Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Лихторович Елена Викторовна

Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие  фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание коррекционной работы, направленной на предупреждение дисграфии у дошкольников

  Состояние устной речи, уровень развития зрительно-моторной координации, уровень сформированности графо-моторных  навыков,  на сегодняшний  день, у детей представляют для нас определённые риски  развития нарушений письма в будущем. Это диктует необходимость включать в коррекционную работу по устранению предпосылок дисграфии не только традиционные логопедические приёмы формирования всех компонентов устной речи, но и развитие зрительных функций учащихся, и развитие графо-моторных навыков.

Чтобы предупредить возникновение нарушений письменной речи, необходимо стимулировать развитие предпосылок письменной речи, таких как:

1.        Фонетической стороны речи (правильное произношение всех звуков родного языка);

2.        Фонематического слуха (выделения звуков из речи, дифференциации, различения фонем);

3.        Фонематического восприятия (возможности производить звуковой анализ и синтез слогов, слов);

4.        Лексико-грамматической стороны речи;

5.        Зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);

6.        Пространственных представлений;

7.        Зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы) [21];

8. предпосылок графо-моторных навыков.

С помощью специальных методик и пособий, которых на сегодняшний день достаточное количество, мы совместно с родителями и педагогами ДОУ обязаны помочь ребёнку в развитии навыков, необходимых для формирования письменной речи.

В старшем дошкольном возрасте после специального обследования можно выявить предпосылки к развитию нарушений письменной речи и исходя из этого, беря во внимание, какой из компонентов этих предпосылок недостаточно развит или же не развит вообще, необходимо для каждого такого ребёнка составить персональный коррекционный маршрут по преодолению этой проблемы. В этом случае речь будет идти о профилактике нарушений письменной речи через коррекцию дефектного развития того или иного компонента устной речи.

Можно выделить три основных направления коррекционной работы по пропедевтике нарушений письма:

  1. устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностью устной речи;
  2. устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций;
  3. устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностью графо-моторных навыков.

Рассмотрим цели, задачи и основное содержание этих направлений работы.

Целью работы, направленной на устранение предпосылок, обусловленных несформированностью речевых компонентов, является развитие и коррекция всех сторон устной речи. В зависимости от первичности развития, выстроим  иерархическую лестницу по развитию этих речевых структур:

1. фонематический слух;

2. фонетическая сторона речи;

3. слоговая структура слова;

4. лексическая сторона речи;

5. грамматическая сторона речи;

6. связная речь;

7. фонематическое восприятие.

Соответственно целью работы, направленной на устранение предпосылок, обусловленных несформированностью зрительных функций, является развитие и коррекция:

- зрительный мнезис;

- зрительный гнозис.

И целью работы, направленной на устранение предпосылок, обусловленных несформированностью графо-моторных навыков, является развитие и коррекция:

- мелкой моторики;

- графо - моторных умений.

Приступая к описанию коррекционной работы, хочется отметить, что детский сад, в котором проводилась работа, имеет статус «Детский сад комбинированного вида».  Так как группа компенсирующей направленности (логопедическая) со списочным составом 12 человек сформирована в составе общеобразовательной группы со списочным составом 18 человек, и дети зачисляются в подготовительную логопедическую группу на 1 год, независимо от сложности дефекта, то возникла определённая проблема с выбором программы для проведения фронтальных занятий по всем направлениям коррекционной работы. Было решено опираться на программу не подготовительной группы, а старшей группы, не зависимо от возраста воспитанников, но учитывая багаж знаний, навыков и умений с которыми дети поступили на обучение. Тем более, что дети ранее не получали логопедическую помощь.  Но в ходе работы дети показали  хорошие результаты по усвоению предложенной программы,  и было принято решение  включить в работу очень важный раздел из программы подготовительной группы - формирование элементарных навыков письма. В планировании коррекционных маршрутов будем руководствоваться программой Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I (для детей старшего возраста), «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» авторами которых являются Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманов Т.В.,  а так же общедидактическими принципами логопедии, такими как: принцип развивающего обучения, принцип воспитывающего обучения, принципы систематичности и системности, научности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности усвоения, индивидуальности, личностно-ориентированного  и дифференцированного подхода;  и специальными принципами логопедии, такими как: системности, комплексности, развития, обходного пути,  деятельностного подхода,  онтогенетического, этиопатогенетического, а так же принцип учёта симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.  Важно отметить, что вся коррекционная работа проводилась не отдельными пунктами, а все компоненты – предпосылки письменной речи - развивались и корректировались параллельно на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях. Индивидуальные тетради с домашними заданиями выдавались не раз в неделю на выходные, а после каждого индивидуального занятия.

