Конспект занятия «Сложные слова»
план-конспект занятия по логопедии
Конспект занятия
Тема: «Сложные слова»
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Расширять и закреплять представления о профессиях людей, их своеобразие, атрибуты, способности человека.
2. Уточнять и обогащать словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов.
3. Учить образовывать сложные слова путём сложения, активизировать словарь сложными словами;
4. Учить образовывать существительные от глаголов;
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать связную речь, внимание, мышление.
2. Развивать умение сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки, отрабатывать умение составлять предложения с заданным словом;
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание заниматься и добиваться положительных результатов.
2. Воспитывать уважение к труду людей разных профессий.
Оборудование: предметные картинки по теме «Сложные слова», иллюстрации по теме «Образование сложных слов», конверт с письмами от весёлых человечков.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ребята, вы уже умеете складывать новые слова из двух слов. Вспомните, как можно сказать про дом, если он из трёх этажей? (трёхэтажный). А если много этажей? (многоэтажный). А как называется фигура с четырьмя углами? (четырёхугольник).
II. Сообщение темы и цели занятия.
1. Сегодня мы будем из двух слов складывать слова, но уже по-другому.
- Как называется этот предмет? (самовар).
- Да, это самовар. (произнесение слова, выделяя его части).
Так назвали его потому, что он сам варит чай.
- А это что такое? (скороварка).
- Это скороварка. Её так назвали, потому, что она скоро варит.
- А вот это рыболов. Его так назвали, потому, что он ловит рыбу.
- А как можно назвать того, кто разводит пчел? (пчеловод).
- А кто лес рубит? (лесоруб).
- Кто копает землю? (землекоп)
- Кто трубы чистит? (трубочист)
- Кто оленей разводит? (оленевод)
- Разводит сад кто? (садовод)
- Почему пароход так называется? (он ходит паром).
- Почему ледокол? (лёд колет)
- А почему называется самолёт? (сам летит).
- Почему вертолёт? (вертится, летит). А что у него вертится? (пропеллер).
- Что такое лесовоз? (лес возит).
- Как сказать одним словом, что падают листья? (листопад).
2. Игра «Закончи предложение».
Падают, падают листья
В нашем саду … (листопад).
Моем, моем… (трубочиста)
Чисто, чисто, чисто, чисто.
Пошла муха на базар
И купила … (самовар).
А теперь в предложениях добавляйте слова, а подсказками будут картинки.
Сладким медом угостил… (пчеловод).
В лесу дружно работали … (лесорубы).
Пригрело весеннее солнышко и на реке начался… (ледоход).
Под березой вырос гриб … (подберезовик).
III. Динамическая пауза
Слова бывают разные: Руки на поясе. Повороты вправо-влево.
Весёлые, забавные,
Простые и серьёзные
И очень-очень сложные. Погрозить указательным пальцем правой руки.
Листопад – слово летящее. Трепещущие движения кистями рук сверху вниз.
Снегопад – слово блестящее. «Фонарики».
Звездопад – слово искрящее. Поднимая руки вверх, с силой разжать кулак.
Водопад – слово мокрющее. Стряхнуть «капли воды» кистями рук.
Ледоход – слово плывущее. Волнообразные движения ладонями.
Носорог – слово могучее. Согнуть руки к плечам, пальцы сжаты в кулак.
Водомерка – слово скользящее. Движение вперед-назад ладонями вниз.
Пылесос – слово гудящее. Имитация работы пылесоса со звуком: у-у-у.
Самовар – слово пыхтящее. Пружинка, руки на поясе: пых-пых-пых.
А сладкоежка – слово хрустящее! Щелчки пальцами рук: хр-хр-хр.
3. А теперь самостоятельно придумайте предложения по картинкам: самолёт, листопад, снегопад, самосвал, молоковоз, водопад.
4. Раздаётся стук в дверь. Вносят конверт.
- Ребята, вам письмо от «Весёлых человечков».
- Ничего не понимаю, какие-то картинки и записки: «Отгадайте наши загадки. В каждой картинке спряталось по два слова. Какие это слова?
(Каждому ребёнку раздаётся конверт с «загадками от весёлых человечков»).
5. Ребята, послушайте рассказ и найдите в нём сложные слова.
«Сапоги – скороходы»
Давно это было, люди не знали, что такое самолёты, пароходы, телевизоры, автомобили. Шёл человек по дороге пешком и думал: «Как трудно ходить пешком, я очень устал!» Хочу я иметь сапоги-скороходы, чтобы в них можно было быстро ходить. Раз шагнул – через поле перепрыгнул. Ещё шаг сделал – речка позади осталась. И стали люди изобретать, придумывать новое. И теперь есть сапоги-скороходы. Вот они: самолёт, вертолёт, велосипед, автомобиль.
