«Формирование навыков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи»
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Павлова Людмила Анатольевна

  Сегодня каждый пятый взрослый  не понимает только что прочитанного им текста, причем тексты-то самые простые, банальные: инструкция к холодильнику, школьный параграф, неказистый рассказик. Называется это функциональной неграмотностью. То есть по документам-то человек вполне себе образованный - умеет писать и читать, школу окончил. Но не понимает сути прочитанного текста, не может его пересказать, сам не в состоянии написать логически связный текст.     По словам педагогов,  отставание, наметившееся в раннем возрасте, накапливается к средним классам, и затем решить проблему уже невозможно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование навыков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Павлова Л.А., учитель-логопед

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

 К.Д. Ушинский

Актуальность

В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой ребенком через компьютеры, телевидение, планшеты. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации. Это оказывает отрицательное воздействие на развитие их связной речи и существенно влияет на речевое поведение.

В настоящее время одной из сложных и актуальных проблем как специальной, так и  дошкольной  педагогики является создание условий для формирования у детей способностей к овладению связной речью, как необходимых предпосылок гармоничного развития и социализации личности.

          В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития. По данным статистики во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, а в конце XX начале XXI века их стало 55,5%. Это объясняется рядом причин: ухудшение экологической обстановки, увеличение числа патологий беременности, социальные проблемы. Для педагогов и психологов речь является своеобразным «рентгеновским аппаратом», высвечивающим становление не только детского мышления, сознания, но и адаптированность к социуму.

          Устная речь дошкольника является базой для устной и письменной речи в школе. Педагоги, ведущие лингвисты неоднократно заявляли о проблеме функционального чтения и призывают  вернуть в школы чтение с пересказом.

           Выяснилось, что подавляющее большинство российских подростков не понимают смысла текста, не могут проанализировать написанное и выразить свое мнение. Более-менее применить содержание прочитанного к знакомой жизненной ситуации готовы 72 процента подростков.

  Сегодня каждый пятый взрослый  не понимает только что прочитанного им текста, причем тексты-то самые простые, банальные: инструкция к холодильнику, школьный параграф, неказистый рассказик. Называется это функциональной неграмотностью. То есть по документам-то человек вполне себе образованный - умеет писать и читать, школу окончил. Но не понимает сути прочитанного текста, не может его пересказать, сам не в состоянии написать логически связный текст.

          По словам педагогов,  отставание, наметившееся в раннем возрасте, накапливается к средним классам, и затем решить проблему уже невозможно.

Теоретическое обоснование

          Развитие речи является одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, ведь правильная грамотная речь – важное условие успешности дальнейшего обучения ребенка на следующей ступени образования и всестороннего развития личности в целом.

          На практике мы не раз находим подтверждение мысли, что все задачи развития речи детей (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи. Одним из условий развития речи является связная речь, которая предполагает овладение словарным запасом родного языка, грамматическим строем, умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать собственные мысли.

          Две формы связной речи - диалог и монолог - формируются уже в дошкольном возрасте. Но на сегодняшний день образная, богатая описаниями речь у ребенка – явление очень редкое.

          В речи детей существуют множество проблем. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие навыков культуры речи: неумение регулировать громкость голоса, темп речи и правильного распределения речевого выдоха.

Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком.

          В формировании связной речи выступает тесная связь речевого и умственного развития детей: чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать его основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи нужно также уметь подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, использовать интонацию, логическое ударение, строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений

          Формирование связной речи у детей затруднено, если у ребенка выявлено тяжелое нарушение речи(ОНР). При ТНР наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

           Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей стереотипной и бедной. Правильно пoнимая логичеcкую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. Пpи пересказе дети с ТНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц, дoбавляют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняются в выбoре необхoдимого слова, нe всeгда полноcтью понимают смысл услышaнного, допускают повторы.

Твоpческое рaссказывание у дeтей с ТНР чaще не сфopмировано. Oни испытывaют серьeзные затрyднения в опрeделении замыcла расcказа, последовательнoм рaзвитии выбранного сюжета и его языковой реализации.  Выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Дети испытывaют затруднения в составлении развернутого рассказа по картинке, сеpии сюжeтных картинок,  затрудняютcя выдeлить оснoвную мыcль повествoвания, опрeделить лoгику и последовательность в излoжении событий.  

