Почему логопед отправляет к ортодонту
статья по логопедии (средняя группа)

Бочкарева Елена Сергеевна

Вот основные причины, по которым логопед может порекомендовать консультацию ортодонта:

1. Анатомические препятствия для правильной артикуляции

Для чистого произношения многих звуков (особенно свистящих [С], [З], [Ц], шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и сонорных [Л], [Р]) нужна точная работа языка, который должен упираться в определенные точки на нёбе или у зубов.

*   Узкое или высокое («готическое») нёбо: языку не хватает места для правильной артикуляции. Он не может принять нужную позу для произношения звуков, особенно [Р] и [Л].

*   Неправильный прикус (например, открытый, глубокий, перекрестный): при открытом прикусе передние зубы не смыкаются, из-за чего страдает произношение звуков, требующих контакта языка с зубами ([С], [З], [Ш], [Ж] и др.). Язык проскальзывает в щель, и звук искажается, появляется шепелявость.

*   Скученность зубов, диастемы (щели между зубами): Язык может непроизвольно проваливаться в щели или упираться не в те точки, что мешает четкой артикуляции.

*   Отсутствие зубов (особенно передних): Это полностью меняет артикуляционную базу и делает постановку многих звуков невозможной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_logoped_otpravlyaet_k_ortodontu.docx13.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ ЛОГОПЕД ОТПРАВЛЯЕТ К ОРТОДОНТУ

Отличный и очень важный вопрос! Отправка логопедом к ортодонту — это стандартная и абсолютно логичная практика, основанная на тесной связи между строением зубочелюстной системы и функцией речи.

Вот основные причины, по которым логопед может порекомендовать консультацию ортодонта:

1. Анатомические препятствия для правильной артикуляции

Для чистого произношения многих звуков (особенно свистящих [С], [З], [Ц], шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и сонорных [Л], [Р]) нужна точная работа языка, который должен упираться в определенные точки на нёбе или у зубов.

*   Узкое или высокое («готическое») нёбо: языку не хватает места для правильной артикуляции. Он не может принять нужную позу для произношения звуков, особенно [Р] и [Л].

*   Неправильный прикус (например, открытый, глубокий, перекрестный): при открытом прикусе передние зубы не смыкаются, из-за чего страдает произношение звуков, требующих контакта языка с зубами ([С], [З], [Ш], [Ж] и др.). Язык проскальзывает в щель, и звук искажается, появляется шепелявость.

*   Скученность зубов, диастемы (щели между зубами): Язык может непроизвольно проваливаться в щели или упираться не в те точки, что мешает четкой артикуляции.

*   Отсутствие зубов (особенно передних): Это полностью меняет артикуляционную базу и делает постановку многих звуков невозможной.

2. Короткая уздечка языка (анкилоглоссия)

Это одна из самых частых причин направления. Если уздечка под языком слишком короткая и плотная, она ограничивает его подвижность. Язык не может:

*   Подняться к верхним зубам или нёбу для звуков [Л], [Р], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

*   Качественно облизать губы.

*   Сделать «чашечку».

Это напрямую влияет на дикцию и четкость речи.

3. Нарушение функции жевания и глотания

Логопед смотрит не только на речь, но и на всю работу артикуляционного аппарата.

*   Инфантильное (младенческое) глотание: Когда при глотании язык упирается не в нёбо, а в зубы или просовывается между ними. Это создает постоянное давление на зубы, что может усугублять или даже вызывать ортодонтические проблемы (например, открытый прикус). Исправить прикус брекетами будет бесполезно, если не нормализовать функцию глотания — зубы снова разъедутся.

*   Низкий тонус языка или губ: вялые, слабые мышцы не могут обеспечить точные движения, необходимые для чистой речи.

4. Взаимное усиление эффекта от лечения

Часто логопед и ортодонт работают в тандеме:

1.  Сначала ортодонт: устанавливает брекеты или пластинки, чтобы расширить нёбо, выровнять зубной ряд и создать достаточно места для правильной работы языка.

2.  Параллельно или после логопед: как только появилось необходимое пространство, логопед начинает активно ставить и автоматизировать звуки, которые раньше были невозможны физически. Он также учит правильно пользоваться обновленным «аппаратом» — новым положением зубов и челюстей.

Вывод: Логопед отправляет к ортодонту, потому что понимает: причина речевого нарушения может быть не в мозге, а в строении речевого аппарата. Без устранения этой физической преграды логопедическая коррекция будет неэффективной, сильно затрудненной или вовсе невозможной. Сотрудничество этих двух специалистов — залог быстрого и устойчивого результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЧЕМУ ЛОГОПЕДУ НУЖНА ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ?

В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому привлекаются к работе родители и специалисты детского сада. Для успешного исправления речи детей, просто необходима ...

Логопед в помощь ортодонту

Использование миогимнастики в работе логопеда. Учет особенностей строение зубно-челюстного аппарата при коррекции речевых нарушений....

Когда логопед отправляет ребёнка к невропатологу

Многие родители бывают удивлены и даже напуганы, когда им предлагают показать ребѐнка неврологу. Согласна, что такие опасения вполне обоснованы. В этой статье мне хотелось бы рассказать, каким образом...

Причины нарушений речи у детей. Почему логопед рекомендует консультацию детского невролога?

Материал раскрывает некоторые причины нарушений речи у детей. Показана зависимость неврологических и двигательных нарушений у детей на формирование речи в дошкольный период.  Информация будет инт...

Зачем логопед отправляет к неврологу?

В статье дается объяснение взаимосвязи речевых нарушений с неврологическим аспектом....

Синдром «кабинетной речи» или почему логопеду НЕОБХОДИМА помощь родителей на этапе автоматизации звука у ребенка?

Часто родители считают, что если ребенок попал к логопеду, то все проблемы решены. Но успех коррекционной работы во многом определяется участием семьи в этом процессе. Родители должны знать, что любой...