Методическая разработка "Сборник дидактических игр и упражнений для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по логопедии
Данная методическая разработка поможет учителю-логопеду детского сада организовать свою деятельность по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с нарушением речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 105.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 33
СТАНИЦЫ КАВКАЗСКАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
Методическая разработка
«СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ
ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Автор: Болдырева Анна Владимировна
Учитель-логопед МАДОУ ЦРР - д/с № 33
ст. Кавказская
2025 год
Оглавление
1 | Аннотация | 3 |
2 | Введение | 3 |
3 | Основная часть | 5 |
4 | Заключение | 7 |
5 | Список используемой литературы и интернет-источников | 8 |
6 | Приложение № 1 Типы слоговой структуры слова по степени сложности (согласно классификации А.К. Марковой) | 9 |
7 | Приложение № 2 Типы нарушений слоговой структуры | 10 |
8 | Приложение № 3 Сборник дидактических игр и упражнений для развития слоговой структуры слова у дошкольников | 12 |
9 | Приложение № 4 Консультации для родителей «Развитие слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи» | 19 |
10 | Приложение № 5 Памятка для родителей: «Чтение и его роль в развитии слогового восприятия» | 21 |
- Аннотация
Данная методическая разработка поможет учителю-логопеду детского сада организовать свою деятельность по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с нарушением речи.
2. Введение
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является одной из ключевых задач логопедической работы в дошкольном образовании. Дети с нарушениями речевого развития часто испытывают трудности в освоении ритмической и звуковой организации слова, что препятствует правильному формированию слоговой структуры. Эти нарушения могут выражаться в пропусках слогов, их перестановке или искажении, что существенно осложняет процесс речевого общения. Правильная коррекция этой проблемы требует комплексного и индивидуального подхода, включающего систематические занятия с логопедом, поддержку со стороны родителей и использование специальных методов.
В последние годы возрос интерес к методам, которые помогают детям понимать строение слов и развивать их речевые навыки.
В отечественной литературе представлены разнообразные исследовательские материала по данной проблеме (З.Е. Агранович, Т.В. Ахутина, Г.В, Бабина, Н.Н. Волкова, А.Н. Гвоздева, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Н.Ю. Сафонкина, Т.А. Ткаченко, Т.А. Фотекова, Н.С. Четвертушкина и др.) Авторы подчеркивают, что успешное освоение слоговой структуры слова напрямую связано с последующим обучением чтению и письму.
Новые подходы включают использование игровых методов, мультимедийных технологий и интерактивных упражнений, что делает процесс обучения более увлекательным.
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников является важным аспектом развития речи, который имеет свои корни в исследованиях психолингвистики и детской психологии.
В начале ХХ века ученые, такие как Л. Выготский и А. Леонтьев, начали активно изучать процесс речевого развития у детей. Они подчеркивали, что освоение звуковой структуры языка, в том числе слогов, является основополагающим для формирования более сложных языковых навыков.
В 1960-70-е годы отечественные и зарубежные ученые углубили исследования, сосредоточившись на взаимосвязи между фонематическим восприятием и слоговой организацией слов. Были разработаны методики диагностики речевого развития, которые позволяют оценивать уровень формирования слоговой структуры у детей.
Согласно современным подходам, формирование слоговой структуры начинается с раннего возраста, когда дети начинают осваивать звукоподражания и простые слова. В возрасте 3-4 лет активизируется игра со словами, что способствует не только развитию слоговой структуры, но и фонематического слуха. К 5-6 годам дети уже способны анализировать и синтезировать слоги, что является основой для успешного обучения грамоте.
На сегодняшний день существует множество программ и рекомендация для педагогов и родителей, направленных на поддержание и развитие слоговой структуры, включая игры на внимательность и слуховой анализ, использование рифм и потешек, а так же специальных упражнений.
В данной методической разработке «Сборник дидактических игр и упражнений для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста» представлена система работы, помогающая развивать речевые навыки у дошкольников, так как правильное восприятие и произнесение слогов способствует развитию фонематического слуха, что в дальнейшем влияет на чтение и письмо. Работа актуальна и поможет педагогам в процессе обучения и развития детей дошкольного возраста.
