Консультация для родителей "Артикуляционные сказки"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_artikulyatsionnye_skazki.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Артикуляционные сказки»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире.

С помощью артикуляционной гимнастики вырабатываются правильные полноценные движения артикуляционных органов, что необходимо для правильного произношения звуков.

Существенную роль в процессе развития связной речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Сказка – спутник детства любого ребенка. Все мы знаем, что чтение сказок расширяет словарный запас ребенка, развивает образное мышление. При систематическом рассказывании сказок, у ребенка развивается слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги.

Характерными особенностями детей дошкольного возраста являются: быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, низкая мотивация на занятиях. Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывают у дошкольников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия. (все упражнения выполняются перед зеркалом).

" Домик для Язычка " 

Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашёл себе дом. Какой? Рот. (открываем ротик) Обрадовался Язычок («Улыбка», произносим и-и-и) и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь — губы (облизываем губы), вторая дверь — зубы (показываем зубы). В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щёки (надуваем щеки). А потолок был твёрдым и назывался нёбо. Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нём всегда было сыро, даже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное - не было сквозняков 

" Язычок делает ремонт."

 Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего, он проветривал свой дом, для чего сначала открывал первую дверь - губы, затем вторую дверь – зубы (открываем рот), после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. («Чистим зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка с внутренней стороны «почистить» нижние зубы, потом верхние (зубы можно чистить и снаружи и внутри). Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребёнок двигает языком 5-10 раз вперёд-назад и из стороны в сторону по нёбу - упражнение “Маляр”.) Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щёк обоями. Делал он это очень аккуратно, наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка сверху-вниз по внутренней стороне обеих щёк.) После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт.) Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы - упражнение “Забор”.) 

«Сказка о Веселом Язычке»

Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами! Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка. Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. (взрослый показывает языком движения) А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй! А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а". Услышит, как лошадка ржет "и- и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и". Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У - у- у". Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.

«Язычок и лошадка»

Как-то летом Язычок, выглянув в дверь (движение языка вперед), увидел на лужайке маленькую симпатичную лошадку. Она пощипывала травку (губы в улыбке, зубы покусывают язычок)и весело помахивала хвостом (движение языка из стороны в сторону). Язычок выбежал из дома и протянул лошадке кусок подсоленного хлебца. Та осторожно взяла его мягкими губами (вытягиваем губы дудочкой вперед). На спине у лошадки было широкое седло (упражнение “Чашечка”улыбнуться широко открыть рот высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)) и Язычок решил покататься верхом. Он ловко вскочил в седло, и лошадка поскакала! (Дети руками “держат поводья” и звонко цокают языком - упражнение “Лошадка”.) Время от времени Язычок натягивал поводья и останавливал лошадку: “Тпр-р-р...” (Подуть на губы ). Названные упражнения повторить несколько раз, чередуя.

"Язычок в зоопарке" 

Язычок подружился с лошадкой, но вместе жить они не могли: лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего нового друга,и ездил верхом. (Упражнение “Лошадка”.) В зоопарке у Язычка появились новые знакомые. Самым большим из них был бегемот Боня. Когда Язычок подходил к его бассейну, Боня широко раскрывал рот (дети открывают рот как можно шире) и ждал какого-нибудь лакомства. Получив его, захлопывал огромную пасть и начинал жевать. (Дети делают то же самое.) Самым сердитым был индюк. Когда кто-нибудь сердил его, он тряс красным носом и “болботал”. (Очень быстрые движения широким языком, который бьёт по верхней губе, издавая при этом характерные звуки «бл-бл» - упражнение “Индюк”.) Самым добрым и безобидным Язычок считал ужа. Он только на первый взгляд казался страшным, особенно когда высовывал длинный и узкий язык, похожий на жало. (Упражнение “Иголочка”, высовываем язык, как можно дальше и удерживаем его) Язык быстро-быстро передвигался из стороны в сторону. (Дети узким длинным языком выполняют соответствующие движения - упражнение “Маятник”.) Самой весёлой была обезьяна. Она любила всех смешить, поэтому всё время строила рожи: высовывала язык, надувала щёки, делала вид, что полощет рот, пыталась языком дотянуться до носа, а затем до подбородка. (Дети выполняют все эти движения.)

Удачи Вам и терпения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сказка как фольклорный элемент"

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-р...

Консультация для родителей. Сказка в жизни ребенка.

Материал поможет родителям в правильном выборе литературной сказки для детей....

консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....

Консультация для педагогов" Сказки на кончиках пальцев"

Выдающийся педагог В.А Сухомлинский говорил, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Предлагаемые пальчиковые игры можно использовать при проведении хороводов после чтения сказок....

Консультация для родителей." Сказки, которые мы читаем детям" Семейный куб: «В гостях у сказки»

Консультация для родителей."Сказки, которые мы читаем детям".Семейный куб: «В гостях у сказки»...

Консультация для воспитателей: СКАЗКА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ. « Формирование интереса к словесному искусству через СКАЗКИ»

Сегодня мы будем говорить о русской народной сказке, о её роли в нравственном воспитании детей. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себе л...