Содержание коррекционной работы, направленной на развитие фонематического слуха

Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами. К 3-4 годам фонематический слух ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки [5]. Без преувеличения можно сказать, что фонематический слух основа полноценного  становления устной речи. С этой функции мы и начнём нашу коррекционно-профилактическую работу.

Логопедическая  работа по развитию фонематического слуха разделена на  три рабочих периода в учебном году :

I период обучения, начинается со второй недели сентября по  ноябрь включительно, в этот период  проходят 10 фронтальных занятий, на которых  изучаются и дифференцируются звуки: гласные  -  [а], [у], [и], [о], согласные -  [м], [н], [п], так же в этот период учат дифференцировать звуки [а]-[у]. Обязательное условие- все изучаемые звуки у ребёнка  должны быть корректно произносимыми, это звуки раннего онтогенеза, которые не вызывают никаких трудностей в правильной артикуляции.

Так же в этот период детей знакомят с  понятиями : звук, согласный звук, гласный звук, звонкий звук, глухой звук, полная характеристика звука, слог, слово, предложение, основные правила предложения.

II период обучения длится с декабря по февраль включительно, в этот период проходит 11 занятий, дети на фронтальных занятиях изучают звуки: гласные - [э], [ы], согласные- [т], [т'], [к], [к'], [б], [б'], [г], [г'], [л']. Дифференциация звуков: [к'] - [к], [г] - [г'].

В этот период детей знакомят с понятием мягкий звук.

III период обучения длится с марта по май включительно. В этот период проходит 12 фронтальных занятий, в течении которых дети изучают согласные звуки [с], [с'], [ш], [х], [х'], [в], [в'], [з], [з'], [ж], [д], [д'], [ф], [ф']. Так же в этот период дети учатся различать звуки [с] - [ш], [х] - [х'], [в] - [в'],  [з] - [ж], [д] - [д'], [ф] - [ф'].

В течение II и III периодов некоторые пары звуков могут изучаться в рамках одного занятия, но так же, возможно, что и один звук будет изучаться в течение нескольких занятий. В работе по формированию и развитию фонематической стороны речи можно выделить следующие этапы и рассмотрим  подробнее, как осуществляется развитие фонематического слуха у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия:

Первый этап – узнавание неречевых звуков. На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребёнка дифференцировать фонемы).

Игры для этого этапа:

  1. За ширмой педагог шумит скомканной газетой, переливает воду из стакана в стакан, стучит ложками по стакану или тарелке и т.д. Детям предлагается, не видя источников звука, определить,  с помощью чего получаются такие звуки;
  2. При помощи CD проигрывателя дети слушают звуки природы (шум дождя, ливня, грома, грозы, ручья, водопада, щебет птиц, голоса животных, звуки транспорта и т.д.) и опять же, дети должны определить, что или кто издаёт эти звуки;

Второй  этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. На протяжении второго этапа дошкольников учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

 Для этого этапа подойдут такие игры:

Игра «Далеко - близко».

Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Логопед показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).

Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а ребёнок отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.

Затем ребёнок сам мяукает по сигналу педагога: «далеко» - «близко».

Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Логопед объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок  должен мяукнуть, изображая страх.

Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) - далеко - (тихо) или близко - (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).

Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом  игры на выполнение движений в соответствующем темпе.

Игра «Угадай, как надо делать».

Логопед несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед. Так же можно обыграть другие фразы: («Наши ноги ходили по дороге») или даже стихи:

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва  –

Кап, кап, кап, кап (медленные хлопки)

Стали капли поспевать.

