Бланк_РЕЧЕВАЯ КАРТА
рабочие листы по логопедии

Светлана Михайловна Гува

Пример речевой карты для логопедов, радотающих в ДОУ. Бланк можно использовать в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевая карта_бланк53.09 КБ

Предварительный просмотр:

                РЕЧЕВАЯ КАРТА

1.  Фамилия, имя ребенка _______________________________   4. Дата обследования______________

2.  Дата рождения _____________________          5. Группа ____________________________________

3. Данные о ходе развития речи ребенка (заболевания, травмы, условия воспитания, речевое окружение) ____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

ЗВУК

С

Сь

З

Зь

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Ль

Р

Рь

М

Изолированно

В слогах или в словах

ЗВУК

Н

Б

П

Д

Т

В

Ф

Г

Гь

К

Кь

Х

Хь

i

Изолированно

В слогах или словах

Отмечается: звук правильный «N»; звук отсутствует « – »; замена на другой звук «З»; полусмягченное произношение «П/С»; приближенное звучание «П/Р».

  1. ОБЩАЯ МОТОРИКА

Исследование двигательной памяти

Инструкция: специалист показывает движение и предлагает их повторить. 

Руки вперед, вверх, в стороны, на пояс.

Руки вверх, вперед, в стороны, вниз.

  • Правильность и последовательность нарушена;
  • правильность и последовательность не нарушена;
  • испытывает затруднения при переключении с одного движения на другое;
  • не испытывает затруднений при переключении с одного движения на другое.

Исследование статической координации

Инструкция: специалист показывает движения и предлагает их повторить.

- Стойте с закрытыми глазами, стопы ног поставьте на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги.

- Стойте с закрытыми глазами, а затем на одной ноге, руки вперед. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги.

  • Свободно удерживает позы;
  • с напряжением раскачивается из стороны в сторону;
  • балансирует туловищем, руками, головой;
  • сходит с места или делает рывок в стороны;
  • касается пола другой ногой; иногда падает;
  • открывает глаза;
  •  отказывается выполнять пробу.

         

Исследование динамической координации

Инструкция: специалист показывает движения и предлагает ребенку их повторить.

Маршируйте, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производите в промежуток между шагами.

  • Выполняет верно с 1 раза;
  • выполняет верно со 2-3 раза;
  • напрягается;
  • чередование шага и хлопка не удается.

Исследование пространственной организации

Инструкция: покажите ребёнку движения и предложите их повторить.

Пройти вперед три шага, повернуть направо/налево, пройти по кругу и, дойдя до этого места, вернуться в исходную точку.

  • Незнание сторон тела,
  • незнание ведущей руки,
  • неуверенность выполнения.

Повернуться на месте во круг себя и поскока ми вбок влево/ вправо передвигаться по кабинету

  • Незнание сторон тела,
  • незнание ведущей руки,
  • неуверенность выполнения.

  1. МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Обследование статической координации движений пальцев рук

Инструкция: окажите ребёнку движения пальцев рук и попросите его повторить их. После выполнения каждого задания дайте словесную инструкцию и попросите ребёнка показать движения (т. е. ребёнок выполняет каждое движение 2 раза).

Упражнение «Коза»

- Точно и правильно выполняет задание;

- затрудняется.

Упражнение «Зайчик»

- Точно и правильно выполняет задание;

- затрудняется.

Упражнение «Кольцо»

- Точно и правильно выполняет задание;

- затрудняется.

Обследование динамической координации движений пальцев рук

Инструкция: покажите ребёнку движения пальцев рук и попросите его повторить их. После выполнения каждого задания дайте словесную инструкцию и попросите ребёнка показать движения (т. е. ребёнок выполняет каждое движение 2 раза).

Упражнение «Пальчики здороваются»

Попеременно соединяйте все пальцы руки с большим пальцем сначала правой, затем левой руки, потом обеих рук одновременно («Здороваются пальчики только правой, только левой руки», «Здороваются пальчики правой и левой руки).

- Усвоение программы с первого предъявления;

- усвоение программы со второго предъявления;

- после совместного выполнения с о специалистом;

- невыполнение.

Характер выполнения действия:

- плавное;

- поэлементное;

- замедленное;

- трудности переключения с одного звена на другое.

