Рабочая программа 2025 -2026 г.
рабочая программа по логопедии
Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" учителя логопеда
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 194.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Благовещенский
детский сад «Светлячок»р.п. Благовещенка Благовещенского района Алтайского края
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ _________ РадинаЛ.Н. |
Педагогическим Советом МБДОУ Протокол № 1 от 29.08.2025 г. | И.о.заведующего МБДОУ Б- детский сад «Светлячок» Приказ № 26 от 29.08.2025 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Логопедические занятия»
учителя-логопеда
муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
«Благовещенский детский сад «Светлячок»
Благовещенского района
Алтайского края
Срок реализации программы:
с 1 сентября 2025 г. по 31 августа 2026 г.
Составитель:
учитель-логопед Леонова Г.И.
Программа разработана на основе образовательной программы дошкольного образовательного бюджетного учреждения детского сада «Светлячок» с учетом мнений всех участников образовательного процесса
2025г.
Структура рабочей программы
1. Целевой раздел ………………………………………………………………3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………..3
1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы………….…….12
2. Организационный раздел…………………………………………………..14
3. Содержательный раздел ……………………………………………………25
3.1. Содержание образования по пяти образовательным областям……….....25
3.2. Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы…28
3.3.Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей………………………………………....29
4. Список использованной литературы …………………………………….46
5. Приложение
- работа с воспитателями и педагогами;
- педагогический потенциал взаимодействия семьи и ДОУ;
- характеристика речевых нарушений;
- мониторинг речевого развития детей;
- анкета для родителей с недостатками речи;
- схема анализа логопедического занятия в ДОУ;
- постановка и автоматизация звука «р»;
- упражнения на развитие фонематического слуха;
- перспективный план работы при дизартрии;
- план работы при сложной дислалии;
- перспективный план работы с детьми с общим недоразвитием речи;
- перспективный план работы при сигматизме шипящих и свистящих звуков;
- протокол речевого обследования детей дошкольного возраста;
- конспекты опорных занятий по развитию фонематического слуха и звуко-буквенного анализа.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей Программы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации.
Рабочая Программа учителя-логопеда Леоновой Галины Ивановны рассчитана на 2025-2026 учебный год и предназначена для детей 5(4,5) – 7 лет с нарушениями речи (ФН, ФФНР, ОНР и др.), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.
Данная Рабочая Программа является нормативно - управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса.
Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Декларацияправребёнка;
- Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).
- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;
- Положение о логопедическом пункте ДОУ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
- примерное Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Алтайского края. Приложение к письму Министерства образования и науки Алтайского края от 30 декабря 2020г. № 23-02/23/2585
- А также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Данная рабочая программа является частью образовательной программы МБДОУ «Благовещенский детский сад «Светлячок», отвечает Федеральным государственным образовательным стандартам.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель программы – организация эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей; способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования, а именно овладение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Достижению данной цели будут способствовать задачи:
- Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений.
- Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.
- Развитие речевого дыхания.
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры.
- Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми, как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли.
- Формирование компонентов устной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ (учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию).
- Профилактика нарушений письменной речи.
- Развитие психических функций: слухового внимания,
зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
- Принципы и подходы к формированию Программы
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
- Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
Характеристика контингента воспитанников
Структура дефектов у дошкольников на логопункте неоднородна. На коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими логопедическими заключениями: ФНР, ФФНР, в порядке исключения (на усмотрение учителя-логопеда) зачисляются дети с ОНР III уровня.
В 2025-2026 учебном году выявлены дети со следующими логопедическими заключениями:
Логопедическое заключение | Старшая группа | Подготовительная группа |
ФНР | ||
ФФНР | ||
ОНР III уровня | ||
Рекомендации ПМПК/ППк | ||
Примечание (наличие инвалидности, обучение на дому и др.) | ||
Всего |
Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР, ФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
- при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
- невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Основные проявления, характеризующие ФФНР:
- недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
- замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;
- смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старялстлагаетдошку»;
- другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в:
- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- затруднениях при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:
- внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
- объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
- отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
- поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
- могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
- возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
- в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера .
В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР) не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия.
ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, такие нарушения звукопроизношения связаны с нарушением артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).
Такие расстройства могут проявляться:
- в отсутствии (пропуске) звука – «акета» вместо «ракета»
- в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.
Чаще всего нарушаются:
- свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
- шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
- сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
- заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).
Общее недоразвитие речи III уровня.
Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится более развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии. Имеется несформированность семантических полей. В активном словаре присутствуют существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов, но они все-таки уже имеются. В активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении сложноподчиненных предложений. Наблюдается недостаточная сформированность и неточная дифференциация форм словоизменения и словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в онтогенезе. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях. Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза. Выражены нарушения в овладении чтением и письмом.
Таким образом, на третьем уровне ОНР наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы.
1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы.
Результаты работы по приоритетным направлениям предполагают успешное решение следующих задач:
• формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;
• формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;
• формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Основные направления работы по развитию речи дошкольников:
Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация).
Формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).
Развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи. а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения — монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.
Формирование элементарного осознавания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму.
Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.
Таким образом, в итоге логопедической работы дети должны:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- четко дифференцировать все изученные звуки;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
2. Организационный раздел.
Коррекционная работа, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС), направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении рабочей программы.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Формы и средства организации образовательной деятельности
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
- Развитие речи (воспитатели).
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности (различные дидактические, подвижные игры для развития речи).
Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.
Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществление контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков.
Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:
Приоритеты учителя-логопеда: | Приоритеты воспитателей: |
- звукопроизношение; - фонематические процессы; - языковой анализ; - психологическая база речи. | - моторный праксис; - психологическая база речи; - обогащение и активизация словаря; - развитие связной речи; - лексико-грамматическое развитие. |
- Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)
Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
Танцы под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.
- Физическое воспитание (руководитель по физической культуре)
Выполнение общекорригирующих упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции и т. д.
Использование упражнений для развития общей и мелкой моторики, координации движений, подвижных игр, игр – инсценировок с речевым сопровождением (рифмованные тексты). Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.
4.Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В нашем дошкольном учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы по логопедии.
- На логопедическом пункте ДОУ учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.
Задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми в группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Работа с детьми 5-7 летнего возраста строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
- Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед постоянно обновляет стенд «Советы логопеда» в коридоре ДОУ, где собраны различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая работа будет не полной и не достаточно эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ. Модель взаимодействия с семьями детей, имеющими нарушения речи, представлена на схеме.
План работы учителя - логопеда по взаимодействию с родителями
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Выход |
1. | Выступления на родительских собраниях: « Цели и задачи коррекционной логопедической работы с детьми, зачисленными на логопедический пункт ДОУ. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по организации занятий дома и соблюдению методических рекомендаций». «Подведение итогов коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, зачисленными на логопедический пункт ДОУ. Рекомендации родителям на летний период». | Сентябрь Май | Тетрадь протоколов родительских собраний, презентация-консультация Тетрадь протоколов родительских собраний. |
2. | Консультации для родителей: 1. Индивидуальные консультации для родителей по результатам логопедического обследования. 2. Рекомендации по организации логопедических занятий с детьми в домашних условиях. 3. Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения 4. Речевые игры с детьми по дороге в детский сад. 5. Игры на развитие внимания, памяти и мышления. 6. Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет 7.Играем пальчиками – развиваем речь. 8. Игры и упражнения на развитие связной речи у детей 5-6 лет 8.Рекомендации родителям на летний период | Сентябрь, май Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Устная информация. Письменные материалы Письменный материал. Письменный материал. Письменный материал. Письменный материал. Письменный Материал Письменный материал. Письменный материал. |
3. | Консультирование родителей по необходимости, по запросу родителей. | В течение года |
Организация предметно - пространственной развивающей среды:
Оснащение логопедического кабинета
- Настенное зеркало – 1шт;
- Стол для детей – 1 шт;
- Стулья детские – 2 шт;
- Стол для логопеда – 1 шт;
- Стулья для взрослых – 1 шт;
- Кушетка – 1 шт.
- Палас – 1шт;
- Стенды для наглядности – 2 шт;
- Коробки и папки для пособий.
- Шкаф для игр и пособий -1шт.
ПОСОБИЯ
Для проведения логопедического обследования:
- Обследование звукопроизношения;
- Обследование понимания речи;
- Обследование связной речи;
- Обследование грамматического строя речи;
- Обследование состояния словарного запаса;
- Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
- Обследование слоговой структуры слова;
- Счетный материал для обследования;
- Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;
- Картинки и тексты.
