдите и исправьте ошибку в расположении картинок ("Предложения "перепутались");

-найдите место "пропавшей" картинки в ряду других ("Потерялось слово в предложении");

-найдите лишнюю картинку (лишнее слово в предложении).

В работе с детьми уделяю серьезное внимание словарной работе. Для обогащения и активизации словаря детей предлагаю  такие задания:

- вспомни слово – стрелку в первом предложении (глагол);

 -какое слово – действие еще можно сказать?

 -послушайте мои слова и выберите  подходящее, и др.

Предлагаю детям на выбор несколько слов, подходящих по смыслу,  но другое по лексическому значению, например: (яблоня) росла, подросла, выросла. Подходящее новое слово обозначаем красным квадратом, оно заменяет стрелку в первом предложении. ( В лесу выросла дикая яблоня.) Таким образом, отрабатываем  каждое предложение. Потом предлагаю  двум детям пересказать рассказ по очереди: одному по – новому, другому по – старому. Это дает возможность детям понять, что об одном и том же можно рассказать по- разному.

Для активизации словаря детей предлагаю  соединять предложения в рассказе,  используя: местоимения (он, его, ему...), наречия (там, тут...), словосочетания (на этой яблоне...), синонимы. Это дает  возможность  дошкольникам понять, что содержание текста от этого не меняется.

  С помощью метода моделирования удаётся достичь значительных результатов в следующем:

 - активизируется  словарный запас, расширяется круг знаний об окружающем мире, дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, свободно пересказывают  рассказы, как на занятиях, так и в повседневной жизни,  развивается фантазия и творческое воображение детей.

Таким образом,  можно сделать вывод, что при  использовании данной методики  детей формируется  умение располагать смысловые звенья в определённой последовательности, развивается способность удерживать смысловую  программу в памяти.           Также  развивается умение располагать предложения в определённой последовательности. И главное, развивается  умение связывать предложения в тексте. И благодаря использованию данной методики уровень сформированности связной повествовательной речи детей поднимается достаточно  высоко.

Литература:

1. Воробьёва  В.К.    Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / - М., Астрель 2006г.

  2.Гак В.Г. О се6мантической организации повествовательного текста / М.,1976 стр. 61-66.

  3.Сеничкина В.В. Конспекты по формированию связной речи практическими методами на примере рассказов цепной структуры, Мурманск, 2004

  4. Гордеева Т.В., Копсергенова З.М., Губанова М.В. – М. 2016

Рассказы цепной структуры: Автоматизация, дифференциация звуков в связной речи с использованием предметно-графической схемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию навыков связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня

Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии связной речи. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе в...

Коррекционно - логопедическая работа по формированию лексико – грамматических средств и развитию связной речи. Составление рассказа о зиме.

активизация предметного словаря по теме;развитие мышления - загадки;установление причинно-следственных связей, сезонные изменения;развитие логического мышления;развитие произвольного внимания, памяти,...

Консультация для логопедов "Схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи"

В этом разделе представлена общая схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работы (консультация дл...

Формирование связной речи у старших дошкольников через составление рассказов цепной структуры.

Используется технология В.К.Воробьевой построения текста на основе цепной связи. Под цепной связью подразумевается "структурное сцепление" предложений или непрерывное движение мысли от одног...

«Формирование навыков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Сегодня каждый пятый взрослый  не понимает только что прочитанного им текста, причем тексты-то самые простые, банальные: инструкция к холодильнику, школьный параграф, неказистый рассказик....

Методика логопедической работы по формированию навыков повествовательной речи

Методика логопедической работы по формированию навыков повествовательной речи включает два этапа:Первый этап - развитие связной речи практическим методом.Второй этап - обучение программированию....

Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...