Педагогический совет «Формирование у детей интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия, эстетического вкуса у них»
методическая разработка на тему

Спицина Татьяна Васильевна

Цель  педагогического совета:

1. Проанализировать, как организована  работа в ДОУ по развитию художественного восприятия, эстетического  вкуса, формирование  у детей интереса к художественной литературе через  приобщение  к словесному  искусству. 

2. Выявить  уровень  готовности педагогов к решению  данной  проблемы.

3. Разработать   систему  мер,  способствующих активизации  работы педагогического  коллектива  по данному  направлению

 

Повестка дня

1. « Правильная  выразительная  речь -  важнейшее  условие  современного интеллектуального, речевого, литературного  и художественного  развития» ( заведующая)

2. « Формирование эстетического вкуса  через  художественное  слово» ( педагог-  Пристенская  Е.П.)

3. Презентации  открытых  занятий по развитию  речи:

Рыбакова И.Ю. « Заюшкина избушка»- средний  возраст

Пристенская  Е.П. « Осень »- старший  возраст

4. Справка  тематического  контроля ( старший  педагог)

5. Обсуждение  проблемы, поиск  путей  ее решения.

 

Форма педагогического  совета: традиционная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический  совет № 1

( тематический)

Тема: «Формирование  у  детей  интереса  к художественной  литературе  через  приобщение  к словесному  искусству, развитие  художественного  восприятия, эстетического  вкуса  у них»

Место проведения: МБДОУ д/с № 30

                                                                                       Время проведения: 26.12.14

                                                                                                   Ответственный : ст. воспитатель.

                                                                                                       Спицина Т.В., зав. д/с Балабина Л.И.

2014

                                                             

                                                                    Тема педсовета:

« Формирование  у детей  интереса  к художественной  литературе  через приобщение  к словесному искусству, развитие  художественного  восприятия, эстетического  вкуса  у них».

        Актуальность

       Последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов.

 Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость.

Сегодня  общество  нуждается в образовательной и культурно развитой  личности, формирование  которой  необходимо  начинать  с  детства. Активное  и целенаправленное приобщение  подрастающего  поколения  к  культурным ценностям  своего  народа – задача  первостепенной   важности. Хранилищем народной культуры  является  язык.

     На сегодняшний  день  перед  педагогами  стоит  задача: «Формирование  интереса к художественной  литературе через приобщение  к  словесному искусству, развитие  художественного  восприятия, эстетического вкуса»

Для  реализации  этой  проблемы можно  использовать  различные методы, технологии.

      Использование нетрадиционных технологий по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, станет более эффективным, если:

- систематически реализовывать комплекс нетрадиционных технологий, направленный на развитие речи детей;

- сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (учитель - логопед – воспитатель – родители) в необходимости использовать данные технологии в работе с детьми.

Цель  педагогического совета:

1. Проанализировать, как организована  работа в ДОУ по развитию художественного восприятия, эстетического  вкуса, формирование  у детей интереса к художественной литературе через  приобщение  к словесному  искусству.  

2. Выявить  уровень  готовности педагогов к решению  данной  проблемы.

3. Разработать   систему  мер,  способствующих активизации  работы педагогического  коллектива  по данному  направлению

Повестка дня

1. « Правильная  выразительная  речь -  важнейшее  условие  современного интеллектуального, речевого, литературного  и художественного  развития» ( заведующая)

2. « Формирование эстетического вкуса  через  художественное  слово» ( педагог-  Пристенская  Е.П.)

3. Презентации  открытых  занятий по развитию  речи:

Рыбакова И.Ю. « Заюшкина избушка»- средний  возраст

Пристенская  Е.П. « Осень »- старший  возраст

4. Справка  тематического  контроля ( старший  педагог)

5. Обсуждение  проблемы, поиск  путей  ее решения.

Форма педагогического  совета: традиционная

5. Решение  педагогического  совета

       Констатирующая  часть. В ходе педагогического  совета  педагогами  определены  критерии  успешности  и роли  организации  в ДОУ работы  по развитию  речи детей  дошкольного  возраста.

Педагогами  ведется  плодотворная  работа. Нужно отметить   следующих педагогов: Рыбакова И.Ю.,    просмотры занятий по развитию  речи  показали, что  педагог  тщательно  готовится  к занятиям, владеет инновационными  технологиями ( ТРИЗ, мнемотаблицы, здоровьесберегающие  технологии). Занятия  познавательного  цикла  проходят  интересно и увлекательно. Есть  результат работы. Педагог Пристенская  Е.П. творчески  подходит  к организации  занятий  по развитию  речи,  ознакомление с художественной  литературой, владеет  различными  нетрадиционными технологиями.