Капля каплю догонять –

Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще).

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем (руки над головой);

Третий  этап – различение слов, близких по своему звуковому составу. Третий этап полностью построен на играх, которые способны научить ребёнка различать слова, близкие по слуховому составу. Для этого этапа использовались игры следующего содержания:

Игра «Не ошибись»

Педагог показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Кошка». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, хлопните в ладоши». Затем произносит: «Кошка – коска – госка – кашка – кошка».

Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложному.

Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

Жёлтые комочки,

Лёгкие, как вата!

Бегают за квочкой

Это кто? (цыплята)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут её ...(лиса);

В играх такого плана использовались картинки из пособия «Картинки для фонетических упражнений» [11].

Четвёртый  этап – дифференциация слогов.  На четвёртом этапе ребёнка учат различать слоги. При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры — открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных [6].  

Игра “Телефон”. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: ам—ум—ам, па—пу—па и т. д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

Игра “Какой отличается?”. Логопед произносит серию слогов (например: ну—ну—но, сва— ска—сва, и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем;

     Пятый  этап – дифференциация фонем. На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.

Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания — выделение гласных звуков, согласных (твердых—мягких, звонких-глухих, свистящих—шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т. д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т. д. [6].

“Озорные звуки”. Логопед читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно:

Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).

Русская красавица своей козою (косою) славится.

На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.

Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”

Я рубашку сшила шишке (мишке), Я сошью ему штанишки.

Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки).

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).

Белокрылые хозяйки, Над волной летают сайки (чайки).

Содержание коррекционной работы, направленной на развитие фонетической стороны речи

Традиционно постановка звуков и коррекция неправильного звукопроизношения начинается с подготовительного этапа, этапа подготовки артикуляционного аппарата к правильной артикуляции нужного звука. Этот этап осуществляется на  индивидуальных и подгрупповых  занятиях продолжительностью 30 минут. На этом этапе ребёнок отрабатывает упражнения:

  1. Дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика необходима  для вырабатывания направленности воздушной струи. Применяются упражнения: «Сдуй снежинку», «Кто дальше загонит мяч», «Пропеллер», «Фокусник», «Холодный ветер»;
  2. Самомассажа. Самомассаж подготавливает мышцы лица к занятиям артикуляционной гимнастикой, насыщает артикуляционную мускулатуру кровью, тонизирует их и позволяет выполнять  гимнастику гораздо легче. Проводится такой массаж по принципу - от центра к периферии, все движения выполняются по направлению от срединной линии лица к мочкам ушей. Самомассаж можно проводить под стихотворение, что бы попутно выработать умение согласовывать движения рук с проговариваемым текстом. Я для своей работы выбрала стихотворение «Солнышко проснулось», все движения выполняются по тексту.

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

 и погладило, и погладило.

Стали пальчики плясать, лобик, щёчки растирать.

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи!

  1.  артикуляционной гимнастики, которая необходима в достижении максимальной подвижности, для активизации всех мышц артикуляционного аппарата. В зависимости от того какой звук ставится и какое положение языка необходимо выработать подбираются необходимые для этого упражнения. Например, для верхнего положения языка необходимо выполнять упражнения: «Парус», «Дятел», «Маляр», «Вкусное варенье», «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Горячий ветер» и др. Для среднего положения языка: «Мостик», «Катушка», «Змейка», «Часики», «Футбол», «Чистим зубки», «Чашечка», «Спрячь конфетку» и др.