Для формирования правильного звукопроизношения:
- Артикуляционные упражнения (карточки);
- Профили звуков;
- Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;
- Пособия для работы над речевым дыханием;
- Предметные картинки на все изучаемые звуки;
- Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
- Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
- Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
- Цветные фишки для звукобуквенного анализа;
- Предметные картинки на дифференциацию звуков;
- Тексты на дифференциациюзвуков.
Для обучения грамоте (чтению и письму):
- Бумажный алфавит;
- Схемы для анализа предложений;
- Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:
- Предметные картинки
- Ягоды;
- Головные уборы;
- Мебель;
- Птицы;
- Растения;
- Обувь;
- Продукты;
- Грибы;
- Одежда;
- Посуда;
- Игрушки;
- Насекомые;
- Профессии;
- Деревья;
- Животные и их детеныши;
- Инструменты;
- Времена года;
- Овощи
- Фрукты
- Предметные картинки на подбор антонимов;
- Предметные картинки на подбор синонимов;
- Многозначные слова;
- Предметные картинки «один-много»;
- Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами;
- Пособия на согласование слов;
Для развития связнойречи:
- Серии сюжетных картинок;
- Сюжетные картинки;
- Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов;
- Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов
Правильное ведение логопедической документации необходимо для наблюдения за процессом коррекционной работы и оценки эффективности используемых приёмов.
Документация учителя-логопеда:
- Речевые карты на каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт.
- Список детей подготовительной и старшей группы, нуждающихся в коррекции речевых нарушений на начало учебного года.
- Список детей, зачисленных на занятия в данном учебном году.
- Рабочая программа учителя-логопеда.
- Годовой план работы учителя-логопеда.
- Журнал логопедических занятий с указанием темы работы с детьми на каждый день.
- Соглашение о совместной деятельности учителя-логопеда с родителями.
- Планы индивидуальной коррекционной работы.
- График работы учителя – логопеда и циклограмма занятий, заверенные заведующей ДОУ.
- Отчет о результатах работы за учебный год.
3. Содержательный раздел.
3.1. Содержание образования по пяти образовательным областям.
Образовательная область | Задачи | Вид деятельности |
Социально-коммуникативноеразвитие | Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. | - настольно-печатные - дидактические игры -театрализованные игры -автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи - игровые ситуации - мини инсценировки |
Познавательное развитие | Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. | -составление описательных рассказов -автоматизация поставленных звуков в словах - дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия - игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами-пальчиковая гимнастика |
Речевое развитие | Учить владеть речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. | - составление рассказов - постановка и автоматизация поставленных звуков изолированно, в слогах, в словах и фразах - дидактические игры на развитие фонематического слуха - игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами -пальчиковая гимнастика -артикуляционная гимнастика |
Художественно-эстетическое развитие | Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках. Развивать графомоторные навыки. | - автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах - штриховка |
Физическое развитие | Развивать координированность и точность действий. | -пальчиковая гимнастика - речь с движением - физкультминутки |
3.2. Формы, способы и средства реализации рабочей программы.
Основной формой работы на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.
Основная цель подгрупповых занятий – первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для трёх-четырёх детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. Воспитываются навыки коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно). Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.
Общая продолжительность курса логопедических занятий находится в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально – личностных особенностей. Они могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1 года и более.
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2 - 3 раза в неделю с каждым ребёнком.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 15-20 минут.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
3.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Содержание программы разделено на 2 блока:
Блок I. Коррекция звукопроизношения.
Блок II. Коррекция фонематического недоразвития речи.
Эти два блока учитель-логопед использует параллельно. Очередность изложения материала в блоках определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
Блок I «Коррекция звукопроизношения».
Учитывая специфику нарушений устной речи, работа планируется по этапам:
Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
I этап. Подготовительный. | |
| - Развитие мелкой моторики. - Развитие физиологического и речевого дыхания. - Выработка плавного и длительного выдоха. - Работа над силой выдоха. - Активизация познавательных процессов. - Развитие слухового внимания, памяти. - Развитие фонематического восприятия |
II этап. Формирование произносительных умений и навыков | |
3.Автоматизация поставленного звука: - в слогах; - в словах; - во фразе; - в предложении; - в тексте; - в пословицах, поговорках, стихах; - в скороговорках; - в спонтанной речи | - Развитие пространственной ориентировки. - Развитие мелкой моторики. - Развитие тактильного восприятия. - Развитие зрительного внимания и памяти. - Развитие слухового внимания, памяти. - Развитие фонематического восприятия - Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова. - Развитие фонематических процессов (анализа, синтеза, представлений - см. блокII) - Развитие слухоречевой памяти. - Развитие логического мышления. - Активизация словарного запаса. - Развитие навыков словообразования. - Развитие навыков словоизменения. - Развитие связной речи. - Формирование языкового чутья. - Развитие навыков самоконтроля |
I этап. Подготовительный этап
Задача подготовительного этапа — развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Так же на этом этапе необходимо осуществить тщательную и всестороннюю подготовку ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) развитие физиологического и речевого дыхания;
г) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика);
д) развитие мелкой моторики;
е) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж и т.д.)
