Логопед в помощь ортодонту
статья по логопедии

Зайцева Екатерина Анатольевна

Использование миогимнастики в работе логопеда. Учет особенностей строение зубно-челюстного аппарата при коррекции речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_v_pomoshch_orgodontu.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема логопедической коррекции дефектов звукопроизношения у детей , имеющих зубочелюстные аномалии, стоит достаточно остро. Увеличивается количество детей, у которых нарушения звукопроизношения обусловлены анатомическими дефектами органов артикуляции. Использование только традиционного комплекса артикуляционной гимнастики в данном случае малоэффективно. Существует тенденция к значительному увеличению количества детей с зубочелюстными аномалиями .Такие аномалии формируются под воздействием многих внешних и внутренних факторов (периоды протекания беременности и родов, черепно-мозговые травмы,  способ вскармливания, положения во время сна, болезни детского возраста, 80%  - вредные привычки как взрослых так и детей; несовершенный акт жевания, глотания, дыхания; нарушение  осанки)

Наибольшее влияние на формирование зубочелюстно-лицевой системы оказывают функции дыхания, глотания, жевания и речи

Миогимнастика – это гимнастика для недостаточно или неправильно функционирующих групп жевательных и мимических мышц, разработанная ортодонтами в целях формирования и нормализации функций мышц челюстно-лицевой области и ротовой полости.

Миогимнастика используется при:

  • зубочелюстные аномалии
  • укорочении подъязычной связки
  • пониженном тонусе мышц артикуляционного аппарата
  • нарушении функции дыхания
  • нарушении функции глотания
  • нарушении функции жевания
  • в профилактических целях

Значение миогимнастики в логопедической работе:

  • Профилактика развития зубочелюстных аномалий и нарушений звукопроизношения
  • Происходит коррекция патологического развития функций жевательных и мимических мышц
  • Позволяет ускорить сроки преодоления речевых расстройств, в частности, при дизартрии и механической дислалии, а также качественно улучшить систему их коррекции
  • Расширяются двигательные возможности органов артикуляции, что благоприятно отражается на качестве звукопроизношения.

Необходимо работать в тесном контакте с ортодонтом, с целью обеспечения более качественных результатов коррекции.

Необходимо соблюдать профилактические меры по предупреждению зубочелюстных аномалий.

Миогимнастика — как метод лечебной физкультуры, может применяться в логопедии для профилактики и устранении аномалий зубочелюстной системы, но и способствовать исправлению дефектов звукопроизношения.

Доступность метода позволяет применять его в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Для достижения наилучших результатов предлагаем использовать миогимнастику в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой

Развитие круговой мышцы рта.

  • При сомкнутых губах ребенок надувал либо правую, либо левую щеку и медленно выдувал воздух либо через правый, либо через левый угол рта соответственно.
  • При протрузии верхних фронтальных зубов ребёнок надувал воздух под верхнюю губу, при мезиальном прикусе – под нижнюю.
  • Ребенок осуществлял накусывание верхней губы при дистальном прикусе и нижней губы при мезиальном прикусе.
  • Ребёнок вытягивал нижнюю губу и охватывал ею верхнюю губу, затем верхнею губой охватывал нижнюю. 
  • Ребёнок вытягивал нижнюю губу, охватывал ею верхнюю губу, затем через щель между верхней и нижней губами производил сильный выдох в направлении носа.
  • Ребёнок закладывал согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивал их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.

Развитие мышц, регулирующих положение нижней челюсти.

  • При дистальном прикусе ребёнок медленно выдвигал нижнюю челюсть впрёд  до тех пор, пока режущие края нижних резцов не устанавливались впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживалась около 10 сек, затем медленно занимала исходное положение. То же упражнение ребёнок выполнял с поворотом головы сначала вправо, а затем влево.
  • При мезиальном прикусе ребёнок открывал рот и медленно закрывал его, смещая нижнюю челюсть назад, и устанавливал передние зубы в краевом смыкании. Такое положение удерживалось в течение 4-8 сек. Облегчённый вариант выполнения упражнения – движение челюсти с запрокидыванием головы назад.
  • Имитация ребенком активных жевательных движений: а) с сомкнутыми губами, б) с разомкнутыми губами, широко открывая рот и как можно сильнее напрягая мышцы нижней челюсти.

Упражнения, направленные на развитие подвижности

нижней челюсти:

  • широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то как можно дальше вперед, то максимально назад;          
  • предлагалось координировать направление движений нижней челюсти и темп их выполнения с движениями руки педагога. Движения руки педагога  в горизонтальной плоскости соответствовали смещению нижней челюсти ребенка вправо, влево, вперед, назад; движения руки в вертикальной плоскости определяли открывание и закрывание рта ребенка со смещением нижней челюсти или без него.
  • Ребенок широко открывал рот и помещал указательные пальцы рук на боковые зубы нижнего зубного ряда, надавливая на нижнюю челюсть. При попытке сомкнуть челюсти возникал эффект сопротивления.
  • Педагог помещал свою руку по подбородок ребенка. Ребенок пытался открыть рот (опустить нижнюю челюсть), преодолевая сопротивление руки.
  • Специалист располагал большой палец своей правой руки на подбородке под нижней губой ребенка и производил легкое надавливание на его нижнюю челюсть в горизонтальном направлении; ребенок, напрягая мышцы нижней челюсти, пытался преодолеть сопротивление и выдвинуть нижнюю челюсть вперед. 

Таким образом, в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у детей с патологиями строения органов артикуляции целесообразно использовать в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой элементы миогимнастики, разработанной в ортодонтии в целях формирования и нормализации функции мышц челюстно-лицевой области в процессе коррекции деформаций зубочелюстной системы и ротовой полости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда идти к логопеду? В помощь родителям.

Формирование речи - длительный и сложный процесс. Родители должны вовремя обратить внимание на то, как говорит их ребенок. Отклонения в речи препятствуют правильному развитию познавательных процессов,...

Логопедия. Логопедическая помощь детям раннего возраста

В последние годы определилось особое направление в логопедии -превентивное логопедическое воздействие, отвечающее положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства.Первые успе...

ПОЧЕМУ ЛОГОПЕДУ НУЖНА ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ?

В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому привлекаются к работе родители и специалисты детского сада. Для успешного исправления речи детей, просто необходима ...

Синдром «кабинетной речи» или почему логопеду НЕОБХОДИМА помощь родителей на этапе автоматизации звука у ребенка?

Часто родители считают, что если ребенок попал к логопеду, то все проблемы решены. Но успех коррекционной работы во многом определяется участием семьи в этом процессе. Родители должны знать, что любой...

Консультация для родителей "Когда обращаться к логопеду за помощью"

Представлена консультация для родителей, где прописаны проблемы, на которые стоит обратить внимание при развитии речи своего ребенка...

Буклет "Логопед советует".Помощь ребенку в автоматизации новых звуков

Буклет для родителей. Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его пре...