Консультации для педагогов и родителей
консультация по логопедии (младшая группа)

Сытина Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Взаимосвязь учителя-логопеда с семьями воспитанников»

Эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР зависит не только от слаженности в работе учителя – логопеда и воспитателей (проведение ежедневных «логопедических часов», во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей). Но и от совместной работы логопеда с родителями, которая во многом определяет общий успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием. Поэтому логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия; оформляются специальные стенды, папки передвижки, еженедельные дни открытых дверей для родителей, у которых в процессе работы возникли затруднения. Логопед знакомит родителей с основными приёмами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребёнка.

Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует ребёнка и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий. Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом.

Задания состоят из основных разделов:

- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.

- задания на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза.

- лексико-грамматические задания (направленные на обогащение пассивного и активного словаря, упражнения на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов).

- задания по развитию связной речи (построение простых и сложных распространённых предложений, рассказы-описания по плану и схеме, по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов).

- развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму (обведение по контуру, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу, работа с трафаретами и шаблонами, вырезывание и вклеивание картинок, рисунки, аппликации, графические диктанты, печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов).

- закрепление навыков грамоты и чтения: чтение слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

Следовательно, родителям необходимо создать в семье благоприятные условия для проведения целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и коррекции его недостатков, так же для всесторонней подготовки к обучению в школе.

Итак, только совместная деятельность родителей и логопеда приносит наиболее эффективный результат в коррекционной работе.

+❤ В Мои закладки



Предварительный просмотр:

Консультация «Почему важно развивать фонематический слух у детей дошкольного возраста?»

«Почему важно развивать фонематический слух у детей дошкольного возраста.»

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста очень важно, поскольку оно является основой для успешного речевого развития, правильного обучения грамоте и профилактики нарушений письма (дисграфии). Это способность различать и анализировать звуки речи, это является главным для понимания слов, правильного их произношения, для успешного освоения чтения и письма в школе.

Основные причины важности фонематического слуха :

• Речевое развитие : хороший развитый фонематический слух позволяет детям правильно воспринимать и воспроизводить звуки родного языка, что способствует становлению чистой речи и формированию навыков общения.

• Обучение грамоте: развитый фонематический слух помогает ребенку соотносить звуки с буквами, что является ключевым для освоения навыков чтения и письма.

• Профилактика нарушений: недостаточно развитый фонематический слух может привести к задержке речевого развития, трудностям в обучении чтению и письму (дислексия, дисграфия) и снижению успеваемости в целом.

• Понимание речи: различая звуки, дети лучше понимают смысл сказанного, что важно для адаптации в обществе и полноценного взаимодействия с окружающими.

• Контроль собственной речи: фонематический слух позволяет ребенку оценивать правильность своего произношения, помогая ему корректировать ошибки в речи.

Как это проявляется на практике: ребенок с несформированным фонематическим слухом может путать близкие по звучанию слова (например, "кошка" и "ложка", не различать парные согласные, переставлять звуки и слоги в словах, что приводит к трудностям в понимании и выражении своих мыслей.

Целенаправленное развитие фонематического слуха в дошкольном возрасте является необходимым условием для успешного речевого и интеллектуального развития ребенка, тем самым позволяя предупредить возможные трудности и обеспечить его полноценную подготовку к школе.

Для развития фонематического слуха детей дошкольного возраста используем игровые упражнения: имитируйте звуки животных и природы, различаем «длинные» и «короткие» звуки с помощью карточек или отстукивания, хлопаем на заданный звук в ряду, определяем место звука в слове, а также проводим игры на подбор слов с нужным звуком.

Игры и игровые упражнения для развития фонематичкого слуха :

• "Поймай звук"

• Как играть: Взрослый произносит ряд звуков или слогов (например, "са-ша-са", "па-па-ба-па"). Ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук или "лишний" слог.

• "Эхо"

• Как играть: Предложите ребенку стать вашим "эхом". Вы говорите слова или фразы, а ребенок повторяет за вами, стараясь точно воспроизвести звуки и интонацию.

• "Угадай, кто звучит"

• Как играть: Ребенок закрывает глаза. Вы издаете звук с помощью музыкального инструмента, игрушки или предмета (колокольчик, погремушка). Ребенок должен угадать, какой предмет звучит, и откуда слышен звук.

"Найди слово"

• Как играть: Взрослый называет слово, а ребенок определяет, на какой звук оно заканчивается или с какого звука начинается.

"Что лишнее?"

• Как играть: Взрослый произносит ряд слов или звуков, например, "жираф-мышь-жираф", "па-па-ба-па". Ребенок должен услышать и назвать "лишнее" слово или звук.