Для нижнего положения языка: «Лопаточка», «Окошко», «Заборчик», «Трубочка». Все упражнения подготовительного этапа выполняются перед зеркалом совместно с логопедом. При выполнении артикуляционной гимнастики, ребёнок может пользоваться стимульным материалом.  Всеми детьми экспериментальной  группы были заведены индивидуальные тетради, в которые были вклеены:

  1. Звуковой экран,  в котором отмечены дефектно произносимые звуки и этапы работы над этими звуками ;
  2. Индивидуальный план мероприятий;
  3. Правила выполнения заданий в тетради;
  4.  Картинки - раскраски с описанием выполнения того или иного упражнения. (Приложение 8)

          Далее следует  этап постановки звука. Существует 3 способа            постановки звука:

а) по подражанию, пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационными и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы и сознательно пытается воспроизвести требуемые движения речевых органов, требуемое звучание;

б) механическое воздействие на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд). При этом способе используется некоторая исходная артикуляция, и на ее основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение. Связанные с определенным положением или движением речевых органов кинестетические раздражения в сочетании с сопутствующими им слуховыми раздражениями закрепляются в коре головного мозга в виде системы следов, что в дальнейшем является предпосылкой для активного, произвольного воспроизведения требуемой артикуляции;

в) смешанный способ, при нем механическое воздействие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в основном путем подражания и с помощью словесных пояснений. При такой постановке звука можно пользоваться маленьким волчком, до тех пор пока крутится волчок, ребёнок многократно произносит нужный нам звук. При этом упражнении ребёнок автоматизирует артикуляционный уклад и учится, набрав в лёгкие необходимое количество воздуха, рационально его использовать на весь период вращения волчка.

После того как звук поставлен начинается автоматизация навыка произношения звука. Сначала звук автоматизируется  в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных). Далее следует автоматизация навыка произношения звука в словах, словосочетаниях, потом в предложениях. После необходимо научить ребёнка дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки и уже финальная ступень - автоматизация звука в разговорной речи [7].

На этапе  автоматизации звука,  я использовала игру «Лабиринт», при помощи этой игры, автоматизируя звук, мы параллельно развиваем и корректируем мышление, память, внимание, что очень важно для нашей коррекционно - профилактической работы.

Возьмём, например, дефектно звучащий звук [Л]. Этот звук  относятся к числу звуков, которые достаточно легко вызвать при подражании; можно слегка прикусить язык между зубами и подать голос. Звук [Л] можно ставить от базового звука [Ы]: ребенку предлагается распластанный язык просунуть между резцами, прикусить его и при этом произносить звук [Ы], одновременно поднимая большим пальцем корень языка. Звук [Л] можно ставить также от звука [У]: ребенок несколько утрированно произносит [У] и одновременно просовывает язык между губами. После этапа постановки переходим к автоматизации поставленного звука сначала в обратных слогах, потом прямых слогах, открытых, закрытых, со стечением согласных [40].  Далее переходим к автоматизации звука в словах: начале, середине, со стечением согласных, в конце слова. «Лабиринты» составлены именно по этому принципу, каждый следующий лабиринт сложнее предыдущего. Состоит «Лабиринт» из  9 картинок расположенных 3*3 [8].

Для того чтобы процесс автоматизации звука в словах был более увлекательным, ведь ведущая деятельность ребёнка в дошкольный период - игровая [9], и эффективным, использовался вспомогательный приём. Для продвижения по картинкам «Лабиринта», ребёнку в качестве фишки предлагалась объёмная игрушка из киндер-сюрприза. Такая игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку на занятии, освобождает ребёнка от скованности, побуждает его к общению и способствует быстрому контакту с логопедом.  Каждый «Лабиринт» (см. рисунок 4) можно пройти несколькими способами. Сначала двигаясь по стрелкам, потом против стрелок, потом через одну картинку и т.д. пока не достигнется идеальное звукопроизношение. Ребёнок имеет возможность перейти к следующему ходу только после того, как слово будет названо верно.

На основе этого и других «Лабиринтов» так же можно развивать и корректировать внимание, память, мышление, лексико - грамматический строй речи.

