Консультация логопеда для педагогов ДО
консультация по логопедии
«Оптимизация голосо-речевой нагрузки воспитателя в процессе образовательной деятельности»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекцией детей с нарушениями зрения №70»
Консультация учителя-логопеда
для педагогов ДО
Составила: учитель-логопед
Данилова З.И.
Нижнекамск
2021г.
Консультация учителя-логопеда для педагогов ДО
«Оптимизация голосо-речевой нагрузки воспитателя
в процессе образовательной деятельности»
Речевое общение в деятельности педагога является основным средством реализации задач обучения и воспитания. Рабочие инструменты воспитателя — это речь и голос, именно с их помощью происходит коммуникативное взаимодействие между педагогом и другими участниками образовательного процесса.
Дети быстро привыкают к определенному стилю педагогического руководства и речевого поведения воспитателя. Четкая, эмоциональная, грамотная, выразительная речь педагога оказывает позитивное влияние на формирование коммуникативных навыков дошкольников, а крикливый, визгливый голос создает неблагоприятный эмоциональный климат в группе детского сада и снижает эффективность образовательного процесса.
Организация процесса воспитания и его содержание в ДО требуют от педагога большого диапазона вариативных коммуникативных умений:
- подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации;
- изменять силу и интенсивность голоса;
- использовать эмоционально-выразительные средства речи для создания благоприятной обстановки в группе;
- стимулировать ситуации коммуникативного взаимодействия между детьми;
- строить индивидуальное общение с ребенком с учетом его речевых возможностей и личностных особенностей;
- выбирать речевой материал, соответствующий теме ООД, возрасту и познавательным возможностям детей и др.
Голосо-речевая нагрузка воспитателя меняется в течение рабочего дня, причем в разные режимные моменты она неоднородна и зависит от ряда факторов: самого режимного момента, способов и средств его организации, стиля профессионального руководства воспитателя, его педагогического мастерства и организаторских умений, степени самостоятельности детей, а также от программы, по которой работает конкретная ДО.
Рассмотрим подробнее общепедагогические методы и приемы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателя в разные режимные моменты.
Прием детей в группу
Рабочий день воспитателя начинается в 6 часов с приема детей в группу. В это время он реализует одновременно разноплановые задачи: встречает воспитанников, организует с ними утреннюю гимнастику, подвижные игры, общается с их родителями.
В качестве дополнительных нагрузок на голосо-речевую функцию в ходе данного режимного момента нужно отметить необходимость общаться сразу с несколькими людьми разных возрастов и переключаться с одной деятельности на другую.
Для снижения голосо-речевой и психоэмоциональной нагрузки при приеме детей:
- размещайте на стендах группы памятки для родителей о том, как нужно готовить детей к детскому саду после выходных или болезни, как успокоить плачущего ребенка;
- используйте отвлекающие игры типа «Зайка, зайка убегает, маму на работу провожает»;
- разговаривайте с родителями негромко, используя тембр и силу голоса и создавая положительный эмоциональный фон для общения.
Для снижения голосо-речевой нагрузки на занятиях:
- создайте знаковую систему общения с детьми в группе, придумайте совместно с ними сигналы (например: если зазвенит колокольчик — садимся за столики; если воспитатель взял фонарик — бежим на ковер, начинается физкультминутка и др.);
- используйте современный, подобранный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников дидактический материал, который вызовет у них интерес и организует их деятельность;
- постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомимические и другие средства при возникновении в группе шумных ситуаций (не пытайтесь перекричать детей, привлеките их внимание каким-либо способом, тогда воспитанники начнут успокаиваться, и в группе установится тишина);
- назначайте наиболее активных воспитанников своими помощниками, дежурными, которые помогут организовать уборку игрушек, подготовить группу к занятию, первыми водят в играх, выполняют простые поручения;
- включайте на занятиях фрагменты мультфильмов, видеоролики с компьютерными героями, произносящими определенные инструкции, фонограммы голосов дикторов.
Фонограммы, записанные голосами профессионалов, станут для дошкольников образцом грамотной, красивой речи. Но не увлекайтесь использованием технических средств на занятиях. Помните, что только живое слово педагога может передать детям все краски, яркость и выразительность русского литературного языка.
Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце занятия, когда нужно подвести итоги, активизируйте речевую деятельность детей.
Для снижения голосо-речевой нагрузки в ходе самостоятельной деятельности детей:
- не отвлекайтесь на посторонние дела, наблюдая и контролируя деятельность воспитанников;
- делите их на микрогруппы и формируйте сюжет игры для каждой из них;
- привлекайте внимание детей с помощью красивой мелодии, сигнальных карточек, красочных игрушек, а не повышением голоса;
- напоминайте воспитанникам по окончании самостоятельной деятельности с помощью разных педагогических приемов. Например, предложите собраться всем вместе и послушать сказку о том, что, если игрушки не будут расставлены по местам, придет Пылесос Пылесосыч и засосет все, что разбросано, в свое брюхо, и потом не во что будет играть. Импровизированная сказка должна быть интересной и содержательной, чтобы дети в нее поверили.
В качестве способов снижения голосо-речевого напряжения на прогулках можно использовать специальную подготовку детей к прогулкам - выработку системы жестов и знаков. Например, предложите воспитанникам представить, что воспитатель — это регулировщик. Когда он поднимает правую руку вверх — надо подойти к нему; когда поднимает обе руки вверх — построиться парами и идти в группу; когда разводит прямые руки в стороны — можно самостоятельно поиграть на площадке и т. д. Для быстрого построения воспитанников парами используйте игры «Ручеек» или «Золотые ворота».
Детский сон — время отдыха для голоса воспитателя. Но не все педагоги рационально используют его, не давая своему главному «инструменту труда» отдохнуть. Часто воспитатели общаются с коллегами. В некоторых ДОО во время сна детей проводятся методические совещания, что не дает педагогам снять голосовое и общее утомление. Дать своему голосо-речевому аппарату необходимый отдых и при этом рационально использовать рабочее время воспитатели могут, заполняя во время тихого часа документы, изготавливая дидактические пособия или подготавливая группу к занятиям.
После тихого часа воспитатель ДО снова занят детьми: он следит за их опрятностью, формирует гигиенические навыки. Подъем после дневного сна и одевание воспитанников, как правило, сопровождаются индивидуальным общением с каждым. Воспитатель выявляет настроение воспитанников, их готовность к дальнейшей игровой деятельности. Параллельно он ведет мониторинг, осуществляя диагностическую и коррекционную функции, отмечает сформированность навыков опрятности, особенности моторики, динамику развития каждого дошкольника.
Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце рабочего дня:
- организуйте с детьми тихую игру или почитайте сказку;
- предложите им вспомнить названия овощей, фруктов, предметов мебели или подвести итоги дня;
- выполните упражнения на релаксацию.
Умение проводить тихие игры с дошкольниками и саморелаксацию позволят снизить усталость, следовательно, уменьшить напряжение голосового аппарата.
Важно отметить, что на состоянии голоса также отрицательно сказывается влияние и других факторов: возрастные изменения, происходящие с гортанью, различные патологические процессы, протекающие не только в органах голосообразования, но и во всем организме, внешние факторы макро- и микроклимата (повышенная влажность, сквозняки), курение, злоупотребление слишком острой или горячей пищей и т. д.
Поэтому для полноценной реализации коммуникативной функции в профессиональной деятельности воспитателям нужно запомнить и выполнять несложные правила:
- следить за своим здоровьем;
- соблюдать правила гигиены голоса;
- контролировать голосо-речевую нагрузку в течение дня: использовать «педагогические уловки», давать отдых голосо-речевому аппарату;
- не злоупотреблять повышенным тоном, подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации;
- проводить релаксационные минутки, в организации которых может помочь педагог-психолог ДО.
Далее приводим комплекс упражнений, позволяющих развивать силу и выносливость голоса, а также совершенствовать другие голосо-речевые навыки.
1) Дыхание - это энергетическая база речи, поэтому первой "ступенькой" в работе над выразительной речью является развитие физиологического и фонационного дыхания. Для этого выполняем следующее упражнение: Глубокий вдох через нос. Выдыхаем воздух через суженное ротовое отверстие сильной струёй, как будто дуем на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы "пламя заколыхалось" и держим его в таком положении до конца выдоха.
