Педагогический опыт Тема: «Взаимодействие ДОУ с семьей по проблеме речевого развития детей»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Суцкая Татьяна Юрьевна

Сегодня  мы хотим поделиться своим небольшим опытом работы по взаимодействию с родителями в области речевого развития.  Человек не обладает речью  при рождении, она формируется  и развивается  вместе  с его  ростом  и развитием, то есть, практически  всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается  сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является  самым  благоприятным для развития речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

Тема: «Взаимодействие ДОУ с семьей

по проблеме речевого развития  детей»

Сегодня  мы хотим поделиться своим небольшим опытом работы по взаимодействию с родителями в области речевого развития.  Человек не обладает речью  при рождении, она формируется  и развивается  вместе  с его  ростом  и развитием, то есть, практически  всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается  сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является  самым  благоприятным для развития речи. То, что ребенок  не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется  в более поздний период  с большим трудом, а то  и  не восполняется  совсем.   И если  мы хотим, чтобы ребенок  успешно обучался  в школе, надо  постоянно  и  целенаправленно заниматься   развитием его речи, или  как  сказал

…Чтобы научиться говорить, надо говорить. 
М.Р. Львов.

Федеральный   государственный стандарт образования(ст.1.6) направлен на обеспечение психолого-педагогической  поддержки семьи  и повышение компетентности  родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны  и укрепления здоровья детей.

Согласно Федеральному государственному образовательному  стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО)  речевое развитие дошкольников  включает следующие задачи:

  • Владение речью  как средством  общения  и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической   речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи,  фонематического слуха;
  • Знакомство с книжной  культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров  детской литературы.

Л.С. Выготский отмечал «в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно».

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в  педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

В нашем дошкольном учреждении сложилась своя система взаимодействия с родителями воспитанников в области  речевого развития  дошкольников.

 Одной из главных целей данной системы  является формирование   единого сообщества: родители – дети – педагоги, основанного на принципах компетентностного подхода, для создания единого пространства   в области  речевого  развития.

(Анкетирования родителей «Речевое развитие ребёнка»)

В сентябре 2023 года нами было проведено анкетирование  среди родителей воспитанников по речевому развитию детей, чтобы  определить  готовность  родителей к сотрудничеству, умение взять  на  себя   ответственность, компетентность  в  вопросах  развития  речи   детей, определение форм работы    с родителями   по данному  вопросу.

Респонденты: родители всех возрастных групп в количестве  50 человек.

  1. Как Вы считаете, кто в большей степени должен заниматься развитием речи ребёнка?  (семья, детский сад, совместно)
  2.  Проводите ли Вы со своим ребёнком работу по совершенствованию его речи  и   в чем это выражается? (да,нет, не постоянно)
  3. Хотели бы Вы освоить приёмы работы по развитию речи ребёнка? (да, нет,  не знаю)
  4. Вы следите за тем, правильно ли  говорит Ваш ребёнок?  (да, нет, не постоянно)
  5. Знаете ли Вы, какие формы работы  используются по развитию речи в детском саду? (да, нет, частично)
  6. Посещаете ли Вы групповые мероприятия, занятия?(да, нет,  редко)
  7.  Присутствуете ли на детских праздниках? (да, нет)
  8.  Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия  для развития речи дошкольников?Выполняете ли рекомендации по развитию речи, которые дают воспитатель, логопед?
  9. Готов ли Ваш ребенок  к обучению в школе  по речевому развитию?       (Да           нет                 не   знаю)
  10. Считаете ли Вы, что наглядная информация по развитию речи в родительских уголках интересна и полезна? (да         нет)
  11. Какую  информацию Вы бы хотели получить через родительские уголки?

Общий вывод:  анкетирование показало, что часть родителей стремится к сотрудничеству между семьёй и дошкольным учреждением, часть  родителей берут ответственность на себя (особенно в старших и подготовительных группах), но есть и родители, которые считают, что развитием и воспитанием детей должен заниматься в большей степени детский сад. Некоторые родители ответили, что  проводят  работу над совершенствованием речи своих детей, привели в пример большое количество разнообразных  игровых методов и приёмов. У 25% родителей есть желание узнать новые способы и усовершенствовать старые. Часть  родителейследят за речью детей, но  не имеют  возможности  делать это постоянно, т.к. ребенок много времени  проводит  в  детском саду.

Небольшой процент родителей не  интересуются, какие знания получают их дети на занятиях по развитию речи, какие условия созданы в ДОУ для развития речи). Большая компетентность в этих вопросах наблюдается у родителей, дети которых посещают старшие  и подготовительные группы. Это  связано с   тем, что их дети  дольше посещают детский сад, связывают  развитие  речи  с  овладением чтением, с подготовкой к обучению в школе.

