Консультации для педагогов
консультация по логопедии (старшая группа)

Сытина Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

Укороченная подъязычная уздечка

Уздечка под языком – это небольшая эластичная связка, которая соединяет орган с дном полости рта. Аналогичные связки присутствуют под верхней и нижней губой посередине. Укороченная подъязычная уздечка – аномалия, получившая название анкилоглоссия. Эта проблема достаточно широко распространена, и основной ее причиной считается наследственность. У мальчиков подобный дефект встречается на порядок чаще, чем у девочек. Еще одной частой предпосылкой к некорректному формированию уздечки языка и губ являются проблемы со здоровьем матери во время беременности. В этом вопросе сложно выделить конкретные факторы, гарантированно приводящие к развитию дефекта. Но подобная проблема сегодня встречается повсеместно, и чаще всего детям проводят коррекцию сразу после рождения, в роддоме.

Описание клинической картины

Патология может проявляться характерными признаками:

• не удается высунуть язык за границы полости рта, поскольку он плотно прикреплен к ее дну,

• при попытке вытянуть язык он заметно изгибается, приобретая форму дуги,

• при попытке прижать орган к небу его кончик словно слегка раздваивается из-за чрезмерного натяжения,

• при складывании получается щелкающий звук, а орган принимает форму желоба.

Зачем требуется коррекция и в каком возрасте ее лучше проводить

Если данная особенность строения обнаруживается у новорожденного ребенка, то она может вызвать нарушение процесса питания и даже поставить под угрозу жизнь малыша, потому что:

• ребенок не может надолго захватить сосок, из-за чего нарушается процесс питания в целом,

• появляются сложности с всасыванием молока или питательной смеси. В результате младенец сильно сдавливает губы, что доставляет матери сильный дискомфорт,

• в процессе питания ребенку приходится заглатывать слишком много воздуха, что приводит к отрыжкам и коликам,

• малыш недополучает достаточное количество молока или питательной смеси. Приходится кормить ребенка дольше обычного, он медленно набирает вес и может тормозить в развитии.

Куда обратиться?

1. Пластика уздечки в младенческом возрасте. Подобную операцию выполняют новорожденным еще в роддоме, это простая и быстрая процедура, которая носит название френулотомия1. У маленького ребенка уздечка – это совсем тонкая перепонка с минимальным количеством нервных окончаний. Врач делает незначительный поперечный надрез, ранку обрабатывают местным анестетиком, а иногда даже этого не требуется.

2. В возрасте до 5-ти лет. В год и до 5 лет операция практически ничем не отличается – проводится аналогичная пластика в стоматологической клинике, однако в этом случае требуется обязательное применение анестезии. Для детей данной возрастной категории процедура может оказаться болезненной, и во избежание неприятных ощущений прибегают к помощи местных анестетиков.

3. Дети подросткового возраста. Применяется другой хирургический метод – френулопластику. Это более серьезная процедура, которая требует предварительного введения анестезии и наложения швов, для чего используются специальные рассасывающиеся нити. Проводится в больнице.

Лазерное подрезание уздечки

В этом случае не требуется наложение швов, покольку в момент разрезания тканей лазер буквально запаивает края раны. Среди достоинств лазерного подрезания выделяют следующие моменты:

• отсутствие крови,

• дополнительная стерилизация травмированных тканей,

• запаивание краев раны,

• отсутствие необходимости в наложении швов,

• быстрое заживление тканей,

• снижение риска инфицирования раны,

• отсутствие неприятных ощущений после операции.

Однако применение лазера в рамках пластики уздечки несколько повышает стоимость процедуры, кроме того не все стоматологические центры располагают необходимым оборудованием.

Какие могут быть осложнения?

Операция простая и быстрая, практически никогда не приводит к осложнениям и негативным последствиям. Следует внимательно выслушать, что можно и нельзя делать после подрезания. Важно поддерживать гигиену, чтобы избежать возникновения воспаления, и соблюдать рекомендации по питанию: в первые 2-3 дня после операции избегать острой, царапающей, кислой пищи и большого количества специй; можно придерживаться привычного рациона питания. Если уздечку подрезают по логопедическим показаниям, то спустя 1-2 дня необходимо продолжить логопедические занятия, возобновить артикуляционную гимнастику, чтобы не позволить сформироваться рубцу на месте надреза, и начать формировать подвижность языка.