C:\Users\ЛЕНА\Desktop\ландыш копия.jpg                 http://www.artsides.ru/big/item_4241.jpg                   http://ludinet.fr/medias/uploads/nenuphar2-595x471.gif

   http://cd1.dibujos.net/dibujos/pintar/cuchara.gif           http://www.raskraska.com/catalog0001/5489.gif               http://img.xn--80aaaaa2cjbcb1dcdcgded.com/%D0%94%D0%B0%D0%B9%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B_50f520a496eaa-p.gif                 

                 

                         

 http://www.maerchen-welt.net/wp-content/uploads/2013/12/mon11.gif                    http://cdn.sheknows.com/printables/print/moose_coloring_page.gifhttp://numa.myjino.ru/images/photos/small/1c292d0fa726c0b5276da603a6940fd9.jpg       http://ludmilanik.ucoz.ru/_bl/0/s23872617.jpg 

Рисунок 4. Лабиринт

Например:

- Игра «Живое - неживое» из всех предложенных картинок выбрать только те, которые отвечают на вопрос кто? или что?;

- Выбрать из предложенных картинок в «Лабиринте» те, к которым можно задать вопросы: какая? какое? какой? какие?;

- Игра «Чего не стало?» закрывая листом один из рядов «Лабиринта», предложить ребёнку вспомнить чего не стало и как были расположены эти предметы, можно усложнить, игра «Фотограф», необходимо запомнить и назвать все 9 картинок;

- Игра «Эхо», называя по несколько предметов из «Лабиринта», предложить ребёнку повторить названия предметов в том же порядке;

- при движении по «Лабиринту» ребёнок должен не только назвать картинки, но и направление следующего хода (налево, направо, вверх, вниз);

- Игра «Угадай»,  давая определения задуманному предмету из «Лабиринта», предложить ребёнку догадаться о чём идёт речь;

- предлагаем ребёнку со словами из «Лабиринта» поиграть в «Посчитай предметы» (1 ладонь, 3 ладони, 5 ладоней),  «Назови ласково» (ладонь - ладошка), «Жадина» (моя ладонь, мои ладони), «Один - много» (ладонь - ладони - много ладоней).  

Далее наступает этап автоматизации звука в словосочетаниях. Речевой материал «Лабиринта» пригоден не только для воспитания правильного звукопроизношения, но и для одновременного приучения ребёнка к правильному употреблению в речи различных грамматических форм. Таким образом, мы уже на этапе коррекции фонетической стороны речи активно развиваем и корректируем лексико-грамматический строй речи.

Особое внимание следует уделить однокоренным словам, это необходимо для того, что бы ребёнок почувствовал «родство» слов, этот навык необходим для практического овладения правилом правописания безударных гласных, которое является одним из основных правил русской грамматики [10]. С помощью заданий с однокоренными словами, мы проводим работу по профилактике дизорфографии.

После автоматизации звука в словосочетаниях, автоматизируем звук в предложениях, далее в текстах и речи.

Для этого этапа я использовала пословицы, поговорки, загадки, потешки, стихи.

Сел и все съел. Около кола колокола. Погнался за уткой, и утенка упустил. Есть, не ел, а за столом посидел. Где холодно, тут и голодно. Ловит волк, да ловят и волка. Метил в цель, попал в пень. Мы ловили налима на мели. Не велик соловей, а голосок золотой. Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Как взялась кума за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

(Пила)

В воде купался, да сух остался.

(Гусь)

Ползун ползет, иголки везет.

(Еж)

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

(Еж)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный?

(Волк)

Если б не было его, не сказал бы ничего.

(Язык)

Бел, как мел,

С неба слетел,

Зиму летал,

Весной в землю убежал.

(Снег)

Волк

Вышел на охоту волк.

Он в охоте знает толк.

И коза, и гусь, и телка

Испугались злого волка.

Слон

Стало тихо, тихо, тихо,

Спит в углу моя слониха.

Головой кивает слон —

Он слонихе шлет поклон [11].

Следующий этап этой работы - дифференциация автоматизированного звука, необходимо научить ребёнка дифференцировать автоматизированный звук [Л] от акустически сходных звуков [Р], [Л'], [J].  Работа над дифференциацией особенно важна, так как у большинства детей контрольной группы дефекты звукопроизношения выражались в заменах одного звука другими из-за неразличения этих звуков на слух. Эта работа является профилактикой неразличения этих звуков в дальнейшем на письме. Именно по этой причине работа над дифференциацией звуков должна быть доведена до конца, так как в школе широко практикуется проговаривание в процессе письма [10].

