Консультация для педагогов «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
консультация (старшая группа)

Зверева Ирина Евгеньевна

Четкая и правильная речь — это залог результативного общения, решительности, благополучия.

Как известно, формирование словаря у дошкольников это – комплексное взаимодействие с ребёнком, одновременно  с ознакомлением его  с окружающей действительностью, и воспитания правильного отношение к окружающему.

Слово - основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение, звуковой состав, морфологическую структуру. Все эти характеристики учитываются при организации развития словаря ребенка.

 Одним из самых эффективных средств развития словаря  ребенка в дошкольном возрасте является театрализованная деятельность. Она стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми), является неисчерпаемым источником развития чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Развитие связной речи у  детей старшего дошкольного возраста  посредством театрализованной деятельности»

Развитие словаря у  детей старшего дошкольного возраста  посредством театрализованной деятельности


Четкая и правильная речь — это залог результативного общения, решительности, благополучия.

Как известно, формирование словаря у дошкольников это – комплексное взаимодействие с ребёнком, одновременно  с ознакомлением его  с окружающей действительностью, и воспитания правильного отношение к окружающему.

Слово - основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение, звуковой состав, морфологическую структуру. Все эти характеристики учитываются при организации развития словаря ребенка.

 Одним из самых эффективных средств развития словаря  ребенка в дошкольном возрасте является театрализованная деятельность. Она стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми), является неисчерпаемым источником развития чувств.

       В современных требованиях ФГОС ДО. В требованиях к результатам освоения ООП ДОО представленных в виде целевых ориентиров говорится:

-Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, построения речевого высказывания в ситуации общения

-Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении

-Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

-Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

-Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры.

- Знаком с произведениями детской литературы.

Знаменитый советский психолог Л.С. Выготский отмечал, что театр - самый доступный вид искусства для детей дошкольников. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника.

Л.В. Артемова указывает, что «театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи»

Маханева М.Д. «Разностороннее влияние театрализованных игр на речевое развитие ребенка позволяет использовать их как эффективное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость».

В последнее время,  имеет место,  тенденция связанная с недостаточностью общения ребенка в семье,  заменой «живого общения» - на виртуальное, чтения - на просмотр мультфильмов посредством сети Интернет. Результатом этого является низкий уровень  речевого развития. Игровая деятельность  угасает или заменяется   на обучение.

Возникает необходимость создания условий для развития связной речи у детей посредством театрализованной деятельности.

Исходя из актуальности проблемы, мною были определены цель и задачи:

Цель:  Создание условий для развития связной речи  у детей старшего дошкольного возраста, через театрализованную деятельность

Задачи:

1.Изучить научно-методическую литературу по данному вопросу.

 2. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей через чтение художественной литературы, беседы о  театре, в интеграции с другими образовательными областями.

3.Развивать умение понимать обобщенные слова, слова   обозначающие предметы ближайшего окружения.

4.Способствовать формированию  интереса у  детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения.

5. Развивать умение взаимодействовать и ладить  между собой.

6. Вовлекать семью в совместно организованный процесс речевого развития детей, через театрализованную деятельность на основе партнерских отношений.

7. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду для обеспечения оптимальных условий, способствующих речевому развитию детей через  театрализованную  деятельность.

   Для детей старшего дошкольного возраста  важно продолжать  уделять внимание накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни. Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет зону общения, воспитывает чувства и переживания, вызывает эмоциональный отклик на явления окружающего мира через создание художественных образов речевыми средствами. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего, потому что в основе его лежит игра.

Мною были разработаны направления работы по данной теме

- Непосредственное взаимодействие с детьми,

- Создание условий в развивающей предметно – пространственной среде.

- Партнерство с семьями воспитанников

   Опираясь на основную образовательную программу дошкольного образования анализируя результаты наблюдений за  речевым развитием детей, за игровой деятельностью, беседуя, а также являясь непосредственным участником игр, косвенно руководя детской игрой - пришла к выводу, что  вызывает у детей большее затруднение

  • Активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
  • Участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
  • Инсценирование  небольших отрывков из народных сказок в совместном взаимодействии с педагогом.
  • Ладить между собой в процессе  игры.

Мною была специально проведена следующая работа

1.Организованные занятия по речевому развитию,  на которых  происходит

- чтение художественной литературы   и отработка умения вести диалог, заучивание стихотворений и потешек, хоровое и индивидуальное проговаривание слов.

- рассматривание сюжетных картин и совершенствование грамматически правильной речи

- Дидактические игры направленные на обогащение и активизацию словаря («Не ошибись», «Назови любой овощ», «Назови любой фрукт», «Чудесный мешочек», «Груша, яблоко, апельсин – это, «Из какой сказки гость?», «Я начну, а ты продолжи» и т.д.

2. Организация деятельности  вне занятий

-Ежедневное чтение, прослушивание и обсуждение художественных произведений вне занятий.

-Игровая деятельность с  различными  видами  театров

- Настольные игры, лото, мозаика, пазлы - для развития мелкой моторики руки, ведь развивая пальцы, развивается речь ребенка.

- Создание условий и руководство подвижной словесной игрой

-Использование результатов продуктивной деятельности детей для оформления театрализованной деятельности

-Просмотр и обсуждение слайдов, видеофильмов, мультфильмов

-Дыхательная и артикуляционная гимнастика

-Пальчиковые игры с проговариванием

-Разучивание чистоговорок

-Наблюдение в природе, рассказ ребенка об  увиденном

-Рассматривание сюжетных картин, договаривание предложения взятого из знакомого произведения, договаривание слов из стихов, потешек

-Использование  разных видов театра

     Взаимодействие  с детьми   показало, что развитие словаря через театрализованную деятельность вызывает  интерес и положительной эмоциональный настрой, и как результат,  образовательные задачи реализуются в полной мере. Дети стали активнее общаться друг с другом, могут ладить  между собой  формируя диалог,  за счет расширения и развития словаря.

      Развивающая предметно-пространственная  среда играет огромную роль в развитии ребенка. В нашей группе она  соответствует современным требованиям. Много в среде сделано руками родителей, совместно с детьми и мною.

   Книга – источник творчества,. В нашей группе есть книжный уголок - это основа речевого развития детей, образец литературной речи который благотворно влияет на формирование интереса к искусству, ведь в основе театрализованной деятельности лежит литературное произведение.

 Основное воспитание ребёнок получает в семье, поэтому актуальным вопросом является информирование родителей  обо всем, что происходит в группе. Мы рассказываем о том как можно развивать речь ребенка, через театрализованную деятельность используя консультации, беседы, мессенджер  Вайбер, где выкладываю детские постановки.

Оформлен уголок для родителей с рекомендациями по театральной деятельности: «Как правильно разучивать стихи?», «Театр в жизни вашего ребенка», «Как организовать домашний театр?», «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театральные игры», «Развитие выразительности речи».

В результате проделанной работе произошла существенная динамика по всем направлениям.

 Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребенку».  

                                Используемая литература.

1.Взаимодействие со специалистом ДОУ Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. –  М.: КНОРУС, 2003

2.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

3.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

4.Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Консультация для родителей по  развитию связной речи детей с ОВЗ...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на примере обучения рассказыванию по сюжетной картине»

Дети дошкольного возраста испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по картине, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изл...

Статья "Развитие связной речи у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Материал о том, как влияет театрализованная деятельность влияет на речь детей...

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реа...

Консультация для педагогов "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов "Развитие связной речи у старших дошкольников с зпр"

Информация для педагогов о развитии связной речи у детей с зпр...

Консультация для педагогов: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"

Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возмо...