Этапы развития эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии
Цель: Расширение эмоционального опыта ребенка и подготовку к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний.
Задачи:
1. Изучение и уточнение различных эмоциональных состояний.
2. Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние мимическими средствами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы развития эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста.
Подготовительный этап.
Цель: Расширение эмоционального опыта ребенка и подготовку к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний.
Задачи:
1. Изучение и уточнение различных эмоциональных состояний.
2. Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние мимическими средствами.
I . Соотнесение графических изображений эмоциональных состояний.
«Лото настроений»
Цель: Закреплять умение различать эмоциональные состояния с опорой на картинку-образец. Развивать внимание, усидчивость.
Материал: у детей большие карточки с несколькими изображением людей, животных, птиц, в различных эмоциональных состояниях. У педагога разрезные карточки.
Описание: Ведущий демонстрирует пиктограмму какой-либо эмоции, дети находят на своей карточке животное с заданной эмоцией, называют его эмоциональное состояние и закрывают изображение фишкой.
II . Узнавание эмоций по словесному описанию.
«Найди девочку»
Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.
Материал: у детей наборы пиктограмм.
Описание: Педагог рассказывает небольшой рассказ и просит подобрать пиктограмму, соответствующую настроению девочки.
Примерные рассказы:
1. У Маши был день рождения. Пришли гости, они принесли Маше много подарков. Маше были весело, она улыбалась.
2. Катя вышла во двор, взяла санки и стала кататься с горки, ей было очень весело.
3. Лена потеряла свою любимую игрушку, она расстроилась.
4. Пришла Маша с прогулки испуганная, она увидела большую лохматую собаку.
«Подними картинку»
Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.
Материал: у детей наборы пиктограмм.
Описание: Педагог рассказывает рассказы или читает стихи, а дети определяют по тексту эмоциональное состояние героев и поднимают пиктограмму.
Примерные тексты:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Все бело, бело, бело,
Много снегу намело,
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки!
Подарил мне папа льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня его боялся.
А на третий –
Он сломался.
III. Понимание и выражение эмоциональных состояний с опорой на графические изображения.
«Замри»
Цель: Закреплять умение различать и передавать различные эмоции с помощью мимики.
Материал: Карточки с изображением разных эмоциональных состояний.
Описание: Дети двигаются по комнате под звуки бубна( погремушки, металлофона), с остановкой музыки, педагог говорит: «Замри» и показывают карточку с эмоциональным состоянием. Дети изображают соответствующую эмоцию.
Основной этап.
Цель: формирование эмоциональной лексики.
Задачи:
1. Расширение лексики, обозначающей эмоциональные состояния.
2. Расширение эмоционального словаря за счет употребления антонимов и синонимов.
3. Упражнение в словообразовании существительных с уменьшительными значениями.
I . Называние эмоциональных состояний.
«Угадай настроение»
Цель: учить различать и называть эмоциональные состояния по мимике.
Описание: педагог показывает разные эмоциональные состояния и задает вопрос: «Какое у меня настроение?» Дети называют. По мере ознакомления с игрой, ведущим становится ребенок.
II. Словообразование существительных с уменьшительным значением.
«Большой и маленький»
Цель: упражнять в словообразовании существительных с уменьшительными суффиксами..
Материал: Кукла, одежда, посуда, мебель.
Описание: педагог предлагает детям пригласить в гости куклу, она маленькая, называет ее «куколка». Дети рассматривают куклу и называют ласково части тела, одежды куклы, посуду, мебель, которая предназначена для куклы
«Скажи ласково»
Цель: упражнять в употреблении существительных с уменьшительным значением.
Материал: предметные картинки: лиса, заяц, белка, корова, ворона, сорока, воробей, трава…
Описание: на столе лежат перевернутые вниз изображением картинки, дети подходят, берут картинку, называют слово ласково и забирают картинку.
«Ласковые имена»
Цель: Упражнять в словообразовании с использование уменьшительных суффиксов по аналогии.
Материал: цветок из бумаги.
Описание: педагог предлагает поиграть в игру и назвать друг друга ласково, дает образец, называя «Сашенька» и дает ему цветок. Следующий ребенок называет ласково какого-нибудь ребенка и отдает ему цветок.
«Ласковые дети»
Цель: та же.
Материал: мяч.
Описание: Дети стоят в кругу, педагог в центре.