- Какие сложные слова вы запомнили в рассказе?
- Какие сапоги-скороходы придумал человек?
IV. Итог занятия, оценка деятельности детей.
- . Какие слова мы сегодня составляли на занятии? Вам понравилось образовывать новые слова? С какими словами вы сегодня познакомились? - Какие слова вы запомнили?
- Я хочу похвалить вас за то, что вы были внимательны, не отвлекались, и это помогло вам узнать об интересных словах.
Дополнительный материал
Попробуйте теперь поискать вокруг нас слова, состоящие из двух слов.
Я найду слова везде…
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда, играем в слово.
— Кто лес рубит? (Лесоруб)
— Кто ловит рыбу? (Рыболов)
— Кто птиц ловит? (Птицелов)
— Кто змей ловит? (Змеелов)
— Кто разводит пчёл? (Пчеловод)
— Кто разводит сады? (Садовод)
— Кто разводит собак? (Собаковод)
— Кто копает землю? (Землекоп)
— Кто чистит трубы? (Трубочист)
— Кто воду проводит? (Водопроводчик)
«Пар» и «ходит» (Пароход)
«Луна» и «ходит» (Луноход)
«Тепло» и «ходит» (Теплоход)
«Снег» и «ходит» (Снегоход)
«Пешком» и «ходит» (Пешеход)
«Сам» и «катится» (Самокат)
«Землю» и «роет» (Землеройка)
«Огонь» и «тушит» (Огнетушитель)
«Мышь» и «ловит» (Мышеловка)
«Сам» и «летает» (Самолёт)
«Пар» и «возит» (Паровоз)
«Сам» и «сваливает» (Самосвал)
«Молоко» и «возит» (Молоковоз)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема: «Сложные слова»
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Расширять и закреплять представления о профессиях людей, их своеобразие, атрибуты, способности человека.
2. Уточнять и обогащать словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов.
3. Учить образовывать сложные слова путём сложения, активизировать словарь сложными словами;
4. Учить образовывать существительные от глаголов;
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать связную речь, внимание, мышление.
2. Развивать умение сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки, отрабатывать умение составлять предложения с заданным словом;
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание заниматься и добиваться положительных результатов.
2. Воспитывать уважение к труду людей разных профессий.
Оборудование: предметные картинки по теме «Сложные слова», иллюстрации по теме «Образование сложных слов», конверт с письмами от весёлых человечков.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ребята, вы уже умеете складывать новые слова из двух слов. Вспомните, как можно сказать про дом, если он из трёх этажей? (трёхэтажный). А если много этажей? (многоэтажный). А как называется фигура с четырьмя углами? (четырёхугольник).
II. Сообщение темы и цели занятия.
1. Сегодня мы будем из двух слов складывать слова, но уже по-другому.
- Как называется этот предмет? (самовар).
- Да, это самовар. (произнесение слова, выделяя его части).
Так назвали его потому, что он сам варит чай.
- А это что такое? (скороварка).
- Это скороварка. Её так назвали, потому, что она скоро варит.
- А вот это рыболов. Его так назвали, потому, что он ловит рыбу.
- А как можно назвать того, кто разводит пчел? (пчеловод).
- А кто лес рубит? (лесоруб).
- Кто копает землю? (землекоп)
- Кто трубы чистит? (трубочист)
- Кто оленей разводит? (оленевод)
- Разводит сад кто? (садовод)
- Почему пароход так называется? (он ходит паром).
- Почему ледокол? (лёд колет)
- А почему называется самолёт? (сам летит).
- Почему вертолёт? (вертится, летит). А что у него вертится? (пропеллер).
- Что такое лесовоз? (лес возит).
- Как сказать одним словом, что падают листья? (листопад).
2. Игра «Закончи предложение».
Падают, падают листья
В нашем саду … (листопад).
Моем, моем… (трубочиста)
Чисто, чисто, чисто, чисто.
Пошла муха на базар
И купила … (самовар).
А теперь в предложениях добавляйте слова, а подсказками будут картинки.
Сладким медом угостил… (пчеловод).
В лесу дружно работали … (лесорубы).
Пригрело весеннее солнышко и на реке начался… (ледоход).
Под березой вырос гриб … (подберезовик).
III. Динамическая пауза
Слова бывают разные: Руки на поясе. Повороты вправо-влево.
Весёлые, забавные,
Простые и серьёзные
И очень-очень сложные. Погрозить указательным пальцем правой руки.
