Консультация для воспитателей: СКАЗКА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ. « Формирование интереса к словесному искусству через СКАЗКИ»
консультация по логопедии на тему

Марина Сергеевна Замогильная

Сегодня мы будем говорить о русской народной сказке, о её роли в нравственном воспитании детей. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себе лучшие черты людей, познают добро и зло, трусость и смелость, проявляют сочувствия и сострадание, заряжаются положительной энергией, получают знания о мире и учатся жить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._konsultatsiya_s_vospitatelyami_knizhki_svoimi_rukami.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

Департамент образования администрации Сургутского района

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад общеразвивающего вида  «Аист»

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно – эстетическому развитию детей

Консультация для воспитателей:

СКАЗКА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ.

« Формирование интереса

 к словесному искусству через СКАЗКИ»

   

Подготовила:

учитель-логопед

 Замогильная Марина Сергеевна

2014 г.

Консультация для воспитателей:

« Формирование интереса к словесному искусству через СКАЗКИ»

  1. Сегодня мы будем говорить о русской народной сказке, о её роли в нравственном воспитании детей. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себе лучшие черты людей, познают добро и зло, трусость и смелость, проявляют сочувствия и сострадание, заряжаются положительной энергией, получают знания о мире и учатся жить.
    Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.
    Народные сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Пришло время, и эти сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас почти без изменений, а некоторые прошли литературную обработку и стали понятнее и доступнее. Но самое главное, что все эти сказки выдержали испытание временем в силу своих высокохудожественных качеств.
  2. Давайте вместе с вами вспомним сказки. Я приготовила вам вопросы по сказкам.

Викторина по сказкам.

  • Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство?  (Лиса)
  • Назовите имя сказочного царя-долгожителя.( Кощей)
  • Какая швейная принадлежность может представлять смертельную опасность для сказочных долгожителей?     (Иголка)
  • Кто исполнял все желания Емели? (Щука)
  • Какая героиня владеет собственным летательным аппаратом? (Баба Яга)
  • Кто помог Алёнушке справиться с горем, взяв её замуж после превращения братца в козлёнка?  (Купец)
  • Назовите место рождения Колобка.  (Печь)
  • Продолжите выражение: «Скоро сказка сказывается, да…» (не скоро дело делается)
  • Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки
  • «Битый небитого везет...». Кому принадлежат эти слова? (лиса) 
  • Какой фрукт погубил царевну в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (яблоко) 
  • Весёлый, забавный сказочный персонаж, который живёт на крыше? (Карлсон) 
  • Сколько девиц пряли под окном поздно вечерком в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»? (три)
  • Какой предмет хозяйственного назначения попросил у золотой рыбки старик по велению своей жены в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (корыто) 
  • Назовите имя начальника умывальников и командира мочалок. (Мойдодыр) 
  • Какие волшебные слова нужно было сказать в сказке «Цветик-семицветик», для исполнения желания? (лети, лети лепесток…) 
  • Кому принадлежат слова: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?»? (Морозко) 
  • Сказочный персонаж живущий исключительно в воде? (Водяной) 
  • Как называется сказка в которой девочка разыскивает заколдованного мальчика с ледяным сердцем? (Снежная королева
  • В какой сказке мышка с лёгкостью справляется с работой, с которой не могли справиться ни дед ни баба? (Курочка ряба) 

3. Все русские народные сказки, без исключения, являются учебником нравственного воспитания ребёнка, и способствуют развитию эстетических чувств, без которых немыслимо представить и сердечную чуткость к человеческому несчастью, страданию, горю, а так же и благородство души.
Важный смысл, который несёт сказка для дошкольника – усвоить не пассивность, а активность в преодолении неуверенности в себе и собственных страхов.

     Сейчас снова поиграем. Дидактическая игра: «Какая картинка лишняя»
Я предлагаю вам  иллюстрации к сказкам. Команда должна исключить лишнюю сказку и обосновать свой выбор. Какая сказка изображена на картинке? Какая сказка лишняя?

4. Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реалий действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком. В сказке есть четкая граница:  это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

   5. Особое место в работе с детьми занимает материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Я не первый год работаю по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством опорных схем и мнемотаблиц». Мною разработан специальный комплекс занятий по сказкам с использованием различных игр, а также приёмов мнемотехники и моделирования. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов таких занятий.

«Рассказывание сказки «Теремок»» (средняя группа)

Задачи:

  • Обучающие:
  • называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;
  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;
  • упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
  • закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
  • закреплять последовательность действий персонажей благодаря методу моделирования.
  • Развивающие:
  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
  • умение соотносить звуковые символы с образами.
  • Воспитательные:
  • воспитывать доброе отношение к животным;
  • приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Наглядный материал:

  • мнемотаблицы (к сказке «Теремок», «Три медведя», «Лиса и Заяц», «Курочка Ряба», «Колобок»).

6.  Изображение сказки  символами.  Догадайтесь,  какая сказка изображена на доске?

     

7. Разминка: «Сочини новое окончание сказки». 
У каждого из нас свой мир, и, наверное, каждому хочется его изменить, сделать лучше. А что может сделать ваш мир лучше? (ответы).
А мой мир становится ярче и красочнее, когда в нём появляются волшебство и сказки. Я хочу пригласить всех вас в мир сказки, волшебства и творчества.
Для сказочного настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Чтобы разбудить ваше творчество, я предлагаю вам «поиграть» с простой, всеми хорошо известной русской народной сказкой «Репка» - «Сочини новое окончание сказки» (Пример: «не смогли вытащить репку, побежали за крановщиком, приехал он на кране, подцепил репку и выдернул её, все остались довольны», «вытащив репку, бабка сварила из неё вкусную кашу и все вместе сели за стол, а мышке потом ещё дали кусочек с собой»).
В сказке о репке говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но ещё и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причём помочь могут не только большие, но и даже такие маленькие, как мышка.
А знаете ли вы, что в древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по иному: «… Позвала жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!».
И тогда уже смысл сказки в том, что всякое дело нужно доводить до конца.

Памятка «Как поддержать у детей интерес к сказке?»

  • Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день. Заведите детскую библиотечку. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
  • Вместе с ребёнком окунитесь в волшебный мир сказок, не только читая текст, но и рассматривая иллюстрации.
  • До и во время чтения книги объясните ребёнку значение трудных или незнакомых слов. Спросите, чем понравилась ребёнку книга, что нового из неё он узнал.
  • Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии. Поддерживайте стремление ребёнка рассказать знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке.
  • Организуйте дома небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, настольный плоскостной театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетов книг.

Рекомендации «Какие игровые приёмы со сказкой можно использовать в работе с детьми»

  • Игры со сказками по дороге домой или в детский сад:

 - «Отгадай название сказки»;
 - «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»;
 - «Что лишнее?».

  • Игры со сказками дома:

 - «Сочини новое окончание сказки»;
 - «Звукорежиссёры»;
 - «Пропущенный кадр».

  • Игры со сказками для разрешения конфликтной ситуации:

 - «Найди выход»;
 - «Новые сказки»;
 - «Сочини сказку».

  • Игры со сказками перед сном:

 - «Сказочная цепочка»;
 - «Встреча героев»;
 - «Пересказ сказки по первым слогам».

 

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки,
музыки, фантазии и творчества.
Без этого он – засушенный цветок»

                                                                                       В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование духовно-нравственных качеств детей с задержкой психического развития через сказку в ДОУ»

Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. В настоящее особенно актуальн...

Консультация для педагогов Формирование математических способностей дошкольников через сказку.

Подготовке детей к основам математики отводится важное место. Это можно объяснить началом обучения с раннего возраста, избытком информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к ко...

«Формирование интереса к словесному искусству через СКАЗКИ»

Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребё...

"Формирование элементарных математических представлений через сказку". Воспитатели МБДОУ "Детский сад №14" Юдина Алевтина Геннадьевна , Бушмакина Елена Николаевна

Свою работу начали с пополнения предметно-развивающей среды.В группе были созданы соответствующие условия дляформирования элементарных математических представленийчерез сказку.Имеющийся материал распо...

Статья на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству через проектную деятельность»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству через проектную деятельность»...