Упражнение «Кулак - ребро - ладонь»

Правой, затем левой рукой, потом двумя руками одновременно.

- Усвоение программы с первого предъявления;

- усвоение программы со второго предъявления;

- после совместного выполнения с о специалистом;

- невыполнение.

Характер выполнения действия:

- плавное;

- поэлементное;

- замедленное;

- трудности переключения с одного звена на другое.

Исследование чувства ритма

Инструкция: покажите ребёнку движения пальцев рук и попросите его повторить их.

Упражнение «Противоположные движения рук»

Сменяйте руки с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти.

  • Справляется;
  • затрудняется.

Штриховка.

Инструкция: дайте ребёнку лист с образцом рисунка и карандаш/фломастер. Предложите ребёнку заштриховать нарисованные фигуры, стараясь не выходить за их границы.

_______________________________________________________________________________________

Проведение линий (сбивание кеглей).

Инструкция: дайте ребёнку лист с образцом рисунка и карандаш/фломастер, предложите ребёнку продолжить начатый на образце рисунок, стараясь проводить линии как можно ровнее:

  • провести линию по обозначенным пунктирным линиям «Попасть мячиком в кеглю»;
  • самостоятельно нарисовать линии, соединяющие мяч и кегли.

_______________________________________________________________________________________

  1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА

Исследование подвижности губ

Инструкция: покажите и попросите ребёнка выполнить перечисленные ниже движения.

Вытянуть губы вперед и округлить.

- Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.

- Объем движений: полный, неполный.

- Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.

- Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.

- Наличие сопутствующих и насильственных движений (указать какие).

- Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.

- Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции.

Отвести их уголки в стороны.

Облизнуть губы.

Усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ.

Надуть щеки – втянуть их.

Исследование подвижности языка

Сделать язык сначала узким, а потом широким.

- Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.

- Объем движений: полный, неполный.

-Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.

- Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.

- Наличие сопутствующих и насильственных движений (указать какие).

- Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.

- Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции.

Поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним.

Подвигать языком, как “маятником”.

Исследование подвижности мягкого нёба

Инструкция: предложите ребёнку произнести звук “а-а-а”.

Определите наличие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки.

______________________________________________________________________________________

  1. ДИНАМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ РЕЧИ.

- Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот.

- Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов/резцов/, затем поднять кончик языка к верхним зубам /резцам/ и положить на нижнюю губу.

- Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот.

- Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку.

- Замена одного движения другим;

- поиск артикуляции;

- «застревание» на одном движении;

- инертность движения;

- недифференцированность движений;

- нарушение плавности движений;

- напряженность языка;

- подергивание языка.

Исследование динамической организации при повторении артикуляционных движений Инструкция: попросите ребёнка выполнить перечисленные ниже движения.

Исследование динамической организации при повторении звуковых рядов  

Инструкция: произнесите звуковой ряд и попросите ребёнка повторить его несколько раз (3-4 раза) (последовательность звуков изменяется).

- А-И-У, У-И-А,

- О-И-А, А-О-И,

- Ы-О-Э, Э-Ы-О,

- У-О-А, О-А-У.

  • Неумение переключения с одной артикуляционной позы на другую;
  • неумение переключения с одной фонемы на другую;
  • неумение переключения с одного звукового ряда на другой.

Исследование динамической организации при повторении слоговых рядов

Инструкция: попросите ребёнка повторить слоговый ряд.

- КА-ПА-ТА, ПА-КА-ТА,

- ПЛА-ПЛО-ПЛУ,

- РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ,

- СИЛА-ВЗМА-ЗДРА.

  • Неумение переключения с одной артикуляционной позы на другую;
  • неумение переключения с одной фонемы на другую;
  • неумение переключения с одного звукового ряда на другой.

  1. МИМИЧЕСКАЯ МУСКУЛАТУРА

Инструкция: попросите ребёнка выполнить/ выразить мимикой лица перечисленные ниже действия.

Исследование движений мышц лба

- Нахмурить брови.

- Поднять брови.

- Наморщить лоб.

Исследование движений мышц глаз

- Легко сомкнуть веки.

- Плотно сомкнуть веки.

- Закрыть правый глаз, а затем левый.

- Подмигнуть.

Исследование движений мышц щек

- Надуть левую щеку.

- Надуть правую щеку.

- Надуть обе щеки одновременно.

Исследование мимических поз  

- Удивление.