Описательный рассказ беден, страдает повторами; не используется предложенный план; описание сводится к простому перечислению отдельных признаков и частей предмета. Труднее всего таким детям даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.

         В воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

         Дети с ТНР редко являются инициаторами общения, не проявляют желания и активности в общении со сверстниками, избегают обращаться с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы.

          Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвитии речи преследует цель - научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие  речь.

         

Формы работы по формированию связной речи

Остановимся на некоторых формах работы над рассказом и пересказом, которые позволяют детям с речевой патологией более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования данных  приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало. Работая над формированием связной речи у детей с ТНР, необходимо помнить , что в силу своих психологических особенностей, данные дети эффективно усваивают только тот материал, в котором задействованы слуховые, зрительные, тактильные анализаторы и побуждающий к продуктивной деятельности.

Обучение пересказу и составлению рассказа

  1. Рассказы по инструкции или по демонстрируемым действиям
  2. Описание конкретного предмета или  по предметной картинке

          Рассказы-описания

  1. Рассказ по сюжетной картинке
  2. Рассказы по серии сюжетных картинок
  3. Пересказ художественного текста
  4. Творческое рассказывание
  5. Краткий пересказ
  6. Выборочный пересказ


Первые небольшие самостоятельные рассказы должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией.

1. Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям.
Ребенку дается инструкция (Подойди к столу возьми красный шар и синий мяч), остальные дети смотрят, что он делает, и отвечают на вопрос: Что сделал Коля? Постепенно задания усложняются, дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. Затем инструкция говорится только одному ребенку, а остальные описывают ее выполнение

2. Рассказы-описания.
а). Описание предмета по предметной картинке. Объект рассказа должен хорошо быть известен ребенку. Описание всегда строится в определенной четкой последовательности.
- Что это?
- Форма, размер, цвет.
- Добавляются (материал, вкус, каков на ощупь)
- Составляющие части.
- Применение.

3. Рассказы по сюжетной картинке. Рассказы по сюжетной картинке имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. В ходе работы над рассказом дети овладевают навыком диалогической речи (вопрос-ответ). Составление рассказа по сюжетной картинке выстраивается в четкой логической последовательности:
- Время, место.
- Действующие лица.
- Окружающие предметы.
- Действия, взаимоотношения.

 Затем составляется рассказ по вопросам:
- Когда это было? Где?
- Кто находится на горке (справа, слева, в центре)?
- Кто катается с горки? Кто лепит снеговика? Кто бегает около
 детей? Какое настроение у детей?

4. Рассказы по серии сюжетных картинок. Работа по серии сюжетных картинок позволяет ребенку разобраться в последовательности событий. Ребенок учится выделять основные моменты в содержании рассказа.
Виды работ:
По разложенным сюжетным картинкам.
- Рассматривание.
- Чтение рассказа.
- Придумывание рассказа к серии картинок.
- Самостоятельное выстраивание картинок к заданному тексту.
- Иллюстрация рассказа, выполненная детьми
- Работа по каждой картинке.

5. Пересказ художественных текстов. Пересказ входит в число ведущих способов формирования связной речи.  

Этот вид работы можно проводить только тогда, когда у ребенка есть фразовая речь. При подборе текстов важно учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и по манере изложения.

До начала прочитывания рассказа детям объясняют смысл трудных слов, вместе с детьми эти слова проговариваются. Проводится небольшая беседа, подводящая детей к прочитыванию произведения. После прочитывания рассказа, задаются вопросы с целью выяснения, поняли дети рассказ или нет.

На разных ступенях обучения пересказу применяются различные виды пересказа:
- Взрослый пересказывает, а ребенок дополняет
- Рассказывание по плану или с использованием схем.
- Пересказ «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказ, другой продолжает, а третий заканчивает и т. д.
- Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации.

Для детей, у которых уровень развития связной речи выше, можно проводить и другие виды работ:

6. Творческое рассказывание:
- пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев,
- составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему,
- составление рассказа с продолжением,
- составление рассказа на основе своего личного опыта по аналогии с услышанным

7. Краткий пересказ. Ребенок рассказывает не все подряд, а только самое главное, существенное.
 
8. Выборочный пересказ. Перед детьми ставится задача выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку или герою.


