Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 6 Коррекционная работа, направленная на предупреждение дизорфографии у дошкольников .
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Лихторович Елена Викторовна

Содержание коррекционной работы, направленной на предупреждение дизорфографии у дошкольников . Содержание коррекционной работы, направленной на развитие познавательной активности в сфере морфологических обобщений. Содержание коррекционной работы, направленной на развитие процессов памяти, мышления, внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrabota_dizorfografiya.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание коррекционной работы, направленной на предупреждение дизорфографии у дошкольников

В качестве профилактических мер по предупреждению дизорфографии мы будем развивать и корректировать необходимые для усвоения орфограмм следующие предпосылки:

  1. познавательную активность в сфере морфологических обобщений;
  2. процессы памяти, мышления, внимания.

Содержание коррекционной работы, направленной на развитие познавательной активности в сфере морфологических обобщений

Целью этого раздела является научить детей производить отбор и группировку слов по различным признакам: морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса). Таким образом, в ходе коррекционных занятий дети накапливают опыт различения и выделения морфологических частей слова, расширяют запас однокоренных слов, а в дальнейшем будет совершенствоваться  навык выбора проверочных слов. Привлечение внимания к звуковой стороне речи и морфологическому составу слова помогает детям  в дальнейшем самостоятельно расширять запас слов, накапливать звуковые и морфологические обобщения. Все это способствует созданию оптимальных условий для уточнения ряда грамматических понятий и совершенствованию способности закреплять знания определенных правил правописания, прежде всего тех, усвоение которых связано с морфологическим анализом слов и умением различать их значимые части. К этим правилам относятся: "Правописание безударных гласных", "Правописание звонких и глухих согласных", "Правописание приставок и предлогов", "Правописание сложных слов", "Правописание имен существительных и прилагательных".

Для этого применяются упражнения:

  1. «Подбери к слову слова - родственники». Например, к слову «снег» - снеговик, снегопад, снежинка;
  2. Из перечисленных слов необходимо выбрать только родственные слова: чай, чайник, чайка, чаепитие; пришел, ушел, подошел, шелк, шел и т.д.;
  3. Из перечисленных слов необходимо выбрать лишнее слово: конь, конница, коньки, коневодство; родители, родной, ротик, родственники;
  4. Что общего между словами: пришел - приехал, книжка -книжный, глазище - домище, парты - столы, слоненок - тигренок;
  5. Из перечисленных слов отобрать сначала слова – предметы, потом слова – действия и в завершение слова – признаки: дом, быстрый, сон, пришёл, конь, побежал, красивый [17].

Содержание коррекционной работы, направленной на развитие процессов памяти, мышления, внимания.

В процессе работы над развитием процессов памяти, мышления и внимания использовалось пособие авторов Чиркиной Г.В. и  Русецкой  М.Н. «Визуальный тренажер: Альбом для занятий с детьми 5-7 лет».  Такое пособие было у всех детей индивидуальное,  и мы его использовали как рабочую тетрадь на индивидуальных занятиях.

Помимо работы в пособии детям предлагались задания на выкладывание серии картинок в хронологическом порядке . В качестве усложнения аналогичное задание выполнялось без подкрепления картинным материалом, а на слух. Ребёнку зачитывался маленький текст с развитием событий, но события в тексте были выставлены вразброс. Ребёнку надо было после повторного прослушивания пересказать текст в правильной хронологической последовательности, что бы  одно событие вытекало из другого.

Так же  мы с детьми играли в игры, при которых им всю информацию необходимо было анализировать без вербализации, исключительно на слух. Например,  «Игра в слова». Логопед произносит ряд слов (до 10): кот, трамвай, собака, корова, троллейбус, автобус, овца, электричка.  Ребёнку необходимо сначала повторить все слова в последовательности предъявления, затем  разделить слова на группы по общему признаку и воспроизвести эти слова уже в группах. Есть другой вариант  игры в слова - «Лесенка». Ребёнок должен повторять за педагогом слова в той же последовательности, сначала ряд состоит из одного слова, потом из двух, потом из трёх,  и так до семи слов в ряду. Логопед не переходит к следующему ряду, пока ребёнок не воспроизведёт весь предыдущий ряд безошибочно. Сначала  слова для предъявления в каждом ряду  могут быть каким-то образом взаимосвязаны, но с каждым разом задания необходимо усложнять.

  Такие упражнения имеют огромное значение в развитии слуховой памяти , которая необходима для написания диктантов и изложений.

Список литературы

  1. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие /Т. А. Фотекова. - М.: Айрис-пресс, 2006.-96с. (Библиотека логопеда-практика).
  2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка/  Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: Айрис-Пресс, 2007 (Библиотека психолога образования). 46 л.Азова О.И. Дизорфография - актуальный вопрос логопедии. Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. -  М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 с.
  3. Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких / Е.М. Косинова; ил. А.В. Кардашука. – М. : Эксмо : ОЛИСС, 2013. – 192 с.: ил.
  4. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологического обследования детей / Л.С. Цветкова. - М.: 2005. – 96 с.: ил.
  5. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.
  6. Волкова Л.С. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия / авт.-сост. Лалаева Р.И. — 304 с. — (Библиотека учителя-дефектолога).
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»)
  8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - 2-е изд., испр. и доп./ В.П. Глухов.  - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда) Безрукова О.А.         Русский язык в иллюстрациях для дошкольников. Учеб.- метод. пособие / О.А. Безрукова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 62 с. — (Серия «Наука — практике»/отв. ред. О.А. Безрукова)
  9. Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков / О.В. Шичанина //Логопед. – 2005. -  №5. – С. 96-100
  10. Парамонова  Л.Г. Говори и пиши правильно/ Л.Г. Парамонова. -  Спб: «Дельта», 1996. 384 с., ил.
  11. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями/ Т.В. Кабанова, О.В. Домнина; под. ред. Н.Е. Ильяковой. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 104 с.
  12. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984.—256с.
  13. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: ст.  группа дошк. Спец. (коррекц.) образоват. учреждений: пособие для логопеда /О.А. Козырева, Н.Б. Дубешко. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005. – 119 с.: ил. – (Библиотека логопеда).
  14. Безрукова О.А.         Русский язык в иллюстрациях для дошкольников. Учеб.- метод. пособие / О.А. Безрукова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 62 с. — (Серия «Наука — практике»/отв. ред. О.А. Безрукова)
  15. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.
  16. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - 2-е изд., испр. и доп./ В.П. Глухов.  - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда)
  17. Лалаева Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников/ Р.И. Лалаева ,  И.В. Прищепова.  - СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 36 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.

Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.

Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие  фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Коррекционная работа, направленная на развитие фонематического восприятия.

Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие фонематического восприятия....

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 Коррекционная работа, направленная на развитие зрительного мнезиса, гнозиса и пространственных представлений.

Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие зрительного мнезиса, гнозиса и пространственных представлений....

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 5 Коррекционная работа, направленная на развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков.

Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков....