Программа профессионального саморазвития педагога «Развитие выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
рабочая программа (средняя группа)

Масленникова Регина Раиловна

 Цель Программы: повышение профессиональной компетентности в вопросе приобщения детей среднего дошкольного возраста к развитие выразительности речи через театрализованную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya.docx56.52 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Описание: Описание: Безимени-1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 464 «Лукоморье»

Программа профессионального саморазвития педагога

«Развитие выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста

через театрализованную деятельность»

                                                 на 2024– 2025 учебный год.

Автор: Масленникова Регина Раиловна

воспитатель

Нижний Новгород

Пояснительная записка

Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования продолжается, и главным его двигателем по-прежнему остается воспитатель ДОУ. Повышается роль педагога, и растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески.

Сегодня педагог поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. Функции педагогической деятельности воспитателя детского сада отражают как общее назначение педагога, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой работы ДОУ и современными требованиями к ней.

Современный воспитатель детского сада является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с дошкольниками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога.

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании детей. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.

Актуальность программы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования, в необходимости инновационной деятельность воспитателя в условиях изменяющейся среды, что позволяет ему иметь личностный вектор профессионального развития, как признака определенного уровня его педагогической культуры.

Самообразование воспитателя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

  1. Выбор направления и темы самообразования.
  2. Формулирование цели и задач самообразования.
  3. Определение круга источников информации.
  4. Выбор формы самообразования.
  5. Составление плана самообразования.
  6. Определение результата самообразования.
  7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

        В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

     Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории.

          Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса - это изменение голоса по высоте, силе, тембру, длительности, ритму).

          Дети учатся владеть своим голосом, мимикой, жестами, а главное – четкой артикуляцией. Участие детей в театрализованных играх способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом.

           Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

 Цель Программы: повышение профессиональной компетентности в вопросе приобщения детей среднего дошкольного возраста к развитие выразительности речи через театрализованную деятельность.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и поиска информации в интернете.
  2. Изучить педагогические, психологические и методические литературные источники по проблеме.
  3. Создать условия в группе для приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через различные виды деятельности: пополнить РППС группы дидактическим и иллюстративным материалом, художественной литературой по теме.
  4. Подготовить отчет о проделанной работе для педагогов ДОУ и  родителей.

Основные направления реализации программы:

  1. Расширение образованности.
  2. Повышение педагогической и психологической компетентности.
  3. Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
  4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Формы и методы самообразования:

Основным механизмом для достижения цели программы и, объединяющим все аспекты непрерывного профессионального развития, являются различные формы и методы самообразовательной деятельности.

Методы самообразовательной работы по программе:

  • теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме
  • обобщение эффективного педагогического опыта
  • наблюдение, беседы (интервью), анкетирование
  • анализ продуктов деятельности педагогов

Ожидаемые результаты: у меня, как у воспитателя, сформируются основы педагогического мастерства и профессионализма, а именно:

- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

- овладение педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.

Этапы реализации программы:

1 этап: Информационно – аналитический.

п/п

Автор. Название источника.

Издательство, год

Период изучения.

1.

2.

3.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования.

ОП ДО МАДОУ «Детский сад № 464 «Лукоморье»

Сентябрь.

4.

5.

Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2004. — 255 с.

 Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. — № 3.

Октябрь

6.

7.

Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». -М.: АРКТИ, 2004.

Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети. — М.: МИОО, 1995

Ноябрь

9.

10.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005. — 159 с.

Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. — N10. — с. 9-14.

Декабрь

11.

12.

Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников.- М.: Просвещение, 2001. -127 с.

Караманенко, Т.Н., Караманенко, Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2002. - 191 с.

Январь

13.

14.

Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - М.: Ярославль: Академия развития, 2002. - 208 с.

Махнева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - С.9-16, 76-121

Февраль

15.

16.

Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие.. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.

Павалаки, И.Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников : Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 - 156 с.

Март

17.

18.

Петрова, Т. И., Сергеева, Е. Л., Петрова, Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: «Школьная Пресса», 2000. - 128 с.

Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание.  - 2002.  - № 6.  - С. 61-63; 2003.  - №2.  - С.129-130.

Апрель

2 этап: Организационно – теоретический

Проблема

Содержание работ

Форма отчетности

Срок

Повышение своего профессионального уровня

1. Изучение нормативных документов

2. Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме.

3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

4.Анализ РППС группы по ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»

4. Прогнозирование  результатов

Выписка основных идей в рабочей тетради.

Составление понятийного словаря

Фрагмент календарного плана.

Список необходимых изменений и дополнений и план  обогащения РППС группы.

Сентябрь – октябрь

Ноябрь

3 этап: Практический

Проблема

Содержание работ

Форма отчетности

Срок

Использование наиболее эффективных форм работы с детьми и с родителями.

1. Подбор и изготовление дидактических игр, пособий, направленных на   приобщение детей к театрализованной деятельсноти.

Пополнение РППС – ОО  «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»,

Создание ширм для театральных постановок: напольная и настольная ширмы.

Изготовление разных видов театров: вязанный пальчиковый театр «Теремок», пальчиковые театры из фетра: «Рукавичка», «Теремок», «Три медведя», театр ходилки из фетра «Заюшкина избушка», Настольные театры на липучках «Лисичка со скалочкой», «Гуси лебеди», «Заюшкина избушка.

театры на шпателях : «Три поросенка», «Красная шапочка», «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»

дидактических игр: круги Луллия «Репка». «Колобок», «Найди сказку», 5 D театрализованная 

игра «Составь и расскажи сказку по картинкам»

 Изготовление масок героев сказок.

Ноябрь    – март

3. Реализация запланированных форм работы с детьми и родителями по формированию духовно–нравственных качеств через приобщение к русской народной культуре

Циклы занятий по приобщению детей театрализованной деятельности.

Проведение праздников, развлечений, досугов

Проведение семейного клуба «Родные люди»

Консультации для родителей на «Театрализованная игра ,как средство развития речевой деятельсноти у детей», «Развитие выразительности речи через театрализованную еятельсность» «Мы идем в театр», «Зачем читать детям сказки» «Читайте ребенку правильные сказки», «27 марта – день Театра» 

Посещение с родителями и детьми кукольного театра «Мабу» и театра
«Зазеркалье»

Постановка и показ русской народной сказки «Репка» и мордовской народной сказки«Как собака друга искала»

4.  

Представление опыта работы

4 этап: Заключительный

Проблема

Содержание работ

Форма отчетности

Срок

Повышение интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к данной проблеме

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Проведение мониторинга освоения программы детьми по ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Развитие речи»

3. Распространение опыта работы.

4. Обобщение результатов на заседании итогового педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

5. Планирование деятельности и перспектив развития.

Критерии оценки качества планирования и организации педагогической деятельности

Заполнение мониторинговых карт

Публикация статей на сайте maam.ru, «Мир педагога»

Отчет о проделанной работе

Перспективный план работы

Апрель - май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Развитие у детей связной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фрагмент...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

На современном этапе, в мире телевизоров и компьютеров дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, значительно обедняя свою чувственную сферу. Дошкольники стали менее отзывчивыми к чувства...

Консультация для педагогов «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Четкая и правильная речь — это залог результативного общения, решительности, благополучия.Как известно, формирование словаря у дошкольников это – комплексное взаимодействие с ребёнком, одн...

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

В методическое пособие расчитано для детей возрастом 4-5 лет, в нем 31 занятие. Пособие может быть использовано воспитателями, с целью развития речи дошкольников....

Программа профессионального саморазвития педагога «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения».

Программа профессионального саморазвития педагогаСроки реализация программы: 2022-2023 учебный год. «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и ...

План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» К.С. Станиславский ...