"Детская психология — индивидуальная работа психолога с детьми"
консультация по логопедии (младшая группа)
Детская психология — индивидуальная работа психолога с детьми
Детская психология – это раздел возрастной психологии, посвященный особенностям духовного и психического развития детей. Основным предметом изучения являются закономерности формирования различных видов детской деятельности.
Процесс физического и психологического развития детей происходит неравномерно и характеризуется стабильными и критическими периодами (кризисы). Кризисом называют переход человека на качественно новый уровень мировоззрения.
Детские психологивыделяют несколько кризисов детства, которые происходят в возрасте 1-го года, 3-х лет, 5 и 7 лет.
Характерные особенности критических периодов:
- быстрая утомляемость;
- раздражительность;
- агрессивность;
- стеснительность и скрытность;
- кривляние, манерность;
- неуверенность в себе;
- беспричинная боязнь;
- беспокойство.
Кризисы могут длиться несколько недель или месяцев, проходить очень бурно или спокойно − все это зависит от индивидуальных особенностей малыша. Наиболее значимыми для психического здоровья и формирования личностных качеств являются кризисы в 3-летнем и 5-летнем возрасте.
Кризис 3-х лет
Основная проблема этого возраста заключается в попытке ребенка совместить собственные желания с требованиями взрослых и с желанием этим требованиям соответствовать. Другими словами, кризис в трехлетнем возрасте вызывается извечным противоречием между «надо» и «хочу». При этом поведение ребенка может характеризоваться негативизмом в ответ на любые действия взрослых, своеволием и упрямством, а также ревностью и деспотизмом.
Основная задача родителей − помочь малышу справиться с отрицательными эмоциями. Ни в коем случае нельзя отвечать агрессией на агрессивные действия ребенка, родители должны собственным примером показывать недопустимость подобного поведения.
Агрессивность можно направить в иное русло, изменив объект ее приложения на какой-нибудь предмет (подушку или игрушку). Самое важное объяснить ребенку, что нельзя бить людей.
Чрезмерный гнев и агрессия в этом возрасте могут быть следствием гипоопеки или гиперопеки. В этом случае родителям необходимо пересмотреть методику воспитания ребенка. Скорректировать курс воспитания может помочь детский психолог.
Кризис 5 лет
Детская психология отмечает кризис пятилетнего ребенка как этап взросления. Малыш стремится подражать старшим, он себя чувствует взрослым, но вести себя соответствующим образом у него не получается. Это приводит к внутреннему конфликту. Ребенок становится скрытным, сдержанным, менее эмоциональным.
Родители должны всеми силами поддерживать стремление малыша к взрослой жизни, предоставить ему больше самостоятельности, стараться общаться с ним на равных. Интересуйтесь проблемами ребенка, обязательно спрашивайте, как у него прошел день, чем он занимался в садике, акцентируйте внимание на его успехах.
Все запреты должны быть четко аргументированы. Например, малыш может отказаться ложиться спать «Еще рано, а я уже взрослый, поэтому я буду смотреть телевизор». Объясните, что он должен лечь спать не потому, что он маленький, а потому что ему тяжело будет проснуться утром. Подчеркните, что он уже достаточно взрослый и должен понимать такие простые вещи.
Если ребенок считает себя взрослым, закрепите за ним домашние обязанности (поливать цветы, убирать игрушки и т.п.). Это научит его ответственности и дисциплине.
Нередко в этом возрасте дети начинают грубить взрослым. Для пресечения хамского поведения можно использовать метод бойкота: «После таких слов мне не хочется с тобой разговаривать».
Родители должны помнить, что при возникновении трудностей нельзя опускать руки и пускать воспитание детей на самотек, поскольку педагогически запущенные дети с трудом поддаются перевоспитанию.
Индивидуальная работа психолога с детьми
В дошкольном возрасте формируется большая часть психофизиологических функций, именно поэтому большое значение придается развивающей и профилактической психологической работе с детьми.
Практически каждый детский сад и школа имеют штатного психолога, основная функция которого заключается в оказании помощи сотрудникам ДДУ и родителям в учебно-воспитательном процессе. Наиболее эффективной формой проведения занятий с детьми является индивидуальная форма, предусматривающая диагностику личности ребенка, проведение индивидуальных коррекционных занятий и индивидуальное консультирование родителей.
Во время индивидуальных занятий ребенок быстрее проникается доверием к психологу и легче принимает его помощь. При индивидуальной работе максимально учитываются психофизиологические особенности ребенка, что позволяет сделать ее более эффективной.
Как понять, что ребенку требуется работа с психологом
В каких случаях необходима индивидуальная работа психолога с детьми?