Цель данной методической разработки: формирование слоговой структуры слова, формирование умений слогового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи с помощью специально подобранных игр и упражнений.
Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»:
Образовательные задачи:
- формировать навыки слогового анализа (ознакомить с понятием слога, научить различать слоги в словах, выделять их и правильно произносить);
- расширять словарный запас;
- учить читать и писать (основываясь на знании слогов).
Развивающие задачи:
- развивать фонематический слух;
- формировать положительное отношение к чтению и познанию языка, через игры и упражнения.
Воспитательные задачи:
- формировать уверенность в собственных силах;
- стимулировать интерес к сотрудничеству;
- воспитывать терпение и настойчивость.
Задачи образовательных областей в интеграции:
Речевое развитие:
- формировать фонетическое восприятие;
- развивать навыки произношения и распознания звуков в словах;
- обогащать словарный запас, активизировать его;
- совершенствовать диалоговую речь.
Социально – коммуникативное развитие:
- формировать навыки коммуникации и взаимодействия между детьми;
- развивать умение слушать и понимать речь других.
Художественно – эстетическое развитие:
- развивать творческое мышление через создания звуковых и ритмических композиций;
- способствовать эстетическому восприятию речи и текстов.
Физическое развитие:
- тренировать координацию движений с речевой деятельностью (сопровождение слов движениями);
- развивать общую моторику при выполнении речевых упражнений.
Предварительная работа:
- организация предметно – пространственной среды, способствующей речевому развитию детей дошкольного возраста;
- подбор игр и упражнений на развитие фонематического слуха, восприятия ритмической структуры речи.
Используя предоставленный материал, учитель-логопед сможет организовать свою деятельность по речевому развитию детей дошкольного возраста и достичь следующих результатов у своих воспитанников:
- дети научатся без ошибок воспроизводить цепочки слогов, слова различной слоговой структуры, составлять предложения со словами различной слоговой структуры;
- сформируется навык фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов;
- будут развиты речеслуховое восприятие, пространственно-временные представления, оптико-пространственная ориентация, темп и ритм речи;
- повысится компетентность родителей в вопросах формирования слоговой структуры слов, расширятся возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
3. Основная часть.
Дошкольники с нарушениями речи часто сталкиваются с проблемами в усвоении слоговой структуры слова, что связано с нарушениями как фонематического слуха, так и моторной координации. Эти дети могут пропускать или заменять слоги в словах, нарушать порядок слогов или изменять их количество. Подобные ошибки ведут к тому, что речь становится неразборчивой и затрудняет коммуникацию. Например, ребенок может произносить слово "машина" как "мана" или "шина", что искажает смысл сказанного и требует постоянной интерпретации со стороны взрослого.
Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи требует системного подхода и использования разнообразных методов. Один из ключевых методов — это работа над ритмической структурой слова через проговаривание простых слогов и их комбинаций. Логопед предлагает ребенку повторять короткие слова, состоящие из двух-трех слогов, с акцентом на их правильное произношение и ритмическую организацию. Например, на начальном этапе занятия можно использовать слова типа "мама", "папа", "котик", где присутствуют повторяющиеся или легкие для артикуляции слоги.
Важным элементом работы является использование тактильной и зрительной поддержки, которая помогает ребенку закрепить правильное представление о звуковой форме слова. Например, логопед может использовать специальные карточки или схемы, изображающие ритмическую структуру слова, что помогает ребенку лучше воспринимать последовательность слогов. Также используются ритмичные упражнения, такие как хлопки или шаги под проговаривание слогов, которые стимулируют моторную координацию и ритмическое восприятие речи.
Важной частью коррекционной работы является постепенное усложнение задач. После того как ребенок освоит произношение простых слов, логопед переходит к работе над более сложными ритмическими структурами, где используются многосложные слова и фразы. В ходе занятий ребенок постепенно учится воспринимать и воспроизводить сложные речевые конструкции, что способствует улучшению его коммуникативных навыков и развитию связной речи.
Работа над слоговой структурой слова с дошкольниками включает несколько этапов:
Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации. Это служит фундаментом для освоения слоговой структуры слова.
