Конспект проведения индивидуального коррекционно-развивающего занятия Тема «Звук Ч»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия. Звук [Ч]
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект проведения индивидуального
коррекционно-развивающего занятия
Тема «Звук Ч»
Цель:
Формировать умение правильно произносить звук Ч
Основные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произношении звука [ч]
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать фонематические процессы;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;
- воспитывать усидчивость.
Методы и приёмы: игровая мотивация, художественное слово, сюрпризный момент, вопросы, упражнения, объяснение.
Оборудование: игрушка (изображение) Чебурашка, поезд; альбом, картинки, чашка для дыхательной гимнастики.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Отгадай загадку и покажи правильный ответ на картинке
Он — не мягкая игрушка,
А из сказочки зверушка.
В зоопарке он служил
И у крокодила жил.
Мех на нем-то, как рубашка.
Имя зверя — … (Чебурашка)
-Молодец! Сегодня к нам в гости пришёл Чебурашка. Научим его выполнять упражнения, которые мы с тобой умеем делать?
I. Артикуляционная гимнастика.
- «Трубочка»
- «Трубочка»-«Улыбка»
- «Почистим зубки»
- «Вкусное варенье»
- «Чашечка»
2.Дыхательная гимнастика
Давай угостим Чебурашку чаем. Но он очень горячий, подуем на него, чтобы остудить. (Предлагается пособие чашка «с паром», на который нужно подуть).
3. Постановка звука Ч.
- Чебурашка приехал к нам на поезде. Как едет поезд, послушай: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч.
Давай с тобой попробуем также произнести. Кончик языка касается нёба (за бугорками),
-Губы округляются и немного выдвигаются вперед.
-Зубы не соединяются.
-Кончик языка, не напрягаясь, соединяется с верхними зубами. Между языком и зубами должна сохраняться небольшая щель. Боковые края языка прижаты в верхним зубам.
В середине языка идет поток воздуха, который четко ощущается при поднесении ладони ко рту
.Если звук не получается поставить по подражанию, то предлагается произнести звук ТЬ-ТЬ-ТЬ в быстром темпе. Кончиком языка нужно затрагивать основание верхних зубов. Медленно отведи язычок чуть вглубь. Губы округлены и выдвинуты слегка вперёд (можно помочь ребенку округлить губы), зубы сближены.
Ребенок выполняет упражнение, взрослый помогает, направляет. Каждый раз обсуждается полученный звук, сравнивается с образцом.
4.Пальчиковая гимнастика
Ехал, ехал паровоз (руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)
Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз (руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)
Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)
(4 повторения – указательные пальцы, средние, безымянные, мизинцы)
5.Изолированное произношение звука Ч.
Чебурашка устал в пути и хочет отдохнуть. Как мы можем показать, что нужно быть тихим. Сказать «Ч-ч-ч». Я сейчас буду рассказывать историю, а ты говорить «Ч-ч-ч», когда нужно сообщить, что Чебурашка спит. Готов?
Как-то раз Чебурашка отправился в путешествие на поезде. В дороге он очень устал и решил отдохнуть. Веселый щенок Тобик, увидев Чебурашку, обрадовался и хотел залаять. Что мы ему скажем?
Ребенок говорит ч-ч-ч. Верно, Чебурашка спит.
Девочка Галя тоже скучала по зверьку и хотела громко закричать «Ура! Чебурашка приехал!», но мы ее предупредим. Как?
Ребенок произносит Ч-ч-ч.
Под окнами Чебурашки проходил крокодил Гена и громко пел песню. Предупредим его? Ребенок говорит ч-ч-ч.
А вот и Шапокляк слушает песни и танцует. Попросим ее быть потише. Ребенок произносит ч-ч-ч.
Какой ты молодец! Чебурашка выспался и готов дальше играть.
6.Развитие фонематического слуха. Д/И «Поймай звук»
- Чебурашка предлагает тебе поиграть в игру. Он будет петь разные песенки, а ты, если услышишь звук «Ч», хлопнешь в ладоши.
-А, Ч, П, Ч, О, Л, Ч
- Сон, чай, меч, тень, шапка, часы.
7.Развитие мелкой моторики.
- Давай поиграем с нашими пальчиками. Чтобы Чебурашка не скучал, он тоже будет с нами петь песенки.
-Пальчики здороваются, произнося: ЧЧЧЧЧ – тихо, а теперь громко .
8.Изолированное произношение звука Ч
- Чебурашка предлагает поиграть в «Эхо». Он будет говорить звуки, а ты повторять как эхо. (а, ч, о, ч, у, м, ч, к, ч).
9.Формирование умения произносить звук Ч в слогах
Чебурашка очень любит петь. И предлагает тебе спеть вместе. Послушай его песенку и повтори. (ча-ча-ча, чу-чу-чу, чи-чи-чи, чо-ча-ча, чу-ча-чу).
10.Итог занятия.
- Чебурашке очень понравилось играть с тобой, но ему уже пора уходить. Давай вспомним:
-Какой звук помогал нам произносить Чебурашка?
- У тебя сегодня все получилось. Ты молодец! Дома повторяй гимнастику для язычка, правильное произношение звука Ч, в слогах (ча-ча-ча, чу-чу-чу, чи-чи-чи, чо-ча-ча, чу-ча-чу).
Анализ занятия: занятие проводилось в старшей группе компенсирующей направленности. Продолжительность 15 минут. Во время занятия использовались игровые приемы, что поддерживало интерес ребенка. Игры и упражнения были подобраны в соответствии с целями и задачами. Важно было корректировать продолжительность каждого упражнения, чтобы ребенок не терял интерес к заданиям. Сложности вызвало объяснение самой артикуляции звука, потребовался смешанный способ постановки. Последнее задание (автоматизация звука Ч в слогах) было перенесено на следующее занятие, т.к. потребовалось больше времени для отработки изолированного звука, и внимание ребенка было неустойчиво.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно – развивающего логопедического занятия "Звук [р] в слогах, словах, предложениях"
Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"
При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня
Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [ш]. Постановка звука [р] "
Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука [л] " направлено на автоматизацию поставленного звука [л] в слогах, словах и предложениях. Конспект содержит подробное ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш. Тема «Играем с Мишкой».
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш в середине слова....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.
Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...
