Развитие фонематического восприятия
консультация по логопедии

     Развитие фонематического восприятия. Задачи: учить произносить звук в различных позициях и параллельно обращать внимание на речь — развивать слуховое внимание, фонематический слух — то есть учить определять, есть ли звук в слове (на начальном этапе, а затем определять его место в слове (начало — середина — конец; определять какой по счету — учитывая возраст и возможности ребенка)). «Паровозик».

Игра «Поймай звук» Рассматриваем картинку вместе с ребенком. Взрослый называет предмет, а ребенок четко произносит [р] и показывает его место в слове на паровозике или только проговаривает (начало- конец-середина слова) или прячет букву Р в кулак, если этого звука в слове нет. » Рассматриваем картинки: учебные вещи, животные, имена мальчиков, имена девочек, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие фонематического восприятия (часть II)»

Подготовила: учитель-логопед

Савватеева Ю.А.

Развитие фонематического восприятия. Задачи: учить произносить звук в различных позициях и параллельно обращать внимание на речь — развивать слуховое внимание, фонематический слух — то есть учить определять, есть ли звук в слове (на начальном этапе, а затем определять его место в слове (начало — середина — конец; определять какой по счету — учитывая возраст и возможности ребенка)). «Паровозик».

Игра «Поймай звук» Рассматриваем картинку вместе с ребенком. Взрослый называет предмет, а ребенок четко произносит [р] и показывает его место в слове на паровозике или только проговаривает (начало- конец-середина слова) или прячет букву Р в кулак, если этого звука в слове нет. » Рассматриваем картинки: учебные вещи, животные, имена мальчиков, имена девочек, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, транспорт, профессии, продукты, деревья, цветы, ягоды, времена года, овощи, фрукты, дни недели… или вы называете слова (см. детские книжки).

Рассмотреть сюжетную картинку. Найти слова со [р].

Выбери карандаши (краски), в названии которых есть [р]. (! Простой карандаш)

Порядок автоматизации звука в словах. Предложенная выше последовательность введения вновь сформированного звука в различные типы слогов позволяет придерживаться следующего порядка автоматизации звука в словах: в начале слова, в конце слова, в середине слова, в словах со стечением согласных. В некоторых случаях звуки [р], [рь] формируются не в последовательности «в начале слова», «в конце», «в середине», а наоборот. Отталкивайтесь от того, что может ваш ребенок, что у него получается легче.

  • «Повторюшка» развивает внимание и расширяет словарный запас ребенка. Если какое-нибудь встреченное в игре слово малышу непонятно, объясните ему, что оно означает. Знаешь, кто такие повторюшки? Это такие смешные человечки, у которых очень большие ушки. Вот такие! И поэтому они хорошо слышат и любят всё повторять. Давай попробуем поиграть в повторюшек. Покажи, какие у них ушки боооольшие-пребоооольшие! А теперь повторяй:

И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора. Что из названного у тебя есть дома? Что здесь живое? Что неживое? (см речевой материал)

  • Игра «Телеграфист». (Это кто?) Я тебе буду называть слова, а ты произноси их, четко и по слогам. Му-ра-вей. Муравей, муравейник, каравай, караван, парашют, парашютист, каракатица, карандаш, карамель, курага, курабье, макраме, буран, баран, карась, гараж, барабан, баранки, фотография.
  • Какой слог исчез из слова Буратино? Бу...тино. - Ра. Буратино. Сорока? Со….ка. - Ро. Сорока..
  • Чтение слов ребёнком. Произносить (читать) слова по образцу: хо— р — , а — р — ка, фо — р — точ-ка
  • Игра «Один — много» Кедр - кедры, кадр-…, выдра-…, ведро-…, подруга-…
  • Игра «Назови ласково»
    Друг - дружок, подруга-…, дракон-…, квадрат-…, дрова-…, ведро-…, ядро-…, бедро-…
  • Игра «Актер» Скажи слова голосом медведя, кошечки, мышки, великана…. Либо вы называете слово — пирог А ребенок «играет» роль. Либо ребенок сам может прочитать слово, а затем произносит его с нужным голосом.

Игра «Будь внимательный» Повторяй слова, в которых есть [р]: мох, суп, пар, лак, рот, дым, сон, сыр, муж, лось, рак, мел, бор, сок, лук, мех, рубль, дом, брат, снег, квас, гром, град, стук, бровь, плот, душ, крот, ночь, брошь, лес, кран, нос, пёс, друг, дочь, круг, мак, сук, рысь.

  • Игра «Фотоаппарат». Запомни как можно больше предметов и назови. (подобрать в интернете или с сюжетной картинки).
  • Игра «Чего не стало?». Рассмотрели картинку, убрали. Была Корзина. Нет корзины. Был карандаш. Нет карандаша.
  • «Правильно ли я сказала слова?» Доробей, корох, доробка. Скажи эти слова правильно.
  • «Доскажи предложение».
    Королева сидит на…
    Трубочист чистит…
    Трубач играет на…
    По рельсам в городе ездит…
    Миша учиться на тройки он…
    Весной появляется зеленая…
    Машины мчатся по…
  • «Одно слово — много названий». Рожки, перо, розетка.
  • Перо птицы, перо для ручки.
  • Рожки (козленка), рожки (макароны).
  • Розетка для варенья, розетка электрическая.
  • Игра «В гостях у гномов». Я назову предмет, а ты сделай его маленьким. Ручка — ручечка. Карандаш — карандашик.
  • Игра «В гостях у великанов». Я назову предмет, а ты сделай его большим.
  • Подберем слова-«родственники» к словам тропа, трава, труба.
  • Трава — травка — травинка — травушка — травиночка.
  • Тропа — тропка — тропинка — тропочка — тропиночка.
  • Труба — трубка — трубочка — трубочист.
  • Какое слово не подходит? Рысь, рысенок, рысий, рысья, рыскать.
  • «Слово в слове». Разговоры (воры, говор, раз, розы, горы).