Развитие навыка выполнения моторных программ. Сюда входят действия, затрагивающие пространственную организацию и сложные серийные движения. Также на этом этапе можно проводить работу над ритмом: отхлопывать и отстукивать ритмические композиции руками, мячом, с помощью любых вспомогательных и музыкальных инструментов. Ещё одно направление работы — пальчиковые игры, которые помогают воспроизводить заданный темп и ритм, пространственную организацию движений пальцев рук.
Формирование слоговой структуры слова. На этом этапе в первую очередь работают над гласными. Правильное различение гласных и их чёткая артикуляция — базис слогового рисунка слова. После усвоения гласных можно переходить к работе над слогами. На данном этапе произношение слогов можно подкреплять жестами.
Использование полученных навыков в самостоятельной речи. Дети составляют рассказы по опорным словам, описывают предметы и действия, сравнивают объекты, разыгрывают сценки, вступают в диалог на заданную тему, рассказывают о ситуациях из личного опыта.
Успех коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с ТНР во многом зависит от активного участия родителей. Логопедическая работа должна быть поддержана дома через регулярные упражнения и закрепление речевых навыков в повседневной жизни. Родители могут помогать ребенку закреплять пройденный на занятиях материал, повторяя с ним слоги и слова, играя в речевые игры, направленные на развитие ритмико-слоговой структуры.
Поэтому, необходимо проводить беседы и консультации об особенностях развития речи детей, развитии слоговой структуры слов.
Был подобран консультационный материл для родителей – «Основы слогового деления», «Значение слоговой структуры в речи ребенка», «Сложности, с которыми могут столкнуться дети при осваивании логов», «Развитие слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи» и т.д. Оформлены памятки для родителей: «Чтение и его роль в развитии слогового восприятия», «Игры и упражнения для формирования слоговой структуры», в которых рассказано, как можно формировать слоговую структуру в домашних условиях. Очень важно не упустить момент и помочь малышу развить основные речевые навыки, среди которых исключительно важную роль играет совершенствование слоговой структуры.
4. Заключение.
Подводя итог, можно сказать, что формирование слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является важным аспектом коррекционной работы логопеда. Процесс требует системного подхода, использования разнообразных методов и активного участия родителей. Логопедическая работа направлена на развитие фонематического слуха, моторных навыков и восприятия ритмической структуры речи. Систематическое использование методов коррекции и поддержка со стороны родителей позволяют достичь положительных результатов в преодолении речевых нарушений и улучшении коммуникативных навыков ребенка.
В данном материале представлены апробированные на практике дидактические игры для формирования слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста.
Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно – развивающей работы и профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ТНР для обеспечения социальной успешности в соответствии с принципами организации образовательного процесса, изложенными в ФГОС ДО.
Данный материал поможет создать условия для успешного освоения языковых навыков, формируя у детей понимание структуры слова через игры и упражнения.
В своей работе использую накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от степени нарушения речи.
Важно помнить, что развитие слоговой структуры слова – это основа для дальнейшего обучения чтению и письму.
Список литературы
1. Бугакова Е. А. Профилактика нарушений слоговой структуры слов с использованием упражнений и игр ритмической гимнастики / Е. А. Бугакова // Молодой ученый. — 2020. — № 18.
2. Бухвостова А. В. Виды нарушений слоговой структуры слова. Особенности нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи / А. В. Бухвостова // Молодой ученый. — 2023. — № 48.
Электронные ресурсы:
1. Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у дошкольников»: — [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/531552-vystuplenie-iz-opyta-raboty-na-temu-igry-i-ig
2. Типы нарушений слоговой структуры слова. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/downloader/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/01/28/tipy_narusheniy_sss.doc
3. Типы слоговой структуры слова. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/downloader/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/01/28/tipy_slov.doc
4. Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелым нарушением речи. Кацалап Т. В., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №181» г. Нижний Новгород — [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://solncesvet.ru/
Приложение 1
Типы слоговой структуры слова по степени сложности
(согласно классификации А.К. Марковой):
- двухсложные слова из открытых слогов (вата, лиса, луна, коза);
- трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, хижина, полено, корова);
- односложные слова (лук, кот);
- двухсложные слова с закрытым слогом (Антон, балкон, каштан, фонтан);
- двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, палка, ветка, вафли);
- двухсложные слова из закрытых слогов (банан, пенёк, жираф, веник);
- трёхсложные слова с закрытым слогом (чемодан, комитет, выводок, ноготок, ботинок);
- трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки);
- трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник);
10) трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (тумбочка, фундамент, аптечка, подводник);
11) односложные слова со стечением согласных в начале слова (ткач, гном, кнут, вход, гнев);
12) односложные слова со стечением согласных в конце слова (факт, винт, пунш);
13) двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнёздо, свёкла,
гвозди);
14) четырёхсложные слова из открытых слогов (мучение, гонение,
комедия, метание, именины).
