Консультация для родителей "Игровой пальчиковый самомассаж"
консультация по логопедии

Степаненко Ольга Владимировна

 Консультация для родителей "Игровой пальчиковый самомассаж"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 22»

 города Аши Челябинской области

(МКДОУ № 22 г. Аши)

Консультация для родителей

«Игровой пальчиковый самомассаж»

Автор: Степаненко Ольга Владимировна

Учитель-логопед

Аша, 2025

Консультация для родителей.

«Игровой пальчиковый самомассаж»

   В современном  мире сенсорных гаджетов, все больше проблема у детей наблюдается в речевом развитии. Казалось бы, как это связано. Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики. Неоспорим тот факт, что активные движения пальцев рук, как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

   Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координация движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, иголок, вязальных спиц и пр., застёгивание и расстёгивание пуговиц и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка. Это значит, что если мы хотим вырастить умного ребёнка, то обязательно нужно развивать движения его рук, или другими словами – мелкую моторику.

  Чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей 3 лет и старше нарушено, нужна диагностика. Попросите ребёнка выполнить пять несложных упражнений:

1. У ребёнка должно получаться «шагать» по плоской поверхности пальцами (указательным и средним поочерёдно).

2. Дошкольник должен уметь «загибать пальчики» поочерёдно, начиная с мизинца.

3. На глазах у ребёнка разберите пирамидку и дайте ему задание собрать её заново.

4. Попросите срисовать домик, состоящий из обычных элементов, простых для воспроизведения даже при отсутствии таланта художника. Проверьте, насколько точна получившая копия. Особое внимание уделите таким мелким элементам, как крыльцо, труба, дверь, — именно они будут указывать на динамику развития в руках мелкой моторики.

5. Предложите ребёнку обвести рисунок по точкам, но при этом заранее обговорите, что отрывать карандаш (ручку, фломастер) от бумаги нельзя.

   Теперь подведите итоги. Если в 3 года ребёнку дозволительно выполнять хотя бы 50% от всех этих упражнений. Если у вас эти показатели ниже, с ребёнком нужно больше заниматься. Иначе это потом плачевно скажется на его дальнейшем речевом развитии.  

   Пальчиковый самомассаж - это очень эффективный метод развития мелкой моторики у детей. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. 

 

   Какими бы полезными для активизации речевых центров в головном мозге малыша не были игры с пальчиками, они не смогут вам помочь, если с ним не будут разговаривать. Значительный эффект можно получить, сопровождая пальчиковые игры комментариями.


   При проведении первых пальчиковых игр текст читайте медленно, чтобы дети успели показать движения. Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 игр, новые игры вводите постепенно, но через время повторяйте ранее выученные.

 

Здесь представлена подборка полезных, упражнения с пальчиками, которые способствуют развитию мелкой моторики, а также помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения.

 

   Знакомство с пальчиками.

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони),

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак).

Эти два – всему указка,

Всё покажут без подсказки (продемонстрируйте указательные пальцы).

Эти – два середничка,

Два здоровых бодрячка (покажите средние пальцы).

Ну, а эти – безымянны,

Молчуны, всегда упрямы (вытяните безымянные пальцы).

Два мизинца-коротышки,

Непоседы и плутишки (покажите мизинцы).

Пальцы главные средь них –

Два больших и удалых (покажите большие пальцы,

                                         остальные пальцы сожмите в кулак).

       

«Репка».

            Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги.

Правая рука:  Тянут – тянут (мизинец)

                         Бабка с дедкой (безымянный)

                         Из земли (средний)

                         Большую репку (указательный).

                         Вот пришла бы (большой)

Левая рука:     Наша внучка (большой).

                         Помогла б (указательный)

                         Собака Жучка (средний).

                         Где же кошка? (безымянный)

                         Мышка-крошка? (мизинец)

                         Хоть держалась крепко (одноименные пальцы соединить    

                                                                   подушечками друг к другу),

                         Вытянута репка!

«Щелчки».

Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугались щелчка –

Разбежались кто куда!

«Лягушки».

Мы лягушки - попрыгушки, ква-ква, ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два! (Прокатывание карандаша между двумя      

                                                              ладонями в вертикальном положении карандаша)

Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква, ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два! (Прокатывание карандаша тремя пальцами

                                                                       правой руки)

Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква, ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два! (Прокатывание карандаша тремя пальцами                  

                                                                        левой руки)

Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква, ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два! (Прокатывание карандаша между двумя  

                                                            ладонями в горизонтальном положении карандаша) 

Мы лягушечек возьмём,

На край стола их уберём. (Убираем «карандаши-лягушки» на край стола).

 «Весёлая прищепка».

Прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги, следуя словам стихотворения.

Я - веселая прищепка,

Коль поймаю, держу крепко!  

Большой пальчик я поймаю

И немного покачаю!

Указательный поймаю

И немного покачаю!

              Средний пальчик я поймаю

              И немного покачаю!

              Безымянный я поймаю

              И немного покачаю!

              И мизинчик я поймаю

              И его я покачаю!

«Пальчики – озорные мальчики».

На каждую строчку катание бусинки между большим и другими пальцами.

 

Круглую рожицу, а не косую (большой - указательный)

Каждому пальчику я нарисую (большой - средний).

Пальчики, как озорные мальчишки (большой - безымянный),

Целых четыре веселых братишки (большой - мизинец)

Смена руки

Пятый братишка на голову ниже (большой - указательный),

Только умишком и он не обижен (большой - средний).

Даже такое порою бывает (большой - безымянный):

Маленький всем четверым помогает (большой - мизинец)!

«Горошки».

Насыпать горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошины одну за другой и удерживает их в руке, набирая целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошина берётся на ударный слог.

С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки,

Руки держат все горошки.

«Помощница».

В чашке смешать два вида крупы. Предложить рассортировать её в две разные чашечки.

Я помощницей расту.

Своей маме помогу.

Я крупу переберу,

Рис от гречки отберу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровой самомассаж кистей рук как важная составляющая сенсорного воспитания»

Игровой  самомассаж кистей рук, яв­ляется эффективным и универсаль­ным средством реабилитации тонких дви­жений у детей-инвалидов, средством кор­рекции нарушений письменной речи у ...

Консультация для воспитателей "Игровой самомассаж, как средство подготовки руки к письму"

Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов....

ПАЛЬЧИКОВЫЙ САМОМАССАЖ

        Пальчиковый самомассаж это важное средство способствующее созданию нейронных сетей, что в свою очередь стимулирует процесс обучения. Выполнение различных упражнений ...

Консультация для родителей. «Игровой пальчиковый самомассаж».

Консультация для родителей. «Игровой пальчиковый самомассаж»....

пальчиковы самомассаж " Твоя ладошка"

Взрослый или сам ребенок выполняет самомассаж ладони синхронизируя его с текстом.  ...

Консультация для родителей. Игровой пальчиковый самомассаж как средство речевого и интеллектуального развития дошкольника.

Ещё несколько лет назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками. Сейчас же не принято штопать одежду, мало кто занимается рукодели...

Игровой пальчиковый самомассаж как средство речевого и интеллектуального развития дошкольника

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование реч...