Мяч лови, мяч бросай
И словечко приласкай.
Педагог называет слова: рука, нога, голова, трава, лиса, хлеб, камень, дорога, мама, зима…
III. Подбор антонимов.
«Вредный Буратино»
Цель: учить детей устанавливать антонимические отношения.
Материал: игрушка Буратино.
Описание: в гости к детям приходит Буратино. Педагог рассказывает, что он очень вредный и делает и говорит все наоборот. Педагог предлагает сказать детям слова, а Буратино будет говорить все наоборот:
Большой – маленький,
Толстый – тонкий,
Веселый - грустный,
Радостный – грустный,
Злой – добрый,
Храбрый – трусливый,
Старый – молодой,
Детям предлагают превратиться в вредного Буратино. Дети подбирают антонимы к предложенным словам.
III. Подбор синонимов.
«Слова-приятели»
Цель: учить выбирать из предложенных слов, слова со сходным значением.
Описание: Детям предлагают выбрать из 3 слов 2 слова - приятеля. Разбирается значение слова приятели.
Грустный, печальный, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый.
Слабый, неловкий, неуклюжий.
Большой, красивый, огромный.
Веселый, радостный, хороший.
Плохой, злой, сердитый.
Трусливый, маленький, пугливый.
«Скажи по-другому»
Цель: упражнять в подборе синонимов.
Описание: Педагог предлагает детям назвать слово по-другому.
Грустный –
Радостный -
Злой –
Веселый –
Сильный –
Храбрый –
Слабый –
Трусливый –
Смелый –
Хороший –
Чистый –
Удивленный -
«Составление рассказов по модельному ряду»
Цель: Употребление в речи синонимов.
Детям предлагали придумать историю с опорой на модельный ряд «Находчивый цыпленок» . В случае затруднения использовали рассказ с паузами в тех местах, где необходимо подобрать синонимы. Летним утром вылупился из яйца цыпленок. Он увидел яркое солнышко, высокую траву. Цыпленок очень удивился…(изумился, поразился). Вдруг туча закрыла солнышко и закапал дождик. Цыпленок сделал из скорлупки зонтик и грустный…(печальный, унылый) пошел под дождем.
Заключительный этап.
Цель: Актуализация эмоциональной лексики в речи детей.
Задачи:
1. Закрепление эмоциональной лексики.
2. Активизация эмоциональной лексики в словосочетаниях и предложениях.
«Закончи предложение»
Цель: практическое употребление в речи слов-антонимов. Развивать мышление, память.
Описание: ребенку предлагается закончить предложение, повторить его и назвать слова – неприятели.
Слон большой, а комар…
Золушка добрая, а мачеха…
Дедушка старый, а внук…
Лев смелый, а заяц…
Айболит добрый, а Бармалей …
Сегодня мне весело, а вчера было…
«Скажи наоборот»
Цель: активизация антонимов в предложениях.
Описание: Педагог приглашает в гости Буратино, он играет с детьми. Педагог составляют предложения, а Буратино говорит наоборот. Затем з Буратино помогают дети.
Злой волк идет по лесу. Добрый волк идет по лесу.
Веселая девочка собирает грибы.-
Трусливый зайчик спрятался за елкой.-
Радостный мальчик играет у дома.
Печальный волк сидит на поляне.
«Исправь ошибку»
Цель: Закреплять понимание и употребление в речи слов эмоциональной лексики.
Развивать слуховое внимание, умение замечать ошибки в чужой речи.
Описание: В гости к детям приходит Незнайка, он начинает рассказывать, какие он составил предложения. Дети слушают и исправляют ошибки Незнайки.
Гарусная девочка весело играла.
Радостный мальчик сидел и плакал.
Трусливый лев гордо ходил по лесу.
Храбрый заяц спрятался в кустах.
Расстроенная мама весело улыбалась.
Молодой дедушка медленно поднимался по лестнице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР.
Опыт работы по развитию эмоциональной лексики у детей старшего дошколного возраста с ОНР....

Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Помощь детям с нарушениями речи в коррекционных дошкольных учреждениях....

Условия и этапы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.
«Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволяют развить эти способности вовремя». (О...

Защита опыта на заседании городского методического объединения педагогов-психологов дошкольных учреждений г.Южно-Сахалинска.Презентация "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с помощью игры" .
ull;Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство...

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше всё зависит от родителей и других взрослых: если они много играют с малышом, его игры постепенно становятся всё более сло...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрализованной игры»
Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период. Особенность эмоционального развития в дошкольном возра...

Консультация для педагогов «Эмоции и речь. Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Эмоции и речь. Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста» ...