Дифференциация звуков, так же как и автоматизация проводится от простого к сложному, сначала в слогах, словах, потом словосочетаниях, предложениях, текстах, произвольной речи.

Задания для этапа дифференциации звуков [Л]-[Л'].

В слогах: ЛА-ЛЯ-ЛА ЛЯ-ЛА-ЛЯ ПЛА-АЛЯ-ПЛА ПЛЯ-ПЛА-ПЛЯ

                 АЛЯ-АЛЯ-АЛЯ   и т.д. в разных вариациях с разными звуками;

В словах: лампа-лямка-лапа, флаг-фляга-пламя-клякса и т.д.

Ел - ель, пыл - пыль, лак - ляг, угол - уголь и т.д.;

В словосочетаниях:

Попадёшь в цель - останешься цел.

Он пальцы мне жал - а мне его жаль;

В текстах:

Волна, волна, волна

Вольна, вольна, вольна

Плавна, плавна, плавна

Сильна, сильна, сильна

Волна вольна,

Волна плавна,

Волна сильна.

Аналогично проводилась работа и по дифференциации звука [Л] со звуками [Р] и [J].

 

Список литературы

  1. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие /Т. А. Фотекова. - М.: Айрис-пресс, 2006.-96с. (Библиотека логопеда-практика).
  2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка/  Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: Айрис-Пресс, 2007 (Библиотека психолога образования). 46 л.Азова О.И. Дизорфография - актуальный вопрос логопедии. Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. -  М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 с.
  3. Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких / Е.М. Косинова; ил. А.В. Кардашука. – М. : Эксмо : ОЛИСС, 2013. – 192 с.: ил.
  4. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологического обследования детей / Л.С. Цветкова. - М.: 2005. – 96 с.: ил.
  5. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.
  6. Волкова Л.С. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия / авт.-сост. Лалаева Р.И. — 304 с. — (Библиотека учителя-дефектолога).
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»)
  8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - 2-е изд., испр. и доп./ В.П. Глухов.  - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда) Безрукова О.А.         Русский язык в иллюстрациях для дошкольников. Учеб.- метод. пособие / О.А. Безрукова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 62 с. — (Серия «Наука — практике»/отв. ред. О.А. Безрукова)
  9. Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков / О.В. Шичанина //Логопед. – 2005. -  №5. – С. 96-100
  10. Парамонова  Л.Г. Говори и пиши правильно/ Л.Г. Парамонова. -  Спб: «Дельта», 1996. 384 с., ил.
  11. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями/ Т.В. Кабанова, О.В. Домнина; под. ред. Н.Е. Ильяковой. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 104 с.
  12. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984.—256с.
  13. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: ст.  группа дошк. Спец. (коррекц.) образоват. учреждений: пособие для логопеда /О.А. Козырева, Н.Б. Дубешко. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005. – 119 с.: ил. – (Библиотека логопеда).
  14. Безрукова О.А.         Русский язык в иллюстрациях для дошкольников. Учеб.- метод. пособие / О.А. Безрукова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 62 с. — (Серия «Наука — практике»/отв. ред. О.А. Безрукова)
  15. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.
  16. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - 2-е изд., испр. и доп./ В.П. Глухов.  - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда)
  17. Лалаева Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников/ Р.И. Лалаева ,  И.В. Прищепова.  - СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 36 с.

Приложение 1

раскраски Домашнее хозяйство - Дом , раскраска Домашнее хозяйство - Дом , раскраски для печати Домашнее хозяйство - Дом

ОКОШКО

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

Простые детские раскраски Простые ассоциативные детские раск…

ЛОПАТОЧКА

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Посуда. Картинки для раскрашивания. Тарелки, вилки, ножи, ча…

ЧАШЕЧКА

Рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты , но не касаются зубов.

Саксофон - Музыкальные инструменты - Раскраски - БумАгушки - детские раскраски и многое другое

ТРУБОЧКА

Рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

Раскраски-Зверята - Раскраски - Онлайн игры - Детские радости

ЗМЕЙКА

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта.

