Многофункциональное пособие «Веселый поезд»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Данное пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми разных возрастных категорий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 194.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Красноярский край Управление образования администрации г. Минусинска Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 19 «Хрусталик» комбинированного вида» 662606, г. Минусинск, ул. Тимирязева, 3А
Многофункциональное пособие
«Веселый поезд»
Изготовила:
учитель-логопед Казакова С.В.
Минусинск, 2023
Актуальность. Исследованиями ученых доказано, что в настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Изменения показателей происходят как в количественном, так и качественном плане: с каждым годом дефекты речи становятся сложнее. Часто логопеды, особенно начинающие, остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, особенно на этапе автоматизации звука, который может затянуться на несколько месяцев. И тогда логопеду приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребенку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Очень важно так же не перегрузить ребенка многообразием игр и пособий. Так как внимание дошкольников непроизвольное, и дети часто отвлекаются, необходимо продумать каждое пособие на предмет многофункциональности, чтобы при работе ребенок привык к какому-либо пособию, но не потерял интерес к работе с ним. В последнее время выпускается все больше наглядных пособий для занятий с дошкольниками. К сожалению, не все детские образовательные учреждения имеют возможность их приобрести. Логопеды самостоятельно изготавливают дидактические пособия, используя доступный материал и фантазию.
Одним из пособий, которое может помочь в логопедической работе, считаю «Веселый паровозик». Данное пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми разных возрастных категорий.
Цель: -повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей.
Поезд стационарно закреплен на стене, что экономит пространство кабинета и позволяет пользоваться им в любой момент. Окна вагонов сделаны из пластика. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии.
Для работы потребуются картинки и мелкие игрушки. При проведении игр можно использовать один вагончик, можно два, а можно и все.
Варианты игр для детей старшего дошкольного возраста.
Веселая семейка.
Цель игры: учить детей классифицировать предметы.
Картинный материал: картинки с животными, насекомыми, цветами, птицами, овощами и т.д.
Ход игры: Логопед предлагает детям помочь разместить картинки по вагончикам так, чтобы в одном вагоне находились картинки из одной «семейки», во втором – из другой, а в третьем – из третьей
Найди братцев
Цель: Учить детей дифференцировать звуки.
Картинный материал: картинки с дифференцируемыми звуками.
Ход игры: на крышах вагончиков размещены картинки, обозначающие звуки Детям нужно найти братцев среди картинок, в которых есть заданные звуки, и разместить их в соответствующий вагончик (например, в одном вагончике братцы, в названии которых есть звук [с], а в другом – звук [с’])
Найди место звука в слове.
Цель: Учить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.
Картинный материал: картинки с заданным звуком в начале, середине и конце слова.
Ход игры: На крыше вагончика находится схема из трех квадратиков: в первом вагончике закрашен первый квадратик, во втором – второй, в третьем – третий. Детям нужно поместить картинки в соответствующие вагончики. Если заданный звук находится в начале слова, то картинку помещают в первый вагон и т.д.
Проводник.
Цель: Учить детей определять количество слогов в слове.
Картинный материал: картинки с разной слоговой структурой.
Ход игры: На крыше вагончика находятся схемы, обозначающие один слог, два слога, три слога. Логопед предлагает ребенку превратиться в проводника и помочь пассажирам разместить их по вагонам в соответствии с билетами. Для этого нужно сосчитать количество слогов в слове и разместить картинки в соответствующие вагоны.
Подбери картинки к схеме.
Цель: Научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.
Картинный материал: картинки к схемам.
Ход игры: На крышах вагончиков размещены схемы (например, схема на первом вагончике из трех квадратиков, закрашенных в синий, красный, зеленый цвет; во втором вагончике схема из трех квадратиков – синий, красный, синий; в третьем вагончике схема из четырех квадратиков – синий, красный, синий, красный). Детям предлагается определить пассажиров, которые поедут в каждом вагончике
Ударный вагончик.
Цель: Учить детей определять ударный звук при произнесении слова.
Ход игры: На крышах вагончиков находятся схемы слов с выделенным ударением на первом, втором и третьем слоге. Логопед просит детей определить, на какой слог падает ударение, и в соответствие с этим, разместить пассажиров в вагоны
Составь слово.
Цель: Учить определять первый звук в слове по представлению.
Ход игры: Логопед заранее размещает в вагончиках картинки, из первых звуков которых можно составить слово. Дети должны отгадать пассажира вагончика, определив первые звуки в названиях картинок (Например, в первом вагончике находятся картинки: душ, осы, мыло. Значит, вагончик перевозит дом и т.д.)
Звуковички.
Цель: Учить детей давать характеристику звука в слове.
Ход игры: На крышах вагончиков размещены квадраты синего, зеленого и красного цвета. Ребенок берет картинку – звук (звуковичок), дает характеристику этого звука и помещает ее в соответствующий вагончик
Пассажиры.
Цель: автоматизация отрабатываемого звука.
Ход игры: Логопед заранее размещает картинки в вагончики. Детям предлагается назвать пассажиров
Зайцы.
Цель: Учить определять наличие заданного звука в слове.
Ход игры: На крышах вагончиков размещены картинки, обозначающие звуки. Логопед размещает в вагоны пассажиров с заданным звуком, но одна картинка заданного звука не имеет. Ребенок должен превратиться в контролера и найти «зайца», т.е. лишнюю картинку.
Вот небольшой перечень игр, которые можно использовать в логопедической работе. Пособие «Веселый паровозик» может заинтересовать не только молодых специалистов, но и логопедов со стажем.
В старшем дошкольном возрасте дети очень любят играть со звуками. Любую игру можно адаптировать под данное пособие и научить играть в нее детей.
Литература:
Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное методическое пособие по развитию речи "Веселый поезд" (для индивидуальной работы с детьми с ТНР)
Использование данного пособия зависит от конкретных задач педагога в ходе индивидуальной работы с ребенком с ТНР....

Многофункциональное игровое пособие «Волшебный поезд»
Новизна и оригинальность пособия состоит в его многофункциональности. Это уникальный материал для совместной деятельности ребенка и взрослого.Игровое пособие «Волшебный поезд» ...

Дидактическое многофункциональное пособие «Веселый паровозик» для детей дошкольного возраста
Дидактическое многофункциональное пособие «Веселый паровозик» для детей дошкольного возраста...

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Речевой и практический материал, который используется на занятии, должен не только удерживать внимание и интерес детей, но и сохранятся в их памяти и использоваться в новых условиях. Поэтому, мы, учит...

Игровое многофункциональное пособие "Веселая Улиточка" для развития тактильного восприятия
Игровое многофункциональное пособие "Веселая Улиточка" для развития тактильного восприятия...

Многофункциональная дидактическая игра «Веселый поезд для зверят» для детей 2-3 лет.
Использование дидактического пособия «Веселый поезд для зверят» помогает детям совершенствоваться в закреплении знаний диких и домашних животных, умение ...

