Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Коррекционная работа, направленная на развитие фонематического восприятия.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Лихторович Елена Викторовна

Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrabota_fonematicheskoe_vospriyatie.docx305.22 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание коррекционной работы, направленной на предупреждение дисграфии у дошкольников

  Состояние устной речи, уровень развития зрительно-моторной координации, уровень сформированности графо-моторных  навыков,  на сегодняшний  день, у детей представляют для нас определённые риски  развития нарушений письма в будущем. Это диктует необходимость включать в коррекционную работу по устранению предпосылок дисграфии не только традиционные логопедические приёмы формирования всех компонентов устной речи, но и развитие зрительных функций учащихся, и развитие графо-моторных навыков.

Чтобы предупредить возникновение нарушений письменной речи, необходимо стимулировать развитие предпосылок письменной речи, таких как:

1.        Фонетической стороны речи (правильное произношение всех звуков родного языка);

2.        Фонематического слуха (выделения звуков из речи, дифференциации, различения фонем);

3.        Фонематического восприятия (возможности производить звуковой анализ и синтез слогов, слов);

4.        Лексико-грамматической стороны речи;

5.        Зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);

6.        Пространственных представлений;

7.        Зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы) [21];

8. предпосылок графо-моторных навыков.

С помощью специальных методик и пособий, которых на сегодняшний день достаточное количество, мы совместно с родителями и педагогами ДОУ обязаны помочь ребёнку в развитии навыков, необходимых для формирования письменной речи.

В старшем дошкольном возрасте после специального обследования можно выявить предпосылки к развитию нарушений письменной речи и исходя из этого, беря во внимание, какой из компонентов этих предпосылок недостаточно развит или же не развит вообще, необходимо для каждого такого ребёнка составить персональный коррекционный маршрут по преодолению этой проблемы. В этом случае речь будет идти о профилактике нарушений письменной речи через коррекцию дефектного развития того или иного компонента устной речи.

Можно выделить три основных направления коррекционной работы по пропедевтике нарушений письма:

  1. устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностью устной речи;
  2. устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций;
  3. устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностью графо-моторных навыков.

Рассмотрим цели, задачи и основное содержание этих направлений работы.

Целью работы, направленной на устранение предпосылок, обусловленных несформированностью речевых компонентов, является развитие и коррекция всех сторон устной речи. В зависимости от первичности развития, выстроим  иерархическую лестницу по развитию этих речевых структур:

1. фонематический слух;

2. фонетическая сторона речи;

3. слоговая структура слова;

4. лексическая сторона речи;

5. грамматическая сторона речи;

6. связная речь;

7. фонематическое восприятие.

Соответственно целью работы, направленной на устранение предпосылок, обусловленных несформированностью зрительных функций, является развитие и коррекция:

- зрительный мнезис;

- зрительный гнозис.

И целью работы, направленной на устранение предпосылок, обусловленных несформированностью графо-моторных навыков, является развитие и коррекция:

- мелкой моторики;

- графо - моторных умений.

Приступая к описанию коррекционной работы, хочется отметить, что детский сад, в котором проводилась работа, имеет статус «Детский сад комбинированного вида».  Так как группа компенсирующей направленности (логопедическая) со списочным составом 12 человек сформирована в составе общеобразовательной группы со списочным составом 18 человек, и дети зачисляются в подготовительную логопедическую группу на 1 год, независимо от сложности дефекта, то возникла определённая проблема с выбором программы для проведения фронтальных занятий по всем направлениям коррекционной работы. Было решено опираться на программу не подготовительной группы, а старшей группы, не зависимо от возраста воспитанников, но учитывая багаж знаний, навыков и умений с которыми дети поступили на обучение. Тем более, что дети ранее не получали логопедическую помощь.  Но в ходе работы дети показали  хорошие результаты по усвоению предложенной программы,  и было принято решение  включить в работу очень важный раздел из программы подготовительной группы - формирование элементарных навыков письма. В планировании коррекционных маршрутов будем руководствоваться программой Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I (для детей старшего возраста), «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» авторами которых являются Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманов Т.В.,  а так же общедидактическими принципами логопедии, такими как: принцип развивающего обучения, принцип воспитывающего обучения, принципы систематичности и системности, научности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности усвоения, индивидуальности, личностно-ориентированного  и дифференцированного подхода;  и специальными принципами логопедии, такими как: системности, комплексности, развития, обходного пути,  деятельностного подхода,  онтогенетического, этиопатогенетического, а так же принцип учёта симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.  Важно отметить, что вся коррекционная работа проводилась не отдельными пунктами, а все компоненты – предпосылки письменной речи - развивались и корректировались параллельно на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях. Индивидуальные тетради с домашними заданиями выдавались не раз в неделю на выходные, а после каждого индивидуального занятия.

