Консультация для педагогов «Обучение детей грамоте посредством игры»
консультация по логопедии

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Обучение детей грамоте посредством игры»

Наибольшее значение при обучении грамоте дошкольников имеют дидактические игры, это связано, с тем, что их основная цель - обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное воспитателем задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. В дидактической игре познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. А повторы действий способствуют формированию умений и навыков. Дидактическая игра должна соответствовать этапу подготовки к обучения грамоте, индивидуальным особенностям детей, в них должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный, зрительный, слуховой, двигательный.. Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.

Основные задачи подготовки дошкольников к усвоению грамоты в детском саду:

  1. Формирование        фонематического        анализа        и        синтеза        слов,        слогового анализа.
  2. Ознакомление        со        словесным        составом        предложения. Анализ предложений.

Рассмотрим игровой материал в соответствии с этими направлениями.

  1. Формирование фонематического и слогового анализа и синтеза.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

Фонематический анализ и синтез - это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а также составлять слово из отдельных звуков.

В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, от положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Ударные гласные узнаются значительно лучше, чем безударные. Они выделяются значительно легче из начала слова, чем из конца и середины.

Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются лучше, чем взрывные.

Щелевые легче выделяются из начала слова, а взрывные - из конца.

Исходя из этого последовательность овладения звуковым анализом будет следующая:

  • выделение звука из ряда звуков, слогов, слов;
  • выделение ударного гласного в начале слова;
  • анализ звукового ряда из 2 - 3 гласных;
  • выделение глухого согласного в конце слова, анализ обратного слога;
  • определение гласного после согласного в середине слова;
  • выделение первого согласного в слове;
  • полный звуковой анализ и синтез 3-х звукового слова типа МАК;
  • выделение гласного звука в конце слов;
  • полный звуковой анализ двусложного слова.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать принцип поэтапного формирования умственных действий. Составление предварительного представление о задании (ориентировочная основа будущего действия),

Освоение действия с предметами, это формирование фонематического анализа с опорой на внешние действия: схемы, пустые клеточки, фишки.

Выполнение действий в плане громкой речи. После освоения действий звукового анализа со схемами, задания выполняются без предметов, но проговаривая слово вслух.

Перенос действий во внутренний план. Проговаривание слова в плане шепотной речи, постепенный переход во внутренний план.

Окончательное становление внутреннего действия.

Игры и игровые приемы на этапе выделения звука из ряда звуков, слогов и слов

«Берегись автомобиля».        Услышав звук (Р), ребенок показывает красный кружок.

«Светофор», «Чуткие ушки». Поднять соответствующий звуку кружок.

«Кораблик в тумане». Услышав звук Л, ребенок зажигает фонарик.

«Горшок каши». Услышав, что каша кипит (звук Ш), ребенок звонит в колокольчик.

«Поймай комара». Услышав звук З, ребенок хлопает в ладоши.

«Поймай жука». Услышав звук Ж, дети хлопают в ладоши.

«Поймай звук в ладошки».

«Подними символ».

«Умная машина», «Умный паровоз», «Умный самолет». Эти транспортные средства перевозят пассажиров или грузы с определенным звуком в названии. Дети должны отобрать соответствующие картинки.

Выделение первого и последнего звука в словах

«Магазин». Заплатить 1 или последним звуком в названии покупки.

«Поймай слово за хвост». «Я начну, а ты закончи». «Звукоед». Звукоед съел первый (последний) звук в слове, назови какой. …адуга, …акета, …убаха.

Определение места звука в слове

«Соберем вещи». В одну сумку положим вещи, в названии которых звук находится в начале слова, в другую - в середине и в третью - в конце.

«Разложи вещи». Уберем одежду в комод, в соответствии с местом расположения звука в слове: в верхний ящик, в средний и в нижний. Рубашка, сарафан, свитер.

«Новоселье в зоопарке». Расселить животных по клеткам в соответствии с расположением

звука в слове: Лошадь, волк, осел. Рысь, корова, бобер.

«Подбери картинки к схеме». Использование раздаточных карточек.

