консультация для родителей
консультация по логопедии

Хакимуллаева Наиля Нагимовна

О задержке речевого развития 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nishcheva_n.docx70.27 КБ
Файл nishcheva_n.docx70.27 КБ

Предварительный просмотр:

Н. В. НИЩЕВА. И СНОВА О ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В связи с тем, что я являюсь шеф-реактором издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС», часто захожу на родительские форумы. И все чаще встречаюсь с тем, что мамы младших школьников пишут о задержках речевого развития у своих восьми-девятилетних детей.

Но ЗРР у младших школьников в 8-9 лет – это фантазии мам, не желающих принимать действительные диагнозы своих детей.
Заключение о задержке речевого развития делается детям раннего дошкольного возраста с двадцати одного месяца (с года и девяти месяцев) до тридцати шести месяцев (до трех лет!). На этом настаивают все известные российские ученые, занимающиеся проблемами речевого развития: Е. Ф. Архипова, О. Е. Громова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева.

В настоящее время в группу с задержками речевого развития включают следующих детей раннего дошкольного возраста (с 1, 9 до 3 лет):
• с функциональными задержками речевого развития;
• с задержками церебрально-органического происхождения, которые впоследствии проявятся как как тяжелые речевые и психические нарушения (алалия, дизартрия, РДА, РАС, ЗПР, УО);
•с задержками речевого развития, вызванными нарушениями слуха.

Органические ЗРР могут быть первичного и вторичного характера. Первичные ЗРР могут носить дизартирический или алалический характер. Вторичные ЗРР обусловлены нарушениями психического и умственного развития, а также нарушениями слуха. Они могут быть вызваны аутизмом, задержками психического развития, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха.

Функциональные задержки речевого развития встречаются у 35% детей, органические ЗРР – у 65 % детей.
Среди ЗРР органического характера процентное соотношение таково:
• ЗРР алалического характера ( у 7-8% детей);
• ЗРР дизартирического характера (у 30-35 % детей);
• ЗРР, обусловленные нарушениями слуха (у 2,5 – 3 % детей);
• другое (55%).

Для детей с ЗРР органического характера специфическим является нарушение речевого онтогенеза, которое можно выявить уже в младенческом возрасте.
Задержка развития речи органического характера характеризуется наличием неврологических симптомов и общим отставанием психомоторного развития. Дети гиперактивны или заторможены, эмоционально неустойчивы, не способны к игровой и целенаправленной деятельности, моторно неловки, с трудом овладевают тонкими ручными движениями и навыками самообслуживания. У этих детей могут отмечаться задержка моторного развития, недостаточность внимания, незрелость эмоционально-волевой сферы, отставание в развитии предметной и игровой деятельности.

В случае нарушения онтогенеза необходимо установить причину и выяснить, связано ли оно с первичным поражением нервной системы или является результатом других заболеваний, влияющих на психическое развитие.

До 3-х лет при отсутствии речи интеллект может быть сохранен. После 3-х лет отсутствие речи ведет за собой задержку развития всех психических функций. Отсутствие речи говорит о каком-то «неблагополучии» в развитии центральной нервной системы.
Программа развития языковых явлений, которая генетически должна была запуститься самостоятельно, по ряду причин НЕ ЗАПУСКАЕТСЯ. Специфическая задержка, без грамотной коррекционной помощи и специального лечения после 3-х лет плавно переходит в более серьезное нарушение.

‼Сразу после трех лет должно быть проведено углубленное обследование ребенка, и поставлен диагноз в соответствии с МКБ 10, диагноз на основании клинико-психологической классификации, сделано логопедическое заключение на основании психолого-педагогической классификации.
‼Родители должны знать, чем раньше начаты лечение и коррекция, тем вероятнее будет получение положительного результата. Необходимо объяснить им, что после шести лет период наибольшей пластичности мозга заканчивается, и выход ребенка в норму становится достаточно призрачным.

📖Список литературы
1. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.
– М., 2003.
2. Карелина И.Б. Факторы риска возникновения речевых нарушений у
детей от 0 до 3-х лет и способы их предупреждения. – Ярославль, 2013.
3. Карелина И.Б. Выявление факторов риска и предупреждение речевых
нарушений у детей от 0 ло 3 лет [Текст]: Материалы XVIII съезда Оториноларингология России, Том I / И.Б. Карелина. – СПб., 2011.