-  Радость.

- Испуг.

- Грусть.

- Сердитое лицо.

Исследование символического праксиса  

- Улыбка.

- Оскал.

  • Наличие содружественных движений;
  • подергивание щек;
  • не выполнение движений;
  • нечёткость мимической картины;
  • ограниченность объема движений;
  • симметричность носогубных складок;
  • наличие гиперкинезов;
  • наличие саливации.

  1. СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Исследование губ

- В пределах нормы;

- узкие;

- мясистые;

- ахейлия (отсутствие губ);

- синхейлия (срастание боковых отделов губ);

- брахихейлия (короткая средняя часть верхней губы);

- утолщение и укорочение уздечки верхней губы.

Исследование зубного ряда

- Нормальные;

- большие;

- мелкие;

- редкие;

 - деформированные;

- вне челюстной дуги.

Исследование прикуса

- В норме;

- прогнатия (выдвинутая вперед верхняя челюсть);

- прогения (выдающаяся наружу нижняя челюсть);

- открытый передний прикус (искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов);

- открытый боковой прикус;

- прямой прикус;

- плавающий прикус;

- глубокий прикус.

Исследование языка

Выявите аномалии и

- В норме;

- узкий язык;

- мясистый язык;

- анкилоглоссия (короткая подъязычная связка);

- микроглоссия (маленький язык);

- макроглоссия (большой язык);

- глоссотомия (частичное или полное удаление языка);

- глоссоптоз (аномалия развития).

Исследование твёрдого и мягкого нёба

- В норме;

- твердое нёбо: готическое, куполообразное, узкое, низкое, уплощенное;

- мягкое нёбо: короткое, врождённое изолированное недоразвитие.

Исследование нижней челюсти

- В норме;

- деформирована;

- микрогнатия (малые размеры верхней челюсти);

- макрогнатия (большие размеры верхней челюсти);

- микрогения (малые размеры нижней челюсти);

- макрогения (большие размеры нижней челюсти).

  1. ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Исследование дифференциации неречевых звуков

Инструкция: включите ребёнку звук и попросите ответить на вопрос.

  • Кто или что издает этот звук?

_______________________________________________________________________________________

Исследование слуховой памяти и понимание речи

Инструкция: попросите ребёнка выполнить различные поручения в заданной последовательности.

  • Дай мне машинку, а на столе возьми шарик.
  • Поставь собачку на стол, а девочку/мальчика посади на стул и подойди ко мне.

_______________________________________________________________________________________

Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками

Инструкция: попросите ребёнка повторить слоги, слова.

БА – ПА, ДА – ТА, КА – ГА – КА, СА – СЯ, ЖА – ША, СА – ЗА.

________________________________________________________________________

Мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза.

______________________________________________________________________________________

Семь машин на шоссе. __________________________________________________________________

Пастушок быстро шел. __________________________________________________________________

Висел железный замок.__________________________________________________________________

Ручное зеркало упало.___________________________________________________________________

Исследование фонематического анализа и синтеза

Инструкция: попросите ребёнка выполнить следующие задания. Все задания выполняются ребёнком на слух.

Определить, есть ли звук С в словах: самолет, лампа, миска, салфетка.

_______________________________________________________________________________________

Определить место звука С и количество звуков в словах: сок, оса, нос.

_______________________________________________________________________________________

Составить слово из звуков: С, Т, О, Л; К, А, Р; Р, А, Ш

_______________________________________________________________________________________

  1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ И ГОЛОСОВАЯ ФУНКЦИИ

Голос - нормальный, тихий, хриплый, назализованный, усталый, сиплый.

Темп - нормальный, медленный, тахилалия, брадилалия, запинание.

Дыхание - верхне-ключичное, грудное, диафрагмальное, отрывистое.

Наличие саливации __________________________________________

  1. ПРОСОДИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ

Ритм речи

Инструкция: предложите ребёнку вспомнить мелодию и прохлопать песенку. Если он затрудняется, можно прослушать мелодию и повторить задание. 

- «В лесу родилась елочка».

_______________________________________________________________________________________

Темп речи

Инструкция: попросите ребёнка рассказать стихотворение А. Барто «Мячик»:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

-Тише, Танечка, не плач: не утонет в речке мяч.