Описание предмета по схеме.

1. Описание предмета по схематической зарисовке (используется при описании отдельно взятого предмета). (например, « Это помидор. Он растет на…. Он круглый. На вкус он….. Из него можно приготовить….)

2. Описание предмета по общей схематической зарисовке используется при описании предметов относящихся к одной классификации: дикие животные, овощи, посуда, игрушки и т. д. ( 6 картинок : «Это медведь. Он живет в лесу.У него есть… (части тела). Он питается…(чем?) Зимой он спит. Для человека он….)

3. Описание предметов по обобщающей схематической зарисовке чаще используется при описании предметов относящихся к определенному классу: живое – рыбы, животные, птицы, насекомые; неживые предметы – посуда, одежда, игрушки и т. д.

4. Сравнение предметов по общей схематической зарисовке (вместо вопросительного знака помещаются две предметных картинки, которые сравниваются по схематической зарисовке).

Пересказ по схематичным сюжетным картинкам

1. Работа по сюжетной картинке с применением схематичной зарисовки (многие предметы и их количество изображаются схематично, можно картинки- 5) (Жил-был чайник, он был важный начальник. У чайника был…(части чайника перечисляет). У чайника были друзья - посуда…. У чайника были родственники…(кофейник, заварочный чайник). Люди чайник любили, они в нем воду кипятили. (человек пьет чай).

(4 картинки с несколькими предметами: « Это лес.В нем много деревьев(перечислить по картинке). Лес дом для…(назвать изображенных животных).Лес дает человеку….(грибы, ягоды, орехи, цветы, дрова).Лес живой организм. Берегите лес!(н-р елка обведена красным цветом))

2. Пересказ рассказа в стихотворной форме по серии картинок с применением схематической зарисовки. ( 4 картинки - яблони, яблоко, желтая трава и солнце, забор и туча с каплями дождя)

Я нарисовала яблоневый сад.

Там такие красные яблоки висят,

Там трава желтеет, солнышко блестит,

Дождик поливает и забор стоит.

( 5 картинок: по содержанию каждой строчки)

Жила-была посуда:
Чайник, чашка, блюдо,
Ножик, вилка, ложка,
Кастрюля и поварешка.
Посуда дружила с едой.
Посуда дружила с водой.
И с человеком дружила,
Его она вкусно кормила.

3 Пересказ - сравнение. "Сказка наизнанку"(Раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника).Напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры:

Каждый ребенок получает свою карточку и играет изображённый объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, (называет себя, например, мяч). А ты кто?

- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

-Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и мяч  и  яблоко круглые. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

- Играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком.

Вывод

          Проблема формирования связной речи в дошкольном возрасте – это сложная задача, но применяя эффективные методы и приемы,  мы сможем научить детей связно, последовательно, грамматически правильно, творчески излагать свои мысли.

Поиск новых методов и приемов обучения связной  речи детей с ТНР в системе логопедической работы является актуальной проблемой. Особое место в работе над связной речью отводится обучению творческому рассказыванию, которое базируется на определенном уровне сформированности психических процессов, социального и речевого опыта ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию лексических навыков учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

показать возможные варианты работы по формированию лексических навыков у учащихся старших классов с ТНР...

Формирование познавательной деятельности в процессе работы над связной речью у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие речи и познавательной сферы становятся актуальной проблемой в нашем обществе. Как будет говорить и мыслить взрослый человек, напрямую зависит, какие ресурсы развития были задейстованы в дошко...

ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Представляю ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей 6 -7 лет в группеп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме &q...

Статья "Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью дидактических игр и упражнений"

В статье содержится иформация основанная на личном опыте логопедической  работы с дошкольниками имеющими патологию зрения....

ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «LOGO 7»

В статье рассмотрены актуальные проблемы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Раскрывается роль использования сенсорного логопедического комплекса LOGO 7 в преодолении нарушени...

Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием методов проектов

Содержание:1. Речь в развитии старших дошкольников.2. Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста.3. Особенности детей с тяжелым нарушением речи.4. Значение метода проекта в развитии с...

Применение игровых приемов для формирования лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Используя данные пособия, можно отрабатывать лексико-грамматические навыки, используя разные грамматические конструкции. Игровое поле может выбираться в зависимости от времени года, лексической темы н...