Лайк



Предварительный просмотр:

Н. В. НИЩЕВА. И СНОВА О ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В связи с тем, что я являюсь шеф-реактором издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС», часто захожу на родительские форумы. И все чаще встречаюсь с тем, что мамы младших школьников пишут о задержках речевого развития у своих восьми-девятилетних детей.

Но ЗРР у младших школьников в 8-9 лет – это фантазии мам, не желающих принимать действительные диагнозы своих детей.
Заключение о задержке речевого развития делается детям раннего дошкольного возраста с двадцати одного месяца (с года и девяти месяцев) до тридцати шести месяцев (до трех лет!). На этом настаивают все известные российские ученые, занимающиеся проблемами речевого развития: Е. Ф. Архипова, О. Е. Громова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева.

В настоящее время в группу с задержками речевого развития включают следующих детей раннего дошкольного возраста (с 1, 9 до 3 лет):
• с функциональными задержками речевого развития;
• с задержками церебрально-органического происхождения, которые впоследствии проявятся как как тяжелые речевые и психические нарушения (алалия, дизартрия, РДА, РАС, ЗПР, УО);
•с задержками речевого развития, вызванными нарушениями слуха.

Органические ЗРР могут быть первичного и вторичного характера. Первичные ЗРР могут носить дизартирический или алалический характер. Вторичные ЗРР обусловлены нарушениями психического и умственного развития, а также нарушениями слуха. Они могут быть вызваны аутизмом, задержками психического развития, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха.

Функциональные задержки речевого развития встречаются у 35% детей, органические ЗРР – у 65 % детей.
Среди ЗРР органического характера процентное соотношение таково:
• ЗРР алалического характера ( у 7-8% детей);
• ЗРР дизартирического характера (у 30-35 % детей);
• ЗРР, обусловленные нарушениями слуха (у 2,5 – 3 % детей);
• другое (55%).

Для детей с ЗРР органического характера специфическим является нарушение речевого онтогенеза, которое можно выявить уже в младенческом возрасте.
Задержка развития речи органического характера характеризуется наличием неврологических симптомов и общим отставанием психомоторного развития. Дети гиперактивны или заторможены, эмоционально неустойчивы, не способны к игровой и целенаправленной деятельности, моторно неловки, с трудом овладевают тонкими ручными движениями и навыками самообслуживания. У этих детей могут отмечаться задержка моторного развития, недостаточность внимания, незрелость эмоционально-волевой сферы, отставание в развитии предметной и игровой деятельности.

В случае нарушения онтогенеза необходимо установить причину и выяснить, связано ли оно с первичным поражением нервной системы или является результатом других заболеваний, влияющих на психическое развитие.

До 3-х лет при отсутствии речи интеллект может быть сохранен. После 3-х лет отсутствие речи ведет за собой задержку развития всех психических функций. Отсутствие речи говорит о каком-то «неблагополучии» в развитии центральной нервной системы.
Программа развития языковых явлений, которая генетически должна была запуститься самостоятельно, по ряду причин НЕ ЗАПУСКАЕТСЯ. Специфическая задержка, без грамотной коррекционной помощи и специального лечения после 3-х лет плавно переходит в более серьезное нарушение.

‼Сразу после трех лет должно быть проведено углубленное обследование ребенка, и поставлен диагноз в соответствии с МКБ 10, диагноз на основании клинико-психологической классификации, сделано логопедическое заключение на основании психолого-педагогической классификации.
‼Родители должны знать, чем раньше начаты лечение и коррекция, тем вероятнее будет получение положительного результата. Необходимо объяснить им, что после шести лет период наибольшей пластичности мозга заканчивается, и выход ребенка в норму становится достаточно призрачным.

📖Список литературы
1. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.
– М., 2003.
2. Карелина И.Б. Факторы риска возникновения речевых нарушений у
детей от 0 до 3-х лет и способы их предупреждения. – Ярославль, 2013.
3. Карелина И.Б. Выявление факторов риска и предупреждение речевых
нарушений у детей от 0 ло 3 лет [Текст]: Материалы XVIII съезда Оториноларингология России, Том I / И.Б. Карелина. – СПб., 2011.

Лайк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

Консультация для родителей "Ваш ребенок будущий первоклассник", консультация для родителей " Ошибки родителей , которые приводят к детским истерикам"

Консультация для родителей подготовительной группы «Ваш ребенок -  будущий первоклассник».Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И каждый из...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Здоровые родители — здоровые дети!»

Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи: сформировать у родителей о необходимости соблюдать ЗОЖ.Об...