Большинство родителей считают полезной  и интересной наглядную информацию в родительских уголках, считают, что в ДОУ воспитанники получают хорошее речевое развитие и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе. Однако, педагоги нашего учреждения считают , что взаимодействие ДОУ  и семьи необходимо  вывести  на уровень не  пассивных наблюдателей, а  активных участников  образовательного процесса. Хотя хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные институты социализации способны обеспечивать полноту и целостность социально–педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка.

В течение  учебного года  нами была  разработана  система работы по повышению педагогической компетентности  родителей  в данном вопросе  и активное  включение  их в  процесс сотрудничества.

        Одной из задач совместной работы  детского сада и семьи  мы считаем  повышение педагогической  компетентности родителей, которая направлена на :

  1. Создание естественных  стимулов для мотивации родительского участия в жизни детей в ДОУ.
  2. Обеспечение совместной деятельности в системе «дети-родители-педагоги»  на  активной, деятельностной  основе.
  3. Определение промежуточных и конечных   результатов  родительского участия   и презентация  видимых продуктов (проекты, акции).

Для  успешной  работы со всеми участниками  образовательного процесса по данному взаимодействию детского сада и  семьи     выбраны   4  направления:

  1. Познавательное направление

Здесь мы    знакомим  родителей  с возрастными  и психологическими особенностями детей, формируем  у родителей практические  навыки   в развитии речи ребенка

  • коллективные и индивидуальные беседы  с родителями
  • Родительская конференция
  • Консультативный пункт
  • Круглый стол
  • «Клуб заботливых родителей»
  • Устный педагогический журнал
  • Тематические консультации  
  • Семинар- практикум
  • Общие  и групповые собрания
  • Игротека
  • Домотека
  • Проектная деятельность

Для  привлечения  наибольшего количества родителей  для участия в совместной деятельности и в частности собраний , мы  разработали свой алгоритм:

1 Объявление , которое должно быть привлекательным, ярким.

Собрание состоит из трех частей:

  1. Постановка проблемы –посредством  видеосюжетов занятий детей.
  2. Практическая часть, где  даются рекомендации по решению задач развития речи  детей.
  3. Заключительная часть (организационные вопросы, демонстрация подборки фотографий ( разные виды деятельности, режимные моменты)

ЦЕЛЬ:  Дать  родителям  рекомендации   правильного  понимания  задач речевого развития, дать  знания   по использованию     игровых   методов  и приемов, используемых взрослыми в работе по развитию речи детей

Рекомендации должны быть лаконичными, понятными, практическими. И Вашему вниманию  предлагаем вам одну  из серий рекомендаций.

  • речьнепередаетсяпонаследству,ребенокперенимаетопытречевогообщенияотокружающих,т.е.овладениеречьюнаходитсявпрямойзависимостиотокружающейречевойсреды.Поэтомутакважно,чтобывзрослыевразговоресмалышомследилизасвоейречью,говорилиснимнеторопясь,четкопроизносиливсезвукиислова.
  • Обращали вниманиеродителейинато,чтовобщениисребенком,особенновраннемимладшемдошкольномвозрасте,нельзя«подделываться»поддетскуюречь,произноситьсловаискаженно,употреблятьвместообщепринятыхсловусеченныесловаилизвукоподражания (ляля,бибикаит.д.)
  • Нельзяуклонятьсяотвопросовребенка,хотяпороюнанихтрудноответитьсразу.Втакихслучаяхможнопообещатьемудатьответ,когдаонпоспит(поест,погуляетит.д.)Тогдамалышполучитнетолькоправильнуюинформацию,ноиувидитвлицевзрослогоинтересногодлясебясобеседникаивдальнейшембудетстремитьсякобщениюсним.Родителям советовали обязательновыслушиватьребенкадоконца,когдаонделитсясвоимивпечатлениямиобувиденномвовремяпрогулки,опрочитаннойкниге,опросмотренноммультфильме.
  • Обращали внимание на то,чтовсемьедляребенканеобходимосоздаватьтакиеусловия,чтобыониспытывалудовлетворениеотобщениясовзрослыми,получалотнихнетольконовыезнания,ноиобогащалсвойсловарныйзапас,интереснорассказывал.

