Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие слухового внимания у детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии
Слуховое внимание – умение сосредотачиваться на звуке – очень важная особенность человека.
Почему оно важно? Слуховое внимание помогает нам слышать и понимать обращенную к нам речь.
Для любой деятельности ребенка, будь то учебная, познавательная или игровая деятельность, необходимым условием является внимание. Без внимания ребенок не может самостоятельно выполнить задание или поручение взрослого.
Внимание дошкольника развито слабо, оно легко переключается с одного объекта на другой. В результате этого ребенок может не слышать, что говорит воспитатель на занятии, не замечать происходящего вокруг. Поэтому с дошкольного возраста необходимо учить детей управлять своим вниманием.
Развитое слуховое внимание необходимо ребёнку для правильного и чёткого произношения звуков, скорейшего обогащения словаря, грамматически правильных высказываний. Лучше всего этому обучать в игре. Вашему вниманию представляются игры и игровые упражнения, которые помогут ребенку научиться концентрировать внимание как на неречевых звуках, так и на отдельных словах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса для педагогов
«Развитие слухового внимания у детей дошкольного возраста»
Подготовила: учитель-логопед А.А. Чикина
Слуховое внимание – умение сосредотачиваться на звуке – очень важная особенность человека.
Почему оно важно? Слуховое внимание помогает нам слышать и понимать обращенную к нам речь.
Для любой деятельности ребенка, будь то учебная, познавательная или игровая деятельность, необходимым условием является внимание. Без внимания ребенок не может самостоятельно выполнить задание или поручение взрослого.
Внимание дошкольника развито слабо, оно легко переключается с одного объекта на другой. В результате этого ребенок может не слышать, что говорит воспитатель на занятии, не замечать происходящего вокруг. Поэтому с дошкольного возраста необходимо учить детей управлять своим вниманием.
Развитое слуховое внимание необходимо ребёнку для правильного и чёткого произношения звуков, скорейшего обогащения словаря, грамматически правильных высказываний.
Этапы развития слухового внимания:
- I этап - узнавание неречевых звуков;
- II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
- III этап - различение слов, близких по звуковому составу;
- IV этап - дифференциация слогов;
- V этап - дифференциация фонем;
- VI этап -развитие навыков элементарного звукового анализа.
В раннем возрасте очень важно развивать неречевой слух,
т.е. способность ребенка улавливать, обрабатывать и дифференцировать различные звуки окружающего мира, различать их по громкости, тембру, ритмическому рисунку и другим параметрам. Лучше всего этому обучать в игре. Вашему вниманию представляются игры и игровые упражнения, которые помогут ребенку научиться концентрировать внимание как на неречевых звуках, так и на отдельных словах.
Как много звуков нас окружает!
(ОТГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ)
Это игры, которые учат малыша внимательно прислушиваться к неречевым звукам и окружающим шумам, реагировать на них. Наблюдая за миром шумов, ребенок поймет, что предметы могут издавать разнообразные звуки: скрипы, шорохи, потрескивания, щелчки и др. Некоторые из них бывают похожими друг на друга.
Многими играми желательно заниматься, меняясь ролями: пусть иногда малыш будет ведущим, а взрослый — отгадывающим.
- Игра «Узнай по звуку»
Оборудование: различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложки, дудка, барабан, колокольчик, пищащая игрушка, погремушка и др).
- Игра «Чья музыка слышится»
Цель: научить ребенка различать инструменты на слух по звучанию.
Оборудование: колокольчик, барабан, дудочка, бубен, гармошка, губная гармошка, ширма.
- Игра «Кто играет?»
Цель: научить ребенка различать инструменты на слух по их звучанию и определять, кто на каком инструменте играет.
Оборудование: колокольчик, барабан, дудочка, труба, игрушечные слон, зайка, волк, мышка, ширма.
- Игра «Оркестр»
Цель: научить ребенка различать звучание инструментов без зрительной опоры.