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы.
II этап. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи
- устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
На этом этапе осуществляется:
1. Знакомство с артикуляцией звука;
2. Постановка звука;
3. Коррекция звука;
4. Автоматизация поставленного звука.
Постановка звуков проводится в такой последовательности:
- Свистящие [c], [з], [ц], [с`], [з`].
- Шипящий [ш].
- Соноры [л], [л`].
- Шипящий [ж].
- Соноры [р], [р`].
- Аффрикаты [ч], [ц].
- Шипящий [щ]
Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме.
Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные индивидуальными особенностями отдельных детей.
Автоматизация поставленного звука осуществляется:
- в слогах;
- в словах;
- во фразе;
- в предложении;
- в тексте;
- в пословицах, поговорках, стихах;
- в скороговорках;
- в собственном связном высказывании.
Автоматизация поставленных звуков в словах рекомендуется проводить в следующей последовательности:
а) [С], [3], [Ш], [Ж], [С'], [3'], [Л'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных.
б) [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
Вследствие того, что у детей с речевыми нарушениями, как правило, выявляется недостаточная сформированность мелкой моторики, психических функций и общеречевых навыков (словарный запас, лексико-грамматический строй речи и фонематические процессы), то необходимо их развивать на логопедических занятиях с детьми. Это создаст благоприятные предпосылки для развития устной речи и овладения письменной речью. Данное положение отражено в тематическом плане данного блока.
Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от выполнения методических установок, важнейшими из которых являются следующие:
1. Ребенок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение.
2. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала.
3. Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно-бытовую речь.
4. В течение работы над постановкой звуков родители должны активно помогать ребенку и требовать от него выполнения заданий.
Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи».
Темы | Содержание работы |
Формирование и развитие фонематического восприятия и представлений | |
1. Активация слухового внимания | Игра «Найди игрушку» (со звучащими игрушками), «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка), узнавание музыкальных инструментов по их звучанию, «Угадай слово» (в котором не достает звука) и т.п. |
2. Выделение звука из ряда других звуков | Совершенствование слухового внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д. |
3. Выделение звука на фоне слога | Совершенствование слухового внимания путем реагирования детьми лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву ит.д. Особое внимание следует уделить смешиваемым звукам |
4. Выделение звука на фоне слова | Совершенствование слухового внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д. Сложным и особо значимым в данном случае вариантом операции является анализ ряда слов со смешиваемыми звуками |
5. Вычленение звука | Детям предлагается слово, в котором они должны назвать последний и/или первый звук слова. Особое внимание уделяется словам, которые в своем составе содержат 2 или большее число смешиваемых звуков, а также рядам слов-квазиомонимов. Например, при смешении звуков (ш)-(т): шут, шест, тушь; грош, грот; марш, март и т.д. |
6. Определение места звука в слове | Педагог выделяет какой-либо звук, дети определяют, где он находиться в слове: 1) в его абсолютном начале, 2) абсолютном конце или 3) в середине. Легкий вариант заданий – выделенный звук встречается в слове 1 раз, трудный – звук встречается несколько раз. Трудным является и вариант, когда в слове одновременно находятся два и более смешиваемых звука |
7.Определение положения звука по отношению к другим звукам | Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенок должен назвать, какой или какие звуки находятся перед и после выделенного звука |
8.Определение последовательности звуков в слове | Логопед произносит слово, ребенок последовательно произносит все звуки в слове. На первых этапах работы, чтобы не создавать у детей дополнительных трудностей, им нужно предлагать слова без редуцированных звуков. Следует придерживаться полного стиля их произношения. Для заданий подбираются слова со сме6шиваемыми звуками |
9.Определение порядка следования звуков в слове | Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенку нужно определить, каковым по порядку следования является этот звук: первым, третьим и т.д. Другой вариант операции: педагог произносит слово и просит дошкольника назвать в слове определенный по счету звук |
10.Определение количества звуков в слове | Педагог произносит слово, ребенок определяет количество составляющих его звуков. На первых этапах работы подаются слова без редуцированных звуков и с полным стилем произношения |
11. Составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез) | Педагог в должной последовательности раздельно произносит звуки, ребенок составляет из них слова. Условия формирования этой операции могут иметь разную сложность. Легкие, - когда звуки подаются с минимальной паузой, трудные, - когда паузы между подаваемыми звуками продолжительные или звуки перемежаются индифферентными словами-раздражителями. В начале формирования этой операции, как и многих других, следует подавать слова без редуцированных звуков. |
12.Операции фонематических представлений | Собственно дифференциация фонем - выделение звука на фоне слова; - различение слов квазиомонимов при их слуховом восприятии и назывании (обозначении) явления действительности; - называние пар картинок, включающих в свои названия трудные для различения звуки, для формирования различения звуков в экспрессивной речи |