     Родителям  были предложены  9 основныхнаправленийдеятельностивзрослыхвсемьепоразвитиюречи:
    рассказыватьдетямобувиденном,делитьсявоспоминаниямисвоегодетства;
    рассказыватьосвоейработе;
    показыватьдетямразличныепредметы,используемыевхозяйстве,рассказыватьоб ихсвойствах.
    рассматриватьинаблюдатьсребенкомразличныеобъектыиявленияприродывразныевременагода;
    ходитьсдетьминаэкскурсии;
    объяснятьребенкутребования,связанныесегобезопасностью;
    собственнымидействиямиипоступкамидемонстрироватьбережноеотношениекживотным,кпредставителямживотногомира, другимлюдям  и  объяснять  почему?;
    заучиватьсребенкомстихотворенияит.д.

СЕМИНАР –ПРАКТИКУМ

Используя данную форму  организации, был проведен семинар –практикум    в старших группах на тему: «Что мы знаем  и как мы говорим».

ИГРОТЕКА

С целью закрепления у родителей знаний  по  грамотному речевому развитию речи детей была  проведена  с родителями «Игротека»

ДОМОТЕКА- одна  из новых современных форм работы по взаимодействию с семьей.

Цель данной формы работы: оказание практической помощи  родителям в развитии речи  детей.

Консультативный пункт – оказание практической помощи родителям

Мы используем  компьютерные технологии. Диски (тут  проводит консультации учитель-логопед, и даем диск на дом, обучение компьютерным играм, направленных на развитие речи  детей. Дети с 4 лет.

Одной  из наиболее  эффективных форм работы  с родителями   является проектная деятельностьСемейные  проекты, например «Семейные сказки» «Великая  победа» , «Мой любимый  домашний питомец» , « Я  и моя любимая семья», «Любимые места Липецка».  О данных  проектах   я расскажу  подробно  чуть –чуть попозже.

Данные формы использовались и раньше, но здесь изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся:

  • общение на основе диалога,
  •  открытость,
  •  искренность в общении,
  •  отказ от критики и оценки партнера по общению.

2 направление:аналитическое.

Цель:  выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня  их педагогической грамотности.

Данное направление помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи  и учесть индивидуальные особенности.

Мы  проводили  анкетирование  по  выявлению компетентной грамотности родителей  по речевому развитию детей, «Воспитание  интереса  и любви  к  книге» …..  и предлагаем Вам несколько вариантов анкет для родителей

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет нам лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

  1. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?
  2. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка?
  3. Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая).
  4. Задает ли вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?
  5. Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?
  6. В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).
  7. Отвечает на вопросы, начинающиеся словами «когда» и «почему»?
  8. После чтения рассказа или сказки может ее рассказать?
  9. Рассказывает истории, которые легко понять, т.е. соблюдена структура рассказа начало, середина, конец?
  10. Рассказывает о прошедших, предстоящих и воображаемых событиях?
  11. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?
  12. В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?
  13. Компетентны ли вы в вопросах формирования у детей дошкольного возраста правильной речи или вам необходима помощь наших педагогов?
  14. Какая форма педагогической помощи вас бы устроила? (собрания, консультации, открытые занятия, индивидуальные беседы, наглядная агитация)?
  15. Устраивает ли вас работа дошкольного учреждения по данному вопросу?
  16. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании, консультации?
  17. Ваши замечания, предложения, пожелания.

Спасибо!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Просим Вас ответить на несколько вопросов.

(нужный ответ подчеркните или обведите)

1. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) читаем очень много, постоянно;    б) читаем, но редко;    в) не читаем .

2. Какие сказки, стихи, рассказы вы читаете ребенку?

3. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?

а) любит и подолгу слушает;    б) когда как;       в) не любит.

4. Что больше нравиться вашему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) сказки;       б) стихи;            в) рассказы.

5. После чтения рассказа или сказки может ли ребёнок ее рассказать?

а) да рассказывает как ему читали;      б) рассказывает, но на свой лад;

в) частично рассказывает сказку;            г) не рассказывает.

6. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?

а) есть;        б) проявляется, но изредка;              в) очень редко.

7. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?

а) да (перечислить)              б) нет.

3направление-досуговое;

Формы организации  данного направления

Цель :помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. По данному направлению  мы используем следующие формы работы:

Формы работы:

  • тематические развлечения  «Осенины», «День матери»  и др.;
  • КВН «Наша  добрая сказка» ( по мотивам русских народных сказок);
  • выставка семейной коллекции;  
  • фольклорные праздники;
  • празднование дней рождения  детей ( с чаепитием, играми, конкурсами)
  • Выставки совместных работ

Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными тогда, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии, имеют возможность проявить свои знания.

Наглядно – информационное направление  включает:

информационно-ознакомительные формы и  информационно- просветительские организации общения условно Задачами - являются ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения  посредством     родительских уголков, памяток, буклетов.