Оборудование: колокольчик, барабан, дудочка, металлофон, гармошка, губная гармошка, ширма.
- Игра «Угадай, по какому предмету я стучу»
Оборудование: металлическая палочка или карандаш и несколько разных предметов, например: стакан, чашка, деревянный кубик, пластмассовый кубик, кастрюля.
- Игра «Разные погремушки»
- Игра «Что я делаю?»
- Игра «Замечательная прогулка»
- Игра «Разные ложки»
- Игра «Какие звуки может издавать человек?»
- Игра «Тишина»
Игры для развития у ребенка умения определять направление источника звука, формировать реакцию на звучание предметов:
- Игра «Где позвонили?»
- Игра «Где игрушка?»
- Игра «Найди звучащую игрушку»
- Игра «Колокольный звон»
- Игра «Отгадай, где хлопают?»
«ОДИНАКОВО ИЛИ ПО-РАЗНОМУ?»
Эти игры учат ребенка внимательно слушать все нюансы, сходства и различия в звучании неречевых шумов. Ребенок будет наблюдать за звуками, а потом исследовать и сравнивать их.
«Игры-шумелки»:
- Игра «Найди баночку, которая шумит так же»
- Игра «От самой тихой — к самой громкой» (и наоборот)
- Игра «Найди пару»
- Игра «Найди такую же»
- Игра «Найди лишнюю»
- Игра «Построй такой же звуковой ряд»
- Игра «Продавец и покупатель»
Другие игры:
- Игра «Один или стадо?»
- «Хлопки в ладоши»
- «Мама и малыш»
ЧЕМ МОГУТ ОТЛИЧАТЬСЯ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ЗВУКИ, А ТАКЖЕ ИХ СОЧЕТАНИЯ
Научившись различать неречевые звуки, ребенок начнет прислушиваться и к звукам речи. Важно показать ребенку, что звуки и их сочетания в словах могут звучать:
• одинаково и по-разному
Например, «Таня — Таня» звучит одинаково, а «Таня — Саша» — по-разному.
• по-разному, но очень похоже
Например, слова «уточка» и «удочка» звучат очень похоже, отличаясь лишь одним звуком.
• одни и те же сочетания звуков, слова также могут отличаться при произнесении силой, высотой, тембром, темпом воспроизведения, ритмом, интонацией.
Примеры игр:
- «Что ест медвежонок?»
- «Герои фильма»
- «Отгадай, большой или маленький»
- «Кошка или котенок?»
- «Кто говорит?» (по сказке «Теремок»)
- «Какая машина сигналит?»
Игры на восприятие ритма и темпа воспроизведения:
- «Слова-ритмы»
- «Длинное или короткое?»
- «Топ-топ-топ» (Маленькие ножки – большие ноги)
- «Ударения» (взрослый воспроизводит одинаковые слоги с различным ударением: ПА-па-па; па-ПА-па; па-па-ПА)
Игры на восприятие интонации:
- «Давай поговорим»
- «Повтори с такой же интонацией»
«КАК ВАЖНО ВЫБРАТЬ НУЖНЫЙ ЗВУК»
(ОЧЕНЬ ПОХОЖИ, НО РАЗНЫЕ)
Упражнения, которые помогут ребенку:
• начать более внимательно относиться к звукам в составе слов;
• научиться на слух определять, верно или неверно сказано слово;
• наблюдать за тем, что значение слова может измениться лишь оттого, что один звук в слове будет употреблен неверно.
Игра «Это слово не подходит»
Цель: научить ребенка различать слова, близкие по звучанию.
Оборудование: мяч.
Задание: определить и назвать слово, которое отличается
от других.
Процесс игры:
Взрослый бросает ребенку мяч и называет цепочку слов. Ребенок определяет, какое слово не такое, как все. Называет это слово и бросает мяч взрослому.
Лексический материал:
Галька — галька — галька — калька
Люк — лук — люк — люк
Мышка — мишка — мишка — мишка
Сом — дом — дом — дом
Банка — банька — банка — банка
Тапки — тапки — тяпки — тапки
Бочка — почка — почка — почка
Тачка — тачка — дачка — тачка
Дочка — точка — точка — точка
РАЗВИВАЕМ ЧУВСТВО РИФМЫ
Дети начинают чувствовать рифмы, когда наблюдают за тем, что многие слова звучат похоже, имеют примерно одинаковый звуковой состав и ритм.
Если с заданиями предыдущих разделов ребенок справился, легко определяет слова, близкие по звучанию, и безошибочно различает их — можно переходить к следующим играм.
- Игра «Что не так?»
- Игра «Доскажи словечко»
- Игра «Рифмочки»
УЧИМСЯ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ ЗАДАНИЯ
Ребенку-дошкольнику важно научиться слушать и понимать задания с первого раза. Очень часто взрослым приходится постоянно повторять свои просьбы детям. Такая привычка мешает ученикам в школе легко воспринимать материал во время уроков. Ребенок может слушать, но не улавливать суть задания или просьбы.
Бывает, что дети знают, как решить задачу, но затрудняются с ответом из-за того, что не выслушали или не прочли внимательно условия.