Приложение 2
ТИПЫ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:
1. Нарушения количества слогов:
а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов: “моток” (молоток).
Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (“на” - луна), в его середине (“гуница” - гусеница), слово может не договариваться до конца (“капу” - капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного (“ка” - каша, “пи” - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными (“пувица” - пуговица):
- опускание слогообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется (“просоник” – поросёнок; “сахрница” - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.
б) Итерации:
- увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы “ раскладывание” слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки (“дирижабил” - дирижабль).
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов в слове (“деворе” - дерево);
- перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.
3. Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“капута” - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тул” - стул).
Данный дефект Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина выделяют как самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.
- вставка согласных в слог (“лимонт” - лимон).
4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому (“пипитан” - капитан; “вевесипед” - велосипед).
5. Персеверации (от греческого слова “упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове (“пананама” - панама; “вввалабей” - воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.
6. Контаминации – соединения частей двух слов (“холодильница” - холодильник и хлебница).
Приложение 3
Сборник дидактических игр и упражнений для формирования слоговой структуры слова у дошкольников:
Ритмические упражнения
Цель: коррекции слоговой структуры слова.
Ребёнок стучит по столу, хлопает в ладони, топает, стучит ложками, при этом проговаривает каждый слог в слове.
Работа с кнопочками
Цель: коррекции слоговой структуры слова.
Подготавливают карточки со словами, где ниже представлены кнопочки, обозначающие количество слогов в конкретном слове. Ребёнок проговаривает каждый слог, нажимая указательным пальцем на нарисованные кнопки.
Визуально-ритмический ряд «Продолжи за мной»
Цель: коррекции слоговой структуры слова.
Выкладывают фишки разного цвета, в зависимости от типа слоговой структуры, и просят ребёнка продолжить.
«Телеграф»
Цель — развивать умение делить слова на слоги.
Материал — палочки.
Ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
«Сосчитай, не ошибись»
Цель — учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал — пирамидка, кубики, камешки.
Ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики).
«Передай дальше»
Цель — учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал — мяч.
Дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.
«Назови правильное слово»
Цель — учить различать правильно звучащие слова.
Материал — картинки.
Логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).
«Что изменилось?»
Цель — учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал — картинки.
Ребёнок объясняет различие между словами, например: кот, кошка, котёнок, дом, домик, домище.
«Найди самое длинное слово»
Цель — закреплять умение делить слова на слоги.
Материал — картинки.
Ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.
«Какое слово отличается»
Цель — учить различать слова с разной ритмической структурой. Материал — картинки.
Логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (если затрудняются, можно использовать картинки).
«Назови одинаковый слог»
Цель — закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов. Материал — картинки.
Ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах, например: самолёт, молоко, прямо, мороженое.
«Слоговые кубики»
Цель — упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал — кубики с картинками и буквами.
Дети должны собрать слова из двух частей.
«Цепочка слов»
Цель — закреплять умение анализировать и синтезировать двух-трёхсложные слова.
Материал — карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.
«Логокуб»
Цель — упражнять в слоговом анализе одно-, двух- и трёхсложных слов.
Материал — куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.
«Поезд»
Цель — учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал — поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.
«Слоговые дорожки»
Цель — автоматизация слоговой структуры.
Ребёнок «шагает» пальчиками по дорожке, проговаривая слоги (например, «та-та-та», «па-па-па») Постепенно слоги усложняются.