"Корзинки для звуков"

• Как играть: Используйте картинки с предметами. Ребенку нужно разложить картинки в корзинки в зависимости от того, есть ли в названии предмета твердый или мягкий звук (например, "кот" - твердый звук [к], "кит" - мягкий звук [к’]).

"Замени звук"

• Как играть: Предложите ребенку заменить первый или последний звук в слове, чтобы получилось новое слово (например, "кашка" —> "чашка").

Советы родителям:

• Используйте повседневные ситуации: называйте предметы вокруг, обращайте внимание ребенка на звуки природы, уличного шума, бытовых приборов.

• Делайте занятия интересными: помните, что дети лучше воспринимают новую информацию через игру.

• Создайте правильную среду: поощряйте ребенка, если у него что-то получается, и спокойно исправляйте ошибки, превращая их в новую игру.



Предварительный просмотр:

Консультация «Логопедические занятия с неговорящими детьми»

Данная методика начальной работы учитывает основные закономерности в развитии речи ребёнка, создаёт речевую базу, которая в дальнейшем позволит речи неговорящего ребёнка сложиться в систему.

При сенсорной алалии у детей в большинстве случаев наблюдается полная сохранность слуха.

Развитие речи же не происходит по причине отсутствия связи между теми звуками, что ребенок слышит, и их значением. Речь отсутствует не потому, что у ребенка имеются нарушения слухового или речевого, артикуляционного аппаратов, а в связи с невозможностью образовать связь между звучанием слова и предметом.

Предлагается в коррекционной работе идти от преодоления речевых нарушений к преодолению неречевых. То есть, такие процессы, как внимание, восприятие, память, будут вовлекаться в коррекционные занятия, но лишь после овладения ребёнком начальных речевых «ключевых звеньев», которыми детерминируется развитие речевой системы в целом и которые самостоятельно у детей-алаликов не образуются.

Основное внимание уделяется семантической стороне речи, а не фонетической (т. е. допускается неправильное произношение).

При составлении программы грамматического развития алаликов, важно отобрать тот необходимый минимум, которым должен овладеть ребёнок. Главной задачей логопедического воздействия на этом этапе будет создание грамматических моделей.

Так как модели, которые приобретает алалик в процессе логопедической работы, часто смешиваются, недостаточно дифференцированы по значению и звучанию, то логопеду необходимо проводить параллельную работу по грамматическим противопоставлениям.

Работа над фонетической стороной речи проводится по мере развития речи ребёнка на первоначальных этапах, но ни в коем случае не опережает основную работу по развитию речи.

Этапы работы

1. Основной единицей будет являться однословная фраза (предложение, то есть слово в единстве номинативной и предикативной функций). В роли таких предложений будут выступать глаголы в повелительном наклонении. Ребёнок, ориентируясь на глагол, выполняет то или иное движение: «Сядь! Встань! Иди! Стой!» В момент выполнения действия, например, по инструкции «Иди!», логопед присоединяется к действиям ребёнка и произносит в такт шагам слово «иду», которое ребёнок тоже может повторить. Далее в ходе выполнения действия ребёнку задают вопрос: «Что ты делаешь?» или «Ты идёшь?», а ребёнок должен ответить «Иду» с утвердительной интонацией.

Аналогичная работа проводится с глаголами в повелительном наклонении: неси, беги, пиши, стой, кати, сиди, лежи.

Для разнообразия ответных реакций можно задавать вопросы по «негативной методике»: ребёнка, который стоит, спрашивать «Ты идёшь?» и наоборот. В ответ на отрицание задают вопрос: «А, что ты делаешь?»

Следующей ступенькой на этом этапе будет обучение ребёнка обращаться с просьбой к другому человеку, тем самым формируя у него активное использование в речи глаголов в повелительном наклонении. Это можно сделать с помощью следующих просьб, расположенных по мере их речевой сложности для ребё нка и отрабатываемых в той же последовательности:

Скажи Маше – принеси (сядь, встань).

Попроси Машу принести (сесть, встать).

Скажи Маше, чтобы он принёс (сел, встал).

Последняя ступенька на этом этапе – разграничение этих двух моделей: модели повелительного наклонения и модели изъявительного наклонения в первом лице. Для этого достаточно лишь акцентировать внимание ребё нка на окончании: окончание У (Ю) употребляется только тогда, когда ребёнок сам что-либо делает.

2. Этап формирования двусловной фразы на базе однословного предложения, усвоенного на первом этапе.

Усложнение будет происходить за счёт существительного в форме косвенного падежа, а именно винительного падежа ед. ч. (несу куклу) и предложного падежа единственного числа с предлогом НА (сижу на стуле). Эти модели являются наиболее частыми для глагольных сочетаний.

При этом наиболее удобной является модель предложного падежа, так как модель винительного падежа разнотипна по флексиям (окончаниям, а при работе с предложным падежом почти не ограничивается круг имён существительных.