- Несоответствие уровня психических функций (внимание, мышление, память…) возрасту ребенка.
- Наличие различных социально-психологических травм (развод родителей, адаптация к детсаду или школе, появление нового члена в семье, неблагоприятные семейные отношения и т. п.).
- Агрессивное поведение, упрямство, чрезмерная капризность или же, наоборот, замкнутость, обидчивость, заторможенность крохи.
- Возникновение у ребенка тревожности и страхов.
- Проблемы общения.
- Логопедические проблемы.
- Проблемы с успеваемостью (отсутствие желания учиться или проблемы с усвоением материала).
- Проблемы семейного воспитания.
Цель индивидуальной работы с детьми
- Предупреждение и коррекция проблем в развитии и воспитании детей.
- Решение проблем с адаптацией, успеваемостью и т.д.
- Оказание помощи в обучении и социализации ребенка.
Примеры упражнений для индивидуальной работы детского психолога
Индивидуальная работа психолога с детьми может предусматривать упражнения для тренировки памяти, мышления, воображения, внимания и т.д.
«Угадай предмет»
Целью этой игры является развитие и тренировка тактильной памяти. Малышу с завязанными глазами кладут в руку разные предметы, которые ребенок должен угадать. По мере тренировки тактильных ощущений, занятие можно усложнить. Ребенку предлагают обследовать по очереди несколько предметов и назвать их в том же порядке.
«Повторяем цифры»
Детский психолог медленно произносит несколько цифр (не менее трех) и предлагает малышу повторить цифры в таком же порядке.
«Маленький корректор»
Ребенку дают лист с текстом и предлагают зачеркнуть определенные буквы. Это задание тренирует усидчивость и внимательность.
«Составляем предложения»
Предлагается ряд букв, например, С-И-Д. Ребенок должен придумать такие слова, чтобы они начинались на эти буквы и вместе составляли осмысленное предложение, например: «Сейчас Идет Дождь».
«Затрудненное чтение»
Это упражнение тренирует внимание, умение сосредотачиваться и выносливость. Ребенок должен, читая текст, выстукивать карандашом определенный ритм. После чтения ребенку задают вопросы, проверяя запоминание прочитанного.
Перечисленные упражнения направленны на решение проблем с успеваемостью и уровнем умственного развития, поэтому они универсальны. Что касается психологической коррекции, то тут занятия строятся исключительно индивидуально, в зависимости от тех проблем, которые испытывает ребенок.
Работа с родителями: "взаимодействие с семьями детей"
1. Родительские собрания
2. Индивидуальные и групповые беседы с родителями
3. Тематика наглядных материалов для родителей
4. Другие мероприятия
Начало формы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ
МЕСЯЦ | РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ( общие и групповые, повестка дня, время, ход подготовки) | Индивидуальные и групповые беседы с родителями (тематика, фамилии родителей и консультации) | Тематика наглядных материалов для родителей (буклеты, информационные листы-советы, семейные проекты, материалы сайтов и др.) | Другие мероприятия (в том числе анкетирования, телефон доверия) |
СЕНТЯБРЬ | Групповое родительское собрание: «ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНЫЙ ГОД» 1 . Партнерство семьи и детского сада в период адаптации 2.Возрастные и психологические особенности возраста 3.Разное | Консультации для родителей:
Индивидуальные беседы с родителями: 1.Знакомство с семьями, их интересами, занятиями. 2.Что должно быть в шкафчике у ребенка | Оформление наглядной агитации:
| Анкетирование родителей: «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ» /сбор данных о родителях и детях/ |
ОКТЯБРЬ | Консультации для родителей: 1.Права и обязанности родителей 2. Как правильно общаться с детьми 3. Какие сказки читать детям. Индивидуальные беседы с родителями:
| Оформление альбома с участием родителей: « СТИХИ И ПОТЕШКИ _ ПОМОШНИКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ» Папка-передвижка: - Сто тысяч почему -Учите видеть красоту природы Выставка поделок из природного материала: «ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ» | Развлечение: « ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА» | |
НОЯБРЬ | Консультации для родителей:
Индивидуальные беседы родителями:
| Оформление наглядной агитации: - КАК БЕРЕЧЬ ЗДОРОВЬЕ! - ПРОФИЛАКТИКА ГРИППА! Фотовыставка: « ИГРАЕМ ДОМА!» Проект: « УМНЫЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ»
| День именинника: - для детей родившихся осенью Акция: « ПОМОЖЕМ ТЕМ, КТО РЯДОМ» /изготовление кормушек для птиц/ | |
МЕСЯЦ | РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ( общие и групповые, повестка дня, время, ход подготовки) | Индивидуальные и групповые беседы с родителями (тематика, фамилии родителей и консультации) | Тематика наглядных материалов для родителей (буклеты, информационные листы-советы, семейные проекты, материалы сайтов и др.) | Другие мероприятия (в том числе анкетирования, телефон доверия) |
ДЕКАБРЬ | Консультации для родителей:
Индивидуальные беседы с родителями: - Помощь – совет по приобретению игр домой , привлечению детей в игру. - Подготовка костюмов и атрибутов к новогоднему утреннику. Привлечение родителей к совместному украшению группы к празднику | Совместный выпуск стенгазеты: « СКОРО НОВЫЙ ГОД…» Папка-передвижка: - Зимние игры и развлечения. - Как уберечься от простуды -Готовимся к празднику Вернисаж: « ЗИМУШКА- ЗИМА» /совместные работы родителей и детей/ | День знания: « ВАЖНОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ И НАСТОЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА» Утренник: « ЗДРАВСТВУЙ НОВЫЙ ГОД!» | |
ЯНВАРЬ | Групповое родительское собрание: « ЗНАКОМСТВО РОДИТЕЛЕЙ С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ВОСПИТАТЕЛЬНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ»
| Консультации для родителей:
Индивидуальные беседы с родителями:
Привлечение родителей к постройкам из снега Привлечение родителей в расчистке участка для прогулок от снега | Фотовыставка: « КАК МЫ ВСТРЕЧАЛИ НОВЫЙ ГОД!» Оформление альбома с участием родителей: «ИЗВЕСТНЫЕ РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ» | Развлечение: «РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КОЛЯДКИ» |
ФЕВРАЛЬ | Консультации для родителей: 2.Учим детей пересказу. 3.Игры с детьми по развитию речи. Индивидуальные беседы с родителями: - Почему дети ломают игрушки. - Занятия физическими упражнениями с ребенком дома. | Папка-передвижка: - Растим будущего мужчину - Основы правильного питания. Проект: « УМНЫЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ»
Совместный выпуск стенгазеты: « С 23 ФЕВРАЛЯ» | Акция: « ПОДАРИ КНИГУ» День именинника: - для детей родившихся зимой | |
МЕСЯЦ | РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ( общие и групповые, повестка дня, время, ход подготовки) | Индивидуальные и групповые беседы с родителями (тематика, фамилии родителей и консультации) | Тематика наглядных материалов для родителей (буклеты, информационные листы-советы, семейные проекты, материалы сайтов и др.) | Другие мероприятия (в том числе анкетирования, телефон доверия) |
МАРТ | Консультации для родителей: 1.Как привить ребенку хорошие привычки /5 советов родителям/ 2.Как научить ребенка помогать Индивидуальные беседы с родителями:
| Папка-передвижка: - Играем с ребенком дома - Об авторитете родителей. Совместный выпуск стенгазеты: Мамочки родные очень любим вас! Вернисаж: Для вас милые женщины! Фотовыставка: Мы и наши мамочки! | Развлечение: «МАМИН ДЕНЬ – 8 МАРТА!» | |
АПРЕЛЬ | Консультации для родителей:
Индивидуальные беседы с родителями: 1 .Словарный запас 2.Семья и ребенок 3. Формирование мелкой моторики рук. | Вернисаж: «ПАСХАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ В ВЕШНЯКАХ» Фотовыставка: « ДЕНЬ СМЕХА» Оформление альбома с участием родителей: «ИЗВЕСТНЫЕ РУССКИЕ ЗАГАДКИ» | Развлечения: - « ДЕНЬ СМЕХА» - «ПАСХАЛЬНЫЙ ЗВОН» | |
МАЙ | Групповое родительское собрание: « УСПЕХИ НАШЕЙ ГРУППЫ»
Разное | Консультации для родителей:
Индивидуальные беседы с родителями: - Путешествуем по МОСКВЕ Привлечение родителей к озеленению и благоустройству участка для прогулок | Проект: « УМНЫЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ» Мозаика Оформление альбома с участием родителей: «ИЗВЕСТНЫЕ РУССКИЕ СКОРОГОВОРКИ И ЧИСТОГОВОРКИ» | Акция: « ПОДАРИ ИГРУШКУ» День именинника: - для детей родившихся весной |
МЕСЯЦ | РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ( общие и групповые, повестка дня, время, ход подготовки) | Индивидуальные и групповые беседы с родителями (тематика, фамилии родителей и консультации) | Тематика наглядных материалов для родителей (буклеты, информационные листы-советы, семейные проекты, материалы сайтов и др.) | Другие мероприятия (в том числе анкетирования, телефон доверия) |
ИЮНЬ | Консультации для родителей: 1 ОСТОРОЖНО – ядовитые растения! Индивидуальные беседы с родителями: 1.Закаливание в летний период | Вернисаж: « НАШИ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ» /выставка детских работ/ Фотовыставка: « ЛЕТО+ОТДЫХ+ДЕТИ» | Развлечение: « ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ» | |
ИЮЛЬ | Консультации для родителей:
Индивидуальные беседы с родителями:
| Папка-передвижка: 1.Безопасность ребенка – забота родителей 2.Путешествие с ребенком | Развлечение: « ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ» | |
АВГУСТ | Консультации для родителей:
Индивидуальные беседы с родителями: 1.Закаливание в летний период | Проект: « УМНЫЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ» Мел Фотовыставка: « ВОТ ТАК МЫ ОТДЫХАЛИ ЛЕТОМ» | Развлечение: « ВЕСЕЛЫЕ МЕЛОДИИ» День именинника: - для детей родившихся летом |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская психология — индивидуальная работа психолога с детьми
Детская психология – это раздел возрастной психологии, посвященный особенностям духовного и психического развития детей. Основным предметом изучения являются закономерности формирования различных видов детской деятельности.