- Со скоростью улитки______________________________________

Логическое ударение

Инструкция: попросите ребёнка произнести скороговорку, меняя ударение на словах.

- Шесть мышат в шалаше шуршат.

- Шесть мышат в шалаше шуршат.

- Шесть мышат в шалаше шуршат.

- Шесть мышат в шалаше шуршат.

_______________________________________________________________________________________

  1. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА

Исследование произнесения слов сложного слогового состава

Инструкция: опросите ребёнка посмотреть внимательно на картинки и назвать кто или что это.

Трамвай

Верблюд

Виноград

Сахарница

Конфеты

Скатерть

Ласточка

Черепаха

Одуванчик

Аквариум

Холодильник

Парашютист

Матрёшка

Балерина

Кукуруза

Обезьяна

Сковородка

Полотенце

Ящерица

  • элизии слогов, опускание согласных в стечениях;
  • парафазии, перестановки при сохранении контура слов;
  • итерации, персеверации, добавление звуков (слогов);
  • контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).
  • произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному;

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Исследование произнесения слов различного слогового состава

Инструкция: попросите ребёнка посмотреть внимательно на картинки и назвать кто или что это.

Сани – Муха двухсложные слова из двух открытых слогов ___________________________________

Панама – Малина трехсложные слова из открытых слогов___________________________________

Рак – Лев односложные слова____________________________________________________________

Петух – Енот двухсложные слова с одним закрытым слогом__________________________________

Тыква – Утка двухсложные слова со стечением согласных в середине слова____________________

Колпак – Фартук двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных________________

Котенок – Бегемот трехсложные слова с закрытым слогом___________________________________

Конфета – Ракетка трехсложные слова со стечением согласных_______________________________

Кузнечик – Снеговик трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом_________________

Картошка – Морковка трехсложные слова с двумя стечениями_______________________________

Танк – Ключ односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова_________________

Гвозди – Клетка двухсложные слова с двумя стечениями_____________________________________

Паутина – Батарея четырехсложные слова из открытых слогов._______________________________

Исследование произнесения слов различного   слогового состава в предложениях

Инструкция: опросите ребёнка повторить предложения:

Мальчик слепил снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Полицейский ездит на мотоцикле.

Регулировщик стоит на перекрёстке.

  • произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному;
  • элизии слогов, опускание согласных в стечениях;
  • парафазии, перестановки при сохранении контура слов;
  • итерации, персеверации, добавление звуков (слогов);
  • контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).

  1. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

Исследование пассивного словаря

Инструкция: попросите ребёнка показать предметы:

«Где кукла, стол, стул?» _________________________________________________________________

Инструкция: попросите ребёнка выполнить действия.

«Посади куклу, прокати машинку» ________________________________________________________

Исследование понимания грамматических форм

Инструкция: попросите ребёнка показать, где один предмет, а где много предметов. стол – столы

дом – дома; стул – стулья; дерево – деревья; берёза – берёзы

________________________________________________________________________________________________________

Исследование понимания предложно – падежных конструкций

Инструкция: попросите ребёнка показать и показать на картинках различные действия:

В – ИЗ «Где печенье лежит в банке, а где девочка достает печенье из банки?»

_______________________________________________________________________________________

НА – С «Где мальчик стоит на горке, а где он катится с горки?»

_______________________________________________________________________________________

Инструкция: попросите ребёнка выполнить различные действия:

Возьми карандаш С пенала. _____________________________________________________________

Возьми карандаш ИЗ пенала. ____________________________________________________________

Возьми карандаш ИЗ-ПОД пенала.________________________________________________________

Исследование дифференциации существительных

Исследование дифференциации уменьшительно-ласкательных существительных, с 5 лет.

Инструкция: попросите ребёнка показать картинки, на которых изображены различные предметы.

«Покажи, где ДОМ, а где домик?»

дом – домик ____________________________________________

стул – стульчик _________________________________________

мяч – мячик ____________________________________________

Исследование дифференциации существительных с суффиксом – ИНК, с 5 лет. 

Инструкция: попросите ребёнка показать картинки и назвать, что на них изображено. Можно подсказать ребёнку: «Смотри, вот виноград, а как назвать каждую ягодку. Покажи виноградинку». Виноград – виноградинка. ________________________________________________________________

Бусы – бусинка _________________________________________________________________________

Исследование дифференциации глаголов с различными приставками

Инструкция: попросите ребёнка показать картинки, на которых изображены различные действия. Можно подсказать ребёнку: «Покажи, где на рисунке мальчик вышел?»