Содержание коррекционной работы, направленной на развитие фонематического восприятия

Задачей этого  этапа является формирование у ребёнка навыков звукового анализа и синтеза, т.е. формирование и развитие фонематического восприятия.

У каждого ребёнка для занятий по развитию фонематического восприятия имелся свой индивидуальный набор (Приложение 1). Это коробка с ячейками, в которых находились:

  1. Полоски длинные  1,5 * 6 см и короткие  1,5 * 2 см для обозначения слова и слогов;
  2. Фишки красного, синего, зелёного цветов для обозначения звуков в звуковой схеме;
  3. «Звуковички» для характеристики каждого звука;
  4. Камешек  и кусочек поролона для дифференциации твёрдого от мягкого звука и наоборот; (Фото набора см. в приложении 9)
  5. Звоночек для обозначения звонкости звука.

Логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

         1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

         2. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).

         3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слогах, словах).

При работе по данным этапам развития фонематического восприятия следует использовать принцип постепенности, для лучшего усвоения детьми заданий.

Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы тем самым вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

Овладение навыками звуко - слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры.

Занятие по обучению грамоте проводилось в групповой форме и состояло из пяти блоков. В первом блоке происходило знакомство детей с новым звуком, с помощью картинки для звукоподражания, дети воспроизводили этот звук. Далее шло знакомство с акустико-артикуляционным образом звука. Дети наблюдали за положением своих артикуляционных органов при произнесении звука в зеркале. На основе увиденного, воспитанники характеризовали звук (гласный или согласный, в зависимости от участия органов артикуляции в произнесении звука, в зависимости от характера выхода воздушной струи из ротовой полости), если изучаемый звук согласный, то характеризование звука продолжалось.  С помощью внутренней стороны ладони, приставленной к горлу, дети, произнося звук, дифференцировали звонкость – глухость звука. Далее дети с помощью камешка и кусочка поролона дифференцировали твёрдость – мягкость звука, после чего каждый повторял полную характеристику звука.

Во втором блоке дети упражнялись в заданиях на развитие фонематического слуха. Применялись игры: «Хлопай, не зевай!», «Повторяй, не зевай!», «Покажи картинку» (игра со словами - паронимами).

В третьем блоке занятия дети определяли наличие и позицию  изучаемого звука в словах, а так же количество звуков в словах с последовательной характеристикой каждого звука.

Четвёртый блок состоял из заданий на формирование навыков звукового анализа и синтеза. Дети проводили сначала анализ слогов с изучаемым звуком с выкладыванием звуковой схемы (применялись фишки красного, синего или зелёного цветов). Далее выполнялось задание на звуковой  анализ слов. При выполнении этого задания дети использовали помимо цветных фишек полоски длинные - это слово и полоски короткие – это слоги. Сначала дети под карточкой с картинкой выкладывали длинную полоску, под длинной  они выкладывали короткие полоски по количеству слогов в слове. После этого дети  делили слово на звуки с подробной характеристикой каждого звука, и выкладывалась цветная звуковая схема. Далее детям давалось задание придумать слово, в котором должен содержаться изучаемый звук, и которому соответствует такая же звуковая схема. Потом эти слова (к этим словам заранее заготавливались картинки) дети «заселяли» в дидактическое пособие «Дом» (Приложение 2) по принципу: этаж определялся количеством слогов в слове, а окошко позицией звука в слове, слева на право – первое окошко – начало слова, второе – середина и третье – конец слова.

В этом же блоке отрабатывался звуковой синтез. Детям давалось задание  по последним звукам слов составить новое слово.

Пятый блок – это подготовка руки к письму, развитие графо – моторных навыков. Начинался блок с упражнений на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук . Под стихотворение дети делали определённые движения, таким образом  учились согласовывать движения рук с проговариваемым текстом.  

Завершался блок  упражнением на обводку, штриховку и т.д.. Детям выдавался лист с заготовкой для  выполнения задания . Подробно задания описаны в п. 3.1.1.  С типовой конспектом урока по обучению грамоте можно ознакомиться в Приложении  3.