2) Долго произносим звук [м], направляя его как бы в маску, с целью, нахождения для себя наиболее оптимального, удобного звучания. Упражнение должно выполняться свободно, без напряжения, чтобы мышцы шеи, плечевого пояса, живота были расслаблены. Массаж делается постукивающими движениями пальцев при одновременном озвучивании сонорных согласных: 1. постукивание кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая звук "мммм"; 2. кончиками пальцев от спинки носа к ушам, озвучивая звук "мммм"; 3. кончиками пальцев под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам, озвучивая звук "ввввв".
Данное упражнение в сочетании с постукивающим движением пальцев называется вибрационным гигиеническим массажем и служит для настройки речевого аппарата на звучание, активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица.
3) Изменение высоты голоса - одно из наиболее значительных орудий его выразительности. Высота голоса создает мелодику тона, которая окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной. Для тренировки умения менять высоту голоса мы предлагаем следующие упражнения:
"Колокол" - "раскачиваем колокол", одновременно произнося звукосочетания на заданной высоте; сначала "мы раскачиваем небольшой колокол", произнося дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем - "массивный колокол", произнося бом-бом-бом низким голосом, затем - "бубенчики", произнося динь-дон-динь-дон-динь-дон высоким голосом.
"Инопланетянин" - попеременно произносим звуки [у], [и], при этом звук [у] произносился низким голосом, а [и] - высоким
"Шагаем по ступенькам" - произносим фразы "Первый этаж, второй этаж … седьмой этаж", постепенно повышая свой голос, как бы шагаем по ступенькам.
4) Речь, произносимая громким выразительным голосом, но слишком быстрая или чересчур медленная тяжело воспринимается слушателями. Для тренировки темпа речи мы рекомендуем последующий комплекс:
прочитать скороговорку: "Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб в борщ" в том темпе, который подсказывает ситуация, а ситуации следующие:
- вы диктуете нерадивому ученику данное сообщение.
- вы рассказываете данную новость хорошему другу в неторопливой беседе.
- вы рассказываете данное сообщение большой аудитории.
- вы рассказываете данную новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.
Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна. Требуется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные упражнения могут привести к болезненным последствиям. При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обратиться к врачу фониатру. Мы надеемся, что предложенный комплекс упражнений поможет практикующим воспитателям совершенствовать свои голосо-речевые возможности, что повысит эффективность их работы.
Рекомендуемая и использованная литература:
- Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М., 2005.
- Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург 1992.
- Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса. Методические рекомендации. / сост. О. С. Орлова, Ю. С. Василенко и др. - М., 1990.
- Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии М., 2007.
- Морева Н. А. Тренинг педагогического общения - М., 2003.
- Савостьянов А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. - М., 2005.
- Лихачева В.Б. Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные темы консультаций логопеда для педагогов ДОУ
Примерные темы консультаций логопеда для педагогов ДОУ...

Темы и консультации логопеда для педагогов ДОУ и родителей
Список тем консультаций логопеда для педагогов ДОУ.Список тем консультаций логопеда для родителей.Консультации:Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.Когда следует обратиться ...

Консультация логопеда для педагогов ДОУ «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»
Своевременное развитие речи у детей перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или ино...

Консультация учителя-логопеда для педагогов ДОУ «Речь педагога»
Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления....

Консультация логопеда для педагогов ДОУ "Игровые приёмы для развития дыхания у дошкольников".
Игровые приемы для развития речевого дыхания на музыкальных занятиях.Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней лёгкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму и м...

Консультация с педагогами ДОУ "Взаимосвясь учителя-логопеда и педагогов в условиях логопункта"
В конспекте представлены основные направления взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями подготовительных групп в условиях логопункта....

Темы консультаций логопеда для педагогов и родителей
Подборка примерных тем консультаций для педагогов и родителей...