Звуковой анализ и синтез

«Живые звуки». Дети, изображающие звуки встают в определенной последовательности

«Разбросаем звуки», «Рассыплем слово по звукам». Педагог называет детям слово, а дети называют звуки.

«Позовем звуки домой». Первый звук, второй и третий…

«Подбери схему к картинке». Выставляется картинка и набор схем. Дети находят ту схему, которая подходит к данной картинке.

«Подбери картинку к схеме». Детям предложена схема и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме.

«Кубик». Каждый из детей бросают кубик, и подбирает картинку в соответствии с количеством звуков или звуковой схемой.

«Слово рассыпалось», «Поймай звуки». называет, «бросает» звуки, а дети составляют слово и называют его.

«Прочитай» слово по первым звукам картинок». Предложить картинки, определить первый звук в названии - можно составить слово.

«Цепочка звуков». Дети стоят в кругу. Педагог называет слово, а дети, передавая мяч, называют звуки по порядку, ребенок, назвавший последний звук в слове поднимает мяч и отдает ведущему.

«Волшебные часы», «Слово рассыпалось». Называть звуки в разбивку. Дети составляют слово из предложенных звуков.

Слоговой анализ

«Слогоцветик». Дети собирают цветок, в соответствии с количеством слогов в слове.

«Магазин». Чтобы купить товар, дети должны заплатить такое количество

«монет», сколько слогов в названии этого предмета.

«Поезд». «Рассадить» пассажиров в соответствии с количеством слогов.

«Собираем урожай». В одну корзину положим овощи, в названии которых - два слога, а в другую - три слога.

«Картинки-половинки». Перед ребенком разрезанные на половину картинки, с изображением предметов и надписями, состоящими из 2 слогов. Логопед называет первый слог и показывает картинку, ребенок находит вторую половинку и произносит второй слог. Ребенок повторяет слово, показывая каждую часть, называя количество слогов

  1. Анализ предложений

Работу над предложением следует проводить в два этапа. Сначала дети учатся вычленять предложений из текста и подсчитывать их количество. Затем детей знакомят со словесным составом предложения.

Игры на этапе анализа предложений

«Живые слова». Слова изображают дети, встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения.

«Подружим слова». Дети восстанавливают грамматическую форму слов в предложении.

Мама, завязывать, девочка, бант.

«Разбери завал». Дети разбирают «бревнышки». На каждом бревнышке деформированное предложение, правильность которого дети восстанавливают.

«Исправь ошибки Незнайки». Дети вставляют пропущенный или неправильно вставленный предлог.

«Подбери предложение к схеме», «Исправь ошибку». Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения. Правильно ли Незнайка записал предложение? Согласны ли вы с ним?

«Какое слово убежало?» На доске схема предложения, совместно составленная детьми. Дети закрывают глаза, логопед убирает одну полоску на схеме предложения. Дети называют слово.

«Волшебный кубик». На гранях кубика схематическое изображение предлога. Бросив кубик, дети составляют предложение с соответствующим предлогом.

Игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Педагог, работающий с детьми с, должен заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых приемов в процессе подготовки к обучению грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Обучение детей грамоте при подготовке к школе"

Знакомство детей со звуковой стороной слова простыми формами его анализа,проявление интереса к словам и звукам....

Консультация для воспитателей «Обучение детей грамоте при подготовке детей к школе»

Этапы ознакомление  со звуковым строением слова, его звуковым анализом детей средней, старшей и подготовительной группы...

Консультация для родителей: "Обучение детей грамоте"

Чему должен научиться ребенок для успешного освоения школьной программы по обучению грамоте ( предлагаются игры)....

Консультация для родителей и педагогов «Обучение детей грамоте в подготовительной группе»

В статье говорится о том, чему должен научится ребенок для успешного усвоения школьной программы....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Обучение детей игре в шахматы»

Консультация для педагогов  «Обучение детей игре в шахматы»...

Консультация для родителей на тему: «Обучение детей грамоте посредством дидактических игр»

Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия.Задачи.1. Помочь понять родителям, что дидак...