Консультация для педагогов
консультация по логопедии (старшая группа)

Представлены приемы работы по формированию лексико-грамматических категорий для воспитателей группы коммбинированной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Консультация для педагогов

                               «Игры на словообразование для детей 6-7 лет».

                                                Подготовил:

учитель-логопед: Кожевникова Марина Юрьевна

   Любая форма нарушения речевой деятельности ребенка предполагает прохождение им всего сложного пути усвоения родного языка как системы. В этой системе лексико-грамматическая сторона речи образует единое целое с другими  ее частям.

Задачи педагога:

- расширять пассивный и активный словарь;

-развивать грамматический строй речи;

-учить понимать и употреблять грамматические формы;

-формировать умение употреблять основные грамматические категории, навык изменять слова по падежам, лицам, числам, родам.

   Игры на развитие словообразования можно использовать на занятиях по развитию речи в заключительной части.

Игры кратковременные, проводятся в быстром темпе. В случае затруднений в ответах или при первых ошибках требуемое слово необходимо подсказать, проговорить вместе с детьми, использовать еще раз в ходе игры.

Примеры игр на словообразование.

«Назови правильно посуду».

Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов.

Оборудование: картинки с изображением посуду.

Ход игры.

Педагог: сейчас мы будем вспоминать интересные слова, которые обозначают посуду. Если кто-то забыл нужное слово, его легко составить от слова, обозначающего продукт, который хранится в этой посуде. Например; посуда, где лежит хлеб – это хлебница.

(Педагог показывает картинку с продуктом, а дети выбирают картинку с изображением посуды)

Посуда для конфет- конфетница; посуда для перца- перечница; посуда для сахара- сахарница; посуда для селедки – селедочница; посуда для салата- салатница; посуда для соли-солонка; посуда для масла-масленка.

«Чей дом?»

Цель: учит образовывать притяжательные местоимения.

Оборудование: изображение разных домов, картинки с изображением домашних животных (козел, коза, корова, теленок, верблюд, поросенок, осел,  2 овцы, 2 утки), изображение разбойников.

Ход игры.

   Педагог: Жил-был козел и он все время  у всех спрашивал: «Чей дом?». Всем он приказывал отвечать громко и правильно, а если кто то тихо отвечал или неправильно, выгонял из своего домика. Начинал он со своего дома и громко кричал: «В  этом доме живет козел. Чей дом? Козлиный».

   Рядом стоял дом, где жила коза. Чей дом? (Козий).

   В другом доме жили коровы и телята. Чей дом? (Коровий и телячий).

  Дальше жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий).

  В этом доме живет поросенок. Чей дом? (Поросячий).

  А молодой осел боялся ошибиться и остаться без дома. Как отвечал осел? Чей дом? (Ослиный).

  Всегда весело и громко отвечали две овцы. Чей дом? (Овечий).

  Дружно крякали в ответ утки. Чей дом? (Утиный).

А в одном пустом доме поселились разбойники. Стали они вспоминать правильное слово, чтобы козла обхитрить и остаться в доме. Чей дом? (Разбойничий). Ничего не поделать, раз ответили правильно, выгнать их нельзя.

«Разговор козочки и волка».

Цель: учить образовывать существительные с увеличительными и уменьшительными суффиксами.

Оборудование: изображение волка и козочки.

Ход игры.

Педагог: я расскажу вам сказку. Я начну, а потом вы мне будете помогать. Встретились козочка и волк. Остановились и разговаривают.

Коза говорит: «Меня козлятки по голосу узнают, у меня голосок ласковый».

Волк отвечает: « А я их пугаю. У тебя голосок, а у меня голосище».

Коза: «Меня козлятки любят. У меня ласковые глазки».

Волк: «У тебя глазки, а у меня глазищи»,

Коза: «Я учу козляток топать, у меня маленькая ножка»,

Волк: «У тебя ножка, а у меня ножища».

Стала коза волка бодать он и убежал.

«Назови»

Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов.

Оборудование: изображение взрослых людей и детей (мальчик, девочка).

Ход игры.

Педагог: давайте вместе поиграем. Вам надо одним словом назвать человека, о котором я буду говорить. Это слово должно отвечать на вопрос «Кто он?».

