буклет Постановка сонорных звуков
учебно-методический материал по логопедии

И.Д. Польшина

Постановка сонорных звуков – это сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Важна четкая последовательность действий – от простого к сложному. Начинать нужно с подготовительных мероприятий, которые являются своеобразной базой для последующей работы.

На начальном этапе проводятся различные упражнения артикуляционной гимнастики, направленные на развитие подвижности губ, языка, направленной воздушной струи т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_sonornyh_zvukov.docx571.26 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка сонорных звуков – это сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Важна четкая последовательность действий – от простого к сложному. Начинать нужно с подготовительных мероприятий, которые являются своеобразной базой для последующей работы.

На начальном этапе проводятся различные упражнения артикуляционной гимнастики, направленные на развитие подвижности губ, языка, направленной воздушной струи т.д.

Для развития силы и напряжения струи воздуха:

Упражнения «Надуй щеки» и «Втяни щеки» - для укрепления мышц щек.

«Сдуй ватку» - помогает выработать направленную струю воздуха.

«Кто дальше загонит мяч» - позволяет выработать сильную направленную струю воздуха.

Упражнения для губ:

Широко открываем рот, губы и челюсти в неподвижном состоянии. Зубы разомкнуты на ширину полутора пальцев. Язык на дне ротовой полости. Держим в таком положении на счет 3, 5, 10.

Губы находятся в улыбке, нижние и верхние зубы хорошо видны. Держим в таком положении под счет до 7.

Упражнения для языка:

Беззвучное пощелкивание кончиком языка.

Упражнение «Качели». Губы в улыбке, зубы обнажены. Широкий язык нужно положить на нижние зубы (с внутренней стороны). Удерживаем в таком положении под счет от 1 до 5. Далее поднимаем широкий язык на верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживаем под счет от 1 до 5. Повторять так нужно до 5 раз.

Упражнение «Пароход». Язык между зубами, произносим протяжное «ыыы».

Выполнение упражнений «Вкусное варенье», «Наказать непослушный язычок» и т.д.

Способы постановки сонорных звуков

Постановка звука Л по подражанию.

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (летящий в небе самолет и т.д.). Важно следить за правильной артикуляцией.

Постановка звука Л от артикуляционного уклада

Логопед подробно объясняет, какое положение занимают артикуляционные органы при произношении звука Л. Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад, использовать правильную струю воздуха, определить наличие или отсутствие голоса. В итоге должен получиться правильный изолированный звук.

Постановка звука Л от опорного звука

Есть несколько способов:

«Пароход гудит». Ребенок должен зажать передними зубами кончик языка и произнести «ы-ы-ы».

«Песенка иголочки». Ребенок произносит «а-а-а» и одновременно «постукивает» кончиком языка по альвеолам.

Ребенок произносит «а-а-а», одновременно открывая и закрывая рот, прикусывая при этом кончик языка.

Ребенок произносит «а-а-а», одновременно касаясь кончиком языка к верхней губе (используется при смягчении звука).

Постановка звука Р по подражанию

Ребенку предлагает образец произношения Р в сочетании с игровыми образами (рычит тигр, ревет мотор и т.д.). Важно следить за правильной артикуляцией.

Постановка звука Р от артикуляционного уклада

Логопед объясняет, какое положение занимают артикуляционные органы во время произношения звука Р. Ребенок должен в точности повторить все эти действия, в результате чего должен появиться нормальный изолированный звук.

Ребенку предлагается при открытом ротовой полости присасывать язык к нёбу, затем, не отпуская зыка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка.

Постановка звука Р от опорного звука

Выработка проторного звука Р:

Ребенок должен длительно произносить звук Ж с приоткрытым ртом. При этом губы находятся в положении улыбки, широкий язык за верхними зубами.

Выработка одноударного звука Р:

Звук Ж произносится длительно, на одном выдохе и при этом отодвигается кончик языка глубже в полость рта.

Еще один способ: ребенок должен с сильным выдохом на кончике языка произнести Т, затем Д. В результате будет слышно трр, дрр.

Этап автоматизации:

В слогах:

В прямых слогах и слоговых рядах:

В обратных слогах и слоговых рядах:

- В слогах со стечениями и слоговых рядах:

- Игра «Закончи слово»:

- Произнеси слог столько раз, сколько: тебе лет; фигур на листе; хлопков и т.д.

- «Добавь слог»

В словах:

- В начале:

- В конце:

- В середине:

- Игра «Добавь слово»:

- Игры «Телефон», «Телеграф»

- Игра «Запомни и повтори»

- Игра «Подбери словечко»

- Игра «Посмотри вокруг»

- Игра «Назови детенышей у животных»

- Игра «Отгадай слово»:

- Упражнение в образовании множественного числа существительных

- Подбор родственных слов к существительному

В предложениях:

- в простых:

- В распространенных:

- Игра «Составь предложения с заданными словами»

- Задание «Ответь на вопрос»:

- В загадках

- В чистоговорках

- В скороговорках

- В стихах

- В рассказах

Постановка сонорных звуков — это важный этап в логопедической работе с детьми. Правильное произношение этих звуков способствует улучшению речи, развитию фонематического восприятия и уверенности ребенка в своих способностях. Применяя различные способы постановки сонорных звуков, логопеды могут эффективно помогать детям преодолевать речевые трудности.

Важно помнить, что работа с ребенком должна быть систематической и индивидуально ориентированной. Используя таблицы и схемы, а также разнообразные игровые методы, можно значительно ускорить процесс коррекции произношения. Помощь квалифицированного специалиста поможет ребенку научиться правильно произносить сонорные звуки и развить уверенность в своих речевых навыках.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3            г. Лебедянь

Постановка сонорных звуков Л и Р: этапы постановки, упражнения

Подготовила:

учитель-логопед

Польшина И.Д.

            

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

постановка сонорных звуков (Л Р)

постановка сонорных звуков ( Л Р ) различными способами : по подражанию,от артикуляционного уклада,от опорного звука,от опорного звука с механической помощью...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки сонорных звуков

Подробное описание упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке сонорных звуков....

Перспективный план коррекционной работы по постановке сонорных звуков

Индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения звуков Р,Рь,Л,Ль позволяет формировать правильное звукопроизношение, развивать подвижность артикуляционного аппарата, осуществлять постан...

Мастер-класс "Способы и приемы постановки сонорных звуков "

Мастер-класс будет интересен родителям, желающим помочь своим детям. В нем подробны описаны приемы постановки сонорных звуков....

Памятка для родителей по постановке сонорных звуков.

В данном материале в наглядной игровой форме показаны этапы постановки сонорных звуков. С помощью артикуляционных упражнений достаточно просто и быстро научить ребенка произносить звуки....

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорного звука "Л"

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимой для правильного звукопроизношения. Чтобы ребенок научился произносит...

Буклет "Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Р, Р`

Для произнесения звука р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к аль­веолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воз­ душной струе. Ср...