Предварительный просмотр:

Развитие связной речи дошкольников

Очной из важнейших задач коррекционно-логопедической работы е детьми с ОНР является обучение их связной речи. Дети должны научиться грамотно и последовательно излагать свои мысли, пользоваться и диалогической и монологической речью, Т. е. они должны овладеть навыками речевого общения, речевой коммуникации.

Для того чтобы дети могли планировать развернутые высказывания, выделять смысловые звенья художественного текста, последовательно передавать в своем рассказе те или иные события, правильно пользоваться грамматическим оформлением речи, необходимо целенаправленно активизировать и развивать психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), тесно связанные с формированием связной речи.

В. П. Глухов выделяет основные задачи при обучении детей грамматически правильной связной речи.

  • Коррекционное формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний.
  • Усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения.
  • Обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.

Это и обучение детей составлению рассказов по наглядному восприятию, описательных рассказов, рассказов и сказок по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок, творческих рассказов, пересказу художественного произведения, заучиванию стихов и Т. Д.

Помимо традиционных методов, приемов можно использовать кукольный театр (кукол дети могут сшить с родителями), пальчиковый театр, фланелеграф, приемы игровой сказкотерапии. Работа с куклами способствует развитию мелкой моторики пальцев, умению выразительно манипулировать персонажами, подражать их голосу, интонации, вести диалог. Восторг от общения со сказкой, от сознания того, что «у меня получилось», благотворно влияет на эмоциональный фон ребенка. С другой стороны - зависимость каждого члена действа друг от друга вырабатывает у детей дисциплинированность и ответственность. Очень интересной работой, способствующей развитию речи, является комментированное рисование.

Детям предлагается:

Представьте себе долину. Справа и слева возвышаются два холма. Между ними течет извилистая река. Над рекой склонилась плакучая ивушка. За рекой стоит дом. Из трубы струится дым. От реки к дому вьется тропинка. По тропинке идет девочка (дать ей имя). Она встречает папу. Они собака Шарик сидят в лодке. Лодка подплывает к берегу.

Под диктовку взрослого ребенок рисует. По ходу рисования он отвечает на вопросы: где течет речка? (речка течет между холмами). Что склонилось над рекой? (над рекой склонилась плакучая ивушка). После того как ребенок изобразил все, что ему предложил педагог, он составляет последовательный рассказ. Такая работа способствует не только развитию умения составлять рассказ, Но и употреблению предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-педагогическая работа воспитателя

Если логопед осуществляет основную работу по коррекции речевого нарушения, то воспитатель, помимо развития речи, реализует задачи программы детского сада по другим разделам (математика, изобразительная деятельность, конструирование, игра и др.). Особое место отводится определению в режиме дня времени проведения индивидуальных занятий по заданию логопеда. Как правило, эта работа осуществляется во вторую половину дня после тихого часа в специально оборудованном речевом уголке. Помимо этого воспитатель логопедической группы организует игры, включает в занятия задания, способствующие развитию психических процессов, тесно связанных с развитием речи (мышление, память, внимание, восприятие), сенсомоторных навыков. Соблюдение речевого режима, контроль за правильностью речи детей, пополнение словарного запаса -это необходимые условия работы в дошкольном учреждении для детей с нарушением речи. Более подробно с особенностями работы воспитателя в логопедической группе вы можете ознакомиться в пособиях, предложенных в списке литературы.

Работа с родителями

Вся коррекционная работа в  группе детского сада должна осуществляться в тесном взаимодействии с родителями. Воспитатель кроме обычных сведений выясняет анамнестические данные, поясняет задания, записанные логопедом в рабочей тетради ребенка, убеждает родителей в необходимости соблюдения речевого режима, выполнения домашних заданий.