«Назови и прохлопай»
Цель — развитие слогового анализа.
Ребёнок называет картинку и отхлопывает количество слогов в слове. Можно использовать схемы слов для зрительной опоры.
«Договори словечко»
Цель — развитие слухового внимания и закрепление слоговой структуры.
Логопед начинает слово, ребёнок договаривает.
«Собери слово»
Цель — формирование навыка слогового синтеза.
Логопед произносит слово по слогам с паузами, ребёнок должен узнать слово и назвать его целиком.
«Слоговые дорожки 2»
Цель — учить подбирать слова с заданным количеством слогов.
На дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове. Ребёнок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след.
«Слоговые домики»
Цель — учить подбирать слова с заданным количеством слогов.
Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — три дома с разным количеством этажей. Ребёнок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом.
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.
Упражнение «Выбери схему»
Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.
Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.
Игра с мячом
Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.
«Телеграф»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
«Сосчитай, не ошибись»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.
Игра с мячом «Передай дальше»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.
«Назови правильное слово»
Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).
Упражнение «Что изменилось?»
Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.
Упражнение «Найди самое длинное слово»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.
Упражнение «Сосчитай, не ошибись»
Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).
Упражнение «Какое слово отличается»
Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.
Упражнение «Назови одинаковый слог»
Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).
«Конец слова за тобой»
Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…
«Какое слово получилось?»
Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.
Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
Бу кет букет
Бу фет буфет
Бу тон бутон
Бу бен бубен
Упражнение «Назови ласково»
Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.
Упражнение «Назови слово правильно»
Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.
Логопед: Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт
«Слоговые кубики»
Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.
«Цепочка слов»
Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.
«Пирамида»
Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.
Упражнение «Собери слово»
Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.
Упражнение «Подбери слово»
Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.
Приложение 4
Консультация для родителей:
«Развитие слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи»
Одна из основных причин трудностей с формированием слоговой структуры у детей с ТНР — недостаточное развитие фонематического слуха и моторных навыков, связанных с речевой деятельностью. В результате дети не могут адекватно воспринимать и воспроизводить звуковую оболочку слова, что ведёт к нарушению ритмической структуры речи.
Фонематический слух — это способность воспринимать звуки речи, различать особенности звуков, выделять отдельные звуковые единицы слова и правильно произносить их. Это важный аспект развития ребёнка, поскольку от уровня сформированности фонематического слуха зависит успешность освоения чтения и письма в начальной школе.
Моторные навыки — это способность совершать целенаправленные движения, которые делятся на два основных типа: крупную моторику и мелкую моторику.
Некоторые виды нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР:
- пропуск слогов;
- перестановка слогов;
- искажение структуры отдельного слога (сокращение стечений согласных, вставки согласных в слог).
Для коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР логопеды используют:
- Проговаривание простых слогов и их комбинаций. Логопед предлагает ребёнку повторять короткие слова из двух-трёх слогов с акцентом на их правильное произношение и ритмическую организацию.
- Использование тактильной и зрительной поддержки. Например, логопед может использовать специальные карточки или схемы, изображающие ритмическую структуру слова, что помогает ребёнку лучше воспринимать последовательность слогов.
- Ритмичные упражнения — хлопки или шаги под проговаривание слогов, которые стимулируют моторную координацию и ритмическое восприятие речи.
- Постепенное усложнение задач. После того как ребёнок освоит произношение простых слов, логопед переходит к работе над более сложными ритмическими структурами, где используются многосложные слова и фразы.
Примеры некоторых упражнений для развития слоговой структуры слова у детей с ТНР:
- «Слоговые дорожки» — ребёнок «шагает» пальчиками по дорожке, проговаривая слоги («та-та-та», «па-па-па»). Постепенно слоги усложняются.
- «Назови и прохлопай» — ребёнок называет картинку и отхлопывает количество слогов в слове. Можно использовать схемы слов для зрительной опоры.
- «Договори словечко» — логопед начинает слово, ребёнок договаривает: «Ло-(шадь)», «Че-(репаха)».
Роль родителей в коррекции нарушений ССС очень важна. Вот несколько практических рекомендаций:
Закрепление результатов:
- Помогайте ребёнку закреплять пройденный на занятиях материал — повторяйте с ним слоги и слова, играйте в речевые игры, направленные на развитие ритмико-слоговой структуры.