(дети должны назвать существительное мужского и женского рода).

-Человек мне помогает, он мой (помощник, помощница);

-Человек умеет шутить, он большой (шутник, шутница);

-Этот ребенок любит проказы, он (проказник, проказница);

- А этот все время умничает, он такой (умник, умница);

-Человек очень добрый, назовем его (добряк, добрячка);

-Вова (Наташа) очень сильный(сильная), про него (нее) говоря (силач, силачка);

-Алеша (Рита) очень модничает, он (она)  настоящий (модник, модница);

-А Дима (Марина) много болтает, он (она)  такой (такая) (болтун, болтунья);

-Женя (Катя) много говорит он(она) (говорун, говорунья);

-Этот малыш постоянно шалит, он (она) (шалун, шалунья);

-Про хвастливого говорят он(она) (хвастун, хвастунья);

-Рома (маша) часто молчит, он (она) у нас(молчун, молчунья);

Витю (Таню) ленятся, их назовем (Лентяем, лентяйкой).

«И я тоже»

Цель: упражнять в образовании существительных женского рода с помощью суффиксов.

Ход игры.

Педагог: пусть сейчас мальчики расскажут про себя, и каждый постарается сказать правильно. Например, он говорит «Я мастер». А девочка отвечает: «Я мастерица».

Дети выполняют задание.

-Я летчик- и я тоже летчица.

-Я шутник – я тоже шутница.

-Я ученик – я тоже ученица.

-Я затейник - я тоже затейница.

- Я защитник- я тоже защитница.

-Я танцовщик – я тоже танцовщица.

-Я учитель- я тоже учительница.

-Я отличник – я тоже отличница.

«Сложи в одно слово»

Цель: учить образовывать слова путем словосложения.

Оборудование: пиктограммы ( лист, снег, вода, лед + падает; лед+ходит; буря+ломает; сено+ косит; и дт.

Ход игры.

Педагог: в нашей речи встречаются слова, которые как будто сложены из двух. Иногда такое слово заменяет собой целое предложение, и мы тогда говорим более кратко.

Например: «Помещение, в котором хранятся овощи». А можно сказать «Овощехранилище».

Такое сложное слово всем понятно, так как в него вошли части знакомых нам слов: «овощи» и «хранить». Попробуйте теперь сами составить  1 сложное слово из двух: «вода» и «хранить» - «водохранилище».

 - По водохранилищу могут плыть пароходы, лодки, в нем живет много рыбы. А вы слышали слово «Электропоезд»? Это поезд , который едет с помощью электричества. Может кто еще знает слова , которые начинаются с части «электро»? Дети отвечают.

   А теперь сложите другие слова. В природе много явлений, названия которых состоят из двух слов. А помогут нам картинки -символы.

    Педагог выставляет картинки-символы парами.

Листья падают-листопад; снег падает- снегопад; вода падает-водопад; лед ходит – ледоход; сено косят- сенокос; голый лед-гололед; буря ломает- бурелом.

  В нашей жизни часто используются машины. Название этих машин  получается по названию работы, которую они выполняют.

   Педагог выставляет картинки-символы парами.

Овощи режет- овощерезка; кофе мелет- кофемолка; мясо рубит- мясорубка; сок выжимает- соковыжималка; пыль сосет- пылесос; сам варит- самоварка.

 А еще много машин, без которых трудно обойтись.

  Педагог выставляет картинки-символы парами.

Сам сваливает- самосвал; сам катит- самокат; по снегу катит- снегокат; по снегу ходит- снегоход; везде ходит- вездеход; лед колет- ледокол; бетон мешает- бетономешалка; сено косит- сенокосилка; бензин возит- бензовоз; молоко возит – молоковоз; землю черпает – землечерпалка; мышей ловит – мышеловка.

  Вы знаете, что люди выполняют разную работу, у них разные профессии. Послушайтесь в название профессий, и вы поймете, какую работу выполняет человек.

 Рыболов – ловит рыбу; зверолов – ловит зверей; садовод- сады разводит; оленевод- оленей разводит; пчеловод- пчел разводит; водолаз- в воду лазает; экскурсовод- экскурсию водит; цветовод – цветы разводит.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...