Смирнова Т.А.- « В гости Осень  к нам  пришла»- познавательное  занятие  для  2- ой  младшей  группы. Педагогом  использовались  современные  технологии по  развитию  речи

( мнемотаблицы), развитие  эстетического вкуса через  художественное  слово, музыку и фольклор. Использовала  загадки, беседы  об осени, а также использовала  здоровьесберегающие  технологии.

Педагогом Шашловой Е.П. систематически организуется  выставка по изобразительному  искусству детского  творчества.

   Необходимо  отметить  работу  кружка «В гостях  у сказки» руководители Пристенская  Е.П. и Распопова Т.Ю.. Ежемесячно  кружок  показывает отчетные  театральные  представления.   Работа  кружка  способствует  развитию  речи, художественного  восприятия  сказки, развитию  эстетического  вкуса  у детей  дошкольного возраста.

Так же  выявились  проблемы:

- молодым  педагогам повысить  уровень  знаний  в  методике организации  воспитательно- образовательного  процесса;

- пересмотреть  условия  организации развивающей  среды группе: №4 и № 5

- организовать взаимопосещение  занятий.

Приложение № 1  

Программа тематического  контроля « Организация  работы  в ДОУ по развитию художественного  восприятия, эстетического  вкуса, формирование у них интереса к художественной  литературе через  приобщение  к словесному  искусству»        

Приложение № 2

Справка  по результатам  тематического  контроля

Приложение № 3

Подготовительная работа

        Список используемой  литературы:

1.Н.Е. Елжова  « Педсоветы, семинары, методические  объединения в ДОУ»- Ростоа- на- Дону 2008.

2.Журнал Управление ДОУ « Локальные  акты» Л.И. Лукина - Москва2005

3. Журнал Старший воспитатель №4 2013.

                                                                                                                           

                                                                                                                     Приложение № 1

                                     

                                     Программа тематического контроля

 «Оценка       состояния   условий в ДОУ по      организации  работы по развитию художественного  восприятия, эстетического вкуса, формирования интереса к художественной литературе через приобщение к словесному  искусству»

Сроки 20.10.2014г. по 30.10.2014г.

Ответственные: зав.д/с, ст.воспитатель, ТВ-группа.

Цель:

I.  Изучить      условия развивающей  среды.

2. Провести    оценку и анализ организации   воспитательно- образовательного процесса в

соответствии с требованиями программы.

3.Определить перспективы деятельности   педагогического коллектива   в области развитии речи.

Вопросы, подлежащие проверке

1. Создание развивающей среды в группах детского сада:

-организация предметно- игровой  среды  в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями программы; соблюдение принципов построения развивающей игровой среды; эстетическое оформление группы, наличие  методических пособий - педагогическая целесообразность.

2. Проверка календарных планов групп:

 -периодичность, тематика, разнообразие, соответствие задач возрасту детей;

3.Планирование работы с родителями по данной тематике(консультации, родительские собрания)

Основные формы и методы контроля

1. Смотр-конкурс групп

2. Проверка документации. Анализ календарного плана педагогов,

-.проверка имеющихся пособий и методических материалов по данному разделу.

3.Наблюдение за организацией воспитательно- образовательного процесса.

                                                                                                                     

                                                                                                                                  Приложение №2        

                                        Справка по результатам тематического  контроля

« Организация работы в ДОУ по развитию художественного  восприятия, эстетического  вкуса, формирования  интереса  к художественной литературе через приобщение к словесному искусству»

Сроки: 20.10.14 по 30.10.14

Ответственные: ст. воспитатель Спицина Т.В., творческая  группа  педагогов.

Результаты  тематического  контроля  показали:

 1. Развивающая  среда ( центры художественного творчества, книжного  уголка, патриотического  уголка) групп № 1, 2, 3 соответствует  требованиям ФГОС. Имеется  достаточное  количество дидактических игр, пособий, оборудования для  художественного творчества. Вся имеющая литература  соответствует  данному  возрасту. Органично  сочетается  мебель, пособия, стенды. Группы № 4 и 5 (новые группы)- предстоит большая  работа по организации патриотического  уголка, книжного  уголка.  Администрацией  сада было закуплено большое  количество  художественной  литературы, русские сказки, дидактические развивающие игры  разного  уровня, для  театрализации приобретены  ростовые  куклы.

  В кабинете  изобразительного искусства педагогом  Шашловой  Е.Н. спланированы  занятия  по ИЗО, которые  сопровождаются  музыкальным  оформлением, художественным словом, ею организована  выставка  детского творчества.

2.Педагогами были показаны открытые  занятия:

Рабакова И.Ю.-  занятие  для  среднего  возраста. Это занятие  носило не только познавательный характер, но и воспитательный, через  художественное  слово сказку « Заюшкина  избушка», детям прививались  такие  качества как доброжелательность, честность, отзывчивость.