Чувствуя себя уверенно при выполнении этих заданий, мы усложняем учебный материал.

Учимся произносить [р] во фразе, словосочетании – 4 этап.

Виды заданий:

Развитие фонематического восприятия.

  • Послушай, скажи сколько слов я тебе сказала? В каком слове есть [р]? Где он находится? (какой по счету?). Смешная игрушка. Игрушка. В середине слова. (Третий).
  • Посчитай от 1 — 10 и обратно. Один карандаш, два карандаша, три карандаша, …., пять карандашЕЙ, ….., десять карандашей.
  • Игра «Опять 2 и 5». Например: Шар – 2 шара, 5 шаров. Слова: карандаш, тигр, кролик, персик, груша, тетрадь, морковка, муравей, сорока, зебра, морж, кровать, сарафан, пароход, фуражка, игрушка.
  • Подбери признак к предмету: морковь (оранжевая морковь, огромная морковь), картошка (свежая картошка), …..
  • Подбери действие к предмету: Рая (Рая сидит, Рая летит, Рая стараяется), пирог (пирог лежит, пирог засох, пирог испёкся),….
  • Счет 1 - 5 и обратно: ракушка + прилагательное (необычная ракушка). Одна необычная ракушка, две необычные ракушки, …, пять необычных ракушек.
  • Самостоятельное чтение ребёнком предложенных словосочетаний.


5 этап - автоматизация звука Р в предложениях.

Развитие фонематического восприятия. Послушай, скажи в каком слове или словах есть [р]? Где он находится? (какой по счету?). На столе лежит груша. Груша. В середине слова. (Второй). Миша грыз яблоко. Чем взрослее ребенок, тем сложнее учебный материал.

  • Повторить за взрослым предложение. Тамара чистит картошку. Груз доставили в Иркутск.
  • Продолжи предложения.
    Я несу дрова. Ты… Он… Она… Мы.. Они…
    Я читаю о друзьях. Ты… Он… Она… Мы… Они…
  • Измени предложения:
    Я несу картошку. Я несу морковку. Я звоню Рае. Я Роберту звоню.
  • «Предложения Незнайки». Незнайка все время ошибается. Рома рубить дрова. Разве так говорят? Исправь Незнайку! Научи его говорить правильно. У рогов красивая корова. Пироги постряпали Тамару. Морковка растёт в огороде.
  • С предложенным словом составить предложение.
  • Составить предложение по факту. (За ужином, после похода в магазин…) На ужин мама приготовила картофельное пюре. В магазине мы встретили папиного друга.
  • Две картинки объединить в одно предложение. (шуточное, небылица). Корова - сорока. Корова смотрит на сороку. Сорока умеет летать, а корова — нет.
  • С отработанным словосочетанием составить предложение. На диване лежит смешная игрушка. Один карандаш упал на пол.
  • В чистоговорках ребёнку предлагается продолжить фразу и закончить ее словом. Чистоговорки можно придумывать самим. Они не только закрепляют правильное произношение звука, но и развивают чувство ритма и рифмы.

Аш-аш-аш, есть у Ромы ... (карандаш).

Ши-ши-ши, на столе ... (карандаши).

Шом-шом-шом, рисует Рома ... (карандашом).

Вей-вей-вей, несет травинку ... (муравей).

Раном-раном-раном, баран бодается с ... (бараном).

  • Самостоятельное чтение ребёнком готовых предложенний.
  • Составление предложений со [р]. Юра играет. Утром Юра играет. Ранним утром Юра играет. Ранним утром Юра играет с братом. Ранним утром Юра играет с братом Ромой. Ранним утром Юра играет с роминым братом.

6 этап - автоматизация звука в связной речи (стихи, рассказы, свободная разговорная речь).

Развитие фонематического восприятия. Послушай и постарайся запомнить слова со [р].

Возле елочки — подарки,
Вокруг елки — хоровод.
До чего же праздник сладкий,
Этот славный Новый год!
И только после этого учим стихотворение.

«Учимся размышлять». Что общего между раком, карасем и ракушкой?

Чтение рассказов и ответы на вопросы о прочитанном, пересказ.

Составь рассказ по картинке.

Индивидуальные особенности ребенка. При всех общих правилах работы, дети, даже в одном и том же возрасте, имеют различные успехи. Ориентируйтесь на индивидуальные возможности ребенка. Я говорю о скорости работы. Кто-то при систематических занятиях двигается быстрее, кто-то медленнее.

Источник:

1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

«Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями»

laquo;Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями» В педагогике фонематическое восприятие и фонематический слух определяется как специальное ...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....