Родителей приглашают на открытые занятия, проводимые логопедом, воспитателями. Родительские собрания проводятся один раз в квартал. В содержание можно включать различные консультации на темы, интересующие родителей. Эти вопросы можно выяснить при проведении анкеты. Можно проводить с родителями совместные праздники (Дни рождения, День пап, День мам ), вести «семейный» альбом, куда помещаются фотографии каждого ребенка группы и его семьи.

Родители должны осознать, что только совместными усилиями можно добиться положительных результатов в коррекции речевого нарушения.

Взаимодействие всех специалистов, педагогов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи, и родителей способствует развитию коммуникативных навыков успешной адаптации и обучению детей в школе.



Предварительный просмотр:

Формирование фонетико-фонематических

компонентов речи

При обучении дётей с общим недоразвитием речи важное место отводится развитию фонематической системы языка.

«Произношение речевых звуков и их сочетаний, составляющих артикуляторную структуру слова, формируется на основе фонематического слуха; вместе с тем сами артикуляции звуков активно участвуют в формировании фонематического слуха» (А. Р. Лурия).

    Данное утверждение, сделанное в результате многочисленных  исследований, позволяет сказать, что работу по формированию фонематического восприятия (специальные умственные действия по дифференциации фонем, составляющих звуковую оболочку слова), фонематического слуха (тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова) необходимо проводить параллельно с формированием правильного звукопроизношения.

      Развитие фонематического восприятия осуществляется с первых этапов логопедической работы и проводится с детьми любого уровни речевого развития - от ЛСНСТНОЙ речи до почти полного отсутствия таковой (у детей со сложными речевыми нарушениями: алалией, дизартрией, ринолaлией, ОНР первого и второго уровней речевого развития) до детей с незначительными фонетико-фонематическими, лексико-грамматическими нарушениями.

    Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. При этом нужно учитывать следующее:

  • развитие фонематического восприятия должна проводиться параллельно с развитием внимания, памяти, мышления, процессов, тесно связанных с речью;
  • необходимо формировать навык осознанного усвоения звуков

речи; учить дошкольника контролировать свое произношение;  

  • обязательно отра6атынать артикуляции звуков родного языка,

в том числе правильно произносимых;

  • первоначально ребенком усваиваются слова, Т. К. они имеют семантическое значение, а звуки-фонемы существуют в его составе;
  • операции звукового анализа и синтеза проводятся только на основе правильно произносимых звуков;
  • использование наглядного материала, опора на символику позволяет включить в деятельность большее количество анализаторов;
  • игра является основной формой деятельности, но необходимо учитывать итог факт, что игровые действия у ребенка с ОНР могут быть не сформированы и требуется специальное обучение.

Всю систему логопедической работы по формированию фонетика-фонематической системы языка у детей с ОНР можно условно разделить на этапы.

Формирование фонематического восприятия

- Узнавание неречеых звуков, звукокомплексов по просодическим характеристикам (темп, ритм, интонация, высота голоса и др.).

Такие неречевые звуки, как тиканье часов, шуршание бумаги, звук ложек, стук карандашей, а впоследствии звучание музыкальных инструментов. ребенок должен соотнести с соответствующим предме том. Необходимо научить детей различать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе, тембру, длительности звучания.

- Различение слов, близких по звуковому составу (нос, сом, уточка-удочка и т. д.).

- Дифференциация слогов. Первоначально детей учат неосознаному проговариванию слогов. Воспроизведение слогов сопровождается отхлопыванием, отстукаванием с соблюдением соответствующего ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (па-па-па), слоги с разными согласными звуками (ма-па, па-ма), закрытые tt обратные слоги (пап-ап). Затем вводятся слоги со стечением согласных.

