Причины конфликтов детей с ОВЗ со сверстниками в образовательной среде
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Романенко Анна Николаевна

Конфликтные ситуации неизбежны в любом коллективе, особенно в образовательной среде, где дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) взаимодействуют со сверстниками, педагогами и другими специалистами. Умение эффективно разрешать конфликты является важным навыком для педагогов, родителей и самих детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx14.27 КБ

Предварительный просмотр:

Причины конфликтов в образовательной среде

Конфликтные ситуации неизбежны в любом коллективе, особенно в образовательной среде, где дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) взаимодействуют со сверстниками, педагогами и другими специалистами. Умение эффективно разрешать конфликты является важным навыком для педагогов, родителей и самих детей. Понимание причин возникновения конфликтов и владение методами их конструктивного разрешения способствует созданию благоприятной образовательной среды, которая поддерживает развитие и социализацию детей с ОВЗ.

Причины конфликтов в образовательной среде

Конфликты в образовательной среде могут возникать по различным причинам, связанным как с индивидуальными особенностями детей с ОВЗ, так и с взаимодействием между участниками образовательного процесса. Основные причины конфликтов включают:

Индивидуальные особенности детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ могут иметь специфические особенности развития, которые влияют на их поведение, эмоциональное состояние и восприятие окружающей среды. Например:

  • Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) могут испытывать трудности в социальной коммуникации, невербальном общении и понимании эмоциональных сигналов, что может приводить к недопониманию и конфликтам со сверстниками и педагогами.
  • Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) могут проявлять импульсивность, гиперактивность и трудности с концентрацией внимания, что может вызывать напряжение в коллективе.
  • Дети с нарушениями слуха или речи могут испытывать сложности в выражении своих мыслей и потребностей, что также может стать источником недопонимания.

Важно отметить, что не только особенности самих детей с ОВЗ могут приводить к конфликтам, но и отсутствие понимания и принятия этих особенностей со стороны окружающих.

Проблемы в коммуникации

Проблемы в коммуникации являются одной из основных причин возникновения конфликтов:

  • Вербальные трудности: Некоторые дети могут испытывать затруднения в выражении своих мыслей словами, что приводит к фрустрации и возможным конфликтам.
  • Невербальные трудности: Дети с ОВЗ могут неправильно интерпретировать жесты, мимику и другие невербальные сигналы, что ведет к недопониманию.
  • Коммуникационные барьеры между педагогами и родителями: Отсутствие эффективного взаимодействия может привести к разногласиям в подходах к обучению и воспитанию ребенка.

Социальные стереотипы и предвзятое отношение

Социальные стереотипы и предубеждения могут негативно влиять на отношение к детям с ОВЗ:

  • Сверстники могут проявлять непонимание или избегать общения с детьми с ОВЗ, что ведет к их изоляции.
  • Педагоги иногда могут занижать ожидания от детей с ОВЗ или не предоставлять им достаточной поддержки.
  • Общество в целом может демонстрировать дискриминацию или стигматизацию, что сказывается на самооценке и эмоциональном состоянии ребенка.

Недостаточная подготовка образовательной среды

  • Отсутствие специальных условий: Недостаточная адаптация образовательной среды к потребностям детей с ОВЗ может создавать препятствия в обучении и приводить к конфликтам.
  • Недостаток ресурсов: Ограниченные материальные и кадровые ресурсы затрудняют создание инклюзивной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с особыми нуждами в культурно-образовательной среде: проблемы социальной интеграции и адаптации

Несмотря на широкую освещённость в научно-методической литературе вопросов, связанных с инклюзивным образованием в целом, в работе с детьми дошкольного возраста остаётся достаточного много нерешённых ...

Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста через конструирование мотивирующей образовательной среды ДОУ.

Правильно организованная система работы по художественно – эстетическому развитию детей, организация воспитательно - образовательного  процесса – позволят создать благоприятные условия для развит...

Программа городской опорной площадки «Формирование предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста через использование возможностей образовательной среды»

Цель: создание условий для распространения и внедрения современных педагогических практик по формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста.Задачи:повышать профессиональную к...

Презентация к занятию на формирование правильного отношения детей подготовительной группы к атрибутам школьной образовательной среды "В гости в Лесную школу"

Цель: формирование правильного отношения к атрибутам школьной образовательной среды.Задачи:Образовательные: закрепить знания детей о «школе», «школьных принадлежностях», продол...

статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды ДОУ."

Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации ...