Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 5 Коррекционная работа, направленная на развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Лихторович Елена Викторовна

Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrabota_melkaya_motorika_grafo-motornye_navyki.docx283.15 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание коррекционной работы, направленной на предупреждение дисграфии у дошкольников

  Состояние устной речи, уровень развития зрительно-моторной координации, уровень сформированности графо-моторных  навыков,  на сегодняшний  день, у детей представляют для нас определённые риски  развития нарушений письма в будущем. Это диктует необходимость включать в коррекционную работу по устранению предпосылок дисграфии не только традиционные логопедические приёмы формирования всех компонентов устной речи, но и развитие зрительных функций учащихся, и развитие графо-моторных навыков.

Чтобы предупредить возникновение нарушений письменной речи, необходимо стимулировать развитие предпосылок письменной речи, таких как:

1.        Фонетической стороны речи (правильное произношение всех звуков родного языка);

2.        Фонематического слуха (выделения звуков из речи, дифференциации, различения фонем);

3.        Фонематического восприятия (возможности производить звуковой анализ и синтез слогов, слов);

4.        Лексико-грамматической стороны речи;

5.        Зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);

6.        Пространственных представлений;

7.        Зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы) [21];

8. предпосылок графо-моторных навыков.

С помощью специальных методик и пособий, которых на сегодняшний день достаточное количество, мы совместно с родителями и педагогами ДОУ обязаны помочь ребёнку в развитии навыков, необходимых для формирования письменной речи.

В старшем дошкольном возрасте после специального обследования можно выявить предпосылки к развитию нарушений письменной речи и исходя из этого, беря во внимание, какой из компонентов этих предпосылок недостаточно развит или же не развит вообще, необходимо для каждого такого ребёнка составить персональный коррекционный маршрут по преодолению этой проблемы. В этом случае речь будет идти о профилактике нарушений письменной речи через коррекцию дефектного развития того или иного компонента устной речи.

Можно выделить три основных направления коррекционной работы по пропедевтике нарушений письма:

  1. устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностью устной речи;
  2. устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций;
  3. устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностью графо-моторных навыков.

Рассмотрим цели, задачи и основное содержание этих направлений работы.

Целью работы, направленной на устранение предпосылок, обусловленных несформированностью речевых компонентов, является развитие и коррекция всех сторон устной речи. В зависимости от первичности развития, выстроим  иерархическую лестницу по развитию этих речевых структур:

1. фонематический слух;

2. фонетическая сторона речи;

3. слоговая структура слова;

4. лексическая сторона речи;

5. грамматическая сторона речи;

6. связная речь;

7. фонематическое восприятие.

Соответственно целью работы, направленной на устранение предпосылок, обусловленных несформированностью зрительных функций, является развитие и коррекция:

- зрительный мнезис;

- зрительный гнозис.

И целью работы, направленной на устранение предпосылок, обусловленных несформированностью графо-моторных навыков, является развитие и коррекция:

- мелкой моторики;

- графо - моторных умений.

Приступая к описанию коррекционной работы, хочется отметить, что детский сад, в котором проводилась работа, имеет статус «Детский сад комбинированного вида».  Так как группа компенсирующей направленности (логопедическая) со списочным составом 12 человек сформирована в составе общеобразовательной группы со списочным составом 18 человек, и дети зачисляются в подготовительную логопедическую группу на 1 год, независимо от сложности дефекта, то возникла определённая проблема с выбором программы для проведения фронтальных занятий по всем направлениям коррекционной работы. Было решено опираться на программу не подготовительной группы, а старшей группы, не зависимо от возраста воспитанников, но учитывая багаж знаний, навыков и умений с которыми дети поступили на обучение. Тем более, что дети ранее не получали логопедическую помощь.  Но в ходе работы дети показали  хорошие результаты по усвоению предложенной программы,  и было принято решение  включить в работу очень важный раздел из программы подготовительной группы - формирование элементарных навыков письма. В планировании коррекционных маршрутов будем руководствоваться программой Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I (для детей старшего возраста), «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» авторами которых являются Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманов Т.В.,  а так же общедидактическими принципами логопедии, такими как: принцип развивающего обучения, принцип воспитывающего обучения, принципы систематичности и системности, научности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности усвоения, индивидуальности, личностно-ориентированного  и дифференцированного подхода;  и специальными принципами логопедии, такими как: системности, комплексности, развития, обходного пути,  деятельностного подхода,  онтогенетического, этиопатогенетического, а так же принцип учёта симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.  Важно отметить, что вся коррекционная работа проводилась не отдельными пунктами, а все компоненты – предпосылки письменной речи - развивались и корректировались параллельно на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях. Индивидуальные тетради с домашними заданиями выдавались не раз в неделю на выходные, а после каждого индивидуального занятия.