Предложенные игры помогут быть внимательными в разных ситуациях, учат воспринимать речь собеседника без лишних пояснений и повторений, способствуют развитию слуховой памяти.
- Игра «Топ – хлоп»
- «Где живет Маша?»
- «Подарок ежика»
- «Накорми птиц»
- «Слушаем слова»
- «Летает – не летает?»
- «Бум и бом»
- «Задачки в стихах»
- «Последовательности»
- «Веселый мячик»
- «Песенки»
ФОРМИРУЕМ НАВЫКИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Анализ речи включает в себя несколько разделов:
• деление текста на предложения;
• деление предложений на слова;
• деление слов на слоги;
• деление слогов на звуки.
Самым сложным из этих этапов для ребенка является именно анализ слов.
Ребенку старшего дошкольного возраста важно научиться определять следующее:
— какие именно звуки входят в состав слова;
— общее количество звуков в слове;
— какой звук в слове первый, какой второй, третий и т.д. (последовательность звуков в слове);
— место отдельных звуков в слове (в начале слова, в середине или в конце).
- Игра «Посади гостей»
- Игра «Подари подарки Уле и Оле»
- Игра «Поймай звук»
- Игра «Телевизор сломался» («Покажи беззвучно»)
[А] — рот широко открыт (большой кружок).
[У] — губы трубочкой вытянуты вперед (маленький кружок).
[О] — рот открыт, губы образуют овал.
[И] — губы в широкой улыбке.
[Ы] — губы в улыбке, рот открыт, нижняя губа внизу.
- Игра «В начале? В середине? В конце?»
- Игра «Собери слово по звукам»
- Игра «Эхо»
- Игра «Замени первый звук»
- Игра «Какая картинка лишняя?» и др.
ИГРЫ «ЗВУКОВОЕ ЛОТО»
Как работать с карточками?
Рассмотрите с ребенком карточки, обсудите, что на них нарисовано, где вы можете услышать эти звуки? Поговорите о каждой карточке. Например: «Кто это? Это кошка. Где у кошки глазки, нос? Как говорит кошка? Кошка говорит мяу!» После того, как вы с ребенком обсудили карточку, послушайте соответствующий звук и снова побеседуйте: «Ты услышал, как капает вода в ведро? Кап-кап! Покажи, где капельки?»
Когда вы обсудили несколько картинок, предложите ребенку послушать звуки и показать картинку, которая этому звуку соответствует.
Виды работы:
- Разложены картинки. Слушать звук и находить соответствующую картинку.
- Положить перед ребенком несколько карточек. Предложить запомнить, где какая карточка находится. Перевернуть карточки рубашкой вверх – послушать звук и вспомнить, где карточка.
- Лото. У каждого по несколько карточек. Ведущий воспроизводит звуки. Кто узнал свой звук, переворачивает карточку рубашкой вверх. Выигрывает тот, кто первым перевернул все карточки.
Литература:
- Краузе Е.Н. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002.
- Молчанова Е. Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка – Ростов н/Д : Феникс, 2020.
- Сухова О. Слушать интересно! Как и зачем учить ребенка слушать? – Ростов н/Д.: Феникс, 2023.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс " Экспериментирование, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста "
Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса экспериментированию.Задачи мастер-класса:· передача опыта путём прямого и комментированного по...

Методика развития слухового внимания у детей дошкольного возраста на основе модифицированной игры "Ферма" с учетом специфики каждой возрастной группы дошкольников.
Педагогическая копилка. Игра для детей 5 – 7 лет (с 5 лет для ребят из массовых детских садов, с 6 – для детей с нарушениями речи). Играем, чтобы научиться внимательно слушать. Ребёнок трени...

Мастер-класс " Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста "
Задачи мастер-класса:· передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деяте...

Буклет для родителей "Развитие слухового внимания у детей дошкольного возраста"
Рекомендуемые игры идеально подходят для занятий с детьми в домашних условиях...

мастер -класс"Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста...
Мастер класс "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов и музыкальных руководителей "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"...

«Развитие слухового внимания у детей дошкольного возраста через дидактические и подвижные игры»
Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего д...