Детские раскраски скачать бесплатно / Рачок-отшельник / Лошадка / Матрешка / Скоморох / Щенок / - ДЕТСКИЙ МИР - Раскраски l Игры

ЛОШАДКА

Присосать язык к нёбу и щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

H:\ЛОГОПЕДИЯ РАБОТА\гармонь.png

ГАРМОШКА

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Раскраска Карлсон сидит на банке с вареньем Раскраски Малыш и Карлсон

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, потом нижнюю губу по кругу.

Смешарики играть онлайн футбол - фото-приколы

ФУТБОЛ

Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

Раскраски котов и котят. Скачать раскраски животных. Дворовые коты, ласковые кошечки, озорные котята.

ЧАСИКИ

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

Раскраски Качели - Сайт для мам малышей

КАЧЕЛИ

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку. Либо к верхним и нижним резцам.

Раскраски для детей Дятел

ДЯТЕЛ

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребёнок произносит звук [Д], подражая дятлу: «д-д-д-д-д-д»

Раскраска Корабль Страница 29

ПАРУС

Рот открыт широко, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поднять и поставить на бугорки за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до 8. Потом до 10.

          Приложение 2

Индивидуальный набор для занятий по развитию фонематического восприятия.

F:\DCIM\100D3000\DSC_0543.JPG

Приложение 3

Дидактическое пособие «Дом»

Приложение 4 Конспект типового урока по обучению грамоте 

Звук [Т]

Цели занятия:

-обучающие:

- познакомить детей со звуком [Т];

- учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам (согласный,  глухой, твёрдый  звук);

- формирование фонематического восприятия;

- формирование навыков звукового анализа и синтеза

- коррекционные:

- развитие фонематических слуха;

- развитие общей и мелкой моторики.

-развивающие:

  • развивать у детей графо-моторные навыки, подготавливать руку детей к письму;

- развитие слухового внимания, память;

      - развитие мышления;

      - учить координировать речь с движениями.

Оборудование: Индивидуальный набор для занятий; картинка для звукоподражания, предметные картинки, в названии которых присутствует звук [Т]- кот, самолёт, петухи, топор, салют, мост; дидактическое пособие «Дом», лист формата А4 с заготовкой  для обводки по пунктирным линиям дождика и тучек.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Назовите слова, которые заканчиваются на звук [Н]- банан, лимон, диван, трон, баран, баян.

Объявление темы занятия. Знакомство со звуком

Логопед предлагает посмотреть на картинку для звукоподражания: кузнец куёт подкову, ударяет сильно молотком и при этом слышится Т. Со звуком Т мы сегодня и познакомимся.

Акустико- артикуляционный образ звуков.

 Хоровое и индивидуальное произнесение звука [Т] с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом:  губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно , он встречает преграду: язык и верхние зубы. Значит звук [Т]    согласный, обозначать его мы будем фишкой синего цвета. А теперь послушайте, как твёрдо я произношу звук [Т]: Т-т-т-т. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Звук [Т] - согласный, твёрдый, обозначаем его фишкой синего цвета.

Далее дети прикладывают руку к горлышку, при произнесении звука [Т] горлышко молчит, значит звук [Т] - глухой. Несколько детей повторяют полную характеристику звука [Т]

СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ТВЁРДЫЙ.

  1. Лексические упражнения на развитие фонематического слуха.

ИГРА «Хлопай, не зевай!»

Дети должны хлопать в ладоши, когда услышат слоги со звуком [Т], в ряду других слогов: на, мо, ку, та, да, мы, ту, ды.

ИГРА «Повторяй, не зевай!»

Дети должны повторить за логопедом слоговые ряды:

На, да, та, ку, му, ду, ту, ды, мы, ты.

ИГРА «Покажи картинку».

На доске вывешены картинки и дети показывают: уДочку,  уТочку, Точку, Дочку, Тина, Дина.

  1. Лексические задания на формирование фонематического восприятия.

Определение наличия звука [Т] в словах

 На доске выставлены предметные картинки, надо выбрать только те, в названиях которых есть звук [Т].

Определение позиции звука [Т]в словах, количества звуков в словах и их последовательность: крот, плот, топор, тукан, каток. Дети обозначают местоположение звука [Т] в словах (начало, середина, конец слова), количество звуков в словах, их последовательность.