Шел – Вышел – Подошел  

Переходит – Зашел

________________________________________________________________________________________________________

Исследование понимания сочетаний и простых предложений

Инструкция: попросите ребёнка показать по картинкам.

Покажи ключом карандаш, ключ карандашом.

Где хозяин собаки, где собака хозяина.

Где дочка мамы, где мама дочки.

Где девочка рвет цветы, где девочка убирает комнату.

______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. ЛЕКСИЧЕСКИЙ ЗАПАС

Исследование словаря существительных АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ 

Инструкция: попросите ребёнка назвать картинки. Ребёнок показывает на себе, на картинке или на игрушке из методического набора.

Существительные: обувь, ботинки, посуда, тарелки, плита, кровать, пила, стол, майка, рубашка.

Части предметов: тело (голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот), лицо (лоб, глаза, ресницы, брови, нос, рот, губы, щеки).

Называние профессий: врач, водитель, учитель, продавец.

Называние формы (нарисованной на плоскости) – с 5 лет.

Квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб.

Исследование обобщающих понятий

Инструкция: попросите ребёнка назвать одним словом картинки:

Платье, кофта, куртка, брюки – одежда. ____________________________________________________

Комод, стул, шкаф, диван – мебель. _______________________________________________________

Помидор, огурец, морковка, огурец – овощи. _______________________________________________

Яблоко, груша, лимон, ананас – фрукты. ___________________________________________________

Лошадь, лиса, белка, слон – животные. ____________________________________________________

Исследование глагольного словаря

Инструкция: попросите ребёнка ответить на вопрос.

Начиная с 5 лет: 

Что ты делаешь в течение дня? (5 действий)

_______________________________________________________________________________________

Как ты можешь передвигаться? (5 действий)

_______________________________________________________________________________________

Кто как кричит? (5 подражаний)

Начиная с 6 лет: 

Что ты делаешь в течение дня? (5 действий)

_______________________________________________________________________________________

Как ты можешь передвигаться? (5 действий)

_______________________________________________________________________________________

Кто как кричит? (5 подражаний)

_______________________________________________________________________________________

Кто какие звуки издает? (5 подражаний)

_______________________________________________________________________________________

Кто что делает? (по профессиям) (5 действий)_______________________________________________

Исследование словаря прилагательных

Инструкция: попросите ребёнка назвать одним словом цвет фигуры (круг или квадрат).

Начиная с 4 лет: белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый. ____________________________

Начиная с 5 лет: белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый. ____________________________

Коричневый, розовый, голубой, оранжевый. ________________________________________________

Исследование подбора антонимов

Инструкция: попросите ребёнка подобрать слово противоположное по смыслу. Количество слов обычно приблизительно соответствует возрасту ребёнка. (Антонимы – слова с взаимопротивоположными значениями, служащие для обозначения контрастных явлений.)

Начиная с 6 лет:

Добро –

Высокий –

Горе –

 

Легкий –

Большой –

Покупать –

Друг –

 Поднимать –

Хороший –

Широкий –

  1. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Исследование образования существительных именительного падежа множественного числа

Инструкция: покажите ребёнку картинку, на которой изображён один предмет, попросите назвать картинку, на которой будут изображены предметы. Можно подсказать ребёнку: «Это стол, а это ……»

 

Стол –

Дерево –

Мяч –

Карандаш –

Воробей –

Лев –

Пень –

Кукла –

Конфета –

Исследование образования существительных родительного падежа множественного числа

Инструкция: покажите картинку, на которой изображён один предмет, попросите назвать картинку, на которой будет изображено много предметов. Можно использовать подсказку: «На первой картинке 1

Шар –

Лист –

Дерево –

Книга –

Мяч –

Чашка –

Кот –

Дом –

Яблоко –

Исследование употребления предлогов

Инструкция:попросите ребёнка показать по картинкам различные действия. Можно задавать наводящие вопросы. Например: где находятся собака?

В (в будке);

НА (на будке);

ЗА (за будкой);

ПЕРЕД (перед будкой);

ОКОЛО (около будки).

