Картотека игр по развитию речи
картотека по логопедии
## Картотека игр по развитию речи
Эта картотека содержит игры, направленные на развитие различных аспектов речи детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игры сгруппированы по направлениям для удобства использования.
I. Развитие артикуляции
1. "Веселый язычок"
• Цель: Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
• Материалы: Зеркало (по желанию).
• Ход игры: Предложите ребенку выполнить артикуляционные упражнения, имитируя движения различных животных или предметов. Например:
* "Лошадка" (цоканье языком)
* "Часики" (движение языком вправо-влево)
* "Вкусное варенье" (облизывание верхней губы)
* "Змейка" (вытягивание языка вперед)
• Вариации: Использовать карточки с изображениями упражнений.
2. "Угадай звук"
• Цель: Развитие силы и направленности воздушной струи.
• Материалы: Легкие предметы (перышки, ватки, кусочки бумаги).
• Ход игры: Предложите ребенку сдуть предмет с ладони, стола или сдуть снежинку с нитки. Важно следить за правильным дыханием.
II. Развитие фонематического слуха
1. "Узнай звук"
• Цель: Развитие умения различать звуки на слух.
• Материалы: Картинки с изображением предметов, начинающихся на разные звуки.
• Ход игры: Произнесите звук (например, "А"). Попросите ребенка найти картинку, название которой начинается на этот звук (например, "Арбуз").
2. "Поймай звук"
• Цель: Развитие умения выделять заданный звук из ряда других звуков или слов.
• Материалы: -
• Ход игры: Произносите различные звуки или слова. Если ребенок слышит заданный звук, он должен хлопнуть в ладоши или подпрыгнуть.
3. "Что звучит?"
• Цель: Развитие умения различать неречевые звуки.
• Материалы: Предметы, издающие различные звуки (колокольчик, бубен, барабан, погремушка).
• Ход игры: Закройте ребенку глаза и воспроизведите звук одного из предметов. Попросите ребенка угадать, что звучит.
III. Развитие словарного запаса
1. "Назови одним словом"
• Цель: Развитие умения обобщать предметы по признакам.
• Материалы: Картинки с изображением предметов, относящихся к одной группе (например, овощи, фрукты, мебель).
• Ход игры: Покажите ребенку картинки и попросите его назвать все предметы одним словом (например, "овощи").
2. "Что лишнее?"
• Цель: Развитие умения классифицировать предметы и выделять лишний предмет.
• Материалы: Картинки с изображением предметов, где один предмет не относится к данной группе.
• Ход игры: Покажите ребенку картинки и попросите его назвать все предметы и сказать, какой предмет лишний и почему.
3. "Закончи предложение"
• Цель: Развитие умения подбирать подходящие по смыслу слова.
• Материалы: -
• Ход игры: Начните предложение и предложите ребенку его закончить (например, "Зимой идет …").
IV. Развитие грамматического строя речи
1. "Один - много"
• Цель: Развитие умения образовывать множественное число существительных.
• Материалы: Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе.
• Ход игры: Покажите ребенку картинку с изображением одного предмета и попросите его назвать его во множественном числе (например, "один мяч" - "много мячей").
2. "Чей? Чья? Чье?"
• Цель: Развитие умения согласовывать притяжательные прилагательные с существительными.
• Материалы: Игрушки или картинки с изображением животных и их детенышей.
• Ход игры: Покажите ребенку игрушку или картинку с изображением животного и попросите его назвать, чей это детеныш (например, "Это чей хвостик?" - "Это лисий хвостик").
3. "Что делает?"
• Цель: Развитие умения согласовывать глаголы с существительными в роде и числе.
• Материалы: Картинки с изображением людей, выполняющих различные действия.
• Ход игры: Покажите ребенку картинку и попросите его рассказать, что делает человек (например, "Девочка рисует").
V. Развитие связной речи
1. "Расскажи по картинке"
• Цель: Развитие умения составлять рассказ по картинке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотеки игр для развития речи детей 5-7 лет
Первая часть: Игры предназначены для детей пятого года жини.Вторая часть: Игры предназначены для детей 6-7 лет...

Картотека игр по развитию речи «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаё
Картотека игр по развитию речи...

Картотека игр по развитию речи «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаё
Картотека игр по развитию речи...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"
Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"...