Листопад – слово летящее. Трепещущие движения кистями рук сверху вниз.
Снегопад – слово блестящее. «Фонарики».
Звездопад – слово искрящее. Поднимая руки вверх, с силой разжать кулак.
Водопад – слово мокрющее. Стряхнуть «капли воды» кистями рук.
Ледоход – слово плывущее. Волнообразные движения ладонями.
Носорог – слово могучее. Согнуть руки к плечам, пальцы сжаты в кулак.
Водомерка – слово скользящее. Движение вперед-назад ладонями вниз.
Пылесос – слово гудящее. Имитация работы пылесоса со звуком: у-у-у.
Самовар – слово пыхтящее. Пружинка, руки на поясе: пых-пых-пых.
А сладкоежка – слово хрустящее! Щелчки пальцами рук: хр-хр-хр.
3. А теперь самостоятельно придумайте предложения по картинкам: самолёт, листопад, снегопад, самосвал, молоковоз, водопад.
4. Раздаётся стук в дверь. Вносят конверт.
- Ребята, вам письмо от «Весёлых человечков».
- Ничего не понимаю, какие-то картинки и записки: «Отгадайте наши загадки. В каждой картинке спряталось по два слова. Какие это слова?
(Каждому ребёнку раздаётся конверт с «загадками от весёлых человечков»).
5. Ребята, послушайте рассказ и найдите в нём сложные слова.
«Сапоги – скороходы»
Давно это было, люди не знали, что такое самолёты, пароходы, телевизоры, автомобили. Шёл человек по дороге пешком и думал: «Как трудно ходить пешком, я очень устал!» Хочу я иметь сапоги-скороходы, чтобы в них можно было быстро ходить. Раз шагнул – через поле перепрыгнул. Ещё шаг сделал – речка позади осталась. И стали люди изобретать, придумывать новое. И теперь есть сапоги-скороходы. Вот они: самолёт, вертолёт, велосипед, автомобиль.
- Какие сложные слова вы запомнили в рассказе?
- Какие сапоги-скороходы придумал человек?
IV. Итог занятия, оценка деятельности детей.
- . Какие слова мы сегодня составляли на занятии? Вам понравилось образовывать новые слова? С какими словами вы сегодня познакомились? - Какие слова вы запомнили?
- Я хочу похвалить вас за то, что вы были внимательны, не отвлекались, и это помогло вам узнать об интересных словах.
Дополнительный материал
Попробуйте теперь поискать вокруг нас слова, состоящие из двух слов.
Я найду слова везде…
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда, играем в слово.
— Кто лес рубит? (Лесоруб)
— Кто ловит рыбу? (Рыболов)
— Кто птиц ловит? (Птицелов)
— Кто змей ловит? (Змеелов)
— Кто разводит пчёл? (Пчеловод)
— Кто разводит сады? (Садовод)
— Кто разводит собак? (Собаковод)
— Кто копает землю? (Землекоп)
— Кто чистит трубы? (Трубочист)
— Кто воду проводит? (Водопроводчик)
«Пар» и «ходит» (Пароход)
«Луна» и «ходит» (Луноход)
«Тепло» и «ходит» (Теплоход)
«Снег» и «ходит» (Снегоход)
«Пешком» и «ходит» (Пешеход)
«Сам» и «катится» (Самокат)
«Землю» и «роет» (Землеройка)
«Огонь» и «тушит» (Огнетушитель)
«Мышь» и «ловит» (Мышеловка)
«Сам» и «летает» (Самолёт)
«Пар» и «возит» (Паровоз)
«Сам» и «сваливает» (Самосвал)
«Молоко» и «возит» (Молоковоз)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Доброе слово"
Конспект занятия по программе "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте" для младшей группы....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЦЕПОЧКА СЛОВ»
Занятия для развития речи, хорошо развивает восприятие звуков....
Конспект занятия "Волшебные слова"
Конспект логопедического занятия направленного на эстетическое вопитатние детей в подготовительной группы...

Конспект занятия "Вежливые слова и хорошие манеры"
Конспект для детей младшего дошкольного возраста по теме "Этикет для малышей". К конспекту прилагается детская презентация ....
Конспект занятие "Вежливые слова"
Конспект занятия для педагогов...

Конспект занятия "Вежливые слова" ( Всемирный день спасибо)
Конспект занятия "Вежливые слова" ( Всемирный день спасибо)...

Конспект занятия Тема занятия: «Сложные слова в гостях у детей»
По развитию лексико-грамматической стороны речи я разработала занятие с использованием технических средств. Так как образование сложных слов, путём сложения двух слов для дошкольника является очень тр...