Содержание коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики

Этот раздел будет содержать три группы упражнений, которые направлены на приобретение силы кистей рук, пальцев, на развитие хорошей подвижности и гибкости пальцев и кистей рук, что облегчает овладение навыком письма.

1 группа упражнений содержит упражнения для кистей рук:

Упражнение 1 – «Заготавливаем капусту»

Руками имитируем соответствующие действия:

- Мы капусту рубим (2 р.)!

- Мы капусту режем (2 р.)!

- Мы капусту солим (2 р.)!

- Мы капусту жмём (2 р.)!

- Мы морковку трём (2 р.)!

Упражнение 2 – «Моем руки»

Руками имитируем соответствующие действия:

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

Брызги – вправо, брызги -  влево!

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

2 группа упражнений содержит упражнения для пальцев  условно статические:

Упражнение 1- «Ножницы»

Руками имитируем соответствующие действия. Упражнения сначала выполняются одной рукой, потом двумя:

Режу, режу,ткань верчу,

Научиться шить хочу.

Упражнение 2 – «Человечек»

Маленькие ножки шагают по дорожке!

Топ – топ, топ – топ. Шагают по дорожке.

Вот человечек идёт по дорожке.

И высоко поднимает ножки.

На одной ноге стоит и по сторонам глядит.

На другую ногу встал, покачался и упал [16].

3 группа упражнений содержит упражнения для пальцев рук динамические:

Упражнение 1 – «Купите лук»

Сжимаем пальцы в кулачок, затем по очереди разгибаем их, начиная с большого.

- Купите лук, зелёный лук, петрушку и морковку.

- Купите нашу девочку, шалунью и плутовку!

Теперь пальчики поочерёдно сгибаются в кулак.

- Не нужен нам зелёный лук, петрушка и морковка.

- Нужна нам только девочка, шалунья и плутовка.

Для общего укрепления пальцев руки и кисти необходимо ребёнку давать в руки ножницы с трафаретами для разнообразного вырезания по различным линиям. При выполнении  таких упражнениях кисть руки двигается во всех направлениях, за счёт чего вырабатывается максимальная подвижность и мышцы пальцев руки готовы к хорошему зажиму. Такие рекомендации давались родителям детей в качестве домашнего задания.

Примерные шаблоны:

http://cs14113.vk.me/c7001/v7001588/c9cf/YArvQywMtn8.jpg 

Содержание коррекционной работы, направленной на

развитие графо-моторных умений

Самое важное  - это научить ребёнка правильно держать карандаш. Это должен быть трёхпальцевый захват.

Карандаш в руке должен лежать следующим образом:

- карандаш должен лежать  на среднем пальце;

- указательный палец придерживает карандаш сверху;

- большой палец придерживает карандаш с левой стороны;

- все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно;

- указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать;

- безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца.

Научив ребёнка правильно держать карандаш можно приступить к освоению упражнений, которые помогут научить детей проводить различные линии по подражанию, по образцу, обводить, дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции (графические диктанты), пользоваться трафаретами. Сложность заданий наращивается постепенно.

Задание 1 – «Дождик».