Формирование фонематических обобщений - раскладывание картинок на группы (2, 3 и более – в зависимости от педагогических целей), названия которых включает дифференцируемые звуки; - придумывание детьми слов, включающих тот или иной звук (звуки): 1) «свободное» придумывание вне зависимости от положения звуков в слове и последовательности слов в этом задании; 2) «связанное», «ограниченное» придумывание, т.е. ограниченное каким-то жестким условием, например, придумать (произнести) слова по аналогии: шайка – сайка, шутки – сутки и т.п. - определение «лишнего» звука в ряду других звуков (например, (р) (р) (л) (р); - замена звуков в словах с последующим объяснением их значений; - разные варианты речевого лото (например, на игровом поле закрываются сектора, где изображены предметы, названия, которых включают звонкие звуки); - выбор должного слова с опорой на контекст | |
После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками. Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение поставленного звука с имеющимися. Вначале отрабатываются звуки в упражнениях, а затем вводятся в разговорно-бытовую речь.
В данном блоке ведется работа над совершенствованием следующих операций в соответствии с концепцией, предложенной Каше Г. А., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. в программе воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи:
- активизация слухового внимания;
- выделение звука на фоне других звуков;
- выделение звука на фоне слога;
- выделение звука на фоне слова;
- вычленение звука;
- определение места звука в слове;
- определение положения звука по отношению к другим звукам;
- определение последовательности звуков в слове;
- определение порядка следования звуков в слове;
- определение количества звуков в слове;
- составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез);
- операции фонематических представлений.
При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Рекомендуемая последовательность дифференциации звуков:
[С-3], [С-С'], [С-Ц], [С-Ш];
[Ж-3], [Ж-Ш];
[Ч-С], [Ч-Т'], [Ч-Щ];
[Щ-С'], [Щ- Т'], [Щ-Ч], [Щ-Ш];
[Л'-Л], [Р-Л], [Р-Р'], [Р'-Л'], [Р'-Й].
Перспективное планирование коррекционной логопедической работы
с детьми 6-го года жизни(ФНР и ФФНР, ОНР-III уровня)
Направления работы | I период обучения | II период обучения | III период обучения |
Звукопроизношение | 1.Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. 2.Развитие речевого дыхания. 3.Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. 4.Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией: • изолированно; • в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов); • в словах; • в предложениях. 5.Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации. 6.Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). 7.Автоматизация поставленных звуков; • изолированно; • в открытых слогах (звук в ударном слоге); • в обратных слогах; • в закрытых слогах; • в стечении с согласными; • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. | 1.Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. 2.Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’]. 3.Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах. 4.Автоматизация произношения вновь поставленных звуков: • изолированно; • в открытых слогах (звук в ударном слоге); • в обратных слогах; • в закрытых слогах; • в стечении с согласными; • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. 5.Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся: • по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’]; • по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д]; а также: • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах. | 1.Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. 2.Дифференциация звуков по месту образования: • [с] — [ш], [з] — [ж]; • [р] — [л]; • в прямых и обратных слогах; • в слогах со стечением трех согласных; • в словах и фразах; • в стихах и коротких текстах; • закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. |
Фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез | 1.Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. 2.Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. 3.Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. 4.Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. 5.Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. 6.Преобразование слогов за счет изменения одного звука. 7.Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. 8.Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. 9.Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове. 10.Практическое усвоение понятий “гласный — согласный” звук | 1.Определение наличия звука в слове. 2.Распределение предметных картинок, названия которых включают: • дифференцируемые звуки; • определенный заданный звук. На этом же материале: • определение места звука в слове; • выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге; • осуществление анализа и синтеза прямого слога; • выделение согласного звука в начале слова; • выделение гласного звука в конце слова. 3.Практическое знакомство с понятиями “твердый — мягкий звук” и “глухой — звонкий”. 4.Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. 5.Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. 6.Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания): • по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]); • по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д]; • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах; • составление предложений с определенным словом; • анализ двусловного предложения; • анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. | 1.Составление схемы слова с выделением ударного слога. 2.Выбор слова к соответствующей графической схеме. 3.Выбор графической схемы к соответствующему слову. 4.Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. 5.Подбор слова с заданным количеством звуков. 6.Определение последовательности звуков в слове. 7.Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. 8.Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. 9.Составление слов из заданной последовательности звуков. |