Плот- в этом слове есть звук [Т], он находится в конце слова, в слове «плот» 4 звука-  [п]-[л]-[о]-[т],

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А устали ножки,

Хлопают  ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп.

  1. Лексические задания на формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Звуковой анализ слогов:

Логопед утрированно произносит слог УТ и АТ и вместе с детьми проводит его анализ. По следам анализа дети выкладывают схему.

Логопед: Сколько звуков вы слышите? (Два.) Назовите первый звук([А],[У]). Это какой звук?(гласный), какого цвета фишкой мы отметим этот звук в схеме? (красной) Назовите второй звук ([Т]). Это какой звук? (согласный) Фишкой какого цвета мы отметим этот звук в схеме? (синей)

Звуковой анализ слов:

Деление слов на слоги с выкладыванием графической схемы. Слогов в слове столько же, сколько в слове гласных звуков.   Или под подбородок ставится ладошка тыльной стороной к подбородку, локоть на столе и сколько раз подбородок опустится на ладонь, значит столько и слогов в слове. После этого делим длинную полоску (слово) на равные части короткими полосками (под длинной полоской выкладываем короткие).

 Мост            то|пор        са|лют,     пе|ту|хи,   кот,  са|мо|лёт.

 _______,  ____|____, ____|____,  __|__|__ ,  ___,  __|__|__ .

Логопед: А теперь давайте заселим картинки в дом. Количество слогов обозначает этаж, на котором живёт картинка, а положение звука [Т] в слове обозначает в какой квартире картинка живёт. «Мост» живёт на первом  этаже в третьей квартире, «топор» на втором этаже в  первой квартире и т.д.

Слово Плот

первый звук [П]- согласный, глухой, твёрдый, в схеме отметим синей фишкой; второй звук [Л]- согласный, звонкий, твёрдый, в схеме отметим синей фишкой; третий  звук [О]- гласный, в схеме отметим красной фишкой и четвёртый, последний звук [Т]- согласный, глухой, твёрдый, в схеме отметим иней фишкой.

Посмотрите какая схема у нас с вами получилась: первая фишка синяя, вторая- синяя, третья – красная, четвёртая- синяя. Давайте придумаем другое слово, которое подойдёт к этой схеме, но это слово должно содержать звук [Т].

Ответы детей: Крот, Трон, Стоп и т.д.

Задание на звуковой синтез:

Логопед, ребята, давайте мы с вами по последним звукам слов (танк, трюмо, плот) соберём новое слово:

   тан[К]

трюм[О]

   пло[Т]

Какое новое слово у нас получилась? Правильно, КОТ! Какой звук мы слышим в конце слова? Правильно [Т]

  1. Подготовка руки к письму

Развитие мелкой моторики «Напёрсток»

Вышивает, шьёт иголка.

Левая ладошка раскрыта, а правой руке- воображаемая иголка

Пальцу больно, пальцу колко.

Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на левой руке

А напёрсток в тот же миг

К девочке на палец Прыг!

Дети делают правой рукой движение, как будто надевают на указательный палец левой руки напёрсток

Говорит иголке:

-Шей,

«Шьют»

А колоться ты не смей!

Грозят указательным пальчиком левой руки.

Дети берут лист с заготовкой и выполняют задание.

                                 

Итог занятия.

Логопед: С каким звуком мы с вами сегодня познакомились?

Какой это звук?

Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.

Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Коррекционная работа, направленная на развитие фонематического восприятия.

Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие фонематического восприятия....

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 Коррекционная работа, направленная на развитие зрительного мнезиса, гнозиса и пространственных представлений.

Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие зрительного мнезиса, гнозиса и пространственных представлений....

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 5 Коррекционная работа, направленная на развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков.

Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков....

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 6 Коррекционная работа, направленная на предупреждение дизорфографии у дошкольников .

Содержание коррекционной работы, направленной на предупреждение дизорфографии у дошкольников . Содержание коррекционной работы, направленной на развитие познавательной активности в сфере морфолог...