Ребёнку предлагается провести вертикальные линии по пунктиру, затем раскрасить картинку.

Задание 2 – «Дорожки».

Ребёнку предлагается провести линии внутри дорожек не отрывая карандаш от листа бумаги и не выходя за границы дорожки.

Задание 3 – «Обведи».

Ребёнку предлагается обвести предметы по пунктирной линии не выходя за границы линий. После можно рисунок раскрасить цветными карандашами.

Задание 4 – «Заштрихуй». Ребёнку предлагается заштриховать рыбок по образцу.

Развитие детей от 3-х до 4-х - Развиваем графические навыки " Развитие детей. . Оригами, раскраски, развивающие игры, загадкиСтена ВКонтактеСтена ВКонтакте 

C:\Users\ЛЕНА\Desktop\штриховка.jpg

Для развития графо-моторных умений  использовалось пособие Подрезовой И.А. «Школа умного карандаша» альбом по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Эти задания включаются в пятый блок занятия по обучению грамоте.

Список литературы

  1. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие /Т. А. Фотекова. - М.: Айрис-пресс, 2006.-96с. (Библиотека логопеда-практика).
  2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка/  Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: Айрис-Пресс, 2007 (Библиотека психолога образования). 46 л.Азова О.И. Дизорфография - актуальный вопрос логопедии. Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. -  М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 с.
  3. Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких / Е.М. Косинова; ил. А.В. Кардашука. – М. : Эксмо : ОЛИСС, 2013. – 192 с.: ил.
  4. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологического обследования детей / Л.С. Цветкова. - М.: 2005. – 96 с.: ил.
  5. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.
  6. Волкова Л.С. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия / авт.-сост. Лалаева Р.И. — 304 с. — (Библиотека учителя-дефектолога).
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»)
  8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - 2-е изд., испр. и доп./ В.П. Глухов.  - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда) Безрукова О.А.         Русский язык в иллюстрациях для дошкольников. Учеб.- метод. пособие / О.А. Безрукова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 62 с. — (Серия «Наука — практике»/отв. ред. О.А. Безрукова)
  9. Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков / О.В. Шичанина //Логопед. – 2005. -  №5. – С. 96-100
  10. Парамонова  Л.Г. Говори и пиши правильно/ Л.Г. Парамонова. -  Спб: «Дельта», 1996. 384 с., ил.
  11. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями/ Т.В. Кабанова, О.В. Домнина; под. ред. Н.Е. Ильяковой. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 104 с.
  12. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984.—256с.
  13. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: ст.  группа дошк. Спец. (коррекц.) образоват. учреждений: пособие для логопеда /О.А. Козырева, Н.Б. Дубешко. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005. – 119 с.: ил. – (Библиотека логопеда).
  14. Безрукова О.А.         Русский язык в иллюстрациях для дошкольников. Учеб.- метод. пособие / О.А. Безрукова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 62 с. — (Серия «Наука — практике»/отв. ред. О.А. Безрукова)
  15. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.
  16. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - 2-е изд., испр. и доп./ В.П. Глухов.  - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда)
  17. Лалаева Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников/ Р.И. Лалаева ,  И.В. Прищепова.  - СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 36 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.

Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...

Методика определения предпосылок развития нарушений письменной речи для детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день самым важным вопросом в современной логопедии является профилактика нарушений письменной речи у детей, предварительным этапом профилактики является диагностика. Грамотная диагности...

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.

Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие  фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Коррекционная работа, направленная на развитие фонематического восприятия.

Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие фонематического восприятия....

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 Коррекционная работа, направленная на развитие зрительного мнезиса, гнозиса и пространственных представлений.

Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие зрительного мнезиса, гнозиса и пространственных представлений....

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 6 Коррекционная работа, направленная на предупреждение дизорфографии у дошкольников .

Содержание коррекционной работы, направленной на предупреждение дизорфографии у дошкольников . Содержание коррекционной работы, направленной на развитие познавательной активности в сфере морфолог...