Речь ребёнка
консультация по логопедии
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общий интеллект ребёнка. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – его визитная карточка. Речь ребёнка отражает социальную среду, в которой он растёт.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь ребёнка
В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начинают замечать что-то неладное. Сверстники ребёнка начали говорить словами и фразами, а малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное.
Что делать? Стоит ли ждать чуда? Когда обратиться к логопеду?
Если возникли такие вопросы, скорее всего, ваша тревога обоснована – нужно было сделать это еще ВЧЕРА!
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общий интеллект ребёнка. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – его визитная карточка. Речь ребёнка отражает социальную среду, в которой он растёт. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития. Прежде всего, необходимо чтобы у ребёнка:
достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;
правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
способность говорить;
способность понимать сказанное.
Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным. У ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.
Как ребёнок учится говорить?
Несомненным и необходимым условием является то, что ребёнок слышит речь окружающих, её ритм, интонацию, запоминает, в каких ситуациях употребляются те или иные слова, выражения, и по аналогии начинает пользоваться ими в своей речи. Но ребёнок не только имитатор, он – творческий участник овладения языком, т.к. не просто использует в своей речи готовые заученные образы, а открывает законы, по которым сам создаёт новые уникальные высказывания.
Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребёнка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее чувствительный или сенситивный период для развития речи – от 1года до 5 лет.
В течение этого короткого отрезка времени ребёнок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребёнок практически не использует звукоподражаний и облегчённых вариантов слов.
Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растёт словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые».
Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своём языке».
Одна и та же ситуация озвучивается мальчиками и девочками по – разному. Например, ребёнок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителей разница не большая, а для специалиста значимая.
В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Сложное многоуровневое строение речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие её нарушений. Расстройство речи как нарушение социальной функции ограничивает прежде всего возможности адаптации человека. Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребёнка, на формировании психической деятельности, они ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения.
Расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях. Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи ребёнка-дошкольника определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу, которые воздействуют на ребёнка непосредственно или опосредованно, начиная с беременности матери, младенчества, раннего младшего, старшего дошкольного возраста.
Причинами органического характера являются травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания и др., под воздействием которых изменяется ход речевого развития.
Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, стрессов, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточном общении и контакте со взрослыми, особенно с матерью).
Отклонения речевого развития имеют свои особенности в каждом возрастном периоде. Оценивая недостатки в речевом развитии, важно учитывать:
• возраст ребёнка, в котором проявилось расстройство;
• причины, непосредственно вызвавшие отклонение;
• наличие предрасполагающих факторов;
• комплексный анализ лингвистических характеристик неправильной речи.
Развитие речевой системы происходит как последовательно, так и скачкообразно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы наблюдается в определённые возрастные сроки, так называемые критические периоды: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления речевых нарушений. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание с другими неблагоприятными факторами – генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, дисфункцией со стороны нервной системы ребёнка и др.
Большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в помощи специалистов разного профиля. Можно считать аксиомой, что комплексное воздействие даёт оптимальные результаты при устранении любого недуга!
Устранение причины, вызывающей отклонение в речевом развитии ребёнка, изменение условий его воспитания определяют успешность дальнейшего развития ребёнка в дошкольном и школьном возрасте. Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребёнка.
Таким образом, успешность развития ребёнка зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых отклонений в становлении его психической деятельности.
Под руководством специалистов родители могут организовать правильное общение со своим ребёнком, изменить условия его воспитания, стимулировать желательные поведенческие проявления и «затормаживать» нежелательные. Родители не должны пытаться подменить специалиста, дублировать его занятия. У родителей достаточно специфических «родительских» средств воздействия на ребёнка, которые эффективны, если применять их осознанно, в нужное время и на нужном этапе.
Уважаемые родители!
Диагноз, поставленный специалистом, - не приговор, а успешный старт на пути к воспитанию полноценной речи.
Любите ребёнка таким, какой он есть. Не бойтесь перехвалить его, как можно чаще высказывайте одобрение. Не давайте ребёнку чувствовать себя плохим. Наполните его жизнь богатством красок, теплом и любовью! Успехов Вам и вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».
В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.
Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....

Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте. Три функции речи, этапы её генезиса
Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, п...

Роль семьи в развитии речи ребёнка. Как помочь своему ребёнку?
Взаимодействие психического, физичекого и интеллектуального воспитания детей для успешного освоения речи в дошкольном возрасте...

Взаимодействие специалистов детского сада, школы с семьёй ребёнка в комплексной коррекции речи ребёнка и его общем развитии
Артамонова С.Ю. учитель-логопед высшей квалификационной категории, лауреат премии мэра ГБДОУ №70 Кировского р-на, Санкт-ПетербургаСёмка Галина Юрьевна учитель-логопед высшей квалификационной кат...

Статья «Как обследовать речь ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
В сборнике материалов на семинаре-практикуме «Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса» для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учре...