Процесс физического и психологического развития детей происходит неравномерно и характеризуется стабильными и критическими периодами (кризисы). Кризисом называют переход человека на качественно новый уровень мировоззрения.
Детские психологивыделяют несколько кризисов детства, которые происходят в возрасте 1-го года, 3-х лет, 5 и 7 лет.
Характерные особенности критических периодов:
- быстрая утомляемость;
- раздражительность;
- агрессивность;
- стеснительность и скрытность;
- кривляние, манерность;
- неуверенность в себе;
- беспричинная боязнь;
- беспокойство.
Кризисы могут длиться несколько недель или месяцев, проходить очень бурно или спокойно − все это зависит от индивидуальных особенностей малыша. Наиболее значимыми для психического здоровья и формирования личностных качеств являются кризисы в 3-летнем и 5-летнем возрасте.
Кризис 3-х лет
Основная проблема этого возраста заключается в попытке ребенка совместить собственные желания с требованиями взрослых и с желанием этим требованиям соответствовать. Другими словами, кризис в трехлетнем возрасте вызывается извечным противоречием между «надо» и «хочу». При этом поведение ребенка может характеризоваться негативизмом в ответ на любые действия взрослых, своеволием и упрямством, а также ревностью и деспотизмом.
Основная задача родителей − помочь малышу справиться с отрицательными эмоциями. Ни в коем случае нельзя отвечать агрессией на агрессивные действия ребенка, родители должны собственным примером показывать недопустимость подобного поведения.
Агрессивность можно направить в иное русло, изменив объект ее приложения на какой-нибудь предмет (подушку или игрушку). Самое важное объяснить ребенку, что нельзя бить людей.
Чрезмерный гнев и агрессия в этом возрасте могут быть следствием гипоопеки или гиперопеки. В этом случае родителям необходимо пересмотреть методику воспитания ребенка. Скорректировать курс воспитания может помочь детский психолог.
Кризис 5 лет
Детская психология отмечает кризис пятилетнего ребенка как этап взросления. Малыш стремится подражать старшим, он себя чувствует взрослым, но вести себя соответствующим образом у него не получается. Это приводит к внутреннему конфликту. Ребенок становится скрытным, сдержанным, менее эмоциональным.
Родители должны всеми силами поддерживать стремление малыша к взрослой жизни, предоставить ему больше самостоятельности, стараться общаться с ним на равных. Интересуйтесь проблемами ребенка, обязательно спрашивайте, как у него прошел день, чем он занимался в садике, акцентируйте внимание на его успехах.
Все запреты должны быть четко аргументированы. Например, малыш может отказаться ложиться спать «Еще рано, а я уже взрослый, поэтому я буду смотреть телевизор». Объясните, что он должен лечь спать не потому, что он маленький, а потому что ему тяжело будет проснуться утром. Подчеркните, что он уже достаточно взрослый и должен понимать такие простые вещи.
Если ребенок считает себя взрослым, закрепите за ним домашние обязанности (поливать цветы, убирать игрушки и т.п.). Это научит его ответственности и дисциплине.
Нередко в этом возрасте дети начинают грубить взрослым. Для пресечения хамского поведения можно использовать метод бойкота: «После таких слов мне не хочется с тобой разговаривать».