Исследование согласования  числительного с существительным

Инструкция: попросите ребёнка посчитать количество предметов на каждой картинке.

Дом – два дома – три дома – четыре дома – пять домов;

Кукла – две куклы – три куклы – четыре куклы – пять кукол;

Мяч – два мяча – три мяча – четыре мяча – пять мячей.

Исследование согласования прилагательного с существительным

Инструкция: попросите ребёнка назвать (описать) какой предмет. Обычно из свойств должен назвать цвет, размер, материал.

Шар (например, голубой);

Ведро (например, пластмассовое);

Платье (например, летнее);

Машина (например, гоночная);

Исследование образования названий детёнышей

Инструкция: опросите ребёнка назвать детёныша.

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

У кошки …

У утки …

У гуся …

У лисы …

У зайца …

У белки …

У медведя …

У волка …

У коровы …

У лошади …

У собаки …

Исследование образования уменьшительно-ласкательных форм

Инструкция: покажите ребёнку картинку, на которой изображён предмет, и попросите назвать этот предмет ласково.

С 5 лет

С 6 лет

Стол –

Мяч –

Дом –

Кровать –

Береза –

Кукла –

Гриб –

Лиса –

Лист –

Воробей –

Одеяло –

Исследование образования относительных прилагательных

Инструкция: покажите ребёнку картинку, на которой изображён предмет, и попросите назвать характеристику материала, из которого он сделан (например: дерево – деревянный).

Дерево –

Резина –

Металл –

Бумага –

Солома –

Кирпич –

Снег –

Вишня –

Шерсть –

Исследование образования притяжательных   прилагательных

Инструкция: покажите ребёнку картинку, на которой изображён предмет, и попросите сказать, чей это предмет.

С 6 лет

Газета папина

Сумка мамина

Кофта бабушкина

След/следы:

лисий/лисьи,

заячий/заячьи,

вороний/вороньи.

  1. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Исследование пересказа

Инструкция: прочитайте ребёнку рассказ и попросите пересказать

С 4 лет

  •  наличие/отсутствие соответствия изображаемой ситуации, наличие/отсутствие искажений и добавлений;
  • наличие/отсутствие смысловых звеньев, целостности;
  • наличие/отсутствие правильной последовательности;
  • плавность пересказа, наличие/отсутствие остановок, пауз, дополнительных слов;
  • наличие/отсутствие понимания излагаемого материала;
  • наличие/отсутствие правильной полноты, пропусков;
  • наличие/отсутствие грамматически верного построения предложений;
  • самостоятельное выполнение  задания/использование помощи экспериментатора.

  • Рассказ «Умная галка». 

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.

С 5 лет

Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Исследование составления рассказа по сюжетной картинке

Материалом исследования служат сюжетные картинки

«Зимние забавы

Инструкция: предложите ребёнку сюжетную картинку.  Дайте инструкцию: Рассмотри внимательно картинку и расскажи, что нарисовано на картинке. Составь рассказ, который будет называться «Зимние забавы».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование составления рассказа по серии сюжетных картинок

Материалом исследования служит серия из 4-х сюжетных картинок «Верный друг»:

– Мальчик ловил рыбу с лодки, а собака сидела на берегу.

– Лодка покачнулась.

– Мальчик упал в воду и стал тонуть. Собака бросилась в воду.

– Собака схватила мальчика за рубашку и вытащила его на берег.

Инструкция: предложите ребёнку серию сюжетных картинок.  Дайте инструкцию: Рассмотри внимательно картинки и составь небольшой рассказ. Вы можете также попросить ребёнка установить правильную последовательность картинок.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение_____________________________________________________________

Учитель-логопед _____________/ _____________                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект творческого рассказывания для детей подготовительной группы по одной из сюжетных картинок (тематический набор сюжетных картинок).

Цель. Формирование  навыка составления небольшого рассказа творческого характера по картинке, предложенной воспитателем из серии сюжетных картинок «Бумажный кораблик».Задачи-  учить детей пр...

Мастер-класс для молодых специалистов "Обучение дошкольников рассказыванию с использованием карт-схем, карт-опор"

В своей работе, обучая детей рассказыванию, я использую современную образовательную технологию-мнемотехнику, которая подразумевает применение мнемотаблиц...

Бланк речевой карты

Материал содержит вариант заполнения бланка речевой карты...