- Играйте в «Учителя», где ребенок объясняет вам, как правильно говорить.
- Повторяйте пройденный материал в различных ситуациях — просите ребёнка медленно и чётко проговаривать сложные слова в повседневной жизни.
- Используйте игры на развитие чувства ритма (отстукивание, прохлопывание).
- Играйте в слова, выделяя слоги (можно использовать мяч, передавая его на каждый слог).
- Пойте песни, четко проговаривая слова.
Регулярно консультируйтесь с логопедом о прогрессе ребёнка, просите рекомендации по домашним занятиям.
Организация занятий дома:
- Выделите специальное время для занятий, лучше заниматься ежедневно по 15–20 минут.
- Создайте спокойную обстановку без отвлекающих факторов.
- Чередуйте задания, чтобы ребенок не уставал.
Мотивация ребенка:
- Хвалите за успехи, даже небольшие.
- Создавайте ситуации успеха, давая задания, с которыми ребенок точно справится.
- Используйте игровую форму занятий, чтобы поддерживать интерес.
Важно помнить, что коррекция нарушений ССС — длительный процесс, требующий терпения и регулярных занятий. При правильном подходе большинство детей показывают значительный прогресс в течение 6–12
месяцев систематических занятий.
Приложение 5
Памятка для родителей:
«Чтение и его роль в развитии слогового восприятия»
Дорогие родители!
Чтение является незаменимым инструментом для развития вашего ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Важнейшим аспектом чтения является формирование слогового восприятия, которое способствует не только языковому развитию, но и общему когнитивному росту ребенка. Вот несколько ключевых моментов о том, как чтение влияет на слоговое восприятие:
1. Формирование фонематического слуха:
Чтение помогает ребенку развивать способность различать звуки и их сочетания, что важно для полноценного понимания структуры слова.
2. Развитие словарного запаса:
При чтении разнообразных книг ребенок сталкивается с новыми словами, что расширяет его словарный запас и знакомит с разными слоговыми структурами.
3. Слуховая память:
Запомнить слова и предложения можно легче, если они структурированы и звучат звучно. Чтение вслух помогает формировать у ребенка слуховую память, что напрямую связано с его слоговым восприятием.
4. Игры со звуками и слогами:
Используйте чтение как возможность для игр! Например, можно придумывать рифмы или разбивать слова на слоги, что позволит ребенку активнее участвовать в процессе обучения.
5. Проявление интереса к тексту:
Чтение вместе с родителями создает эмоциональную связь с текстом. Ребенок начинает интересоваться словами и слогами, что способствует более глубокому пониманию языка.
6. Развитие навыков чтения:
Регулярное чтение способствует развитию навыков чтения. Сначала это может быть простое повторение слогов, а затем - полные слова и предложения.
Рекомендации для родителей:
- Читайте с ребенком каждый день. Это может быть как художественная литература, так и развивающие книги.
- Задавайте вопросы по прочитанному материалу, проведите разговор о содержании книг.
- Выделяйте некоторые слова, чтобы акцентировать внимание на их слоговой структуре.
- Используйте различные виды литературы, включая стихи и песенки, которые помогают слушать и произносить слоги.
Помните, что ваша поддержка и вовлеченность в процесс чтения играют ключевую роль в развитии слогового восприятия вашего ребенка. Создавая привычку к чтению, вы закладываете фундамент для успешного освоения языка и других предметов в будущем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система авторских обучающих компьютерных игр по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
Описывается опыт работы учителя- логопеда по созданию системы обучающих компьютерных игр в программе Microsoft PowerPoint и их применения в формировании слоговой структуры слова у детей, имеющих наруш...

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....

План самообразования учителя - логопеда на тему "Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 114 комбинированного вида» «Золотой ключик » Советского района г.Казани...
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Речевая функция является одной из важных у человека. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции. Невнятная речь накладывает отпечаток на характер ребёнка, затрудняет его взаимоот...

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ТНР.
Краткое описание этапов работы над формирование слоговой структуры....

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Практика логопедической работы показывает,.что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой стр...