Родители должны помнить, что при возникновении трудностей нельзя опускать руки и пускать воспитание детей на самотек, поскольку педагогически запущенные дети с трудом поддаются перевоспитанию.
Индивидуальная работа психолога с детьми
В дошкольном возрасте формируется большая часть психофизиологических функций, именно поэтому большое значение придается развивающей и профилактической психологической работе с детьми.
Практически каждый детский сад и школа имеют штатного психолога, основная функция которого заключается в оказании помощи сотрудникам ДДУ и родителям в учебно-воспитательном процессе. Наиболее эффективной формой проведения занятий с детьми является индивидуальная форма, предусматривающая диагностику личности ребенка, проведение индивидуальных коррекционных занятий и индивидуальное консультирование родителей.
Во время индивидуальных занятий ребенок быстрее проникается доверием к психологу и легче принимает его помощь. При индивидуальной работе максимально учитываются психофизиологические особенности ребенка, что позволяет сделать ее более эффективной.
Как понять, что ребенку требуется работа с психологом
В каких случаях необходима индивидуальная работа психолога с детьми?
- Несоответствие уровня психических функций (внимание, мышление, память…) возрасту ребенка.
- Наличие различных социально-психологических травм (развод родителей, адаптация к детсаду или школе, появление нового члена в семье, неблагоприятные семейные отношения и т. п.).
- Агрессивное поведение, упрямство, чрезмерная капризность или же, наоборот, замкнутость, обидчивость, заторможенность крохи.
- Возникновение у ребенка тревожности и страхов.
- Проблемы общения.
- Логопедические проблемы.
- Проблемы с успеваемостью (отсутствие желания учиться или проблемы с усвоением материала).
- Проблемы семейного воспитания.
Цель индивидуальной работы с детьми
- Предупреждение и коррекция проблем в развитии и воспитании детей.
- Решение проблем с адаптацией, успеваемостью и т.д.
- Оказание помощи в обучении и социализации ребенка.
Примеры упражнений для индивидуальной работы детского психолога
Индивидуальная работа психолога с детьми может предусматривать упражнения для тренировки памяти, мышления, воображения, внимания и т.д.
«Угадай предмет»
Целью этой игры является развитие и тренировка тактильной памяти. Малышу с завязанными глазами кладут в руку разные предметы, которые ребенок должен угадать. По мере тренировки тактильных ощущений, занятие можно усложнить. Ребенку предлагают обследовать по очереди несколько предметов и назвать их в том же порядке.
«Повторяем цифры»
Детский психолог медленно произносит несколько цифр (не менее трех) и предлагает малышу повторить цифры в таком же порядке.
«Маленький корректор»
Ребенку дают лист с текстом и предлагают зачеркнуть определенные буквы. Это задание тренирует усидчивость и внимательность.
«Составляем предложения»
Предлагается ряд букв, например, С-И-Д. Ребенок должен придумать такие слова, чтобы они начинались на эти буквы и вместе составляли осмысленное предложение, например: «Сейчас Идет Дождь».
«Затрудненное чтение»
Это упражнение тренирует внимание, умение сосредотачиваться и выносливость. Ребенок должен, читая текст, выстукивать карандашом определенный ритм. После чтения ребенку задают вопросы, проверяя запоминание прочитанного.
Перечисленные упражнения направленны на решение проблем с успеваемостью и уровнем умственного развития, поэтому они универсальны. Что касается психологической коррекции, то тут занятия строятся исключительно индивидуально, в зависимости от тех проблем, которые испытывает ребенок.
Работа с родителями: "взаимодействие с семьями детей"
1. Родительские собрания
2. Индивидуальные и групповые беседы с родителями
3. Тематика наглядных материалов для родителей
4. Другие мероприятия
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуальной работы логопеда с детьми.
Планирование индивидуальной работы логопеда с детьми....

"Коррекционно - развивающие игры и упражнения для индивидуальной работы психолога с детьми подготовительной группы"
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа проводится психологом с детьми, имеющими низкий уровень готовности к школьному обучению. Планируемые результаты: повышение уровня психологичес...

Индивидуальная работа психолога с агрессивными детьми в детском саду
Индивидуальная работа психолога с агрессивными детьми в детском саду Введение.В настоящее время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных ...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми
1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

Семинар – практикум психолога ДОУ: «Работаем с гиперактивными детьми»
В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольно...

Индивидуальная работа психолога с агрессивными детьми в детском саду
Особенности индивидуальной работы с агрессивными детьми...

Индивидуальная работа психолога с агрессивными детьми
Индивидуальная работа психолога с агрессивными детьми...