                                 

Список литературы

  1. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие /Т. А. Фотекова. - М.: Айрис-пресс, 2006.-96с. (Библиотека логопеда-практика).
  2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка/  Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: Айрис-Пресс, 2007 (Библиотека психолога образования). 46 л.Азова О.И. Дизорфография - актуальный вопрос логопедии. Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. -  М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 с.
  3. Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких / Е.М. Косинова; ил. А.В. Кардашука. – М. : Эксмо : ОЛИСС, 2013. – 192 с.: ил.
  4. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологического обследования детей / Л.С. Цветкова. - М.: 2005. – 96 с.: ил.
  5. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.
  6. Волкова Л.С. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия / авт.-сост. Лалаева Р.И. — 304 с. — (Библиотека учителя-дефектолога).
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»)
  8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - 2-е изд., испр. и доп./ В.П. Глухов.  - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда) Безрукова О.А.         Русский язык в иллюстрациях для дошкольников. Учеб.- метод. пособие / О.А. Безрукова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 62 с. — (Серия «Наука — практике»/отв. ред. О.А. Безрукова)
  9. Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков / О.В. Шичанина //Логопед. – 2005. -  №5. – С. 96-100
  10. Парамонова  Л.Г. Говори и пиши правильно/ Л.Г. Парамонова. -  Спб: «Дельта», 1996. 384 с., ил.
  11. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями/ Т.В. Кабанова, О.В. Домнина; под. ред. Н.Е. Ильяковой. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 104 с.
  12. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984.—256с.
  13. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: ст.  группа дошк. Спец. (коррекц.) образоват. учреждений: пособие для логопеда /О.А. Козырева, Н.Б. Дубешко. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005. – 119 с.: ил. – (Библиотека логопеда).
  14. Безрукова О.А.         Русский язык в иллюстрациях для дошкольников. Учеб.- метод. пособие / О.А. Безрукова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 62 с. — (Серия «Наука — практике»/отв. ред. О.А. Безрукова)
  15. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.
  16. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - 2-е изд., испр. и доп./ В.П. Глухов.  - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда)
  17. Лалаева Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников/ Р.И. Лалаева ,  И.В. Прищепова.  - СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 36 с.

          Приложение 1

Индивидуальный набор для занятий по развитию фонематического восприятия.

F:\DCIM\100D3000\DSC_0543.JPG

Приложение 2

Дидактическое пособие «Дом»

Приложение 3 Конспект типового урока по обучению грамоте 

Звук [Т]

Цели занятия:

-обучающие:

- познакомить детей со звуком [Т];

- учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам (согласный,  глухой, твёрдый  звук);

- формирование фонематического восприятия;

- формирование навыков звукового анализа и синтеза

- коррекционные:

- развитие фонематических слуха;

- развитие общей и мелкой моторики.

-развивающие:

  • развивать у детей графо-моторные навыки, подготавливать руку детей к письму;

- развитие слухового внимания, память;

      - развитие мышления;

      - учить координировать речь с движениями.

Оборудование: Индивидуальный набор для занятий; картинка для звукоподражания, предметные картинки, в названии которых присутствует звук [Т]- кот, самолёт, петухи, топор, салют, мост; дидактическое пособие «Дом», лист формата А4 с заготовкой  для обводки по пунктирным линиям дождика и тучек.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Назовите слова, которые заканчиваются на звук [Н]- банан, лимон, диван, трон, баран, баян.

Объявление темы занятия. Знакомство со звуком

Логопед предлагает посмотреть на картинку для звукоподражания: кузнец куёт подкову, ударяет сильно молотком и при этом слышится Т. Со звуком Т мы сегодня и познакомимся.

Акустико- артикуляционный образ звуков.

 Хоровое и индивидуальное произнесение звука [Т] с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом:  губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно , он встречает преграду: язык и верхние зубы. Значит звук [Т]    согласный, обозначать его мы будем фишкой синего цвета. А теперь послушайте, как твёрдо я произношу звук [Т]: Т-т-т-т. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Звук [Т] - согласный, твёрдый, обозначаем его фишкой синего цвета.

Далее дети прикладывают руку к горлышку, при произнесении звука [Т] горлышко молчит, значит звук [Т] - глухой. Несколько детей повторяют полную характеристику звука [Т]

СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ТВЁРДЫЙ.

  1. Лексические упражнения на развитие фонематического слуха.

ИГРА «Хлопай, не зевай!»

Дети должны хлопать в ладоши, когда услышат слоги со звуком [Т], в ряду других слогов: на, мо, ку, та, да, мы, ту, ды.

ИГРА «Повторяй, не зевай!»

Дети должны повторить за логопедом слоговые ряды:

На, да, та, ку, му, ду, ту, ды, мы, ты.

ИГРА «Покажи картинку».

На доске вывешены картинки и дети показывают: уДочку,  уТочку, Точку, Дочку, Тина, Дина.