В нескольких группа работают уголки взаимодействия  с родителями, так называемая   «Почта доверия»– родители могут  оставлять там  вопросы  поинтересующих их теме.

В информационно-ознакомительную форму мы включаем проведение Дней открытых дверей и открытых занятий. Здесь так же можем говорить о данных формах общения как о нетрадиционных, в связи с тем что дошкольное учреждение стало более открытой системой. У родителей имеются возможности увидеть не только стиль общения педагогов с детьми, но и самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов.

Часть родителей  стали активным участником жизни детей при посещении группы. Они  сами   могут поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Но  основной формой  нашей работы стала  проектная деятельность,  т.к.данный вид деятельности позволяет  решать  довольно быстро поставленные задачи  и плавно включать родителей в образовательный процесс как равноправных участников. Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности.

Анализ работы  по повышению педагогической компетентности родителей  уже  в настоящее время  ( по истечении 2,5 месяцев  работы) показывает  о б активности родителей   работы   дома  по   оптимизации речевого развития. Родители делятся  опытом работы по развитию речи ребенка в домашних условиях  

Одним из первых проектов  стал проект «Семейные сказки».

Цель:  развитие словесного творчества  и    коммуникативных способностей дошкольников,  привлечение  родителей к  данной деятельности.

Проект проходил в несколько этапов:

  1. Мотивационный.

Родителям совместно с детьми было предложено сочинить сказку  и   проиллюстрировать ее, либо выполнить  поделку  из  природного  или бросового материалов. В приемных   были  развешены  оригинальные красочные объявления,  и некоторые  родители разных возрастных групп  приняли участие  в данном проекте.  

 Данная тема  была выбрана не случайно. Обычно замысел  дошкольника опережает  его возможности и ребенку  необходима помощь взрослого, поэтому  к реализации  данной проектной деятельности  привлекли родителей. Родителям был предложен следующий  алгоритм работы со сказкой:

  1. Беседа с родителями о значимости данного вида деятельности для детей.
  2. Определить  сюжет  сказки ( например, взять за основу известную сказку  и изменить окончание, либо составить самим новую сказку)
  3. Совместная работа  детей и родителей по составление сказки  дома.
  4. Иллюстрирование сказки или изготовление поделок по сказке.
  5. Драматизация сказки дома.

Проанализировав    первые результаты. А приняло участие первоначально 5 человек, мы решили провести мотивационную работу среди детей, т.к. дети являются двигателями нашей деятельности.

  1. Организовали выставку для детей  и их родителей  с целью большего  привлечения участников  проекта.
  2. Чтение воспитателями составленных сказок  для детей в группах.

И результат  не заставил себя ждать. Многие  дети хотели, чтобы  воспитатель  прочитал их сказку. Следом    просто «посыпались»  сказочные истории   с иллюстрациями, видеопрезентациями, видеорассказами  и даже   видеодраматизациями. В итоге приняло участие в  данном проекте  51  семья из разных возрастных групп.

В начале ноября  стартовал   проект «Великая Победа», который продлился до мая 2024 года.  Ребенок  и взрослый должны   составить  видеорассказ  о своем родственнике (бабушка   или дедушка, которые  являются   участниками ВОВ , либо  тружениками тыла), сделать видеопрезентацию. В настоящее время  уже  приняло участие  8 семей

С 10 декабря мы запустили новый проект «Мой любимый домашний питомец». Ребенок вместе  с родителями должны сделать фотоальбом  и составить свой рассказ про своего питомца или сделать презентацию с видеорассказом. И вот уже  есть первые работы .

Таким образом, различные формы совместной деятельности взрослого и ребенка  необходимы  в процессе  развития речи дошкольников и формирования коммуникативной компетентности детей, если:
- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
- взрослый  выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Обобщённый педагогический опыт Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Обобщённый педагогический опыт  Тема:«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ Тема «Взаимодействие в работе учителя-логопеда с семьями воспитанников, имеющих речевые нарушения»

В моём опыте работы представлены различные виды работы по взаимодействию с семьями воспитанников...

Инновационный педагогический опыт.Тема: " Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

        Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкол...

Консультация для воспитателей. Тема: «Взаимодействия с родителями воспитанников» (проблемы, пути решения).

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.ДОЛГОПРУДНОГОАВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГОДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»(АОУ детский сад № 10...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ Тема: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста, как средство речевого развития».

Работая с детьми раннего, младшего и среднего возрастов на протяжении 5 лет, изучая методическую литературу, исследования педагогов, психологов, я пришла к выводу, что уровень речевого развития детей ...