Конспект проведения индивидуального коррекционно-развивающего занятия Тема «Звук Ч»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Бурова Татьяна Валерьевна

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия. Звук [Ч]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnoe_zanyatie_zvuk_ch.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения индивидуального

 коррекционно-развивающего занятия

Тема «Звук Ч»

Цель:

Формировать умение правильно произносить звук Ч

Основные задачи:

Коррекционно-образовательные:

- упражнять в правильном произношении звука [ч]

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать фонематические процессы;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;

- воспитывать усидчивость.

Методы и приёмы: игровая мотивация, художественное слово, сюрпризный момент, вопросы, упражнения, объяснение.

Оборудование: игрушка (изображение) Чебурашка, поезд; альбом,  картинки, чашка для дыхательной гимнастики.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Отгадай загадку и покажи правильный ответ на картинке

Он — не мягкая игрушка,

 А из сказочки зверушка.

В зоопарке он служил

И у крокодила жил.

Мех на нем-то, как рубашка.

Имя зверя — … (Чебурашка)

-Молодец! Сегодня к нам в гости пришёл Чебурашка. Научим его выполнять упражнения, которые мы с тобой умеем делать?

I. Артикуляционная гимнастика.

  1. «Трубочка»
  2. «Трубочка»-«Улыбка»
  3. «Почистим зубки»
  4. «Вкусное варенье»
  5.  «Чашечка»

2.Дыхательная гимнастика

Давай угостим Чебурашку чаем. Но он очень горячий, подуем на него, чтобы остудить. (Предлагается пособие чашка «с паром», на который нужно подуть).

3. Постановка звука Ч.

- Чебурашка приехал к нам на поезде. Как едет поезд, послушай:  Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч.

Давай с тобой попробуем также произнести. Кончик языка касается нёба (за бугорками),

-Губы округляются и немного выдвигаются вперед.

-Зубы не соединяются.

-Кончик языка, не напрягаясь, соединяется с верхними зубами. Между языком и зубами должна сохраняться небольшая щель. Боковые края языка прижаты в верхним зубам.

В середине языка идет поток воздуха, который четко ощущается при поднесении ладони ко рту

.Если звук не получается поставить по подражанию, то предлагается произнести звук ТЬ-ТЬ-ТЬ в быстром темпе. Кончиком языка нужно затрагивать основание верхних зубов. Медленно отведи язычок чуть вглубь. Губы округлены и выдвинуты слегка вперёд (можно помочь ребенку округлить губы), зубы сближены.

Ребенок выполняет упражнение, взрослый помогает, направляет. Каждый раз обсуждается полученный звук, сравнивается с образцом.

4.Пальчиковая гимнастика

Ехал, ехал паровоз        (руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)

Прицепил вагон, повез.    (сцепить указательные пальцы)

Ехал, ехал паровоз          (руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)

Прицепил вагон, повез.      (сцепить указательные пальцы)

(4        повторения – указательные пальцы, средние, безымянные, мизинцы)

5.Изолированное произношение звука Ч.

Чебурашка  устал в пути и хочет отдохнуть. Как мы можем показать, что нужно быть тихим. Сказать «Ч-ч-ч». Я сейчас буду рассказывать историю, а ты говорить «Ч-ч-ч», когда нужно сообщить, что Чебурашка спит. Готов?

Как-то раз Чебурашка отправился в путешествие на поезде. В дороге он очень устал и решил отдохнуть. Веселый щенок Тобик, увидев Чебурашку, обрадовался и хотел залаять. Что мы ему скажем?

 Ребенок говорит ч-ч-ч. Верно, Чебурашка спит.  

Девочка Галя тоже скучала по зверьку и хотела громко закричать «Ура! Чебурашка приехал!», но мы ее предупредим. Как?

Ребенок произносит Ч-ч-ч.

Под окнами Чебурашки проходил крокодил Гена и громко пел песню. Предупредим его? Ребенок говорит ч-ч-ч.

А вот и Шапокляк слушает песни и танцует. Попросим ее быть потише. Ребенок произносит ч-ч-ч.

Какой ты молодец! Чебурашка выспался и готов дальше играть.

6.Развитие фонематического слуха. Д/И «Поймай звук»

- Чебурашка предлагает тебе поиграть в игру. Он будет петь разные песенки, а ты, если услышишь звук «Ч», хлопнешь в ладоши.

-А, Ч, П, Ч, О, Л, Ч

- Сон, чай, меч, тень, шапка, часы.

7.Развитие мелкой моторики.

- Давай поиграем с нашими пальчиками. Чтобы Чебурашка не скучал, он тоже будет с нами петь песенки.

-Пальчики здороваются, произнося: ЧЧЧЧЧ – тихо, а теперь громко .

8.Изолированное произношение звука Ч

- Чебурашка предлагает поиграть в «Эхо». Он будет говорить звуки, а ты повторять как эхо. (а, ч, о, ч, у, м, ч, к, ч).

9.Формирование умения произносить звук Ч в слогах

Чебурашка очень любит петь.  И предлагает тебе спеть вместе. Послушай его песенку и повтори. (ча-ча-ча, чу-чу-чу, чи-чи-чи, чо-ча-ча, чу-ча-чу).

 10.Итог занятия.

- Чебурашке очень понравилось играть с тобой, но ему уже пора уходить. Давай вспомним:

-Какой звук помогал нам произносить Чебурашка?

- У тебя сегодня все получилось. Ты молодец! Дома повторяй гимнастику для язычка, правильное произношение звука Ч, в слогах (ча-ча-ча, чу-чу-чу, чи-чи-чи, чо-ча-ча, чу-ча-чу).

Анализ занятия: занятие проводилось в старшей группе компенсирующей направленности. Продолжительность 15 минут. Во время занятия использовались игровые приемы, что поддерживало интерес ребенка. Игры и упражнения были подобраны в соответствии с целями и задачами. Важно было корректировать продолжительность каждого упражнения, чтобы ребенок не терял интерес к заданиям. Сложности вызвало объяснение самой артикуляции звука, потребовался смешанный способ постановки. Последнее задание (автоматизация звука Ч в слогах) было перенесено на следующее занятие, т.к. потребовалось больше времени для отработки изолированного звука, и внимание ребенка было неустойчиво.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня

Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [ш]. Постановка звука [р] "

Индивидуальное  логопедическое занятие  "Автоматизация звука [л] " направлено на автоматизацию поставленного звука [л] в слогах, словах и предложениях. Конспект содержит подробное ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш. Тема «Играем с Мишкой».

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш в середине слова....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.

Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...