Логопедическая работа также проводится на фоне общения ребёнка с логопедом, при этом ребёнок производит необходимые действия с предметами.

Вопросы: «Кого ты несёшь? Что ты держишь?» Ответы: «Куклу», «Мишку».

Далее присоединяется вопрос: «Что ты делаешь?» Ответы: «Несу мишку», «Держу куклу»

Аналогично проводится работа и над конструкциями с предложным падежом.

На ступени дифференциации этих форм логопеду важно ориентироваться на вопросы: к винительному падежу ставим вопросы «Кого? Что?», к предложному – «Где?»

3. Этап формирования модели предложения из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.

Эту работу вначале следует проводить на основе наблюдений ребёнка за действиями окружающих его лиц, и лишь затем на основе дидактического материала: игрушек и картинок. Задаются вопросы о действиях лиц и о лицах, совершающих действия: «Что делает мама? Кто идёт?». Внимание акцентируется на окончаниях глаголов, вначале на ударных окончаниях.

Сначала ребёнок отвечает, используя прежний опыт, одним словом или словосочетанием (сидит на стуле, затем начинает усваивать новую модель: подлежащее + сказуемое. (Миша идёт. Мама сидит).

Здесь также необходимо провести работу по дифференциации форм 1-го и 3-го лица глагола (иду-идёт, а также по дифференциации форм именительного и косвенного падежей). На данном этапе уже можно проводить работу над правильностью произношения слов.

Содержанием перечисленных трёх этапов и исчерпывается понятие первоначального формирования речи у моторных алаликов.

Ответ на вопрос «Как начинать логопедические занятия дома»

Часто родители 2-х-3-хлетних детей обеспокоены неправильным произношением звуков, общей нечёткостью речи. Часто можно услышать: «Я-то понимаю, а вот чужие ничего не могут разобрать» При этом у ребёнка достаточная речевая активность, речь фразовая с возрастными аграмматизмами. Можно обратиться к логопеду, но чаще логопед начинает заниматься с такими «говорунами» ближе к 4-5 годам. Тогда остаётся заинтересованным родителям самим попытаться организовать логопедические занятия дома.

Первым помощником в этом деле станет весёлая артикуляционная гимнастика. Рекомендую выполнять общий комплекс артикуляционной гимнастики и упражнения на выработку сильной воздушной струи. Такие занятия будут способствовать выработке подвижности язычка, губ, научат ребёнка правильному ротовому выдоху, что в дальнейшем поможет в постановке проблемных звуков.

Также уже с 2-летнего возраста можно играть в игры, способствующие развитию слухового, а в дальнейшем фонематического восприятия. (Помним из нейропсихологии, что чем больше ощущений, в том числе звуковых, накопиться в правом полушарии, тем больше связей будет образовываться между левым и правым полушарием, а это значит, человек будет обладать большими творческими способностями).

Игры, способствующие развитию слухового восприятия:

«Похлопай в ладоши, как я»

Ребенок сидит спиной к взрослому. Взрослый хлопает в ладоши с различным ритмическим рисунком. Ребенок пытается воспроизвести ритм хлопков.

«Угадай по звуку»

Ребенок сидит спиной или с закрытыми глазами. Взрослый создает звуки и шумы (ножницы режут бумагу, катится карандаш по столу, ребенок называет (показывает или воспроизводит услышанные звуки).

«Разведчики»

Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо.

«Кто говорит?»

Взрослый звуками изображает какой-либо предмет (самолет, кошку, собаку). Ребенок угадывает.

«Волшебный сундучок»

Послушай и угадай: что в коробке (сундучке? ( Один или несколько предметов: монетки, пуговицы.)

«Весёлая зарядка» помогает не только работе с пониманием отдельных фраз и слов, но и способствует разгрузке и отдыху ребёнку.

«Чаепитие» помогает отработать типовые бытовые высказывания(«налей воду», «вылей из чашки», «выпей», «угости» и т. п.)

«Стишки, потешки, чистоговорки и скороговорки»

Дети не понимают и не могут понять произносимых взрослым слов. Однако различают мелодию, интонацию, сочетание звуков, чувство ритма.

Различные игры на развитие мелкой моторики и внимания широко используются на первом этапе коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...

Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ  ДОУ   И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ «Социальный педагог в ДОО»

В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НАБЛЮДАЕТСЯ УСИЛЕНИЕ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕШЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ РЕБЁНКА. ЛЮБОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, В СТЕНАХ КОТОРОГО НАХОДЯТСЯ ДЕТИ, С...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...

Консультация для педагогов и родителей «Как воспитать маленького патриота:20 советов педагогам и родителям»

Необходимость воспитания подрастающего поколения в патриотическом духе продиктована глубокими изменениями в современной общественной жизни, среди которых наиболее негативную окраску имеют разобщенност...