Коррекционно - логопедическая работа по формированию лексико – грамматических средств и развитию связной речи. Составление рассказа о зиме.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Будникова Динара Анатольевна
  • активизация предметного словаря по теме;
  • развитие мышления - загадки;
  • установление причинно-следственных связей, сезонные изменения;
  • развитие логического мышления;
  • развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики рук, зрительного восприятия, речевого восприятия;
  • развитие связной речи, продолжение обучения детей умению составлять рассказ с использованием фланелеграфа;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Сказка»

Коррекционно - логопедическая работа

 по формированию лексико – грамматических средств и

 развитию связной речи.

Составление рассказа о зиме.

Подготовила:

Логопед высшей категории

Будникова Д.А.

Лермонтов, 2014 г.

Тема: Как дети помогли Снеговику.

Цели:

  • активизация предметного словаря по теме;
  • развитие мышления - загадки;
  • установление причинно-следственных связей, сезонные изменения;
  • развитие логического мышления;
  • развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики рук, зрительного восприятия, речевого восприятия;
  • развитие связной речи, продолжение обучения детей умению составлять рассказ с использованием фланелеграфа;

Оборудование:

Игрушка- Снеговик;

картина с изображением зимы, сезонные картинки;

разрезной материал для фланелеграфа;

картинки: зима, снег, снежная баба;

Организационный момент

Логопед:

К нам в гости пришёл Снеговик. Но он очень грустный. Что-то с ним случилось. Оказывается, его только недавно слепили и теперь, чтобы он весной не растаял, а остался в царстве Зимы, ему надо сдать экзамен: рассказать всё-всё, что он знает о Зиме. А Снеговик не умеет составлять рассказы. Поможем ему, ребята?

Дети:

Поможем.

2-ой этап занятия

Логопед:

Снеговик, ты ребятам задавай задания, а они постараются справиться.

Снеговик:

Хорошо, ребята, я загадаю вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать: среди картинок найдите отгадки.

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасила витрины?

(Зима)

Он черной тучей был сначала,

Он белым пухом лёг на лес.

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез.

(Снег)

Меня не растили -

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

(Снежная баба)

Ребята, вы молодцы, отгадали все загадки.

3-ий этап занятия

Логопед:

Снеговик, загадывай следующее задание.

Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Снеговик:

Ребята, слушайте внимательно, отвечайте, поясняя причину события.

Дети приготовили коньки, потому что...

Утром кругом было всё белым-бело, потому что...

Люди зимой в тёплой, меховой одежде, потому что...

Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что...

Дети любят зиму, потому что...

Логопед:

Ну, как, Снеговичок, наши детки справились с твоими заданиями?

Снеговик:

Да, большое спасибо.

Физкультминутка

Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью Зиму любим мы, любим мы, любим мы.

5-ый этап занятия

Логопед:

Снеговик, ребята выполнили все твои задания, а теперь они покажут тебе, как они умеют составлять рассказ о зиме. Вначале мы, как настоящие художники, нарисуем зимнюю картину, а потом составим рассказ.

Дети по очереди рисуют на фланелеграфе картину из разрезного материала. Можно нарисовать картину, расположив детали не только по предложенному образцу, но и по своему замыслу и составить по этой картине рассказ.

Логопед:

Картина у нас получилась великолепная. А теперь, чтобы нам было легче составить рассказ, я вам буду задавать вопросы, а вы отвечать.

Вопросы:

- Какое время года изображено на картине?

- Какой ветер дует зимой?

- Какую одежду люди носят зимой?

- В какие игры дети играют зимой?

- Почему так говорят: «земля спит под снежным покрывалом»?

- Что делает зимой медведь?

- Какую шубку носит зимой заяц?

- Почему птицам нужно помогать зимой?

6-ой этап занятия

Логопед:

А теперь давайте посмотрим, как можно с помощью схемы составить рассказ по этой картине.

Погода зимой

Зимняя одежда

Развлечения детей

Лес

Дикие животные

Зимующие птицы

Хорошо зимой

Варианты рассказов:

К нам пришёл в гости художник. Взял он кисточку, опустил в белую краску, опустил в синюю краску. Нарисовал на небе тучку, а из тучки посыпались снежинки. Снег падал и падал на землю, засыпал деревья, дома, улицы.

Наступила зима. На улице стало морозно, подул сильный, холодный ветер. Достали люди теплые шубы, куртки, шапки, надели рукавицы, повязали тёплые шарфы, обули валенки.

Обрадовались детишки, взяли санки, лыжи и коньки, побежали на улицу. Слепили снеговика, катались на лыжах, санках и коньках.

А в лесу тихо и спокойно. Спит земля под снежным покрывалом. Снегом укутаны деревья, реки и озёра скованы льдом. Сладко спит медведь в своей берлоге. Скачет зайчик по снегу. Свою серую шубку он сменил на белую. Снегири и синички сидят на дереве. Животным и птицам нужно помочь пережить зиму.

Хорошо зимой!

Пересказ рассказа детьми по цепочке.

Итог занятия. Оценка работы детей.

Логопед:

Снеговик говорит, что он всё запомнил. Ему очень понравился ваш рассказ.

А завтра у нас с вами аппликация *Снеговик* и просмотр мультфильма*Снеговик-почтовик* по сказке В.Сутеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное коррекционно – развивающее занятие по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «Моя мама лучше всех».

Занятие  построено в соответствии с современными требованиями, задания подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей введены элементы игры и проблемная ситуация которая постав...

Логопедическое занятие для детей 6-7 лет по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи по теме "Осень.Лес" учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихрецка Турова Н.И.

Конспект содержит лексический материал по теме "Осень", закрепление тем "Овощи", "Фрукты". Формирование грамматических категорий-относительные прилагательные, согласование слов, употребление существит...

План коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми с ТНР старшего возраста.

План коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми с ТНР  старшего возраста на 2020- 2021  учебный год....

Перспективный план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

Перспективный план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...