Социализация и развитие выразительной речи и приобщение к словесному искусству через театральную деятельность
статья на тему

Колганова Людмила Алексеевна

Интеграция образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mame.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение

           Общеразвивающего вида детский сад № 2 города Руза

Интеграция                 образовательных областей.

Социализация и  развитие выразительной речи и приобщение к словесному искусству через театральную деятельность

                                                             Доклад подготовила и читала

                                                               Воспитатель МДОУ № 2

                                                                               Колганова Л.А.

                                                           

                                      Руза, 2012

Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни. Современный ребенок сегодня имеет высокий умственный потенциал, но хорошо владея знаниями, часто не могут применять их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у дошкольников представления о целостной картине мира.

Интеграция основывается с одной стороны на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности, с другой – основной интеграции применительно к предметам и содержанию эстетически-художественного направления, является образ замысливаемый, передаваемый в разных видах деятельности, специфическими средствами выразительности, интегрированная технология, реализуемая в воспитательном образовательном процессе в ДОУ позволяет качественно на новом более эффективном, доступном пути для ребенка, уровня усвоить большинство разделов программы.

Следует выделить следующие требования к структуре интегрированных занятий:

- Четкость, компактность, сжатость учебного процесса;

- Продуманность и логическая взаимосвязь, изучаемого материала на каждом занятии;

- Большая  информативная емкость учебного материала;

- Большая информативная емкость учебного материала, используемая на занятиях;

- Систематичность и доступность изложения материала, необходимость соблюдения временных рамок занятия.

В ФГТ отсутствует даже упоминания о занятиях. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В игре  складываются основные новообразования дошкольного детства, внутренний план действий, наглядно-образные и даже теоретически образное мышление, формируется развитие речи. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель современной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением условий для детей и воспитателей. Для повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходимо использовать инновационные технологии, позволяющие осуществлять не только взаимосвязь одного из разделов реализуемой комплексной программы «от рождения до школы», с другим, в сочетании разнообразных видов деятельности, но прежде всего осуществить взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или иначе говоря, осуществлять интегрированный подход в обучении.

На основе ФГТ в нашем дошкольном учреждении идет интеграция образовательных областей. Единение и взаимодействие главное  в образовательном процессе. Интеграция способствует условию знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки.

Речь является важным средством самовыражения ребенка. Выразительная речь делает его интересным собеседником. Работа по формированию выразительной речи дошкольника должна пронизывать всю жизнь в детском саду, должна вестись на всех занятиях, включая все режимные моменты.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание условий в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания, причем не только в обычном разговоре но и публично не стесняясь посторонних слушателей. Привычку к выразительной речи воспитывать надо с малолетства. Самый короткий путь эмоциональной раскрепощенности ребенка и снятия зажатости, через игру, фантазию и сочинительство – это театральная деятельность. Воспитательные возможности  театральных игр широк. Участвуя в них дети знакомятся с окружающим миром во всем его разнообразии: через образы, краски, звуки, а умело направленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы, обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик героев, собственных взысканий, незаметно пополняется словарь ребенка, совершенствуется культура речи, интонационный строй. Исполнительная роль, произносительные реплики ставят ребенка перед необходимостью понять, изъясняться ясно и четко, у него улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность. Театральные игры позволяют ребенку приобщаться к достижениям истории культуры и освоение этого делает ребенка культурным человеком. Самостоятельность ребенка служит его развитию творческих способностей.

Театральная игра имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении. Увлекательность, образованность, эмоциональность театральной игры – близки к детям.

Театральная игра является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, заставляет сочувствовать героям, сопереживать и тем самым формировать выразительную речь. Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературные произведения для детей всегда имеют нравственную направленность «дружба, доброта, честность, смелость». Благодаря сказкам, рассказам ребенок изучает мир, не только слухом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания. Развивая ребенка в театральной деятельности воспитатель должен:

  1. Создать условия для творческой активности детей;
  2. Поощрять  творчество ребенка;
  3. Развивать способность свободно держатся при выступлении, побуждать ребенка к импровизации.
  4. Создать условия к совместной театральной деятельности взрослых и детей.
  5. Обеспечивать взаимосвязь театральных игр с другими видами деятельности.

Театральная деятельность позволяет детям решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица кого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительность речи. Театральные игры  помогают всесторонни развивать ребенка.., Таким образом, театрализованная деятельность важнейшее средство формирования выразительной речи, а также способность распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонациям, умение ставить себя на его место в различных ситуациях и находить способы содействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Формирование у детей интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия, эстетического вкуса у них»

Цель  педагогического совета:1. Проанализировать, как организована  работа в ДОУ по развитию художественного восприятия, эстетического  вкуса, формирование  у детей интереса к худо...

Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу по вопросу «Формирование интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству у детей дошкольного возраста МКДОУ д/с № 27»

Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу по вопросу «Формирование интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству ...

Презентация "Формирование навыков в продуктивной деятельности у детей старшего возраста через приобщение к словесному искусству в ходе проведения ДОД"

Формирование навыков в продуктивной деятельности у детей старшего возраста через приобщение к словесному искусству в ходе проведения ДОД...

Приобщение к миру искусства через танцевальную деятельность. Советы родителям.

Существует множество споров, полезна хореография для детей или нет. Каждый родитель хочет, чтобы их ребёнок был сильным, гибким и уверенным в себе. Всё это может дать такой вид деятельности, как хорео...

Статья на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству через проектную деятельность»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству через проектную деятельность»...