Развитие речи (лексика, грамматика, связная речь) | 1.Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. 2.Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. 3.Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода. 4.Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. 5.Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа. 6.Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. Лексические темы: Согласно календарно-тематическому планированию НОД по формированию ЛГСР | 1.Закрепление в самостоятельной речи навыка: • согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных; • согласования порядковых числительных с существительными. 2.Закрепление умения: • подбирать однокоренные слова; • образовывать сложные слова; • составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; • распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; • составлять предложения по опорным словам; • составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; • заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками. 3.Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале. Лексические темы: Согласно календарно-тематическому планированию НОД по формированию ЛГСР | 1.Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой. 2.Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи. Лексические темы: Согласно календарно-тематическому планированию НОД по формированию ЛГСР |
Перспективное планирование коррекционной логопедической работы
с детьми 7-го года(ФНР и ФФНР, ОНР-III уровня)
Направления работы | I период обучения | II период обучения | III период обучения |
Звукопроизношение | 1.Постановка отсутствующих звуков. 2.Закрепление правильно произносимых звуков. 3.Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. 4.Развитие речевого дыхания. 5.Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. 6.Формирование грамматически правильной речи. 7.Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков. | 1.Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. 2.Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. 3.Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с закреплением правильного произношения. 4.Усвоение многосложных слов (учительница, часовщик, электрический и др.)в связи с закреплением правильного произношения. 5.Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. 6.Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. | 1.Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. 2.Усвоение слов сложного слогового состава. 3.Закрепление слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков. . |
Фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез | 1.Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. 2.Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков. 3.Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. 4.Последовательное называние гласных из ряда двух – трёх гласных (аи, уиа). 5.Анализ и синтез прямых и обратных слогов. 6.Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот. 7.Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом, кнут. 8.Выделение первого согласного в слове. 9.Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов («кит», «суп»). 10.Выкладывание из цветных фишек обратных слогов. 11.Преобразование слогов. 12.Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек. 13.Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук». 14.Составление графической схемы слова. 15.Называния порядка следования звуков в слове. 16.Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове. 17.Умение давать качественную характеристику звуку. 18.Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. | 1.Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов. 2.Составление схемы слов из фишек и полосок. 3.Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, красный, краска. 4.Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой». 5.Закрепеление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). 6.Развитие умения находить в слове ударный гласный. 7.Развитие умения подбирать слова к данным схемам. 8.Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь). 9.Определение количества слов в предложении и их последовательности. 10.Деление слов на слоги. 11.Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов. 12.Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. 13.Выкладывание из полосок схемы предложения. 14.Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение. | 1.Продолжать совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов. 2.Составление схемы слов из фишек и полосок. 3.Звуко-слоговой анализ слов различной сложности без предлогов и с предлогами. 4.Выделение и называние гласных, согласных звуков. Выкладывание из полосок схемы предложения и слов в нем. |
5. Список использованной литературы
1.Афонькина Ю. А., Кочугова Н. А. Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ. – В.: Учитель, 2014.
2. Боровцова Л. А. Документация учителя-логопеда: методич. пособие/Л.А.Боровцова. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
3. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.
4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.
5.От рождения до школы под редакцией Н.Е. Вераксы,М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.М.: 2014.
6. Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989.
7. Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.
8. Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Умелые ручки 2023-2026г.
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.В современной эстетико-педагогической литературе сущнос...

План работы с родителями в группе раннего возраста на 2025 – 2026г.
План работы с родителямив группе раннего возраста на 2025 – 2026г....

Календарно-тематическое планирование воспитательной работы на 2025-2026г.
Документ, который регламентирует образовательную деятельность в течение учебного года, определяя последовательность изучения тем и распределение времени на их освоение. Он является основой для ор...