- Дсфференциация фонем. Детей учат выделять звук в звуковом потоке (сначала гласные, а потом согласные). Услышанный заданный звук ребенок выделяет заранее оговоренным сигналом. («Подними красный кружок, если услышишь звук а»). Воспитание слуховой дифференциации не различаемых ребенком фонем следует начинать с отождествления речевых звуков с неречевыми (с-вода из крана льется, ж-жук жужжит, ш-листья шуршат и Т. д.). Необходимо с первых занятий обращать внимание на правильную артикуляцию звуков (посмотри, как я говорю, произношу), выполнять артикуляционную гимнастику, тем самым подготавливая органы речевого аппарата к правильному произношению звуков родного языка.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза

Фонематический анализ и синтез -это умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат слышать и определить количество гласных звуков в одно-, двух-, трехсложных словах и, соответственно выделять количество слогов. Детей учат выкладывать кружочки по количеству гласных звуков. Например, слово машина.

Затем дети определяют количество слогов в слове, составляют схемы слогов, самостоятельно чертят эти схемы и изображают в каждом слоге гласные звуки. Например, машина Затем детей учат:

  • определять отдельные звуки в словах («подними кружок, если услышишь звук у»; «подними квадратик, если услышишь м»);
  •  различать звуки по качественным характеристикам (звонкостьглухость, твердость-мягкость).

Для того, чтобы дети правильно дифференцировали звонкие и глухие согласные, у них необходимо сформировать правильное речевое дыхание, умение чувствовать работу голосовых связок.

При различении твердых и мягких согласных необходимо обратить внимание детей на положение органов артикуляции (спинку языка). Они должны не только услышать, но и почувствовать мягкий звук.

Ознакомившись со звуком, дети учатся устанавливать его наличие или отсутствие в словах, находят слова с заданным звуком в предложениях, в текстах. Тексты взрослый зачитывает вслух.

Далее детей учат определять позицию звука в слове (начало, середина, конец), подбирать слова с заданным звуком. Особое внимание нужно обратить на артикуляцию и место в слове гласных звуков. Дети зачастую довольно хорошо опознают в слове последний согласный звук, но не слышат последний гласный, что впоследствии влияет на правильность употребления в речи падежных окончаний существительных, прилагательных.

При работе над дифференциацией речевых звуков необходимо помнить, что полноценное формирование фонематического восприятия слуха может происходить только в том случае, если Идет однонременная работа по уточнению ненарушенных звуков и воспитанию неправильно произносимых.

Дифференциация смешиваемых звуков осуществляется в следу-

ющей последовательности:

  • отрабатывается артикуляция и восприятие отрабатываемого звука;
  • звук вводится в слоги, короткие слона;
  • звук вводится в слова различной слоговой структуры; в предложения;

В этой же последовательности отрабатывается другой смешиваемый звук.

  • дифференциация фонем изолированно;
  • фонемы вводится в слоги, слова;
  • в предложения, связную речь (используются картинки, игрушки, сигналы).

После того как дети усвоили простые формы звукового анализа начинается  работа по формированию полноценного звукового анализа слов. Детей учат определять последовательность и количество звуков сначала в слогах (ау, ма, ам), затем в словах разной слоговой структуры (мак, рыба, окно, стол, крыша, лампа, фартук, машина и Т. д.). Сложный фонематический анализ осуществляется по готовой условно-графической схеме, с опорой на цифровой ряд. Затем детям предлагается анализировать звуковой состав слов, используя различные схемы.

Необходимо помнить, что процесс формирования фонетика-фонематического строя речи и подготовки детей с ОНР к школе носит специфичный характер:

 - во-первых,  изменяется порядок усвоения звуко - букв,  особенности речевого развития дошкольников не дают возможности использовать общепринятую в большинстве методик последовательность изучения букв;

 - во-вторых, речевой материал должен состоять только из автоматизированных (пройденных) звуков.

Поэтому распределение задач по годам обучения должно исходить из результатам диагностики.

    Большое внимание в этот период уделяется развитию мелкой моторики пальцев. М М. Кольцова в своей книге «Двигательная активность и развитие мозга ребенка» указывала на влияние кинестетических импульсов рук на совершенствование морфологического и функционального формирования речевых областей. Она особо подчеркивала, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки, так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». Поэтому придается такое большое значение развитию мелких движений рук там, где речевое развитие отстает от возрастной нормы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...