В процессе  занятия  педагог  использовала  современные  технологии ТРИЗ, мнемотаблицы, здоровьесберегающие технологии. Занятие  проходило  в интересной  обстановке ( в музее « Русская  изба»), педагог была  одета  в  русский   костюм. Царила  домашняя, уютная  атмосфера. Дети получили  не только знания, но и массу  впечатлений, хороший  эмоциональный  настрой.

Смирнова Т.А.- « В гости Осень  к нам  пришла»- познавательное  занятие  для  2- ой  младшей  группы. Педагогом  использовались  современные  технологии по  развитию  речи

( мнемотаблицы), развитие  эстетического вкуса через  художественное  слово, музыку и фольклор. Использовала  загадки, беседы  об осени, а также использовала  здоровьесберегающие  технологии.

Пристенская  Е.П.- « Осень». Необычная организация  занятия - экскурсия   в картинную  галлирею.  Цель занятия- развитие речи  через  эстетическое  восприятие, формирования художественного вкуса. Педагог провела  с детьми  описательные  рассказы  по  картинам. Е.П. активно  использует  на занятиях  мнемотаблицы, здоровьесберегающие  технологии.

3. Документация по календарным планам воспитателей  ведется  аккуратно, систематично. Планирование соответствует программным  требованиям, возрастным  особенностям.

Хорошо спланировано  наблюдение, труд  в природе в группах № 1,2. Педагоги Марченко  О.А. , Смиронова Т.А., Лопырева О.К., Пристенская  Е.П..

  Педагоги Марченко О.А. и Смирнова Т.А.- для  формирования  эстетического вкуса организовали  интересное  наблюдение в природе  на  участке  детского  сада. Дети рассматривали  осенние  цветы, знакомились  с названиями этих  цветов ( цыния, сентябрины, георгины). Затем было дано домашнее задание « Нарисуй осенний  цветок».

Педагоги группы  № 2, № 5- Пристенская  Е.П., Бусленко  Е.В. организовали  экскурсию  на местный пруд, где  провели беседу  по охране природы. Инструктор по физ. культуре  Цыганкова С.Г.  организовала  подвижные  русские  народные игры.

Педагог гр. № 2 Лопырева О.К. организовала  с детьми старшего  возраста  мероприятие

« Уберем  наш  участок». Дети  собрали  упавшие  листья  с участка и отнесли  в  компостную  яму. Педагог  провела  беседу « Что такое  компостная  яма и для  чего  она нужна»

   Хочется  отметить  педагогов  группы  № 5 Резникова О.В. и Бусленко  Е.В., ими проведена  большая  работа  с родителями по теме: « Облагородим  наш  участок». Родители  завезли  песок, организованно  рассыпали  по всему  участку, после  чего  педагоги  организовали  чаепитие. На прогулках дети  вместе  с педагогами закончили работу по благоустройству своего  участка оформлением поделками  из бросового материала.

   Выводы:

Работа  в этом  направлении ведется  активно не только  педагогами и детьми, но и родителями.

  Рекомендуем  дальше  вести работу по развитию художественного восприятия,  формированию  эстетического  вкуса, через занятия, наблюдения, экскурсии, тем  самым  развивая  речь детей, память, мышление.

  Запланировано оформить коридор в «страну  сказок», зимний  сад дополнить научной  литературой по растениям из Красной  книги  Волгоградской  области. Это позволит  спланировать  экскурсии  познавательного характера внутри  сада, что также будет  способствовать  развитию художественного и эстетического  вкуса детей  дошкольного  возраста.  

                                                                                                                                           Приложение № 3

Подготовительная  работа

 

Содержание работы 

Сроки 

ответственный

               I Теоретический этап ( подготовительный) 

1 

Анкетирование пед.по проблеме. 

сентябрь 

Ст. воспитатель

2 

Оформление информационного стенда 

3 

Консультация для родителей по развитию речи 

педагоги

II  Методический этап 

1 

Мастер- класс « Учим наблюдать»

        октябрь

Марченко О.А.

2 

Консультация для молодых педагогов : «Знакомство с педагогическими технологиями» 

октябрь 

Ст. воспитатель

3 

Семинар- практикум по теме: «Использование современных  методов и технологий  в  работе  по развитию  речи детей  дошкольного  возраста» 

ноябрь

Ст. воспитатель

1 

                    III Практический этап

-  просмотр занятий

- смотр- конкурс развивающей  среды. 

октябрь

ТВ ГР

2 

Тематическая проверка « Организация  работы в ДОУ  по  развитию художественного восприятия, эстетического вкуса, формирования  интереса  к художественной  литературе  через  приобщение  к словесному  искусству» 

ноябрь 

3 

Взаимопосещение воспитателей

Октябрь- ноябрь

педагоги

 

 

                    IV Аналитический этап 

1

Итоги тематического контроля 

ноябрь 

Ст. воспитатель,

ТВ ГР

2

Анкетирование  воспитателей

ноябрь

ТВГР