  1. Лексические задания на формирование фонематического восприятия.

Определение наличия звука [Т] в словах

 На доске выставлены предметные картинки, надо выбрать только те, в названиях которых есть звук [Т].

Определение позиции звука [Т]в словах, количества звуков в словах и их последовательность: крот, плот, топор, тукан, каток. Дети обозначают местоположение звука [Т] в словах (начало, середина, конец слова), количество звуков в словах, их последовательность.

Плот- в этом слове есть звук [Т], он находится в конце слова, в слове «плот» 4 звука-  [п]-[л]-[о]-[т],

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А устали ножки,

Хлопают  ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп.

  1. Лексические задания на формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Звуковой анализ слогов:

Логопед утрированно произносит слог УТ и АТ и вместе с детьми проводит его анализ. По следам анализа дети выкладывают схему.

Логопед: Сколько звуков вы слышите? (Два.) Назовите первый звук([А],[У]). Это какой звук?(гласный), какого цвета фишкой мы отметим этот звук в схеме? (красной) Назовите второй звук ([Т]). Это какой звук? (согласный) Фишкой какого цвета мы отметим этот звук в схеме? (синей)

Звуковой анализ слов:

Деление слов на слоги с выкладыванием графической схемы. Слогов в слове столько же, сколько в слове гласных звуков.   Или под подбородок ставится ладошка тыльной стороной к подбородку, локоть на столе и сколько раз подбородок опустится на ладонь, значит столько и слогов в слове. После этого делим длинную полоску (слово) на равные части короткими полосками (под длинной полоской выкладываем короткие).

 Мост            то|пор        са|лют,     пе|ту|хи,   кот,  са|мо|лёт.

 _______,  ____|____, ____|____,  __|__|__ ,  ___,  __|__|__ .

Логопед: А теперь давайте заселим картинки в дом. Количество слогов обозначает этаж, на котором живёт картинка, а положение звука [Т] в слове обозначает в какой квартире картинка живёт. «Мост» живёт на первом  этаже в третьей квартире, «топор» на втором этаже в  первой квартире и т.д.

Слово Плот

первый звук [П]- согласный, глухой, твёрдый, в схеме отметим синей фишкой; второй звук [Л]- согласный, звонкий, твёрдый, в схеме отметим синей фишкой; третий  звук [О]- гласный, в схеме отметим красной фишкой и четвёртый, последний звук [Т]- согласный, глухой, твёрдый, в схеме отметим иней фишкой.

Посмотрите какая схема у нас с вами получилась: первая фишка синяя, вторая- синяя, третья – красная, четвёртая- синяя. Давайте придумаем другое слово, которое подойдёт к этой схеме, но это слово должно содержать звук [Т].

Ответы детей: Крот, Трон, Стоп и т.д.

Задание на звуковой синтез:

Логопед, ребята, давайте мы с вами по последним звукам слов (танк, трюмо, плот) соберём новое слово:

   тан[К]

трюм[О]

   пло[Т]

Какое новое слово у нас получилась? Правильно, КОТ! Какой звук мы слышим в конце слова? Правильно [Т]

  1. Подготовка руки к письму

Развитие мелкой моторики «Напёрсток»

Вышивает, шьёт иголка.

Левая ладошка раскрыта, а правой руке- воображаемая иголка

Пальцу больно, пальцу колко.

Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на левой руке

А напёрсток в тот же миг

К девочке на палец Прыг!

Дети делают правой рукой движение, как будто надевают на указательный палец левой руки напёрсток

Говорит иголке:

-Шей,

«Шьют»

А колоться ты не смей!

Грозят указательным пальчиком левой руки.

Дети берут лист с заготовкой и выполняют задание.

                                 

Итог занятия.

Логопед: С каким звуком мы с вами сегодня познакомились?

Какой это звук?

Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.

Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...

Методика определения предпосылок развития нарушений письменной речи для детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день самым важным вопросом в современной логопедии является профилактика нарушений письменной речи у детей, предварительным этапом профилактики является диагностика. Грамотная диагности...

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.

Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие  фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 Коррекционная работа, направленная на развитие зрительного мнезиса, гнозиса и пространственных представлений.

Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие зрительного мнезиса, гнозиса и пространственных представлений....

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 5 Коррекционная работа, направленная на развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков.

Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков....

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 6 Коррекционная работа, направленная на предупреждение дизорфографии у дошкольников .

Содержание коррекционной работы, направленной на предупреждение дизорфографии у дошкольников . Содержание коррекционной работы, направленной на развитие познавательной активности в сфере морфолог...