Консультация для родителей: «Формирование речи у детей с системными нарушениями речи»
консультация по логопедии

Фролкина Антонина Васильевна

   Обычно дети с недоразвитием речи с трудом вступают в контакт. Поэтому прежде всего необходимо создать эмоционально-положительное взаимоотношения с ребенком.

В результате многолетней работы с детьми раннего и дошкольного возраста сформировался определенный взгляд на использование  и сюжетных и предметных  картинок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_roditelyam.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад 27 «Сказка»

Консультация для родителей:

«Формирование речи у детей с системными

нарушениями речи»

                

                                                                      Выполнила:

                                                                      Учитель-логопед Фролкина А.В.

2025г.

   Обычно дети с недоразвитием речи с трудом вступают в контакт. Поэтому прежде всего необходимо создать эмоционально-положительное взаимоотношения с ребенком.

В результате многолетней работы с детьми раннего и дошкольного возраста сформировался определенный взгляд на использование  и сюжетных и предметных  картинок.

   При первом рассматривании картинки нужно сначала показать изображение предмета, животного или человека, обводя пальцем наиболее значимые детали, а затем  то же самое с помощью пальчика ребенка.

   Помощь при рассматривании картинки, может быть различной и зависит от уровня развития особенностей внимания малыша, а так же задач, решаемых взрослым.

   Изображаемый объект сначала нужно назвать словом, а затем произносить звукоподражание, восклицание, лепетное слово. Например, рассматривая с ребенком картинку «самолет», нужно говорить: «Это самолет. Самолет летит, самолет гудит ( у-у-у)». Полезно предложить ребенку несколько вариантов названия предмета, а так же проводить словосочетания с этим словом. К примеру- кот – котик; кошка –киса-котик.

   При названии действия, изображенного на картинке, следует обязательно указывать, какой предмет производит действие: шарик лопнул – «бах», а не просто «бах»!.

Взрослый озвучивая картинки «оживляет» их и обращает внимание на изображение звука или речи. Ребенок произносит звуки, звукоподражание слова сначала вместе со взрослым, а затем начинает делать это самостоятельно. Обыгрывая ситуации, изображенные на картинках родитель или педагог помогает ребенку усвоить некоторые знания об окружающем мире, содействует развитию у него произносительных и речевых навыков.

Работа над словом

Данный этап начинается, как правило, с работы над именами собственными. Например, ребенок произносит: а, ня,  получается слово Аня.

   Далее выстраивается цепочка слов, где каждое последующее слово отличается от предыдущего на один звук: Аня – Таня, - Ваня – Даня – Маня – Маша - Даша – Дана.

   Подобным образом строится работа над дальнейшим расширением активного словаря (от простых слов к более сложным).

   Важный этап в развитии речи – раннее введение в речь ребенка глаголов, возможно даже в лепетном варианте. Главное, что соединяя глагол с существительным (даже если оба эти слова лишь лепетные слова), мы получаем фразу.

На первом этапе составления фразы используются следующие игры:

1. На столе стоят игрушки, названия (имена) которых ребенок может произнести например, куклы Аня, Таня, собака Ав-Ав, киска Мяу). Куклы повернуты спиной к ребенку.

Ребенок (зовет) Аня! (кукла поворачивается.)

- Иди ко мне! (кукла идет, а ребенок озвучивает: топ-топ.)

- Аня, я дам мяч. (отдает мяч.)

Или: Таня, тут вода (показывает чашку). На, Таня пей.

2. «Кукла на прогулке». Ребенок. Аня, иди гулять. Надень кофту, брюки, шапку, юбку. Аня идет гулять: топ-топ-топ (кукла падает).

- Бах, Аня упала. Ане больно. Рука болит, нога болит, нос болит, ухо болит. Аня иди спать.

   Следует отметить, что одной из главных проблем в появлении фразовой речи у детей с ЗТРР является их слабая слуховая память. Зачастую, даже самые легкие фразы, такие как  «Аня, иди», «Оля спи». могут вызывать большие трудности в запоминании, а следовательно, и в воспроизведении. Поэтому нужно как можно скорее вводить в речь ребенка короткие стихи, попевки.

Пальчиковая игра «Пальчик»

Пальцы сжать в кулак, затем по очереди разжимать.

Это папа, это мама, это дед, это баба, это я.

Я пеку-пеку-пеку, Ане дам я пирогу, папе дам, маме дам, бабе дам, деду дам.

Таня, Таня где ты? Я тебя ищу.  Таня, Таня где ты? Я тебе спою Ау!

Подвижная игра «гуси»

Гуси, гуси – га-га-га, пить хотите? Да-да-да. Ну,  летите.  Гуси полетели – га-га-га. Будем (надо) пить клюю-клю-клю. Будем (надо) спать (спят). Встали и идем опять гулять (летают и гогочут). Волк идет, Ой! Ой! Ой! Беги домой.

Это мак, это кот, это мяч, это сок, это ты, это я, это  мама, моя.

Вот бычок му- му- му, надо каши дать быку. Му – ма – мо, ма – му – мы, надо дать быку воды. Тик – так, тик – так ( поставить руки на пояс, наклониться в сторону.

 Аня (другое имя), делай так:  руки вверх, руки вниз, Аня, Аня повернись ноги топ – топ- топ, руки хлоп – хлоп – хлоп.

   Данная система базируется на методике Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Ф. Филичевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Формирование речи у детей.

Консультация для родитетелей.  Формирование  речи у детей   Занятия по развитию речи для дошкольников включают в себя разнообразный материал. Это и первые представления о звуках, ч...

Консультация для родителей. "Формирование связной речи детей среднего возраста".

Связная речь неотделима от мира мыслей: связанность речи - это связанность мыслей. В связанной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его....

Консультация для родителей «Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей (младшая группа) на тему «Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста» Цель: рассказать родителям воспитанников (законным представителям) о роли и значении р...

Консультация для родителей "Формирование речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики"

Формирование речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.В воспитании детей раннего возраста очень важным является обогащение и совершенствование чувственного опыта в процессе деятель...

консультация для родителей "Формирование речи детей 2-3 лет посредством художественной литературы".

Третий год жизни ребенка очень важный год. Его называют «судьбоносный». Это год завершения раннего детства, детства ясельного. В жизни малыша начинается новый – младший дошкольный пе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Формирование речи у детей дошкольного возраста».

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из р...