Методика логопедической работы по формированию навыков повествовательной речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Методика логопедической работы по формированию навыков повествовательной речи включает два этапа:

Первый этап - развитие связной речи практическим методом.

Второй этап - обучение программированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Методика логопедической работы по формированию навыков повествовательной речи

Методика логопедической работы по формированию навыков повествовательной речи включает 2 этапа:

1. Первый этап - развитие связной речи практическим методом (с помощью логопеда и как получится у ребенка)

Задачи:

- развить у ребенка мотивационную сторону, заинтересовать его

        В основе связной речи лежат 2 группы мотивов: экстралингвистические (интерес) лингвистические (интерес к тому как сказать)

- научить ребенка с помощью логопеда составлять относительно длинные рассказы (5-6 предложений)

Основное внимание при этом уделяется логической последовательности.

На этом этапе логопед не обращает внимание на фонетические и грамматические проблемы речи.

        Чтобы решить эти задачи использует игры:

1) игры на восстановление определения логического порядка, события на материале сюжетных картинок. (где есть наглядная программа) Нужно выстроить наглядную программу из сюжетных картинок на основе прочитанного рассказа.

2) Игры в семантические абсурды (игры в небылицу)

3) рассчитан на развитие внутреннего чувства экрана  -игры на замысел

Придумываить случай с опорой на денотативный план – программа заданная денотатами, элементы которой можно объединить в ситуацию. Дедушка, мальчик, пенек, ёжик.

4) ассоциативные вербальные игры (направлены на формирование операций поиска слова в долговременной памяти.

5) чтение как специальный прием в развитии связной речи

-научить ребенка по прочитанному зачину придумывать продолжение.

-познакомить детей с основными жанрами связной речи.

2. 2 этап. Обучение программированию.

Задачи:

  1. познакомить детей с правилами смысловой связи предложений.
  2.  знакомить с правилами лексико-синтаксической связи.
  3. уточнение семантики слов, автоматизировать в речи детей двух-, трехсложных слов со стечением согласных и четырехсложных слов, развитие зрительной линейной памяти.

Логопедическое занятие 1 типа. (проводится 7-8)

  1. организационный момент.
  2. Чтение рассказа (5-6 предложений), адаптированного логопедом.

ТРЕБОВАНИЯ к подбору текста: текст должен быть цепной (текст, в котором связь обуславливается тем, что в предыдущих двух предложениях говорится об одном и том же предмете). Текст должен иметь познавательный факт. Все предложения простые, распространенные.

  1. Сенсорно-словарная работа.

Логопед предлагает банк предметных картинок и просит отобрать те, которые подходят (или не подходят) к рассказу.

Слово УЛЕЙ – картинки берлоги, скворечника, конуры.

       4. Знакомство с картинно-графическим планом.

Кот  (стрелочка)   мед

Мед  (стрелочка)   малинник

«Стрелочка» это тоже слово. Создаем наглядно-образный план.

  1. знакомство со смысловым правилом. Логопед загораживает все предложения, кроме 1 и 2.
  2. проверочный, с опорой на план.

Второй тип логопедического занятия.

Закрепление усвоенных знаний.

В структуру занятия вводим поломки (по одной):

- исчезновение целого предложения

- в двух предложениях нарушена предметная повторяемость

- в одном предложении детонаты переставлены (особенно в первом).

1. Организационный момент.

2. Восстановление детьми картинно-графической картины

3. Пересказ рассказа с опорой на программы (оставим всю левую часть).

4. Моделирование поломки (поломку ребенок не должен видеть)

5. Подвести детей к итогу.

Третий тип логопедического занятия.

Цель: Развитие глагольной синонимии. Глагол – структурно-семантический центр предложения.

!!!! Проводим только на знакомом детям тексте.

  1. Организационный момент.
  2. Построение картинно-графической программы по памяти.
  3. Развитие линейной вербальной памяти. Дети должны назвать по порядку глагольные слова «стрелочки». (все предложение дети сказали шепотом, а вслух только глагольное слово).
  4. словарная работа. Учим подбирать синонимы. Объявляем слова-запреты (глаголы называть нельзя). Логопед сначала сам подбирает вербальный ряд, чтобы там были слова-синонимы и не синонимы, но похожее по звучанию. «Какое слово подходит?» подходящее слово ребенок сам встраивает в предложение. Смысл не изменился, а слово мы подобрали другое.
  5. Перекрестный пересказ. Первый ребенок повторяет предложение по-старому, а второй – по-новому. Остальные слушатели – контроль.

Четвертый тип логопедического занятия.

Цель: знакомство детей с с правилами языковой, лексико-синтаксической связи предложений.

Последовательность ввода:

- местоимение

- местоименное наречие (там, тут)

- производные слова (лиса –лисица)

- синонимы

1. Организационный момент.

2. Самостоятельное составление программы.

3. Линейная вербальная память.

4. Словарная работа. Знак «запрет» перемещается на детонат. Метод выбора из заданного вида.

5. Перекрестный пересказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика логопедической работы по формированию слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)

Методика логопедической работы по формированию слоговойструктуры слова (восприятие  и  проговаривание лексических единиц) Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированны...

Методика логопедической работы по формированию слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)

Методика логопедической работы по формированию слоговойструктуры слова (восприятие  и  проговаривание лексических единиц) Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированны...

Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольног...

Логопедическая работа по формированию навыка словаобразования прилагательнах у детей с ОНР III уровня.

Статья в которой, раскрывается важнейшая и до сих пор очень мало изученная проблема логопедии – формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста с речевой патологией...

Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...

Логопедическая работа по формированию навыков связной речи у дошкольников общим нарушением речи посредством рассказов цепной структуры.

     Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно выс...